Конспект индивидуального логопедического занятия на этапе автоматизации звука Ш в словах и предложениях
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект данного занятия был разработан для индивидуальной работы с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_ezhika_shumki.docx | 18.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального занятия «Ёжик Шумка» на этапе автоматизации звука [Ш] в словах и предложениях.
Задачи:
- Развивать фонематическое восприятие;
- Развивать речевое дыхание и моторику артикуляционного аппарата;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Закреплять навыки звукового анализа и синтеза;
- Закреплять умение делить слова на слоги;
- Развивать память, внимание, мышление.
Оборудование: зеркало; мягкая игрушка «ёжик»; картинки с изображением предметов, в названии которых присутствует звук [Ш]; три лукошка; картинка с изображением мышат в камышах; карточки с изображением язычка для артикуляционной гимнастики.
Ход занятия
- Организационный момент.
Логопед показывает ребенку мягкую игрушку «Ёжик» и говорит: «Сегодня к нам в гости пришёл весёлый ёжик Шумка. Он хочет поиграть с тобой».
- Какое животное ёжик? (Дикое.)
- Расскажи, как выглядит ёжик. (Ребёнок, рассматривая игрушку, описывает внешний вид ёжика.)
- Как называются детёныши ежа? (Ежата.)
- Что ты знаешь о ёжике из сказок? (Добрый, умный, смекалистый, приходит на помощь.)
- Для чего ёжику колючки? (Чтобы защищаться.)
- А как ведёт себя ёжик, когда на него кто-то нападает? (Выпускает свои колючки.)
- Почему иногда о человеке говорят, что он колючий, как ёжик? (Такой человек недоверчив, закрыт, насторожен.)
- Психогимнастические упражнения.
Изобрази колючего ёжика. (Напрячься всем телом, втянуть голову, сделать полуприсед, выставить колючки – растопырить пальчики.)
Я – клубок колючек, ёж. | Напрягаемся, втягиваем голову, выставляем пальцы – колючки. |
Вы ко мне не подходите, | Делаем отрицательный жест пальцем. |
А подальше уходите. | Делаем отгоняющий жест рукой. |
Я иголки выставляю, Никого не подпускаю. | Выставляем «колючки». |
- Артикуляционная гимнастика.
А теперь ёжик Шумка предлагает тебе послушать сказку «Весёлая прогулка» и сделать зарядку для губ и язычка.
Жил-был Язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался (улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем спрятать его, не закрывая рот. Повторить 3-4 раза).
Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице? (улыбнуться, открыть рот, тянуться язычком то к левому уголку рта, то к правому. Повторить 6-8 раз).
После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко? (улыбнуться, открыть рот, опустить язык вниз – к подбородку, затем поднять язык к носу. Повторить 4-5 раз. Следить, чтобы рот был всё время открыт, а нижняя губа не помогала языку подниматься вверх.)
Увидел Язычок, что погода хорошая, и побежал гулять во двор. Только сошёл с крылечка, как услышал, что в траве кто-то шуршит. Присмотрелся Язычок повнимательнее: из травы иголки торчат. Это был … ёжик. Он бегал в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую. Давай покажем, как бегал ёжик (совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт).
Убежал ёжик в клумбу с цветами. Цветочки были такие красивые, что Язычку захотелось их понюхать. Понюхал он один цветок и воскликнул: «Ах, как пахнет!» Понюхал другой и опять воскликнул: «Ах, как пахнет!» (вдох через нос – «нюхать» цветок; на выдохе произнести: «Ах, как пахнет!». Повторить 2-3 раза)
Погулял Язычок и решил домой вернуться, чаю выпить. Давай покажем, какая у него была красивая чашка (улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы края язычка были загнуты в виде чашечки – чтобы чай не пролился. Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти, потом до десяти. Повторить 3-4 раза).
Попил Язычок чаю из своей красивой чашки, а мама ему говорит: «Язычок, пора спать»!
Перед сном Язычок пошёл умываться и чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим зубки (улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами – влево-вправо под счёт, 7-8 раз. Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами, рот при этом широко открыт. Повторить 8-10 раз).
После того, как Язычок почистил зубки, он принялся полоскать ротик. Давай ему поможем! (рот закрыть, имитировать полоскание рта).
- Фонетическая зарядка.
Ёжик Шумка очень хочет научиться шипеть. Покажи, как ты умеешь шипеть? Расскажи, где находится язычок, когда ты произносишь звук [Ш]?
Ребёнок: (показывает ладошку «чашечкой») Наш язычок наверху за зубами.
Какой ветерок дует изо рта? (Горячий.)
Кладём руку на горлышко – горлышко не дрожит.
Ребёнок делает вывод: звук [Ш] – согласный, глухой, твёрдый.
- Развитие фонематического слуха.
Давай подарим ёжику Шумке подарки. Выбери подарки, в названии которых слышится звук [Ш]. Ребёнок прищепками прикрепляет картинки к ёжику, проговаривая слова. (шкатулка, шишка, погремушка, шапка, ватрушка, вишня, подушка, камыш).
- Развитие навыка звукового анализа слова.
Помоги Шумке сложить подарки в лукошки: в первое лукошко – картинки, в названиях которых звук [Ш] находится в начале слова; во второе – в середине слова; в третье – в конце слова.
- Развитие навыка слогового анализа слова.
Игра «Лесная прогулка».
Однажды ёжик Шумка бежал по лесной тропинке и ему встретились … (логопед показывает ребёнку картинки и предлагает назвать их и поделить на слоги). Слова: кукушка, мышь, лягушка, мишка, шмель, орешки, шишки.
- Автоматизация звука Ш в предложениях.
Логопед: А ещё ёжик Шумка хочет, чтобы ты выучил скороговорку про его друзей мышат.
Разучивание скороговорки «Шесть мышат в камышах шуршат» (с опорой на картинку).
- Итог занятия. Оценка деятельности ребёнка.
Шумке сегодня очень понравилось у нас в гостях. Какой звук он учился правильно произносить вместе с тобой? Давай попрощаемся с ним и пригласим его к нам в гости снова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: "Автоматизация звука "Р" в словах и предложениях"
Вашему вниманию представлен конспект подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука "Р" в словах и предложениях". Данное занятие было проведено в логопункте детского сада с детьми старшего...
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука «С» в словах и предложениях».
В конспекте использован речевой материал для автоматизации звука "С" в словах и предложениях, включены задания на развитие фонематического слуха, тонкой и артикуляционной моторики, зрительной памяти, ...
Конспект индивидуального логопедического занятия "Город Профессий" (автоматизация звука [щ] в словах и предложениях)
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [щ] в словах и предложениях с использованием лексического материала по теме "Профессии"....
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л В СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ»
конспект занятия...
Конспект индивидуального логопедического занятия на этапе автоматизации звука [л]в словах “На солнечной лужайке”.
Послушай стишок: На солнечной лужайке лавочка стоит,На лавочке куколка Лада сидит....
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [л] в словах, словосочетаниях, предложениях»
Закрепление четкого произношения [л] в словах, словосочетаниях, предложениях....
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука Л в словах и предложениях»
Конспект индивидуального логопедического занятия...