Викторина по экологии «Знатоки природы»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Хлебникова Ольга Сергеевна

Цель:Ц

Цель: Закрепить знания о диких животных нашего края;

Задачи:

1. Закрепить нормы поведения в природе, являющиеся элементами экологической культуры человека;

2. Развивать внимание, познавательную активность детей, сообразительность, память;

3. Совершенствовать речь, развивать умение обмениваться информацией;

4. Продолжать учить детей работать в команде;

5. Воспитывать интерес к миру животных.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Оборудование:

эмблемы, разрезные картинки животных, фишки – призы, картинки с изображением животных и их детенышей, медали, аудиозапись с голосами животных, картинки с изображением следов животных.

 

Ход занятия:

В: - Ребята, к нам в детский сад пришло письмо от экологов (кто такие экологи). Им нужна ваша помощь, но помогать могут только дети, хорошо знающие природу.

Они прислали ряд заданий, в ходе выполнения которых, будет понятно, сможете ли вы быть помощниками.

- Попробуем их выполнить! Тогда для начала разделимся на команды и выберем капитанов. Первая команда  «Медвежата», вторая команда  «Зайчата». Посмотрим, чья команда правильно и быстро выполнит все задания, проявит находчивость и смекалку (дети берут фишки, соответствующие названию команд, проходят к своим столам).

В: -  Итак, команды готовы?

Д: Да!

В: Тогда начнём! Сейчас наши команды представятся и поприветствуют друг друга.

Команда  «Медвежата».

Наш девиз: Медведь - это круто! Медведь - это класс! Зверей не найдёте нигде лучше нас!

 Команда  «Зайчата»

Наш девиз:  Зайчата прекрасны, зайчата быстры и не по возрасту очень умны!

Воспитатель. Молодцы, ребята, в добрый час! Пусть удача встретит вас!

(Команды занимают свои места)

 

Задание 1. «Отгадай загадку»

В: - Каждой команде я буду загадывать загадки, вы должны угадать, о каком животном идет речь.  За каждый правильный ответ команда получает фишку.

 

Загадки задаются поочерёдно каждой команде.

 

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета,

Для зимы другого цвета. (Заяц)

 

С ним тягаться трудно в беге,

Коли встретить довелось, знайте, дети, это... (Лось)

 

Сделал дыру, вырыл нору.

Солнце сияет, а он и не знает. (Крот)

 

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

 

Серенькая, маленькая, хвост как шило.   (Мышь)

 

Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко.

Ну, конечно, это... (Белка).

 

Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Пышный хвост-краса.Кто это? (Лиса)

 

В густом лесу под елкой,

Осыпанный листвой,

Лежит мешок с иголками,

Колючий и живой. (Ёж)

 

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

 

Кошка красивая, мех рыжеватый,

Кисточки уши и мощные лапы.

Только, пожалуй, ты с ней не водись -

Хищник опасный. Зовут её   (Рысь)

В: Молодцы ребята, вы отлично справились с первым заданием!

 

 

 

Задание 2.  Игра «Собери картинку»

В: Каждая команда должна собрать картинку из частей и назвать животное которое изображено на картинке. Чья команда справится быстрей, получает фишку.

Дети собирают картинку

В: Молодцы ребята!

 

Задание  3. «Кто что любит»

В: - А теперь ребята предлагаю накормить наших животных.
Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед командой  раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи.

 

Задание 4.  «Чьи детеныши?»  

(Предметные картинки диких животных и их детёнышей)

В:  Ребята, детёныши бегали по лесу, играли и потерялись. Нужно помочь детёнышам найти своих родителей.

 

В: А теперь ребята, давайте немного разомнёмся!

 

Физкультминутка «Дикие животные»:

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики,

–Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

Ходил медведь по лесу,

Топтался и рычал.

Хотел он очень меда

А где достать – не знал.

 

Задание 5. Игра «Кто сказал?»

 

В: Все мы умеем и любим общаться друг с другом. А как вы думаете, разговаривают ли между собой животные?

Дети: Да!

В: Конечно, животные, также как и люди умеют общаться друг с другом. Давайте послушаем записи голосов различных животных и постараемся угадать, какое именно животное такие звуки издает.

(Каждая команда по аудиозаписи дети должна назвать животное, издающее такие звуки) За правильные ответы команда получает фишку.

 

Задание 6. «Чьи следы?»

Команды по очереди  вытягивают   карточки с изображением следов и отвечают, кому они принадлежат.  За правильные ответы команда получает фишку.

(Ответы детей: лось, белка, лиса, заяц и др.)

 

Задание 7. "Кто же я?"

В: Все животные разные. Кто-то лохматый, а кто-то с рогами, кто-то любит мед, а кто-то гусениц. Давайте попробуем по описанию догадаться, о ком же идет речь.

Каждой команде по очереди буду читать рассказ, а вы должны угадать, о ком речь.

 

■ «Я очень большой. У меня коричневая шерсть, маленькие уши и хвост. Я могу ходить на задних лапах и вскарабкиваться на деревья в поисках пищи. А ем я рыбу, ягоды, могу полакомиться муравьями, червями и личинками жуков. Всю зиму я провожу в спячке, а весной выхожу из берлоги худым, голодным и злым». (Медведь.)

 

■ «У меня морда острая, уши стоячие, очень тонко развит нюх. Я очень прожорлив. Питаюсь мясом, нападая на оленей, лосей, грызунами, но иногда, когда не удается ничего найти, перебиваюсь растительной пищей — ягодами. Люблю охотиться ночью, в одиночку. Иногда я преследую добычу часами, пробегая ни один километр. Но зимой, чтобы прокормится, мы собираемся в стаи». (Волк.)

 

■ «Нюх у меня очень острый. Самое большое лакомство для меня — полевые мыши. Чуть пискнет мышь — и я услышу ее за сотню метров, даже зимой, когда та прячется под снегом. В день я могу съесть их до 20 штук. Охочусь я ночью, а днем люблю отдохнуть. Часто меня называют рыжей плутовкой». (Лиса.)

 

■ «Я живу вместе со своей семьей в норке, которую я вырыл передними лапками и застелил мягкой травкой и пухом. Я очень осторожен. Прежде чем подойти к норке, сделаю несколько прыжков в сторону, затем несколько прыжков в другую сторону, и только потом прыгаю в свой домик. Зимой, чтобы быть незаметным на снегу, я меняю свою шубку». (Заяц.)

 

«Я маленький зверек с бархатистым мехом темно- серого цвета. У меня сильные передние лапы, похожие на большие лопатки. На них растут когти, которыми я рою землю и отбрасываю ее назад. У меня есть глаза, но это всего лишь крохотные бусинки, прикрытые шерстью и кожей. Глаза мне не нужны, так как я постоянно живу под землей в кромешной темноте. Но у меня великолепный нюх. Я чувствую запах дождевого червя за несколько метров». (Крот.)

 

■ «Я, добрая суетливая зверюшка, живу повсюду. У меня длинный пушистый хвост и глаза-бусинки. Хвост, почти равный длине моего тела (около 20 см), служит мне шестом и зонтиком, позволяя сохранять равновесие и прыгать по ветвям. На ушках маленькие кисточки, которые защищают мои ушки от мороза. В сильные морозные дни я сижу в дупле и питаюсь желудями, сухими грибами, орехами». (Белка)

 

Задание 8. Чье объявление?

 

В: Ребята, мне попала в руки газета, в которой так много объявлений! Но вот беда! Не указано кто же автор этого объявления! Давайте поможем читателям и для каждого объявления найдем его автора.

 Я читаю объявление, а вы поднимаете карточку того животного, кто по вашему мнению является автором. За правильный ответ команда получает фишку!

 

1. Друзья! Кому нужны иглы, обращайтесь ко мне. (Еж)

2. Помогите разбудить меня весной. Приходите лучше с медом. (Медведь.)

3. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая все это, настоятельно прошу называть меня по имени отчеству. Патрикеевной больше не называть! (Лиса)

4. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию? (Волк.)

5. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне. (Лось.)

 

Подведение итогов

Ребята, вы все молодцы! Справились со всеми заданиями.  Давайте посчитаем фишки у каждой команды.

Поздравления команде победителей. Вручение медалей для каждой команды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_znatoki_prirody.docx28.87 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина по экологии «Знатоки природы»

Конспект НОД  для средней группы

Цель:

Закрепить знания о диких животных нашего края;

Задачи:

1. Закрепить нормы поведения в природе, являющиеся элементами экологической культуры человека;

2. Развивать внимание, познавательную активность детей, сообразительность, память;

3. Совершенствовать речь, развивать умение обмениваться информацией;

4. Продолжать учить детей работать в команде;

5. Воспитывать интерес к миру животных.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Оборудование:

эмблемы, разрезные картинки животных, фишки – призы, картинки с изображением животных и их детенышей, медали, аудиозапись с голосами животных, картинки с изображением следов животных.

Ход занятия:

В: - Ребята, к нам в детский сад пришло письмо от экологов (кто такие экологи). Им нужна ваша помощь, но помогать могут только дети, хорошо знающие природу.

Они прислали ряд заданий, в ходе выполнения которых, будет понятно, сможете ли вы быть помощниками.

- Попробуем их выполнить! Тогда для начала разделимся на команды и выберем капитанов. Первая команда  «Медвежата», вторая команда  «Зайчата». Посмотрим, чья команда правильно и быстро выполнит все задания, проявит находчивость и смекалку (дети берут фишки, соответствующие названию команд, проходят к своим столам). 

В: -  Итак, команды готовы?

Д: Да!

В: Тогда начнём! Сейчас наши команды представятся и поприветствуют друг друга.

Команда  «Медвежата».

Наш девиз: Медведь - это круто! Медведь - это класс! Зверей не найдёте нигде лучше нас!

 Команда  «Зайчата»

Наш девиз:  Зайчата прекрасны, зайчата быстры и не по возрасту очень умны!

Воспитатель. Молодцы, ребята, в добрый час! Пусть удача встретит вас!

(Команды занимают свои места)

Задание 1. «Отгадай загадку» 

В: - Каждой команде я буду загадывать загадки, вы должны угадать, о каком животном идет речь.  За каждый правильный ответ команда получает фишку.

Загадки задаются поочерёдно каждой команде.

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета,

Для зимы другого цвета. (Заяц)

С ним тягаться трудно в беге,

Коли встретить довелось, знайте, дети, это... (Лось)

Сделал дыру, вырыл нору.

Солнце сияет, а он и не знает. (Крот)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

Серенькая, маленькая, хвост как шило.   (Мышь)

Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко.

Ну, конечно, это... (Белка).

Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Пышный хвост-краса.Кто это? (Лиса)

В густом лесу под елкой,

Осыпанный листвой,

Лежит мешок с иголками,

Колючий и живой. (Ёж)

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Кошка красивая, мех рыжеватый,

Кисточки уши и мощные лапы.

Только, пожалуй, ты с ней не водись -

Хищник опасный. Зовут её   (Рысь)

В: Молодцы ребята, вы отлично справились с первым заданием!

Задание 2.  Игра «Собери картинку»

В: Каждая команда должна собрать картинку из частей и назвать животное которое изображено на картинке. Чья команда справится быстрей, получает фишку.

Дети собирают картинку

В: Молодцы ребята!

Задание  3. «Кто что любит»

В: - А теперь ребята предлагаю накормить наших животных.
Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед командой  раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи.

Задание 4.  «Чьи детеныши?»  

(Предметные картинки диких животных и их детёнышей)

В:  Ребята, детёныши бегали по лесу, играли и потерялись. Нужно помочь детёнышам найти своих родителей.

В: А теперь ребята, давайте немного разомнёмся!

Физкультминутка «Дикие животные»:

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики,

–Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

Ходил медведь по лесу,

Топтался и рычал.

Хотел он очень меда

А где достать – не знал.

Задание 5. Игра «Кто сказал?»

В: Все мы умеем и любим общаться друг с другом. А как вы думаете, разговаривают ли между собой животные?

Дети: Да!

В: Конечно, животные, также как и люди умеют общаться друг с другом. Давайте послушаем записи голосов различных животных и постараемся угадать, какое именно животное такие звуки издает.

(Каждая команда по аудиозаписи дети должна назвать животное, издающее такие звуки) За правильные ответы команда получает фишку.

Задание 6. «Чьи следы?»

Команды по очереди  вытягивают   карточки с изображением следов и отвечают, кому они принадлежат.  За правильные ответы команда получает фишку.

(Ответы детей: лось, белка, лиса, заяц и др.)

Задание 7. "Кто же я?"

В: Все животные разные. Кто-то лохматый, а кто-то с рогами, кто-то любит мед, а кто-то гусениц. Давайте попробуем по описанию догадаться, о ком же идет речь.

Каждой команде по очереди буду читать рассказ, а вы должны угадать, о ком речь.

■ «Я очень большой. У меня коричневая шерсть, маленькие уши и хвост. Я могу ходить на задних лапах и вскарабкиваться на деревья в поисках пищи. А ем я рыбу, ягоды, могу полакомиться муравьями, червями и личинками жуков. Всю зиму я провожу в спячке, а весной выхожу из берлоги худым, голодным и злым». (Медведь.)

■ «У меня морда острая, уши стоячие, очень тонко развит нюх. Я очень прожорлив. Питаюсь мясом, нападая на оленей, лосей, грызунами, но иногда, когда не удается ничего найти, перебиваюсь растительной пищей — ягодами. Люблю охотиться ночью, в одиночку. Иногда я преследую добычу часами, пробегая ни один километр. Но зимой, чтобы прокормится, мы собираемся в стаи». (Волк.)

■ «Нюх у меня очень острый. Самое большое лакомство для меня — полевые мыши. Чуть пискнет мышь — и я услышу ее за сотню метров, даже зимой, когда та прячется под снегом. В день я могу съесть их до 20 штук. Охочусь я ночью, а днем люблю отдохнуть. Часто меня называют рыжей плутовкой». (Лиса.)

■ «Я живу вместе со своей семьей в норке, которую я вырыл передними лапками и застелил мягкой травкой и пухом. Я очень осторожен. Прежде чем подойти к норке, сделаю несколько прыжков в сторону, затем несколько прыжков в другую сторону, и только потом прыгаю в свой домик. Зимой, чтобы быть незаметным на снегу, я меняю свою шубку». (Заяц.)

«Я маленький зверек с бархатистым мехом темно- серого цвета. У меня сильные передние лапы, похожие на большие лопатки. На них растут когти, которыми я рою землю и отбрасываю ее назад. У меня есть глаза, но это всего лишь крохотные бусинки, прикрытые шерстью и кожей. Глаза мне не нужны, так как я постоянно живу под землей в кромешной темноте. Но у меня великолепный нюх. Я чувствую запах дождевого червя за несколько метров». (Крот.)

■ «Я, добрая суетливая зверюшка, живу повсюду. У меня длинный пушистый хвост и глаза-бусинки. Хвост, почти равный длине моего тела (около 20 см), служит мне шестом и зонтиком, позволяя сохранять равновесие и прыгать по ветвям. На ушках маленькие кисточки, которые защищают мои ушки от мороза. В сильные морозные дни я сижу в дупле и питаюсь желудями, сухими грибами, орехами». (Белка)

Задание 8. Чье объявление?

В: Ребята, мне попала в руки газета, в которой так много объявлений! Но вот беда! Не указано кто же автор этого объявления! Давайте поможем читателям и для каждого объявления найдем его автора.

 Я читаю объявление, а вы поднимаете карточку того животного, кто по вашему мнению является автором. За правильный ответ команда получает фишку!

1. Друзья! Кому нужны иглы, обращайтесь ко мне. (Еж)

2. Помогите разбудить меня весной. Приходите лучше с медом. (Медведь.)

3. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая все это, настоятельно прошу называть меня по имени отчеству. Патрикеевной больше не называть! (Лиса)

4. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию? (Волк.)

5. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне. (Лось.)

Подведение итогов

Ребята, вы все молодцы! Справились со всеми заданиями.  Давайте посчитаем фишки у каждой команды.

Поздравления команде победителей. Вручение медалей для каждой команды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по экологии «Знатоки природы»

Возраст детей: старший дошкольный возрастМесто проведения: группа, музыкальный зал....

Викторина по экологии "Знатоки природы"

Викторина по экологии для детей подготовительной группы с презентацией...

Конспект викторины по экологии " Знатоки природы"

Викторина предназначена для закрепления знаний у детей 6-7 лет...

Викторина по экологии «Знатоки природы» для детей старшей группы

Викторина позволяет выявить и актуализировать  знания  детей о  живой природе, расширить кругозор детей; развить их интеллектуальные способности...

Викторина по экологии "Знатоки природы" в старшей группе

Викторина содержит вопросы на темы, изученные на занятиях по экологии, можно провести в мае как итоговое занятие, детям интересен соревновательный момент. Весной 2018г. я проводила викторины по разным...

Викторина по экологии «Знатоки Природы» для детей 5–7 лет

В дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через ознакомление детей с окружающим миром, с объектами живой и неживой природы, а также с изучением взаимосвязи всего живого на планете....