презентация обучение дошкольников рассказыванию по картине
презентация к уроку по развитию речи по теме

Марина Ивановна Кусакина

 

презентация для воспитателей ДОУ на тему "Обучение дошкольников рассказыванию по картине". В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие  окружающей жизни . Картина не только расширяет  и углубляет детское представления об общественных и природных явлениях , но и взаимодействует на эмоции детей вызывает интерес к рассказыванию , побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых . 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение дошкольников рассказыванию Зам зав по ВМР Кусакина Марина Ивановна Комсомольск-на-Амуре 2012

Слайд 2

значение В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

Слайд 3

СЕРИИ КАРТИН, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДЕТСКОМ САДУ: предметные картины - на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» - автор С. А Веретенникова, художник А. Комаров). сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом.

Слайд 4

репродукции картин мастеров искусства: - пейзажные картины: А Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март»; А. Куинджи «Березовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Рубка леса»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поленов «Золотая осень» и др.; натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П.Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».

Слайд 5

ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ КАРТИН: содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему; картина должна быть высокохудожественной: изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного.

Слайд 6

Общие требования к организации работы с картиной: Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада. 2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине. 3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей. 4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной. 5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема. 6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

Слайд 7

Виды рассказывания по картине 1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий 2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. 3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.

Слайд 8

4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события. 5. Описание пейзажной картины и натюрморта. Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».

Слайд 9

Обучение детей рассматриванию картин

Слайд 10

Этапы обучения рассказыванию по картине: младший дошкольный возраст: осуществляется подготовительный этап, цель его - обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию. Проводятся дидактические игры с предметными картинками: малыши должны подобрать пару к указанной картинке, назвать предмет, сказать, какой он, что с ним делают. В работе с малышами используются предметные и сюжетные картины, близкие опыту детей, вызывающие эмоциональный отклик: «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Корова с теленком», «Наша Таня». Основной вид занятия по картине - беседа. Дети учатся рассказывать с помощью вопросов воспитателя. Воспитатель задает схему, а дети дополняют:«Кошка Мурка лежит на ... (коврике), у нее маленькие ... (котята)». Используются авторские рассказы по теме, загадки, короткие стихи, потешки .

Слайд 11

Описательный рассказ Цель: развитие связной речи на основе отображения увиденного. Виды описательного рассказа: фиксация изображенных на картине объектов и их смысловых взаимосвязей; описание картины как раскрытие заданной темы; развернутое описание конкретного объекта; словесно-выразительное описание изображенного с использованием аналогий (поэтических образов, метафор, сравнений и т.д.). средний дошкольный возраст : Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу. Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети. Структура занятия: 1. дети молча рассматривают картину, 2. проводится беседа, уточняющая содержание и детали, 3. дается образец (короткий, живой, эмоциональный), 4. дети воспроизводят образец, 5. рассказывают самостоятельно, внося в рассказ свое творчество.

Слайд 12

Детей подводят к рассказыванию рассказывание по серии сюжетных картин (не более трех). Рассматривается и описывается каждая картина из серии, затем высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми.

Слайд 13

старший дошкольный возраст: Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету картины. Задачи обучения усложняются: дети должны не только понимать содержание картины, но и связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конструкции. Основное требование - большая самостоятельность в рассказах по картинам. В старшей группе рекомендуются картины: «Шар улетел», «Новенькая», «У пристани», «Лошадь с жеребенком», «Ежи», «Белки» и др. Детей обучают следующим типам высказываний: - описанию и сравнению предметных картин; - описанию сюжетных картин; - повествованию по серии сюжетных картин.

Слайд 14

Структура занятия: используется рассматривание картин, уточнение основных моментов сюжета. Методические приемы: вопросы, речевой образец, коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования, творческие задания, план в виде вопросов и указаний. Продолжается обучение построению рассказа по серии сюжетных картин. 1. на доске выставляют набор картинок с заведомо нарушенной последовательностью. Дети находят ошибку, исправляют ее, придумывают название рассказа и содержание по всем картинкам; 2. вся серия картинок находится на доске, первая картинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывают по порядку следующую; каждая картинка описывается. В конце дети дают название серии, отбирают самое удачное; 3. дети размещают в нужной последовательности неправильно расположенные картинки, затем составляют рассказ по целой серии. Они договариваются между собой, кто в какой последовательности будет рассказывать. Варианты предъявления картин для составления коллективного рассказа по сюжетной серии:

Слайд 15

подготовительная к школе группа: дети самостоятельно составляют описания и повествования по картинам, с правильной передачей содержания, с соблюдением соответствующей структуры, с использованием образной речи. Используются все типы картин и все виды детских рассказов. Особое внимание уделяется самостоятельности и творчеству. В качестве речевого образца часто используется художественное произведение: короткие рассказы Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Е.Чарушина , В. Бианки. Структура занятия: Проводится рассказывание по многоэпизодным картинам «Зимние развлечения», «Летом в парке», «Улица города». Рассматривание картин осуществляется по частям, используются творческие задания, детям предлагают самим задавать вопросы; словарь активизируется, обогащается образными выражениями (эпитеты, сравнения, метафоры). Воспитатель может начать рассказ об одном из эпизодов, дети продолжают. Используются указания, кому начинать, о чем рассказать сначала, в какой последовательности развивать сюжет. После таких пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном рассказывании.

Слайд 16

Обучение детей рассказыванию по картине

Слайд 17

Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку. В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов: выделение значимых объектов картины; рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта; определение взаимосвязи между отдельными объектами картины; объединение мини-рассказов в единый сюжет. В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу “Оживи картину”. Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение дошкольников рассказыванию по картине

Методические рекомендациидля педагогов ДОУ по основам теории и практики обучения детей рассказывани. по картине...

ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ. ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ....

обучение дошкольников рассказыванию по картине

Занятие по картине «Собака со щенятами»Тема. Рассказ по картине «Собака со щенятами».Образовательные цели. Обучение составлению рассказа по картине.Развивающие цели. Развитие связной речи, уточнение с...

«Обучение дошкольников рассказыванию по картине»

Обучение детей рассказыванию по картине является одним из направлений работы по формированию связной речи. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явл...

Доклад на педсовете «Обучение дошкольников рассказыванию по картине и серии картин» (из опыта работы)

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно расте...