Методические рекомендации для педагогов «ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН»
консультация по развитию речи
Целью настоящих методических рекомендаций является оказание методической помощи воспитателям для организации работы по обучению рассказыванию по серии сюжетных картин детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
20._metodicheskie_rekomendatsii_dlya_pedagogov.docx | 23.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 53 «Топтыжка»
города Рубцовска Алтайского края
658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33
телефон: 7-59-65, 7-59-66, e-mail:
Методические рекомендации для педагогов
«ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН»
Составитель:
Есауленко Екатерина Павловна,
воспитатель первой квалификационной категории
город Рубцовск, 2024
Целью настоящих методических рекомендаций является оказание методической помощи воспитателям для организации работы по обучению рассказыванию по серии сюжетных картин детей старшего дошкольного возраста.
Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности, в том числе и через сочинение рассказов по серии сюжетных картин.
Этот вид рассказывания способствует развитию логического мышления, развитию воображения, творческих способностей, эстетического вкуса, нравственных представлений.
В практике работы детских садов используются серии картинок, разработанные О.И. Соловьевой, Е.И. Радиной, Е.О. Батуриной, Ю.С. Ляховской, Г.А. Тумаковой, А. А. Смирновой, В.В. Гербовой, и разнообразные приемы в работе с сериями сюжетных картинок, которые способствуют повышению речевой активности детей.
В процессе рассматривания картинок проводятся упражнения, показывающие детям способы построения разных предложений и грамматические средства связи между частями высказывания, а также средства художественной выразительности, которые можно использовать в рассказе.
Рекомендации по составлению рассказов по серии сюжетных картин
- Для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагать детям яркие, красочные, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей, расставлять их нужно с промежутками;
- Включать в занятия игры, задания, упражнения на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи;
- Использовать на занятиях методы и приемы, которые создают у детей интерес с самых первых минут и обеспечивают его сохранность до окончания занятия;
- Учить додумывать предшествующие и последующие события;
- Учить умению обобщать содержание рассказов в кратком названии;
- Продумывать отдых детей на занятии, по возможности связывать его с темой занятия;
- Использовать на занятиях знания о мотивационной сфере ребёнка данного дошкольного возраста, создавать и стимулировать мотивацию деятельности;
- Вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер;
- После прослушивания рассказов сверстников предлагать выбирать другим детям лучшие сочинения, аргументировать свой выбор;
- Во избежание выполнения заданий по придумыванию рассказов одни- ми и теми же способами, предлагать детям разные варианты, рекомендованные методикой;
- По возможности завершать занятие игрой развивающего характера.
Варианты предъявления картинок детям
1. Вариант. Каждому ребенку дается серия сюжетных картинок, предлагается разложить их в такой последовательности, чтобы получился рассказ. Затем воспитатель выставляет на доске незнакомый набор картинок, где заведомо нарушена последовательность. Дети отыскивают ошибку и исправляют ее. Далее они выполняют лексические, грамматические упражнения, придумывают рассказ по всем картинкам, дают ему название.
Цель: учить выстраивать содержание картинок в логической последовательности, выявить умение строить связный рассказ по серии сюжетных картинок. Этот вариант используется для первичной диагностики.
2. Вариант. Вся серия картинок выставляется на доске: первая картинка открыта, вторая, третья, четвертая картинки закрыты, но рассказывают четверо детей (каждый ребенок встает перед своей картинкой; начало рассказа известно, а продолжение и конец дети придумывают свои). После этого, последовательно открывается вторая картинка (снова рассказывают четверо, они уже видят развитие сюжета, но пока не знают его до конца), за ней - третья (как и в предыдущий раз, рассказывает новая «команда») и, наконец, четвертая (открыты все картинки, дети их видят и составляют новый рассказ (сказку) Каждому варианту рассказов (и по за- крытым и по открытым картинкам) детям предлагается дать название - лаконичное, точное, выразительное, выбирается самое удачное.
Цель: развитие воображения, умения предвидеть развитие сюжета, действий персонажей, учил подбирать наиболее точное название.
3. Вариант. На доске выставляется серия из четырех картинок: три первые закрыты, последняя открыта. Детям задавали вопрос: "Как вы думаете, что здесь могло произойти? Попробуйте составить рассказ, когда вы знаете, чем закончились события". Один ребенок рассказывает по такому расположению, затем открывается первая картинка. Теперь детям знакомы все герои рассказа, снова придумывается рассказ. После этого открываются все картинки, дети составляют команду и рассказывают вчетвером, давая название рассказу, выбирая лучшее.
Такой вариант закрепляет представление детей о композиции (детям известен конец рассказа, а начало и середину они придумывают самостоятельно, не видя персонажей на закрытых картинках).
Цель: развитие воображения, логики мышления, умения предвидеть
сюжет.
4. Вариант. Выставляется серия из четырех картинок, открывается первая и четвертая картинки. Дети придумывают рассказ, дают ему название. Затем рассказ составляется группами по всем картинкам. Этот вариант закрепляет представление о композиции (известно начало и конец рассказа, дети предполагают, что может быть изображено в се- редине).
5. Вариант. Воспитатель показывает детям одну картинку из серии (любую). Дети рассматривают ее, затем один ребенок придумывает рассказ по одной картинке. Задаются вопросы: "Может ли быть продолжение у этого рассказа? Каким оно может быть? Что может произойти с героями этого рассказа?" Затем на доске выставляется вся серия из пяти картинок, открытых через одну: 1, 3, 5. Дети составляют рассказ по такому расположению (додумывают). Открывается вторая картинка, снова дети рассказывают; наконец, открываются все картинки, и команда из пяти детей составляет но- вый рассказ. Этот вариант позволяет опросить почти всех детей группы.
Цель: развитие воображения, умения предвидеть развитие сюжета.
6. Вариант. Каждой команде детей воспитатель дает свой набор картинок, дети договариваются между собой (кто начнет, продолжит, закончит) и рассказывают. Можно услышать 5 интересных рассказов.
Детей нужно учить описывать в рассказах предыдущие и последующие события.
При рассказывании (индивидуальном и коллективном) по сериям картинок у детей формируется умение связывать слова в простых и сложных предложениях, соединять смысловые части высказывания, соблюдать структуру текста, использовать разнообразные зачины рассказа. Таким образом, рассказывание по сериям сюжетных картинок обеспечивает решение многих речевых задач в единстве, включая развитие образности речевого высказывания, а так- же эстетического восприятия сюжетных картинок.
Условия организации педагогического процесса с детьми разного возраста.
Успех в обучении зависит от соблюдения основных условий организации педагогического процесса:
1. Детям трехлетнего возраста для составления серии предлагается 2 – 3 картинки. К четырем годам серия увеличивается до 4 - 5 картинок. Их сюжеты должны отражать реальный опыт детей (процесс умывания, кормления, укладывания спать и т.д.).
В возрасте 5 лет в серии может быть до 6 картинок по типичным событиям, переживаемым детьми в этом возрасте (покупка чего-либо в магазинах, поход в зоопарк или в лес). В этом же возрасте с можно использовать серию картинок на основе сказочных ситуаций (ежик собирает яблоки в лесу, варит варенье и угощает им лесных зверей).
В возрасте 5 -7 лет целесообразнее использовать серии картинок из 6-8 кадров, связанных разнообразным содержанием (из личного опыта детей, из наблюдаемых со стороны действий, сказочные ситуации из литературных произведений, не знакомых детям).
Прежде чем дать задание детям, воспитатель сам должен выполнить действия по установлению логики событий на картинках
Не рекомендуется использовать картинки, связанные с текстами знакомых детям литературных произведений. Работа с такими сериями выносится в подготовительный этап.
Желательно организовывать работу с подгруппами детей или индивидуально в утренние или вечерние промежутки времени, в спокойной обстановке, без отвлекающих моментов. Время, затрачиваемое на обучение, не должно превышать для детей до 4 лет 5 - 6 минут, до 5 лет - 10 минут, дети старшего дошкольного возраста могут быть максимально заняты этой деятельностью около 15 минут.
Очень важно педагогу мотивировать эту деятельность.
Примеры мотивации:
- для детей 3 лет: порадоваться картинкам, сложенным в нужной последовательности (стимуляция положительного эмоционального состояния - про- петь песенку с картинками, проговорить рифмованный текст или порадовать ко- го-то результатом);
- для детей 4 - 5 лет используется мотив помощи какому-либо герою (Чебурашка хочет разобраться в картинках);
- дети 5 - 7 лет - мотив соревнования (работа на скорость без ошибок; подготовка к школе или игра в "Сыщиков").
2. Для подготовки детей к обучению работе с серией картинок необходимо научить анализировать реальные ситуации из их жизни. В процессе организации различных видов деятельности педагог обращает внимание детей на последовательность совершаемых действий.
Например: в процессе умывания воспитатель спрашивает:
- Что мы сейчас делаем? - Намыливаем руки.
- Что вы делали до этого? - Открыли кран с водой.
- Что вы будете делать после того, когда намылите руки?
- Будем смывать мыло под струей воды. Закроем кран и вытрем руки полотенцем.
- Зачем мы все это делали?
- Чтобы руки были чистые перед едой.
Цель таких бесед: научить детей проговаривать цепочку взаимосвязанных действий, устанавливать причинно - следственные связи и видеть результат.
В качестве подготовки может служить работа с анализом причинно - следственных связей в литературных произведениях. После чтения литературного произведения педагог совместно с детьми производит "раскадровку" содержания текста (с опорой на иллюстрации).
Например: сказка Ш. Перро "Красная Шапочка" представляется следующим образом:
Кадр 1: мама с дочкой разговаривают; мама держит корзиночку.
Кадр 2: Красная Шапочка идет по лесу.
Кадр 3: Волк разговаривает с Красной Шапочкой и т.д.
Последовательность действий обсуждается на основе вопросов к детям:
- Кто изображен?
- Что он делает?
- Какая цель этого действия?
- Добился ли герой этой цели?
Основные задачи педагога при подготовке детей к обучению детей работе с серией картинок:
- упражнять детей в выстраивании причинно-следственных связей, установленных автором текста;
- формировать умение определять по действию цель героя, фиксировать результат выполнения данной цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи «Рассказывание из серии сюжетных картин»
Конспект для детей подготовительной к школе группы...
Отчет по самообразованию Шрамковой Г.Д. за 2015– 2016 учебный год. Тема: «Обучение дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин»
Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно...
Сообщение к семинару по теме: «Методика обучения дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картинок»
Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности, в том числе и чере...
Конспекты комплексных подгрупповых занятий по обучению детей рассказыванию по серии сюжетных картин "Как щенок нашёл друзей"
Формирование связной устной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) вызывает трудности у логопедов-практиков. Именно поэтому обучение детей с ОНР лексически богатой, четкой и правильно грамматич...
Конспекты комплексных подгрупповых занятий по обучению детей рассказыванию по серии сюжетных картин "Скворцы прилетели!"
Формирование связной устной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) вызывает трудности у логопедов-практиков. Именно поэтому обучение детей с ОНР лексически богатой, четкой и правильно грамматич...
Конспекты комплексных подгрупповых занятий по обучению детей рассказыванию по серии сюжетных картин "Скворцы прилетели!"
Формирование связной устной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) вызывает трудности у логопедов-практиков. Именно поэтому обучение детей с ОНР лексически богатой, четкой и правильно грамматич...
Конспекты комплексных подгрупповых занятий по обучению детей рассказыванию по серии сюжетных картин "Скворцы прилетели!"
Формирование связной устной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) вызывает трудности у логопедов-практиков. Именно поэтому обучение детей с ОНР лексически богатой, четкой и правильно грамматич...