Обобщение опыта работы:"Развитие речи посредством театрализованной деятельности"
методическая разработка на тему
Обобщение опыта работы:"Развитие речи посредством театрализованной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralnyy_ring.docx | 36.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы по теме:
«Развитие речи посредством театрализованной деятельности»
Детство – это фундамент к нашей взрослой жизни. В детстве закладываются многие знания умения и навыки, все это происходит в первую очередь благодаря игре. Ведь главный постулат педагогики: учить играя.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.
Игра помогает открыть дверь в детское сознание. Она объединяет детей между собой, а также детей и взрослых.
Через игру ребенок не только познает окружающий мир, законы, по которым живет общество, но и учится жить в этом обществе, строить свои отношения.
А вот чтобы построить эти отношения гармонично, нужно уметь вести себя в обществе. Это в свою очередь требует хорошо развитой речи, мимики, эмоциональной памяти, внимания, воображения, логики. И в воспитании такой гармонично развитой личности очень важное значение имеет театрализованная игра.
Дети с восторгом принимают театрализованные игры и с удовольствием участвуют в них. Вовлекая в это «действо» неуверенных в себе, стеснительных детей мы приучаем их к выступлениям перед публикой, они учатся преодолевать свой страх, не боятся проявлять свои эмоции, чувства. В процессе участия в театрализованной деятельности у детей наблюдается повышение показателей по уровню речи. Активизируется речь за счет расширения словарного запаса, совершенствуется артикулярный аппарат, интонационный строй. Ребенок постигает богатство родного языка, учится пользоваться его выразительными средствами в процессе театрализованной деятельности.
Так развивается выразительность речи начиная от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой в средней группе и к языковой выразительности у старших дошкольников.
Театрализованная игра затрагивает и эмоциональную сторону наших воспитанников. Они учатся сопереживать, сочувствовать персонажам. Играя роль, ребенок передает характеры своих героев: хитрость, доброжелательность, жадность, щедрость, злость, усваивая тем самым и невербальные средства выразительности: мимику жесты, позы.
Участвуя в театрализованных играх, они отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.
Умело поставленные педагогом вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.
Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению.
Поэтому – театральная деятельность, как средство всестороннего развития личности ребенка, воспитывает у него активность, коллективизм, уверенность в своих силах.
Заучивание роли прекрасно тренирует произвольную память. Как известно совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Множество таких задач естественно возникает в игровой деятельности. Особенно, если ребенку интересно то, что необходимо запомнить, в данном случае его роль образ выбранного героя.
Четкая постановка задачи, разнообразие и умелая организация игровой деятельности педагогом способна направить ее в определенное развивающее русло. Так, например, вместо уже привычной инсценировки литературного произведения можно предложить детям инсценировать, изобразить отдельные эпизоды прочитанного произведения, например такие, которые подробно в тексте не описываются, не раскрываются. Детям необходимо продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем проиграть. В другом случае можно предложить выбрать по желанию любой понравившийся ребенку эпизод и разыграть его молча. Задача зрителей угадать эпизод, догадаться, о чем идет речь. Можно сопровождать свои выступления, музыкальными фрагментами.
Нужно предлагать участникам игр меняться ролями, чтобы каждый мог прочувствовать не только своего персонажа, выбранного согласно со своими внутренними симпатиями, но и других персонажей, с другими качествами, характерами и поведением, для того чтобы лучше понять и всесторонне оценить проблему, поставленную в произведении.
Все эти приемы стимулируют развитие речи, мышления, фантазии, воображения, умение анализировать увиденное и прочитанное, умение переживать и сопереживать, обогащает детей художественными средствами передачи образа. Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки.
Если детям создать условия для самостоятельных театрализованных игр, они смогут подражать игровым образам, общаясь друг с другом, развивая и активизируя свою речь. Во время подготовки и разыгрывания спектакля разговаривать с детьми нужно всегда вежливо и ласково. Следить, чтобы и дети также обращались друг с другом.
Итак, возможности театрализованных игр как средства активизации и развития речевого творчества детей достаточно широки. Они позволяют добиваться совершенствования выразительности речи ребенка.
Выразительность речи имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Использование в работе потешек и прибауток позволяет совершенствовать звуковую культуру речи – уточнять и закреплять правильное произношение звуков, четко артикулировать звуки в словах, развивать речевое дыхание. Формирование грамматического строя речи, речевой активности, слухового восприятия, речевого слуха, диалогической и монологической речи, словарного запаса возможно при активном включении в процесс развития и обучения ребенка в разных видов театрализованных игр.
Игры драматизации позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и навыков театрально исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально эмоциональному развитию детей.
Театрализованные игры могут быть организованы в утренние и вечерние часы, органично включены в образовательную деятельность, запланированы специально в недельном расписании. Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие выразительности речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития. Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.
Деловая игра
Теоретические вопросы
I раунд «Объясни».
Как вы понимаете?
- Использование театрализованной игры в образовательной деятельности?
Во время образовательной деятельности педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. Вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения деятельности способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы в игре.
- Включение театрализованной игры в свободную совместную деятельность детей и взрослых?
Это совместная деятельность детей на прогулке, вне образовательной деятельности. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в группе, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.
- Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей?
в самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты взволновавшие детей.
- Как вы понимаете определение «Режиссерская игра»?
настольные театрализованные игры: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, теневой театр, театр на фланелеграфе.
Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.
- Что вы подразумеваете под определением «игра-драматизация»?
Основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно использует свои средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.
- В чем отличие сюжетно-ролевой игры от игры-драматизации?
Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения, рассказа. Готовый сюжет как бы ведет за собой игру. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт – поставленный спектакль, инсценировка.
РАУНД «РАЗМЫШЛЯЛКИ
*Если бы все люди не могли говорить, но знали слова, как бы они понимали друг друга? (С помощью жестов, мимики, позы туловища).
*Меняется ли голос человека в зависимости от его настроения? Как?
*Можем ли мы узнать о настроении человека, не видя его лица? Как? (По позе, жестам.)
*Можем ли мы назвать интонацию, мимику, пантомимику (жесты, поза человека) «волшебными» средствами понимания?
*Вспомните, какие жесты вы знаете и используете при общении? (Приветствие, прощание и др.)
Практические задания
II Раунд «Разминка»
«Загадки из сундучка»
1. Назовите музыкальный инструмент, на котором играл папа Карло. (Шарманка) 2. Как звали крошечного мальчика из сказки Ш. Перро? (Мальчик-с-Пальчик) 3. Назовите середину весны? (Апрель) 4. Это звание получила старуха от золотой рыбки после приобретения избы. (Дворянка) 5. Из какой посуды нельзя поесть? (Из пустой) 6. Что значит «бить баклуши»? (Бездельничать) 7. На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? (На мокрое) 8. Какой предмет дома лежит на полу, а в сказках — летает? (Ковер-самолет) 9. Если она лежит на столе, еда появится сама. (Скатерть-самобранка) 10. С ее помощью творил чудеса старик Хоттабыч. (Борода) 11. Одно из имен Василисы (Премудрая, Прекрасная) 12. Дерево, чаще всего встречающееся в сказках (Дуб) 13. Оружие, которым пользовались сказочные богатыри (Меч) 14. Кот, в русских народных сказках (Баюн) 15. Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка) 16. Сказочное существо, житель леса, так называемый дух леса (Леший) 17. Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочного долгожителя (Игла) 18. Гуси-лебеди летят, унести детей хотят. Кто помог сестрице с братцем от Яги домой добраться? (Печь, яблоня, река) 19. Уплетая калачи, ехал парень на печи. Прокатился по деревне – и женился на царевне. (Емеля) 20. Сколько человек тянуло репку? (Три) 21. Каким гребнем волосы не причешешь? (Петушиным)
Испорченный телефон
- Передай эмоцию.
- Пословицы.
- Каков разум, таковы и речи.
- Умные речи и слушать приятно.
Первый игрок получает карточку со скороговоркой, передает её по цепи, а последний участник произносит её вслух. (Играют две команды)
Пальчиковые игры со словами
Пальчиковые игры способствуют подготовке руки к письму, развивая мелкую моторику рук, внимание, воображение и память.
Попробуйте изобразить героя сказки при помощи пантомимы:
Баба Яга, Змей Горыныч, Колобок, Кощей Бессмертный, Курочка Ряба, Красная Шапочка.
III раунд «Придумай окончание сказки».
Ежик и медвежонок.
Ежик с яблоками бежал по лесной дорожке, увидел ежа медвежонок. Подбежал к ежу, хотел отнять добычу. Схватил спелое яблоко да промахнулся…
Умная рыбка.
Рыбка быстро плавала среди водорослей. Вдруг впереди она заметила жирного червяка. Сначала рыбка решила им позавтракать. Но пригляделась и увидела, что червяк висит на рыболовном крючке. Поняла рыбка, что это приманка рыбака. «Посмотрим, кто кого перехитрит…
IV раунд Драматизация русской народной сказки «Курочка Ряба»
Предложить педагогам изготовить при помощи ложек и подручного материала персонажей к сказке «Курочка Ряба» и разыграть по ролям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы " Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук"
Обобщение опыта работы по развитию речи детей раннего возраста путём использования различных технологий, где ведущее место отводится развитию мелкой моторики....
Обобщение опыта работы «Развитие речи дошкольников посредством дидактической игры»
Уважаемые коллеги, я хотела бы представить опыт работы на тему «Развитие речи дошкольников посредствам дидактической игры»...
"Развитие речи посредством театрализованной деятельности" из опыта работы
Свою педагогическую работу я начала с детьми 3-х лет. Многие не умели разговаривать, я столкнулась с нарушение речи у детей. Размышляя над вопросом, как развить речь детей пришла к...
Обобщение опыта работы: «Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, в образовательной деятельности, в игре, в общении со с...
Опыт работы "Развитие речи посредствам театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"
Опыт работы....
Обобщение опыта работы "Развитие речи детей через театрализованную деятельность"
Обобщение опыта работы "Развитие речи детей через театрализованную деятельность"Цель: Повысить свой теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность по данной теме.Задачи:...