Конспект логопедического занятия "Звук Л - этап автоматизации. Приключения колобка"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Желтышева Наталья Николаевна

Конспект логопедического занятия  по автоматизации звука «Л» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи III  уровня, с дизартрическим компонентом. Презентация к занятию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия  по автоматизации звука «Л» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи III  уровня, с дизартрическим компонентом.

Составила Желтышева Наталья Николаевна

Учитель-логопед МКДОУ «Солнышко» п. Мортка

Тема: Звук «Л» - этап автоматизации. Приключения колобка.

 Коррекционно-образовательные цели.

Автоматизация звука «Л» в слогах, словах, предложениях.

Совершенствование навыка слогового  анализа слов

Совершенствование грамматического строя речи (образование глаголов приставочным способом, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, подбирать слова с противоположным значением).

Продолжать формировать понятие предложение и умение анализировать простые предложения. Продолжать формировать фонематическое восприятие, определять позицию звука в слове, навыки звукового анализа слов.

Коррекционно-развивающие цели.

Развивать просодическую сторону речи, зрительное и слуховое восприятие, мышление, память, внимание пространственную ориентировку, развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением, творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные цели.

Воспитание  самоконтроля над речью, воспитание навыков взаимодействия, активности и самостоятельности.

 Ход занятия.

I. Оргмомент. Логопед приглашает детей на занятие, предлагает встать в кружок и загадывает детям загадку.

Загадка.

Из муки он был печен,

На окошке был стужен.

Убежал от бабки с дедом,

А лисе он стал обедом.

Из какой сказки этот персонаж? Кто написал эту сказку? (Народ) Поэтому сказка русская народная.

Объявление темы занятия.

Ребята, послушайте какой звук я выделяю голосом сильнее других:

КОЛЛЛЛЛОБОК   (Звук «Л»)

-Правильно, сегодня мы будем слушать и произносить звук «Л» и сочиним с вами новую историю про колобка.

II. Основная часть.

1. Координация речи с движением.

А для этого давайте испечем  колобок.

-Месим месим тесто(сжимаем-разжимаем пальцы рук)

Есть в печке место(Руки вверх, в стороны, вниз.)

Печем, печем колобок (ручками печем колобки)

Круглый бок, румяный бок(Повороты туловища влево-вправо, руки в стороны.)

Доставали из печи (Руки вверх, в стороны, вниз.)

Ни пирог, ни калачи, (Повороты туловища влево-вправо, руки в стороны.)

Как поставили на стол, (Приседания.)

Он от нас чуть не ушел. (Смахнуть усталость со лба правой и левой рукой.)

2. Упражнение на дыхание «Подуем на колобок». Активизация вдоха и развитие плавного длительного выдоха.

Колобок наш из печи горячий, давайте на него подуем, чтобы он быстрее остыл.

Плечики не поднимаем, щечки мы не раздуваем, плавно выдыхаем.

Колобок свежий, ароматный, понюхаем его.

Выполняется несколько коротких вдохов носом и длительный выдох ртом «АХ!».

3.Расслабление мышц шеи, артикуляционная гимнастика.

Колобок наш улыбнулся,

Вправо потянулся,

Влево потянулся.

Покатился колобок

С левого на правый бок

А потом на спинке

Будто на тропинке.(круговые движения головой).

-По дорожке, по тропинке.    (массажные движения по лицу)

 Между сосен - прыг да скок    

 Очень весело, игриво

 Покатился колобок.

Кого же встретил колобок на своем пути, покажем язычком, возьмите зеркала

Дети садятся за столы

1) «Щенок». (Улыбочка, одновременно соединять кисти рук в горизонтальном положении)

Улыбается щенок, зубки напоказ, я бы точно так не смог вот смотри сейчас.

Колобок щенку тоже улыбнулся.

2) «Футбол» (Язычок упирается поочередно то в одну, то в другую щеку, кисть левой руки выпрямлена вертикально, правая кисть сжата в кулак и упирается в левую руку, затем наоборот)

C щеночком поиграл в футбол и забил в ворота гол.

2) «Широкий язычок» (Широкий язык лежит на нижней губе расслабленный, ладонь держать горизонтально)

Устал щеночек и дышит устало. И даже в футбол играть перестал он.

Широкий язык отдохнет, полежит, а колобок наш дольше бежит.

3) «Вкусный колобок» (Облизывание верхней губы движением вперед-назад, движение рукой назад)

Облизнувшись, лисичка пела: «Колобок, тебя б я съела».

 Но колобок покатился дальше.

4) «Качели» (движения языка вверх – вниз, одновременно выполняются движения ладонями верх и вниз)

Колобок решил размяться

На качелях с белочкой покачаться.

 А потом стал веселей и пошел искать друзей.

4. Работа над просодической стороной речи, пропевание звука с различной высотой звучания.

Путь наш станет интересней, если будем петь мы песни. Давайте встанем около стульчиков, чтобы было удобнее, сопровождаем пение движением руки.

Колобок открыл глаза- пропоем мы долго: ЛЛЛЛЛА

Утром солнышко взошло, снизу вверх поем мы: ЛЛЛЛЛО

С ним по горкам едем мы: ЛЛЛЛЛЫ

Мы увидели лису, сверху вниз пропели: ЛЛЛЛЛУ

5. Произнесение звука «Л» изолированно, характеристика звука по артикуляционно-акустическим признакам.

 Какой звук мы пели вместе с колобком? (Л)

Расскажем, как мы произносим звук «Л»

Логопед: Когда мы произносим звук [Л], то:

- губки в улыбке;

- зубки раздвинуты;

 - кончик языка вверх в зубы упирается.

по бокам от языка воздух пробирается

- голосок "работает".

Логопед: Дайте характеристику звуку [Л] /звук [Л] - согласный,  звонкий, твёрдый/

- Почему? /зубы, язык мешает воздуху свободно выходить изо рта/

- Для его обозначения мы будем использовать Звуковичок какого цвета? /Звуковичок синего цвета/ Почему синего цвета?

6. Произношение звука «Л» в слогах, развитие внимания, мышления.

Задания даются индивидуально каждому ребенку.

-Произнесите слог ЛА столько раз, сколько у тебя глаз (2)

Слог ЛУ столько раз, сколько хлопну я сейчас (4)

Слог ЛО столько раз, сколько лет тебе сейчас.

Слог ЛЫ скорей столько раз, сколько  у тебя ушей (2)

Слог ЛЭ столько раз, сколько  топну я сейчас(3)

 

Детям предлагается встать около стульчиков.

Развитие фонематического слуха, слухового восприятия, внимания, игра «Наоборот»

Повторение слоговых цепочек, если логопед при этом хлопает, то дети топают и наоборот.

ЛА-ЛО-ЛЫ,  ЛЫ-ЛА-ЛУ, ЛО-ЛЫ-ЛА, ЛУ-ЛА-ЛО.

7. Произношение звука «Л» в словах, словосочетаниях

Покатился колобок дальше и увидел на полянке необычный домик.

 Чей же это домик, кто тут живет? Колобок  через дорожку ( что сделал?)…перешел, колобок к домику ( что сделал?)….подошел, вокруг домика… обошел, в домик…зашел, из  домика…. вышел.

В доме никого не было, но было так много разных предметов. Давайте вместе с колобком рассмотрим их.

Назовите предметы: - в правом верхнем углу... (яблоки), посчитаем запасы  яблок (одно яблоко, два яблока…,пять яблок), в нижнем левом углу... (лыжи), раздели слово на слоги, в левом верхнем углу... (полотенце), раздели слово на слоги, между полотенцем и яблоками…(балалайка), раздели слово на слоги,

Перечислите те предметы в домике, которые мы еще не называли (лопата, халат, стол, пила). Давайте определим место звука «Л» в этих словах.

А что находится в правом нижнем углу…(лук), давайте определим количество и последовательность звуков в слове ЛУК, выкладывание схемы слова детьми.

Вспомогательные вопросы и выделение голосом каждого звука в слове при необходимости - как помощь логопеда детям, которые затрудняются.

Молодцы! Как вы думаете, кто мог жить в этом домике? (Дети предлагают свои варианты, логопед побуждает детей фантазировать))

А в этом домике жил гном, но его не было дома. А где был в это время гном, как вы думаете?

Давайте пальчиками расскажем, где был гном.

8. Развитие мелкой моторики.

Как-то на рассвете гном – «человечек»

Свой решил покинуть дом – «дом»

 Натянул он сапоги  – «в крышки от пластиковых бутылок вставить пальчики»

И помчался по грибы – «шагание» в пластиковых крышечках по столу»

Вдруг в лесу раздался гром – «хлопок в ладоши»

Спрятался под елку гном – «Елка»

9. Гимнастика для глаз. (Слежение глазами за движением руки с листочком)

Логопед предлагает встать возле стульчиков и не шевелиться, смотреть только глазками на листочек.

Осенний ветер дунул и с дерева полетел листочек.

Листочек летает повсюду,

Налево, направо и даже по кругу,

Вниз и вверх, вниз  и вверх поиграть зовет нас всех.

Логопед предлагает пройти на ковер и поиграть.

10. Игра с мячом «Назови ласково»                   

 Давайте поиграем: Мячик маленький поймай и словечки приласкай:

Яблоко-яблочко

Лопата-лопаточка

Балалайка-балалаечка

Халат-халатик

ложка-ложечка        

булавка-булавочка

А теперь пришел черед сыграть  в игру «Наоборот»

Заяц летом серый, а зимой….

Кипяток горячий, а лед …..

Волк летом сытый, а зимой….

Шарик легкий, а камень ….

Гномик добрый, а колдун …

Летом погода теплая, а зимой…..

Отдохнули, поиграли, детям предлагается сесть за столы.

11. Произнесение звука «Л» в предложении. Анализ словесного состава предложения.

Послушайте, что я сказала: КОЛОБОК, это слово или предложение?

Давайте придумаем предложение про колобка. ( Ответы детей, логопед побуждает детей как можно больше придумать разнообразных предложений про колобка)

Мое: Колобок нашел друзей.

Сколько слов в предложении? Назовите слова в предложении по порядку.

Назовите слова со звуком «Л». (колобок, нашел)

В каком слове нет звука «Л» (друзей).

Молодцы! Вы стали для колобка лучшими друзьями.

III. Рефлексия, итог.

Про кого мы с вами сочиняли историю? Какой звук мы продолжали  учиться произносить  вместе с колобком? Что в нашей истории вам понравилось больше всего? Дома придумайте продолжение истории про колобка. А для этого нужно, чтобы у каждого из вас был колобок, если вам понравилось на занятии – выбирайте веселого колобка, если вам  было не очень интересно вы можете выбрать грустного колобка, дома придумывайте продолжение нашей истории, рассказывайте  родителям, а кто желает, может нарисовать рисунок про  приключения колобка.

Желтышева Н.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема «Новые приключения Колобка»

Формирование интереса к театральной – игровой деятельности, положительного отношения к этому виду деятельности....

Конспект занятия в первой младшей группе «Приключения Колобка».

Стимулировать речевое развитие и моторную сторону речи, через развитие мелкой моторики и тактильных ощущений. Развивать активную речь....

Конспект индивидуального логопедического занятия на этапе автоматизации звука Ш в словах и предложениях

Конспект данного занятия был разработан для индивидуальной работы с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР....

Памятка для родителей «Игровые технологии в логопедической работе на этапе автоматизации звуков у детей»

Автоматизация звуков - закрепление правильного произношения звуков в речи.Благодаря нашей с Вами совместной работе, дети быстрее и с радостью научатся произноситьновые звуки....

Конспект индивидуального логопедического занятия на этапе автоматизации звука [л]в словах “На солнечной лужайке”.

Послушай стишок: На солнечной лужайке лавочка стоит,На лавочке куколка Лада сидит....