ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ
консультация по теме

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ. ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_doshkolnikov_rasskazyvaniyu.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

     

«ОБУЧЕНИЕ  ДОШКОЛЬНИКОВ

РАССКАЗЫВАНИЮ  ПО КАРТИНЕ»

                                                                                         

                                                                                     

                                                         

                                                       

Требования к картине

  • Интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему.
  • Реалистичное изображение.
  • Картина должна быть высокохудожественной.
  • Доступность содержания и изображения (отсутствие множества

деталей, сильного сокращения и заслонения предметов, излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка).

                           

Виды занятий по обучению

детей рассказыванию по картине

  • Составление описательного рассказа по предметной картине.
  • Составление описательного рассказа по сюжетной картине.
  • Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной

картине.    

  • Составление рассказа по последовательной сюжетной серии      

картин.

  • Составление описательного рассказа по пейзажной картине и

     натюрморту.

  • Творческое рассказывание по сюжетной картине.

                            Требования к рассказам детей:

         точная передача сюжета; самостоятельность; образность;

         целесообразность использования языковых средств (точное

         обозначение действий); наличие связей предложений и частей

         рассказа; выразительность; умение интонировать;    

         акцентирование наиболее значимых слов; плавность речи;  

         фонетическая четкость каждой фразы.

                                 

                   Занятия в младшей группе

          Задачи:

 1. Научить рассматривать картину, формировать умение замечать в  

     ней самое главное.

 2. Постепенно перейти от занятий номенклатурного характера

     (Е.П.Тихеева), когда дети просто перечисляют изображенные    

     предметы, объекты к занятиям, упражняющим  в связной речи

     (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).

                                   Структура занятия

 Часть 1. Рассматривание картины с помощью вопросов воспитателя.

 Часть 2. Заключительный рассказ воспитателя, являющийся образцом    

  для детей.

         Основной прием проведения занятия –беседа.

         К рассказыванию по картине дети подводятся постепенно.

         Используются дидактические игры с предметными картинками:

  • Подобрать пару к указанной  картинке. Назвать предмет, сказать, какой он и что с ним делают.
  • Игра «Прятки» (картинки прячут – расставляют

                  по разным доступным местам, дети находят их, приносят,  

                  называют).

          Возможно чтение воспитателем какого-либо авторского   рассказа.

          Перед показом картины необходимо вызвать у детей интерес

 к ней.

          Очень важно мотивировать речевую деятельность детей.

          Можно предложить внимательно посмотреть на картину, запомнить ее, а дома нарисовать.

          К концу года становится возможным переход к самостоятельным

рассказам детей ( как правило, они почти полностью воспроизводят рассказ воспитателя).

                           Характерные особенности занятий

  • Чередование хоровых и индивидуальных ответов.
  • Обязательно наличие эмоциональных и игровых приемов.
  • Использование литературных и художественных вставок.

Возможные приемы

  • Игра «Расскажи кукле».
  • Выбор объекта описания.
  • Показ игрушки, идентичной персонажу картины.
  • Инсценировка ( в гости к детям приходят кукла, собачка, и дети

     разговаривают с ними).

  • Предложить ребенку встать на место того, кто нарисован ( «Как будто это мы гуляем», «Как будто это наш котенок».)

                                  Занятия в средней группе

Задачи:

1. Подвести детей к  составлению небольшого связного повествования.

2. Развивать монологическую речь.

 

                                Виды рассказов по картине

  • Описательные  рассказы по предметным  и сюжетным картинкам.
  • Рассказывание по серии сюжетных картин (только после того, как

     дети научатся описывать предметные и сюжетные картинки).

                        Характерные особенности занятий

  • Рассказ по вопросам воспитателя  (коллективный или совместный

     рассказ воспитателя и одного ребенка). В конце занятия, подводя    

     итог всем высказываниям, воспитатель дает свой рассказ.

  • Рассказывание по образцу («Расскажите, как я»).
  • Требования к рассказу-образцу: должен отражать конкретное содержание, излагаться четко, живо, эмоционально, выразительно, быть интересным, коротким, законченным.
  • В конце года, если дети научились рассказывать по образцу, можно постепенно усложнить задание, подводя к самостоятельному рассказыванию.
  • Рассказ по плану (например, «Таня и голуби»: где гуляет Таня,

    что она делает, во что играет, что видит за забором? и.т.п)

                           Структура занятия

  • Рассматривание картины.
  • Беседа, уточняющая  основное содержание картины и ее детали.
  • Рассказ воспитателя (можно дать описание одного персонажа, а остальных дети описывают самостоятельно).
  • Помощь воспитателя (пояснения, касающиеся последовательности описания, связи предложений).

                           

                      Рассказ по серии сюжетных картин

  • Рассматривается и описывается каждая картина из серии.
  • Выделяются начало, середина, конец  развивающегося во времени сюжета.
  • Высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми.

                      Занятия в старшей группе

Цели

1. Учить детей правильно понимать  содержание картины.

2.Воспитывать чувства (в зависимости от сюжета картины): любовь к природе, уважение к данной профессии и т.д.

3. Учить составлять связный рассказ.

4.Активизировать и расширять словарный запас.

5.Развивать внимание, память, инициативность, мышление.

                      Характерные особенности занятий

  • Повторный просмотр картины, уточнение основных моментов сюжета.
  • Приемы: вопрос, план, коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования, творческие задания.
  • Руководящая роль воспитателя в понимании и правильном

     выполнении задания («Тебе сказали «расскажи», а ты одно слово  

     сказал»; «Нужно придумать, что дальше было. Самому      

     придумать, потому что на картине это не нарисовано», «Я  дала

     задание рассказать про этих ребят, а ты о другом  

     рассказываешь».

  • Рассказ воспитателя (не простое его воспроизведение, а обобщенное).

    Образец чаще всего касается части картины, наиболее трудной,  

     менее яркой,  а потому и незаметной для детей).

 

                       Приемы составления коллективного

                 описательного рассказа по серии картинок

  • Начало составляет воспитатель, заканчивают дети.
  • Начинает один ребенок, продолжает другой.

                           Составление описательных рассказов

  • Подбор названия картины (задания типа «Как назвал художник эту картину?»).
  • Характеристика самого существенного и деталей.
  • Придумывание начала или конца к сюжету, изображенному на картине.
  • Вопросы детям по сюжетной линии повествовательного рассказа.
  • Составление коллективного рассказа по картине:

 1.Дети придумывают, что с героями было раньше.

 2.Излагают события, изображенные на картине.

 3.Придумывают последующие действия, поступки и приключения    

    героев.

  • Включение элемента соревнования: рассказ, какой группы окажется наиболее интересным?
  • Оценивание рассказов товарищей, как по содержанию, так и по форме, замечание удачных слов и выражений, точно отражающих содержание картины или метко характеризующих события, которые предшествовали изображенному.
  • Одну и ту же картину можно использовать в течении года несколько раз, но при этом ставить разные  задачи, постепенно усложняя их.

                          Творческое рассказывание по картине

     В порядке возрастания сложности:

  • Составление рассказа с добавление последующих событий.
  • Составление рассказа с заменой объекта.
  • Составление рассказа с заменой действующего лица.
  • Составление рассказа с добавлением предшествующих событий.
  • Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.
  • Составление рассказа с добавлением объекта.
  • Составление рассказа с добавлением действующего лица.
  • Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.
  • Составление рассказа с изменением результата действия.
  • Составление со сменой времени действия.

                     Составление рассказа по картине

Приемы:

  • Перед составлением рассказа воспитатель объясняет ребенку, что будет записывать каждое правильно составленное им предложение.
  • При составлении рассказа воспитатель следит за его связностью, последовательностью, объяснением причинно-следственных взаимосвязей (не только что и когда происходит, но и почему).
  • При необходимости помогает ребенку, исправляет неточности,

     добавляет слова и выражения.

  • Если ребенок не может составить рассказ, взрослый составляет его, а ребенок после прослушивания воспроизводит.

                       Планирование творческого рассказа

  • Трансформация сюжета в соответствии с видом творческого рассказывания.
  • Обсуждение замысла.
  • Выбор зачина, кульминации, развязки (начала, середины, конца истории).
  • Составление «предикативной цепочки» (перечень глаголов)
  • Построение плана изложения (можно в графическом варианте)
  • Установление объекта для прямой речи.
  • Придумывание заголовка к рассказу.

 Приемы:

  • Объяснение  задачи изменения сюжета картины.
  • Ребенок придумывает название рассказа, чтобы в ходе рассказывания соотносить содержание с заглавием.
  • Осознанное и последовательное название всех действий в предлагаемом рассказе.
  • Составление ребенком графического плана.
  • Уточнение слов, с которых ребенок начинает рассказ (однажды, как-то раз, в один летний день…)
  • Уточнение финальных фраз, в которых отразится мораль либо основной смысл высказывания.
  • На первом этапе – образец рассказа.
  • Запись рассказа взрослым для обсуждения и оценки.

                            Анализ и оценка творческого рассказа

  • В соответствии с целью занятия.
  • Такт, корректность, доброжелательность оценки взрослого и разумная требовательность.
  • Одобрение высказываний.
  • Ошибочные слова не повторять или обсуждать.

                       Рассматривание пейзажных картин

  • Предварительная работа – наблюдение разнообразия и красоты окружающей природы.
  • При рассматривании целесообразны вопросы:

        -Что художнику хотелось рассказать нам про этот лес?

            - Почему художнику хотелось рассказать нам про этот лес?

            - Почему художник так назвал свою картину?

            - Что художнику кажется интересным, красивым.

            - «Про что ?..» , «О чем?....».

  • Использование музыки и поэзии.
  • Активизация опыта детей.
  • Рассказ-образец воспитателя или литературный образец.
  • В начале и в ходе занятия воспитатель может сказать несколько слов о художнике, написавшем картину.
  • Сравнение разных по настроению картин.

            Занятия в подготовительной к школе группе

  • Используются все типы картин и все виды детских рассказов.

    Особое внимание уделяется самостоятельности и творчеству. В  

    качестве образца часто используется художественное

    произведение.

  • Рассматривание картин осуществляется по частям.
  • Используются творческие задания, детям предлагается самим задавать вопросы.
  • Активизация словаря, обогащение образными выражениями.
  • Воспитатель может начать рассказ об одном эпизоде, дети продолжают.
  • После пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном  рассказывании.
  • Образец предлагается лишь в том случае, если дети плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа.                  

                           Рассматривание натюрмортов

  • Вывешивается несложная картина с изображением посуды, цветов, фруктов. Воспитатель воспроизводит эту картину на столе, разложив соответствующие предметы примерно так, как они нарисованы на картине.
  • Составление натюрморта детьми с одновременным описанием: цвет, сочетание красок, фон, форма предметов. Затем это все сравнивается с картиной.
  • В конце года самостоятельное описание натюрмортов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение дошкольников рассказыванию по картине

Методические рекомендациидля педагогов ДОУ по основам теории и практики обучения детей рассказывани. по картине...

презентация обучение дошкольников рассказыванию по картине

презентация для воспитателей ДОУ на тему "Обучение дошкольников рассказыванию по картине". В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие  окружающей жизни . Картина не т...

обучение дошкольников рассказыванию по картине

Занятие по картине «Собака со щенятами»Тема. Рассказ по картине «Собака со щенятами».Образовательные цели. Обучение составлению рассказа по картине.Развивающие цели. Развитие связной речи, уточнение с...

«Обучение дошкольников рассказыванию по картине»

Обучение детей рассказыванию по картине является одним из направлений работы по формированию связной речи. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явл...

Обучения дошкольников рассказыванию по картине.

Материалы к мастеру-классу в рамках работы «Школа молодого специалиста»...

Доклад на педсовете «Обучение дошкольников рассказыванию по картине и серии картин» (из опыта работы)

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно расте...