Статья на тему: «Словарная работа с детьми дошкольного возраста»
статья по развитию речи
Словарь - один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Словарная работа с детьми дошкольного возраста»
Словарь - один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления.
Использование языка как средства общения связано, прежде всего, со словом. Говорящий, пользуется словами, составляет из них словосочетания, предложения, а слушающий расчленяет воспринимаемую речь на самостоятельные лексические единицы слова.
Характеристика слова как важнейшей единицы языка и речи определяет сущность словарной работы с детьми. Во- первых, овладение дошкольниками словом должно осуществляться в единстве его лексического и грамматического значений и языковой формы. Во- вторых, словарная работа должна быть связана с развитием познавательной деятельности детей, с накоплением у них представлений об окружающей действительности, с формированием элементов понятийного мышления. В- третьих, формирование словаря должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием связной речи.
Словарная работа в детском саду – это закономерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых и ли трудных для них слов. Осуществляя словарную работу, педагоги придерживаются следующих принципов:
- Работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;
- Формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;
- Все задачи словарной работы решаются в единстве и в определенной последовательности.
Перечислим конкретные задачи словарной работы в детском саду.
1. Обогащение словаря детей, т.е. усвоение тех новых слов, которых дети раньше не знали вовсе, или новых значений слов. Расширение запаса слов происходит за счет общеупотребительной лексики. Словарь детей обогащается на основе их непосредственного ознакомления с окружающей действительностью, в процессе познавательной деятельности. Запас слов дошкольников должен соответствовать запасу их представлений. Если запас слов растет медленно, то у детей будет недоставать слов для выражения мыслей, и они поневоле будут прибегать к иллюстрирующему жесту. Если рост запаса слов опережает обогащение кругозора конкретными знаниями и представлениями, то у дошкольников может возникнуть привычка болтать, не вникая в смысл слов. И то и другое плохо отражается на развитии мышления.
2. Закрепление и уточнение словаря. Дети дошкольного возраста в силу своих особенностей нуждаются в многократном повторении слов для их запоминания. Это относится прежде всего к трудным для них словам: собирательным («мебель», «посуда» и т.д.) и отвлеченным («тишина», «доброта» и т.д.), существительным, числительным и относительным прилагательным («пассажирский», «городской»), а также к словам, сложным в звуковом отношении («трамвай», «эскалатор»).
В силу того, что смысловая емкость слова не ограничивается единичным значением и многие слова многозначны, дети часто употребляют их в не точном или даже неверном значении. Задача педагога – подвести ребят к доступному для них правильному пониманию смысла слов, их оттенков, научить подбирать синонимы, антонимы, т.е. добиться, чтобы их речь выражала мысль.
3. Активизация словаря детей. Активизировать детский словарь – значит научить детей осмысленно пользоваться словами в своей речи, переводить слова из пассивного состояния в активное. Новые слова должны входить в словарь в сочетании с другими словами. Их необходимо вводить в предложения. Надо добиваться, чтобы дети уместно употребляли их в том или ином тексте.
Расширение запаса слов детей происходит за счет обогащения словаря названиями предметов, качеств, признаков, свойств, действий и процессов. В грамматическом отношении это слова- существительные, слова- глаголы, слова- прилагательные и слова- наречия.
Основными источниками развития словаря являются:
- наблюдения над окружающей действительностью (природой, общественной жизнью, трудовой деятельностью людей, игровой деятельностью детей);
- общение с взрослыми и сверстниками (беседы, совместная деятельность);
- речь взрослых – дети заимствуют у взрослых слова и их употребление, так как они не могут сами отбирать, что хорошо, что правильно, и подражают всему, что слышат;
- художественная литература, чтение которой обычно сопровождается анализом и обсуждением содержания, работой над языком произведения.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
1) игры с предметами;
2) настолько-печатные;
3) словесные игры.
1) Игры с предметами: в этих играх в качестве дидактического материала используются игрушки и реальные предметы. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.
Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно- дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например, продавца, покупателя в играх типа «Магазин». Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, о литературных произведениях, о нормах поведения.
2) Настольно-печатные игры: это интересное занятие для детей. Они разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Сначала детям предлагают игры, в которых требуется подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых, далее задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу (найти две машины, из которых одна легковая, другая грузовая). Наконец, старшим дошкольникам целесообразно предлагать отыскивать пары среди предметов, отличающихся друг от друга пространственным расположением, формой, особенностями окраски. В основном используют лото, домино, разрезные картинки, складные кубики, пазлы.
3) Словесные игры: отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, часть из которых доступна и малышам в силу образности речевого оформления, построенного на диалоге, близости по содержанию детскому опыту. Помимо речевого развития, формирование слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор.
Список использованной литературы
- Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред.пед. учеб. заведений - 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему:"Словарная работа с детьми дошкольного возраста"
"Словарная работа с детьми дошкольного возраста...
Словарная работа с детьми дошкольного возраста, её значение для общего и речевого развития ребёнка
В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. И это закономерно. Слово — основная единица языка, и совершенствование реч...
Методы словарной работы с детьми дошкольного возраста .
Средний дошкольный возраст – это качественно новая ступень в развитии ребенка. На этом этапе происходит дальнейшее обогащение словаря, развивается способность к обобщению, это связано в первую очередь...
Образовательные ситуаций по словарной работе с детьми дошкольного возраста 4-5 лет.
Речевые ситуации для развития речи детей 4-5 лет, на темы: «Игрушки», «Зима. Зимние забавы», «Продукты», «Домашние животные», «Дикие животные&raqu...
Образовательные ситуаций по словарной работе с детьми дошкольного возраста 6-7 лет.
Развитие словаря; освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение, детей 6-7 лет. Развитие словаря; освоение ...
Методы и приемы словарной работы с детьми дошкольного возраста.
Методы и приемы словарной работы с детьми дошкольного возраста....
Статья на тему: "Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ"
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.Группа дошкольнико...