Конспект индивидуального логопедического занятия на этапе автоматизации звука Ш в словах и предложениях
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Лоншакова Нина Юрьевна

Конспект данного занятия был разработан для индивидуальной работы с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_ezhika_shumki.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия «Ёжик Шумка» на этапе автоматизации звука [Ш] в словах и предложениях.

Задачи:

  • Развивать фонематическое восприятие;
  • Развивать речевое дыхание и моторику артикуляционного аппарата;
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Закреплять навыки звукового анализа и синтеза;
  • Закреплять умение делить слова на слоги;
  • Развивать память, внимание, мышление.

Оборудование: зеркало; мягкая игрушка «ёжик»; картинки с изображением предметов, в названии которых присутствует звук [Ш]; три лукошка; картинка с изображением мышат в камышах; карточки с изображением язычка для артикуляционной гимнастики.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Логопед показывает ребенку мягкую игрушку «Ёжик» и говорит: «Сегодня к нам в гости пришёл весёлый ёжик Шумка. Он хочет поиграть с тобой».

- Какое животное ёжик? (Дикое.)

- Расскажи, как выглядит ёжик. (Ребёнок, рассматривая игрушку, описывает внешний вид ёжика.)

- Как называются детёныши ежа? (Ежата.)

- Что ты знаешь о ёжике из сказок? (Добрый, умный, смекалистый, приходит на помощь.)

- Для чего ёжику колючки? (Чтобы защищаться.)

- А как ведёт себя ёжик, когда на него кто-то нападает? (Выпускает свои колючки.)

- Почему иногда о человеке говорят, что он колючий, как ёжик? (Такой человек недоверчив, закрыт, насторожен.)

  1. Психогимнастические упражнения.

Изобрази колючего ёжика. (Напрячься всем телом, втянуть голову, сделать полуприсед, выставить колючки – растопырить пальчики.)

Я – клубок колючек, ёж.

Напрягаемся, втягиваем голову, выставляем пальцы – колючки.

Вы ко мне не подходите,

Делаем отрицательный жест пальцем.

А подальше уходите.

Делаем отгоняющий жест рукой.

Я иголки выставляю,

Никого не подпускаю.

Выставляем «колючки».

  1. Артикуляционная гимнастика.

А теперь ёжик Шумка предлагает тебе послушать сказку «Весёлая прогулка» и сделать зарядку для губ и язычка.

Жил-был Язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался (улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем спрятать его, не закрывая рот. Повторить 3-4 раза).

Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице? (улыбнуться, открыть рот, тянуться язычком то к левому уголку рта, то к правому. Повторить 6-8 раз).

После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко? (улыбнуться, открыть рот, опустить язык вниз – к подбородку, затем поднять язык к носу. Повторить 4-5 раз. Следить, чтобы рот был всё время открыт, а нижняя губа не помогала языку подниматься вверх.)

Увидел Язычок, что погода хорошая, и побежал гулять во двор. Только сошёл с крылечка, как услышал, что в траве кто-то шуршит. Присмотрелся Язычок повнимательнее: из травы иголки торчат. Это был … ёжик. Он бегал в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую. Давай покажем, как бегал ёжик (совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт).

Убежал ёжик в клумбу с цветами. Цветочки были такие красивые, что Язычку захотелось их понюхать. Понюхал он один цветок и воскликнул: «Ах, как пахнет!» Понюхал другой и опять воскликнул: «Ах, как пахнет!» (вдох через нос – «нюхать» цветок; на выдохе произнести: «Ах, как пахнет!». Повторить 2-3 раза)

Погулял Язычок и решил домой вернуться, чаю выпить. Давай покажем, какая у него была красивая чашка (улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы края язычка были загнуты в виде чашечки – чтобы чай не пролился. Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти, потом до десяти. Повторить 3-4 раза).

Попил Язычок чаю из своей красивой чашки, а мама ему говорит: «Язычок, пора спать»!

Перед сном Язычок пошёл умываться и чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим зубки (улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами – влево-вправо под счёт, 7-8 раз. Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами, рот при этом широко открыт. Повторить 8-10 раз).

После того, как Язычок почистил зубки, он принялся полоскать ротик. Давай ему поможем! (рот закрыть, имитировать полоскание рта).

  1. Фонетическая зарядка.

Ёжик Шумка очень хочет научиться шипеть. Покажи, как ты умеешь шипеть? Расскажи, где находится язычок, когда ты произносишь звук [Ш]?

Ребёнок: (показывает ладошку «чашечкой») Наш язычок наверху за зубами.

Какой ветерок дует изо рта? (Горячий.)

Кладём руку на горлышко – горлышко не дрожит.

Ребёнок делает вывод: звук [Ш] – согласный, глухой, твёрдый.

  1. Развитие фонематического слуха.

Давай подарим ёжику Шумке подарки. Выбери подарки, в названии которых слышится звук [Ш]. Ребёнок прищепками прикрепляет картинки к ёжику, проговаривая слова. (шкатулка, шишка, погремушка, шапка, ватрушка, вишня, подушка, камыш).

  1. Развитие навыка звукового анализа слова.

Помоги Шумке сложить подарки в лукошки: в первое лукошко – картинки, в названиях которых звук [Ш] находится в начале слова; во второе – в середине слова; в третье – в конце слова.

  1. Развитие навыка слогового анализа слова.

Игра «Лесная прогулка».

Однажды ёжик Шумка бежал по лесной тропинке и ему встретились … (логопед показывает ребёнку картинки и предлагает назвать их и поделить на слоги). Слова: кукушка, мышь, лягушка, мишка, шмель, орешки, шишки.

  1. Автоматизация звука Ш в предложениях.

Логопед: А ещё ёжик Шумка хочет, чтобы ты выучил скороговорку про его друзей мышат.

Разучивание скороговорки «Шесть мышат в камышах шуршат» (с опорой на картинку).

  1. Итог занятия. Оценка деятельности ребёнка.

Шумке сегодня очень понравилось у нас в гостях. Какой звук он учился правильно произносить вместе с тобой? Давай попрощаемся с ним и пригласим его к нам в гости снова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: "Автоматизация звука "Р" в словах и предложениях"

Вашему вниманию представлен конспект подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука "Р" в словах и предложениях". Данное занятие было проведено в логопункте детского сада с детьми старшего...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука «С» в словах и предложениях».

В конспекте использован речевой материал для автоматизации звука "С" в словах и предложениях, включены задания на развитие фонематического слуха, тонкой и артикуляционной моторики, зрительной памяти, ...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Город Профессий" (автоматизация звука [щ] в словах и предложениях)

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [щ] в словах и предложениях с использованием лексического материала по теме "Профессии"....

Конспект индивидуального логопедического занятия на этапе автоматизации звука [л]в словах “На солнечной лужайке”.

Послушай стишок: На солнечной лужайке лавочка стоит,На лавочке куколка Лада сидит....