План –конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с дошкольниками в старшей группе Тема «Птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Щербакова Галина Геннадьевна

НОД по речевому развитию "Птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_rechevomu_razvitiyu.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

План –конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с дошкольниками в старшей группе

Тема «Птицы»

Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Задачи:

  1. развивать монологическую, связную речь; умение рассказывать последовательно: отвечать на вопросы развернутым предложением. Обогащение и активизация словарного запаса по теме:  «Птицы». Учить детей узнавать птиц на картинках, отгадывать загадки, отвечать на поставленные вопросы, умение составлять небольшой описательный рассказ по картине. «Речевое развитие»
  2. Развивать двигательную активность «Физическое развитие»
  3. Формирование представлений о богатстве и разнообразии птичьего мира. Развитие любознательности детей. Формировать познавательный интерес детей к особенностям жизни птиц. «Социально-коммуникативное развитие»
  4. Развивать эстетическое восприятие, творческие способности «Художественно-эстетическое развитие»

Методы и приемы:

- практические: составление рассказов о птицах, схематическое изображение птиц.

- наглядные: рассматривание картин птиц в детских книгах,

- словесные: организация диалога по теме.

Материалы и оборудование: предметные картинки птиц, мнемотаблицы для составления рассказов - описаний синицы, снегиря, дятла; карточки для сравнительного описания птиц, аудиозапись голосов птиц; шапочки синицы, снегирей на каждого ребенка, призы фото птиц, зонт для имитации кормушки.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

физминутки,

Игровая

Игра «Четвертый лишний, «Угадай чей голос»

Дидактическая игра «Собери птицу»

Познавательно-исследовательская

Сравнительное описание птиц

Коммуникативная

Беседы о птицах, составление описательного рассказа,  отгадывание загадок,

Музыкальная

Слушание голосов птиц,

Изобразительная  

Изготовление фотоальбома

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.Организационный момент

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Различаемся мы цветом,

Встретишь нас зимой и летом, Если крыльями взмахнем, Будем в небе голубом. Нас зимою покормите Дети кто мы назовите.»

Дети слушают и отгадывают загадку

Мотивированы к организованной деятельности.

2.Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Воспитатель показывает детям карточки, на которых изображены четыре предмета, и просит найти лишний, назвать его и объяснить, почему он лишний, а к оставшимся предметам подобрать обобщающее слово

Дети называют предметы на картинках, находят лишний предмет, объясняют, почему он лишний, и к оставшимся предметам подбирают обобщающее слово.

Развито логическое мышление, речь, внимание; сформировано внимательное отношение к совместной со взрослым деятельности, умение обобщать. Закреплены знания названий птиц.  

3.

Воспитатель предлагает детям отправится в птичье царство показывает карточки с буквами и задает вопросы:

-Как птицы живут – поживают, (выставляется карточка с буквой «Ж»);

- Как птиц зовут-величают, (выставляется карточка с буквой «З»);

-Чем они отличаются друг от друга» (выставляется карточка с буквой «Ч»);

-Все ли птицы песни петь умеют (карточка со скрипичным ключом);

Кто у птиц наряднее одет – папа или мама (картинки птиц);

-Как помочь птицам (выставляется карточка с буквой «К»;

Воспитатель рассказывает, что в птичье царство с ними полетят разные птицы и предлагает детям назвать их глядя на картинки с птицами.

Дети слушают и повторяют вместе с воспитателем буквы

Закреплено произношение звуков «Ж», «З», «К», «Ч»,. Дети умеют выделять их в словах.

Составляют краткий описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу, грамматически правильно строят предложение.

Называют птиц.

4.Дидактическая игра «Угадай, чей голос»

Воспитатель включает аудиозапись «Песня снегиря» и задает вопрос: «Кто это поет», демонстрирует схему описания снегиря и просит детей описать его.

Воспитатель демонстрирует схему описания дятла и просит его описать.

Воспитатель предлагает еще послушать одну аудиозапись: «Песня синицы». Предлагает шапочки птиц и превратится в синичку и описать ее по схеме

Дети описывают снегиря по мнемотаблице.

Дети описывают дятла по мнемотаблице

Дети описываю синицу.

Умеют логически мыслить. Умеют составлять краткий описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу, грамматически правильно строят предложение.

5.Пальчиковая гимнастика «Кормушка для птиц»

Воспитатель открывает большой зонт, имитируя кормушку. Предлагает детям смастерить кормушку подводя детей к выполнению пальчиковой гимнастики «Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли. Воробей, снегирь-сосед, будет вам зимой обед. В гости в первый день недели к нам синицы прилетели. А во вторник - снегири, ярче утренней зари. Три вороны были в среду. Мы не ждали их к обеду. А в четверг со всех краев – стая жадных воробьев. В пятницу в соловой нашей голубь лакомился кашей. А в субботу на пирог налетели семь сорок. В воскресенье, в воскресенье прилетел гонец весенний – Путешественник  - скворец, вот и песенке конец.»

Дети слушают текст, а затем по очереди одевают на каждый пальчик разноцветные шапочки (желтая, красная, черная, коричневая, белая). Сгибают и разгибают их

Умеют выполнять действия в соответствии с текстом; развита мелкая моторика рук.

6.Физминутка по музыку

Воспитатель предлагает выполнить движения по музыку. (Звучит музыка дети надевают на голову шапочки снегирей. )

«вот на ветках , посмотри (по 4 хлопка руками по бокам)

 В красных майках снегири (4 наклона головы)

Распушили перышки, (частое потряхивание руками)

Греются на солнышке (хлопок по бокам)

Головой вертят, (по 2 поворота головы)

Улететь хотят.

- Кыш, кыш! Улетели! (дети разбегаются, взмахивая руками, как крыльями)

За метелью, за метелью!»  

Дети выполняют движения под музыку.

Дети умеют согласовывать движения с музыкой.

7.

Воспитатель задает вопрос: «Какая из птиц в этом царстве самая умная» рассказывает о вороне.

Воспитатель раздает карточки с парами птиц и предлагает их сравнить

Дети высказывают свои предложения и внимательно слушают рассказ воспитателя.

Дети составляют сравнительное описание птиц ворона и сорока.

Имеют представления о вороне.

Сравнивают двух разных птиц.

8. Дидактическая игра «Собери птицу»

Воспитатель раздает детям картинки, на которых изображены птицы по частям и предлагает детям собрать целую картинку из частей.

Дети говорят какие части и куда надо поставить и собирают картинку

Успешно справляются

9.

Воспитатель раскладывает картинки и предлагает оценить работу друг друга.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, что нового они узнали о птицах. Говорит, что их путешествие подошло к концу и птицы прислали им фотографии. Предлагает сделать детям фотоальбом.

Анализируют и оценивают свою работу.

Дети отвечают на вопросы.

Расширены и закреплены представления о птицах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию (формирование словаря) в старшей группе «Хлеб - всему голова»

Программные задачи:Образовательные: Формировать представление детей о том, кто и как выращивает, печет хлеб, знакомить детей со злаковыми растениями. Учить сравнивать, анализировать, делать выводы, об...

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе, по теме: "Составление описательного рассказа о птицах"

Этот план-конспект поможет воспитателям подготовительных групп  провести НОД по ОО "Речевое развитие" в соответствии ФГОС....

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: «Магазин игрушек».

Формировать и воспитывать патриотические чувства дошкольников, знакомить с костюмами народов Поволжья....