Консультация для педагогов
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Особенности развития речи детей раннего возраста, методика работы в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для педагогов55.58 КБ

Предварительный просмотр:

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЧАСТНЫЙ ДЕТСКИЙ САД «ДЕТСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Выступеление с консультацией для педагогов

«Особенности развития речи детей третьего года жизни,

методика работы в ДОУ»

в рамках педагогического совета

Дата выступления 06.04.2017

Воспитатель 1 младшей группы:

Жукова Юлия Валерьевна.

г. Кострома 2017 г.

«Развитие речи детей третьего год жизни»

       Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним их самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи.

      В младших группах главной задачей развития речи является накопление словаря и формирование произносительной стороны речи. Е. И. Тихеева определила основные задачи (разделы) работы по развитию речи детей в детском саду:

  1. развитие аппарата речи у детей, его гибкости, четкости;
  2. развитие речевого слуха;
  3. накопление содержания речи;
  4. работа над формой речи, ее структурой.

         В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю — в детском саду, родителям и близким — в семье.

         Речь детей под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется. С её развитием точнее и осмысленнее становится восприятие ребёнком предметов и явлений.

       Ребенок третьего года жизни:   владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.

Основные цели и задачи развития речи:

1. Развитие свободного общения с взрослыми и   детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

2. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

3. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

4. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

5. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения,

следить за развитием действия.

        Решение обозначенных целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребёнка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависит уровень общего развития, которого достигнет ребёнок, степень прочности приобретённых им нравственных качеств.

 

Фонетика

Усвоение звуковой стороны языка начинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения. Это, с одной стороны, понимание слов взрослых, обращенных к ребенку, с другой – первые самостоятельно произносимые слова.

        Для овладения звуковой культурой речи необходимо:

1. Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний,  несложных фраз (из 2–4 слов).

2. Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата,

речевого дыхания, слухового внимания.

3. Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой

голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).

        Для того чтобы обеспечить хорошую, четкую, правильную, интонационно выразительную речь, следует начиная с раннего возраста проводить работу с детьми по развитию звуковой культуры речи.        

Воспитание звуковой культуры речи предполагает:

  1. развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка;
  2. обучение правильному звукопроизношению;
  3. воспитание орфоэпической правильности речи;
  4. овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация);
  5. выработку четкой дикции.

       Формирование звуковой культуры речи должно осуществляться путем систематического и постоянного общения детей со взрослыми. Главная задача на этом этапе — постоянно развивать слуховое восприятие, укреплять и развивать органы артикуляционного аппарата.  

       

Слуховое восприятие речи

           Восприятие речи, овладение ее звуковой стороной полностью зависят от сформированности и развития слуха, который в раннем возрасте развивается раньше артикуляционного аппарата. С его помощью воспринимаются все тонкости звучащей речи, он регулирует и контролирует речь говорящего.

       Слух является непременным условием формирования речи. Ребенок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Всякое нарушение слуха в раннем детстве отрицательно влияет на развитие    речи   Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они четко воспринимают все звуки нашей речи — фонемы. У других детей фонематическое восприятие надо развивать на речевых занятиях.

Артикуляция

       Отклонения в строении артикуляционного аппарата (неправильный прикус, нарушения в строении зубочелюстной системы, короткая подъязычная связка, расщепления твердого и мягкого неба, губы и др.), а также недостаточная подвижность речевых органов (мышц нижней челюсти, языка, губ, мягкого неба) нередко являются причиной неправильного, нечеткого произношения звуков, слов и фраз.

        Задача совершенствования артикуляционного аппарата заключается в том, чтобы в процессе речевой гимнастики или специальных игр и упражнений укреплять мышцы детей, учить их при разговоре достаточно широко открывать рот, быстро переключать мышцы артикуляционного аппарата с одного движения на другое, развивать подвижность языка и губ, способность придавать им нужное положение для правильного воспроизведения звуков.

Четкость и ясность речи (дикция) отрабатываются при помощи специального речевого материала: шуток чистоговорок (Бы-бы-бы -   идет дым из трубы); чистоговорок, насыщенных определенными группами звуков (У Сани сани едут сами). Работу над дикцией воспитатель осуществляет также при заучивании с детьми потешек, стихотворений, в процессе повседневного общения с ними.      

       Дальнейшее закрепление звуков осуществляется во фразовой речи. Дети произносят небольшие фразы, насыщенные определенными звуками, повторяют вслед за воспитателем потешки или отдельные строчки из них Полезно предлагать детям проговаривать шутки - чистоговорки, в которых звук неоднократно повторяется в различных слогах и словах. Так, при закреплении звука [к] можно использовать, например, такую чистоговорку: «Ко-ко-ко — неходите далеко», звука [х]: «Ха-ха-ха, ха-ха-ха — не поймала петуха». Такие упражнения обычно сопровождаются игрой.

Развивая у детей голосовой аппарат, воспитатель должен помнить о необходимости индивидуального подхода, отмечать похвалой даже самые незначительные успехи ребёнка.

Речевое дыхание

        Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слитное и плавное произнесение слов и фраз. Так, для произношения ряда звуков (с, з, ш, ж, р)  требуется не только правильное прохождение воздушной струи через рот, но и достаточной силы выдох. Например, для чистого произнесения звука р  нужна достаточно сильная воздушная струя, чтобы привести кончик языка в колебательное состояние.

        Для того чтобы выработать у ребёнка относительно плавный и продолжительный выдох, следует предлагать ему дуть на какой-нибудь лёгкий предмет, например на ватку, бумажную лодочку, полоски папирусной бумаги, прикреплённые к палочке (султанчик).

        Существуют также задания на протяжное и длительное произнесение звуков, на слитное произнесение двух гласных звуков в звукоподражаниях (ау, уа, ио, иа).

Темп, громкость

       Развитие звуковой стороны речи — это не только усвоение звуков родного языка, поэтому в содержание понятия звуковой культуры речи включается не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость.

       Голосовой аппарат детей третьего года жизни еще недостаточно окреп. Малыши не всегда могут правильно им пользоваться, часто говорят тихо (или, наоборот, крикливо), не умеют понижать голос до шепота, когда этого требует обстановка. Поэтому следующая задача, которая стоит перед воспитателем, — научить детей регулировать громкость голоса, то есть развивать их голосовой аппарат. В связи с тем, что дети уже строят фразы из 3-4 и более слов, отвечают на вопросы, рассказывают об увиденном и услышанном, следует учить их пользоваться умеренным темпом речи, то есть говорить не торопясь.

      Умение правильно пользоваться интонационными средствами выразительности речи отрабатывается при проговаривании детьми потешек, драматизации отрывков из сказок.                

      Положительная эмоциональная окраска каждого занятия и применение игровой формы во всех видах речевых упражнений является основным требованием при проведении речевых занятий.

      С детьми от 2 до 3 лет занятия, целиком посвященные воспитанию звуковой культуры речи, организуются не реже одного раза в неделю, длительность их не должна превышать 15 минут.

Лексика  

      Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.

       Главное в развитии детского словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.      

       Мышление детей этого возраста конкретно, образно. Характерной чертой является высокая эмоциональность восприятия. Внимание ребенка прежде всего привлекают предметы с ярко выделяющимися внешними признаками. Все ярко окрашенное, звучащее, двигающееся, необычное по форме, размерам особо интересует детей, оставляет наиболее глубокий след в их сознании. Но за этими бросающимися в глаза признаками ребенок часто не видит главное. Эти особенности развития детей и определяют содержание и методику словарной работы с малышами.

        В каждой возрастной группе есть дети, имеющие очень высокий уровень владения родным языком, и рядом же находятся их сверстники, отстающие от товарищей в речевом развитии. Поэтому работа по грамматике в детском саду должна строиться так, чтобы предоставлять каждому ребенку возможность решать посильные речевые задачи.

       Для выяснения сущности словарной работы в детском саду очень важно подчеркнуть, что значение слова можно определить на основе установления трех сторон:

 1) соотнесенности слова с предметом,

2) связи слова с определенным понятием,

3) соотнесенности слова с другими лексическими единицами внутри лексической системы языка (В. А. Звегинцев). Усвоить значение слова – значит овладеть всеми его сторонами.

 Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным методам относится наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.

        Обязательное требование к наглядному материалу: он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль. Перед игрой игрушки рассматриваются, это сделано преднамеренно, чтобы постепенно сформировать у детей желание заниматься. Словарь детей активизируется за счет названий цвета, формы, назначения игрушек, действий, которые можно с ним совершать. Учтена и ещё одна особенность детей данного возраста: после занятия малыши не спешат разойтись, - они тянутся к воспитателю, к тем игрушкам, которые им показывали. Дети, малоактивные на занятиях, смелее действуют с игрушками и отвечают на вопросы педагога именно в это время. Таким образом, освоение программного материала продолжается ещё в течение 3 – 4 минут.

        К приёмам обогащения и уточнения словаря, помогающим ребёнку услышать в речи взрослых новое слово, понять его значение и запомнить, относится следующие.

  1. Показ с названием. Развивая речь ребёнка, нужно заботиться не столько о том, чтобы он произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слова, которые он слышит и произносит, были наполнены живыми образами, конкретным содержанием. Поэтому, знакомя детей с новым объектом, необходимо вместе с ними внимательно рассмотреть его, сообщить название, а если возможно, и обследовать.
  2. Многократное повторение нового слова или фразы. («Это помидор. Что это?» - говорит педагог, показывая овощ.
  3. Объяснение происхождения слова. Приём побуждает детей вслушаться в звучание слова и радоваться догадке. («Лягушка - квакушка. Почему квакушка? А почему мышка - норушка?»)
  4. Использование взрослым нового слова в сочетании со знакомыми детям словами. («Клюёт. Курочка клюёт. У неё клюв. И у цыпляток-клювики. И цыплята клюют. Клюют зёрнышки. Курочка быстро клюёт, и цыплятки стараются клевать быстро».)
  5. Поручения, предполагающие ответ действием. («Найди…», «Принеси…», «Покажи…», «Дай…», «Сделай…»). Двигательные ответы могут показать, что малыш начал осваивать материал, хотя в активной речи это ещё не нашло отражения.

. Детей следует учить обращаться к взрослым и сверстникам с просьбой, благодарить за услугу, предлагать помощь, приглашать товарищей что-то вместе сделать. С малышами надо говорить обо всём, что попало в поле их внимания и вызвало интерес, а также о том, что воспитатель выбрал для совместных наблюдений.

        К приёмам активизации словаря можно отнести следующие.

  1. Вопросы. О предметах детям задают вопросы как в простой форме: «Кто?», «Что?», так и в более сложной: «Во что одет?», «Что везёт?», «Чем чистит?».
  2. Развивающая речевая среда. Способствовать развитию речи как средства общения.
  3.  Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел?», «Узнай у тети Оли и расскажи мне...», «Предупреди Митю... Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»).
  4.  Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом. Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книги, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем.
  5. Рассказывать детям о предметах, а также об интересных событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных); показывать на картинках состояние людей и животных (радуется, грустит и т. д.).

Формирование словаря.

  1. На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.
  2. Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения.
  3. Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»);
  4. Называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»);
  5. Имитировать действия людей и движения животных («Покажи,

как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).

         Детям следует задавать вопросы не только о действиях, совершающихся в данный момент, но и о действиях, совершённых ранее или которые будут совершены. Это помогает малышам усвоить взаимосвязь и последовательность действий, характеризующих ситуацию в целом.

        Привлекая внимание детей к действиям с приметами, воспитатель активно добивается называния их: предлагает повторить, ответить на вопрос, поощряет говорящих, побуждает говорить детей вместе и порознь.

        На занятиях этого вида широко используются игровые приемы: сюрпризность появления предметов, игровые действия с ними, а также игровые аксессуары: «чудесный мешочек», посылка, домик, где живут игрушки, телевизор, в котором разыгрывается действие.

        Возможные достижения в развитии речи детей третьего года жизни:

           1.Развивающие психические процессы способствуют как количественному, так и качественному изменению речи;

            2.Речь становится средством общения не только со взрослым, но и со сверстниками, а также средством регуляции взаимоотношений;

           3.Значительно возрастает словарь по объёму (до 1500 слов) и содержанию. При обозначении предметов, их качеств, действий дети употребляют различные части речи, используют более тонкие оттенки значений (горячий, тёплый, холодный), проявляют словотворчество;

           4.Дети могут внятно говорить, произносят правильно некоторые звуки, выражают разные состояния, применяя соответствующую интонацию;

          5.Овладевают грамматическим строем речи: употребляют слова в единственном и множественном числе (мальчик – мальчики, девочка – девочки, стул – стулья), слова с суффиксами, имеющими различную оттеночную характеристику (медведь, медвежонок, мишутка), используют простые и распространённые предложения;

          6.С большим интересом рассматривают книжки, картинки, составляют небольшие рассказы о них, и не только по предложению взрослого, но и по собственной инициативе, однако чаще с помощью взрослого;

          7.Дети становятся более активными, растёт количество инициативных обращений и вопросов к взрослым и сверстникам.

         Усвоение речевого материала происходит в условиях решения мыслительных задач, а не путем простого воспроизведения. Следование этому принципу обязывает педагога широко привлекать наглядные средства обучения, использовать такие методы и приемы, которые бы способствовали развитию всех познавательных процессов.      

       Центральной, ведущей задачей является развитие связной речи. Это объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная (общения). Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. Во-вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития. В-третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком.    

Диалогическая и монологическая речь

      Развитие связной речи включает развитие диалогической и монологической речи. объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.

       Для детей 3 лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы), но они только начинают овладевать умением связно излагать свои мысли. Их речь все еще ситуативна, преобладает экспрессивное изложение. Малыши допускают много ошибок при построении предложений, определении действия, качества предмета. Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие явятся основой формирования монологической речи.

        Обучение диалогическому общению осуществляется в форме сеансов (уроков) активизирующего общения. Сценарий общения может включать разговор воспитателя с детьми, дидактические, подвижные, народные игры, инсценировки, игры-драматизации, занятия изобразительной деятельностью, конструированием, имитационные упражнения, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин) — такие виды деятельности, в которых речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.

        Морфология

       .

        Создание благоприятной языковой среды — одно из условий грамотной речи детей. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подражательности ребенок заимствует от взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом.

        В связи с этим особенно важен пример культурной, грамотной речи воспитателя. Там, где педагог говорит грамотно, внимателен к речи окружающих, чутко улавливает особенности детских ошибок, и дети овладевают умением говорить правильно. И наоборот, если речь воспитателя неряшлива, если он может позволить себе сказать «Чего ты делаешь? «Не залазь на горку» — даже ребенок, привыкший дома говорить правильно, повторяет ошибки вслед за ним. Поэтому забота о совершенствовании своей речи может рассматриваться как профессиональная обязанность        Необходимо, чтобы речь воспитателя соответствовала нормам литературного языка, литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (произнесение звуков и слов, дикция, темп и т. д.), и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности, связности

В младшей группе детей также учат образованию глаголов разными способами.
Образование глаголов от звукоподражательных слов:
Кря-кря-кря! Кто это? (Уточка.) Что она делает? (Крякает.)
Ква-ква-ква! Кто это? (Лягушка.) Что она делает? (Квакает.)
Хрю-хрю-хрю! Кто это? (Свинка.) Что она делает? (Хрюкает.).            

 Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса.                          

        Встречающиеся в речи детей прилагательные характеризуют в основном размер предмета (большой - маленький), его цвет (красный, синий), вкус (сладкий, кислый), температуру (холодный, горячий).

Вместе с тем малыши начинают замечать и отражать в своей речи принадлежность предмета тому или иному лицу (мамин, Серёжин, дядин); могут характеризовать состояние, которое испытывают (голодный, мокрый); передавать свои эстетические переживания (чистенький, красивый).              

        Малыши осваивают простейшие, недифференцированные пространственные, временные и другие отношения, выраженные словами:  

 (там, тут, потом, такая, вот какая), наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).

         В процессе обучения дети овладевают умениями употреблять и другие части речи: местоимения, союзы, предлоги.

        У ребенка вырабатывается определенный динамический стереотип при изменении имен существительных, прилагательных и других грамматических форм. Ребенок усваивает, что для выражения тех или иных мыслей требуется употребление определенных грамматических форм. Выработка динамического стереотипа облегчается большой его устойчивостью. Если ребенок усвоил падежные окончания, то безошибочно употребляет их, если это соответствует общей системе языка. Но вместе с тем наблюдается недостаточная гибкость в применении динамического стереотипа. Ребенок употребляет усвоенные грамматические формы и в тех случаях, когда имеются отступления от системы. Например: «Мы видели в зоопарке «слон»; «Мне мама подарила «утеночек».                                          То же наблюдается в употреблении неизменяемых имен существительных. Ребенок твердо усвоил в практике общения, что все слова (существительные) изменяются, поэтому изменяет такие слова, как пальто, пианино, кофе и др.

          Рекомендуется организовывать с детьми игры и игровые упражнения, в которых дети имели бы возможность научиться правильно склонять и спрягать слова, согласовывать их в роде, числе, падеже. Такие игры и упражнения призваны прежде всего активизировать поисковую деятельность ребенка, воспитывать чуткость к языковой форме, развивать чувство языка. Упражнений не должно быть много, чтобы не слишком заорганизовывать детей, не подчинять общение узко дидактическим задачам.

         Занятия в младших группах по большей части проводятся с игрушками. Игрушка дает возможность производить разнообразные изменения места (на столе, за столом), положения (сидит, стоит, лежит), действий (играет, прыгает) называть качества — цвет, форму (бант большой, красный; шапочка пуховая, белая, мягкая), числовые соотношения (кошка одна, а котят много). В процессе этих изменений ребенку приходится соответствующим образом изменять слова и усваивать морфологические элементы языка.      Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т.е. различать, как надо говорить правильно.   Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат.                                                                          

        Не повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно (Ты ошибся, надо сказать «мы хотим»). Итак, нужно сразу дать ребенку образец правильной речи и предложить повторить его. Ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребенка. Допустимо исправление, отсроченное во времени.

        С детьми младшего возраста исправление грамматических ошибок заключается в основном в том, что воспитатель, исправляя ошибку, по-другому формулирует фразу или словосочетание. Например, ребенок сказал: «Мы поставили на стол тарелку и много ложков и чашков». – «Правильно, вы хорошо накрыли стол к чаю, положили много ложек и поставили много чашек», – подтверждает воспитатель.

         Так ребенок начнет ориентироваться в типичных способах изменения слов по числам и падежам, а не только будет усваивать одну трудную форму. Ребенок, наблюдая реальные отношения предметов, воспроизводя их в речи, делает определенные выводы, обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам.

         К трем годам при нормальном развитии ребенок осваивает все основные грамматические категории языка разговорной речи. Он изменяет слова, используя морфологические средства, говорит короткими грамматически оформленными предложениями. Сказанное не означает, что к трем годам завершается формирование грамматического строя речи. Но в этом возрасте ребенок уже владеет теми средствами, которые необходимы и достаточны для его полноценного общения. Это разговорная речь. Речь все непроизвольна и ситуативна, изобилует неполными предложениями, характерными для диалогической формы речи.  

Словообразование

          Овладение способами словообразования — одна из сторон речевого развития детей. Термином «словообразование» обозначается сам процесс образования слов в русском языке.

            Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное,.  Детей подводят к образованию одного слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, т.е. из которого оно выводится по смыслу и по форме. Образование слов осуществляется с помощью аффиксов (окончания, приставки, суффиксы).

       В младшем возрасте дети усваивают способы словообразования существительных с суффиксами, обозначающими детенышей животных; некоторые способы образования глаголов с приставками. Рассматривая, например, парные картинки (кошка и котенок, мышь и мышонок, лошадь и жеребенок и др.), воспитатель учит детей образованию названий детенышей с помощью суффиксов -онок, -ёнок, формирует представление о том, что у кошки детеныш называется котенок, у мышки — мышонок, у утки — утенок, у медведицы — медвежонок, у лисы — лисенок.  Можно поиграть в игру с картинками. Воспитатель показывает картинку и говорит: «У меня котенок. А у тебя кто?» Ребенок отвечает: «А у меня котята».

        Обучая детей способу образования слов, обозначающих детенышей животных, следует давать не только форму именительного падежа множественного числа (у кошки — котята), но и форму именительного падежа единственного числа (у кошки — котенок: кошка — котенок — котята), а также формы родительного и творительного падежей (кошки, котенка, котят; кошка лежит с котятами). В игре «Кого не стало» – употреблять названия животных в родительном падеже единственного и множественного числа (не стало ежат, лисят, цыплят, щенят).

        Методические особенности проведения занятий с малышами заключаются в том, что трудные грамматические формы, сложные для детей, образует воспитатель. И лишь в тех случаях, когда изменить слово легко, можно предоставлять детям самостоятельность. Для этого лучше идти от трудной формы (образует педагог) к легкой (образуют дети), от множественного числа — к единственному: «Котята — это когда их много, а если один? (Котенок.) Утята — это когда их много, а если один (Утенок.) Обычно в этих случаях ошибок не бывает.

      Обучение образованию названий посуды при помощи суффиксов проводится аналогично в играх-драматизациях и дидактических играх. Возможно создание игровых ситуаций: куклы пришли в гости, сели пить чай, на столе чайная посуда, сухари – в сухарнице, сахар – в сахарнице, хлеб – в хлебнице и т.д.

      Знакомство детей со способами образования глаголов осуществляется в дидактических играх («Что делают на музыкальных инструментах?», «Кто что делает?», «Добавь слово»), в играх-драматизациях с игрушками и в игровых ситуациях.

   Дети допускают ошибки в трудных формах словообразования. Чтобы предупреждать ошибки, взрослому целесообразно использовать речевой образец

.Синтаксис

       Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками.

        Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи. Синтаксис играет особую роль в формировании и выражении мысли, т.е. в развитии связной речи.

        В синтаксисе детей обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов: простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Необходимо обучать детей умению обдумывать словосочетания, затем правильно связывать слова в  предложения. Особое внимание необходимо уделять правильному порядку слов в предложении. Важно сформировать у детей элементарное представление о структуре предложения и правильном использовании лексики в предложениях разного типа. Для этого дети должны овладеть разными способами сочетания слов в предложении, освоить некоторые смысловые и грамматические связи между словами, уметь интонационно оформлять предложения.

        С детьми рассматривают сюжетные картины из серий, специально предназначенных для развития речи:

  • «Дети играют в кубики», «Дети кормят курицу и цыплят» (из серии «Картины для расширения представлений и развития речи детей второго и третьего года жизни» В. Езикеевой, Е. Радиной);
  • «Спасаем мяч», «Катаем шары» (из серии «Мы играем» Е. Батуриной);
  • «Таня и голуби» (из серии «Наша Таня» О. Соловьёвой);
  • «В гостях», «Прятки», «Возле Большого Пня» (В. Гербова «Развитие речи: Учебно-наглядное пособие для детей 2-4 лет»).

        Знакомя детей с картиной, следует дать им возможность рассмотреть её. Затем педагог должен кратко рассказать о её содержании. Такой рассказ облегчает малышам рассматривание; повышает качество восприятия, активизирует речь, помогает понять смысл картины, заметить и узнать изображённые предметы, охарактеризовать деятельность персонажей.

        Можно выделить следующие характерные особенности занятий по картине с детьми младшего дошкольного возраста:

 а) чередование хоровых и индивидуальных ответов;

 б) обязательное наличие эмоциональных и игровых приемов;

 в) использование литературных и художественных вставок.

        Рассматривая картинку, ребенок учится односложно отвечать на вопросы:

Что делает мама? (Читает)

Что делает собака? (Лает)

Что делают дети? (Поют)

       Затем детей учат строить простые предложения путем полных ответов на вопросы (чтобы ребенок ощутил основу предложения – подлежащее и сказуемое).

Что девочка делает? – Девочка рисует.

Что делают ребята? – Ребята слушают радио.

      Формированию умения строить распространенные предложения способствуют задания типа «закончи предложение»:

Учитель учит кого? (Учеников)

Почтальон разносит что? (Письма, газеты)

Часовщик чинит что? (Часы)

Врач лечит кого? (Больных)

       Рассматривая картинки или игрушку, дети распространяют предложение с помощью воспитателя.

Это кто? – Кошка.

Какая кошка? Кошка – говорит воспитатель, понижая голос…

...пушистая, – договаривают дети.

Что делает пушистая кошка?

Пушистая кошка лежит на коврике.

Правильно, пушистая кошка лежит на коврике.

Далее детям предлагают повторить предложение (термин не дается).

      В младшей группе детей учат распространять предложения за счет однородных членов.

      Перед детьми наборы картинок: овощи (морковь, лук, огурцы, картошка), фрукты (яблоки, апельсины, лимоны), животные (кошка, собака, корова, теленок), мебель (столы, стулья, шкафчики). Сначала составляются предложения о том, что (кто) нарисовано на картинке.

    Затем воспитатель начинает предложение, а дети продолжают:

Мама купила в магазине морковь, лук.

У бабушки в деревне живут кошка, собака, корова и теленок.

     Далее называются обобщающие слова («Как можно одним словом назвать столы, стулья, шкафчики?» – «Мебель»).

     Дети упражняются в употреблении обобщающих слов перед однородными членами предложения. Воспитатель начинает:

В детский сад привезли новую мебель: столы, стулья, шкафы.

В овощном магазине продают вкусные фрукты: лимоны, яблоки, апельсины.

     Дети продолжают предложение, а потом вслед за воспитателем повторяют его.

     Таким образом, можно проследить последовательность работы над формированием синтаксических умений у детей младшего возраста: дети учатся односложно отвечать на вопросы, строить простое предложение, оформлять и распространять его (с помощью воспитателя) за счет однородных членов, а затем – употреблять обобщающие слова перед однородными членами; наконец они подводятся к составлению сложных предложений.

     Все упражнения должны проходить в игровой занимательной форме, даваться в контексте игрового сценария, игровой ситуации или игры с использованием игрушек и картинок, сюрпризных моментов, сказочных персонажей или героев литературных произведений (Знайка и Незнайка).

     Продуктивным является такой прием обучения детей навыкам составления предложений, как создание коммуникативной ситуации, в которой встречаются игровые персонажи и ведут между собой диалог. Очень важно также создавать условия в повседневном общении для высказываний детей, для диалога воспитателя и ребенка, использовать художественную литературу для воспитания правильной литературной речи.                          Для этого необходимо читать детям художественные произведения, предусмотренные программой.Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями. Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений. Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку. Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах. Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?»

Список литературы:

  1. Алексеева М.М. Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников – М. Академия, 2000. – 410 с.
  2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 230 с.
  3. Вераксы Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования – М. Мозаика - Синтез, 2014. – 368 с.
  4. Гвоздев А. Н. Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка – М.: Академия, 1999. – 53 с.
  5. Генинг М. Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи. – Чебоксары, 1980. – 134 с.  
  6. Гербова В.В. Развитие речи детском саду: Первая младшая группа. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 112 c.
  7. Концепция дошкольного воспитания. 1989. №7/1.
  8. Кроха: программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений. / Сост. Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др. – М.: Просвещение, 2007. – 80 с.
  9. Максаков А. И. Звуковая культура речи. – М.: Просвещение, 1984. 67 с.
  10. Сохин Ф.А. Развитие речи  детей дошкольного возраста. – М.;1984. – 219 с.

           



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....

Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи

Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...