Уральский фольклор в инсценировке сказа Бажова "Каменный цветок"
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Инсценировка сказа "Каменный цветок" с включениями малых фольклорных форм несет в себе воспитание исторических культурных ценностей родного края. Театрализация целенаправленно перекликается с целью программы "Наш дом - Южный Урал". У детей закрепляются знания о прибаутках, закличках, хороводах, колыбельных, пестушках, потешках, небылицах, докучных сказках и сказах писателя Бажова. Непосредственное участие детей является самым ценным в воспитании последующих поколений в лучших традициях русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uralskiy_folklor_v_instsenirovke_skaza_bazhova_kamennyy_tsvetok.docx | 46.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Уральский фольклор
в инсценировке сказа Бажова «Каменный цветок»
Воспитатель Арзамасцева М. Г.
МКДОУ детский сад № 13
Цель:
Способствовать воспитанию и развитию детей на идеях народной педагогики через приобщение детей к истокам культуры родного края.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять знания детей о фольклорных формах Южного Урала, посредством их включения в театрализованную деятельность (заклички, хоровод, прибаутка с действием, колыбельная, пестушка, потешка, небылица, докучная сказка).
Обобщать знания детей об истории родного края, используя драматизацию произведения уральского писателя П. П. Бажова.
Поддерживать интерес к уральским мастерам и промыслам.
Развивающие:
Формировать интонационно-звуковую выразительность речи, тон, тембр, темп, ударение, интонацию.
Развивать диалогическую и монологическую форму речи.
Развивать речевой слух, правильное звукопроизношение, звучность и подвижность голоса.
Развивать умение правильно и уместно использовать жесты, мимику, позы.
Развивать речевую активность, память, коммуникативные способности.
Воспитательные:
Воспитывать чувство уважения к культуре, обычаям, традициям, людям труда, истории своей малой Родины.
Прививать любовь к народному слову с помощью малых форм устного народного творчества.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение сочувствовать и сопереживать.
Поощрять желание и стремление детей участвовать в совместной, детско-родительской деятельности при подготовке к театрализации.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Словарная работа: простой, разгулку, надобно, неладно, всякий, колдовской, колоду, меньшой, избу, дурман-чаша, измаялся, ворочаются, искатель, гуленьки, помазочка, порастунушки, толстунушки, ходунушки, хватунушки, говорок, разумок, стожок сенца, родимый, сказывай.
Предварительная работа:
Чтение, просмотр мультфильмов, прослушивание аудиосказов П. П. Бажова;
обыгрывание отрывков из сказов; рассматривание иллюстраций, коллекций камней, экскурсия в детскую библиотеку с целью знакомства с творчеством писателя П. П. Бажова, экскурсия в краеведческий музей с целью знакомства с природными минералами нашего края; просмотр презентации «Русская Бразилия» о природных ископаемых Южного Урала; просмотр презентации «Красота уральских камней в резрезе»; лепка из теста «Русский каравай»; изодеятельность «Хоровод матрешек»; аппликация «Подарок на Пасху».
Используемые методические приемы в работе с детьми:
Наглядный (показ элементов инсценирования, движения, действия; показ минералов; рассматривание иллюстраций; просмотр презентаций); словесный (рассказывание; беседа по содержанию; объяснение незнакомых слов; выразительное чтение стихотворных форм; проговаривание чистоговорок; многократное повторение речевых действий); игровой (игровое упражнения – разыгрывание диалога двух персонажей; игра «Разные настроения» – удивление, радость, печаль и так далее; игра «Вырази себя» - на мимику, позы, движения, жесты); пояснение; указание; поощрение.
Декорации и реквизиты:
1. Стол Данилы-мастера, стул, инструменты, камни.
2. Русская изба: печь, лавки, столик, самовар, поднос с пирогами, чашки с блюдцами, люлька.
3. Палатка-гора с иллюминацией (гирлянды), каменная россыпь, каменный цветок, закрытый легкой тканью, атрибуты леса, слайды красот внутри горы, малахитовая шкатулка.
Костюмы: русские народные костюмы (Данилы-мастера, Катеньки, гармониста, мастера Прокопьича, бабки Вихорихи, хозяйки Медной горы, 3 сестер, 2 братьев, приказчика)
Действующие лица:
Дети:
Данила-мастер
Хозяйка медной горы
Приказчик
Мастер Прокопьич
Бабушка Вихориха
Невеста Данилы Катенька, далее ее родственники:
1 сестра
2 сестра
3 сестра
1 брат
2 брат
Взрослые:
Рассказчица - воспитатель
Помощница рассказчицы - воспитатель
Гармонист – родитель, музыкальный руководитель
Ход мероприятия
I Вступительное слово.
(Музыка 1 Стихи воспитателя)
1 Слайд презентации
Рассказчица:
Исстари земля уральская хранит 2 Слайд презентации
Дивный камень – малахит. 3 Слайд презентации
Яркой зеленью искрится 4 Слайд презентации
И прожилка в нем темна.
Знайте, люди, существует 5 Слайд презентации
Тайна камня – красота!
(Музыка 1 Стихи воспитателя)
6 Слайд презентации
Давно это было… Мне говаривали
Горных дел мастер Прокопьич тут жил.
Умелец от Бога, старик камнерезом прослыл.
Малахитово дело познать ремесло
На выучку деду прислали мальчонку,
Звали Данило его.
И вышло тут с ним приключенье одно…
II Основная часть.
(Музыка 2 Действие первое)
Действие первое
(за столом сидит Данила, разглядывает камень, рядом стоит Прокопьич, заходит Приказчик)
Приказчик: Есть кто в избе-то? Я к вам от барина нашего. Прослышал он, что ты, Прокопьич, парнишку мастерству обучил, да мастерство его необычное. Так вот, барин приказал сделать чашу в короткий срок. Да чтоб чаша не хуже царской была. И смотри мне, за простой наказание ждет!
(Погрозил пальцем и ушел. Прокопьич покачал головой и вышел.)
Данила: (задумался) Эх, как же мне узор в чаше найти…
(Заходит Прокопьич)
Прокопьич: Ты, Данилушко, здоров ли?
Данила: Эх, чаша мне покоя не дает. Охота так ее сделать, чтобы камень красоты полную силу имел.
Прокопьич: Сходил бы, Данилушка, в разгулку куда, а то все сидишь да сидишь.
Данила: И то правда… В лес что ли сходить. Только найду ли то, что мне надобно?
(Музыка 3 Звуки леса)
7 Слайд презентации
(Лес, деревья, пеньки, цветы. На заднем плане гора. Появляется Данила, подходит к горе, рассматривает камушки, садится около горы.
(Музыка 4 Ой. млада)
С другой стороны появляется Катенька, поет отрывок из песни «Ой, млада», замечает Данилу)
Катенька:
Пошла млада за водой
Коромысел золотой
Эй-эй люли,
Коромысел золотой.
Коромысел золотой
Ведерки дубовые
Эй-эй люли
Ведерки дубовые.
Катенька: Данилушка, друг мой сердешный, не потерял ли чего?
Данила: Потерять не потерял, а найти не могу.
Катенька: Вот чудной-то какой. Ой, неладно с Данилой, ой неладно…
(Данила отворачивается от Катеньки и снова разглядывает камешки, а Катенька отходит от него и садится на пенек)
(Музыка 5 Бабушка Вихориха)
(Появляется бабушка Вихориха с пучком трав. Данила подходит к ней)
Данила: Бабушка Вихориха, ты всякий цветок в наших краях знаешь?
Вихориха: Хвастаться не стану. Все будто знаю, какие открытые-то.
Данила: А разве еще не открытые бывают?
Вихориха: Есть и такие. Папоротник слыхал? Цветет на Иванов день. Цветок этот колдовской, им клады открывают.
Данила: Вот чудеса-то!
Вихориха: А то еще каменный цветок есть. В малахитовой горе будто растет. На змеиный праздник полную силу имеет. Но несчастный тот человек, который каменный цветок увидит.
Данила: Чем, бабушка несчастный-то?
Вихориха: А тем, что сама Хозяйка Медной горы тем цветком к себе молодцев приманивает, да к себе в горные мастера забирает.
Данила: Как так?
Вихориха: А так. Те мастера в горе живут, никто их не видит. Что Хозяйке понадобится, то они и делают. Случилось мне один раз их работу видеть. Такое мастерство! От работы наших мастеров отличается.
Данила: Чем же отличается?
Вихориха: А тем, что они каменный цветок видали, и красоту камня поняли.
(Музыка 5 Бабушка Вихориха)
(Бабушка Вихориха уходит)
Катенька: (подходит к Даниле) Данилушка! Выброси ты из головы ее слова! Кто поглядит на каменный цветок, тому белый свет мил не станет.
Данила: А я бы поглядел…..
Катенька: Данилушка, не ходи к горе, а не то попадешь к Хозяйке в горные мастера.
Данила: Без каменного цветка мне и жизни нет!
(Катенька, расплакавшись, убегает. А Данила грустно смотрит ей вслед, затем тоже уходит)
(Музыка 6 Музыка села)
8 Слайд презентации
Действие второе
Рассказчица: Ох и хороводы в те давние времена водили, да в прибаутки с играми играли. А посмотрите-ка сами!
(Катенька бредет по лесу и платочком глаза утирает, навстречу ей ребята, которые веселятся, и вовлекают к себе Катеньку)
Ребята: Катенька, иди к нам!
Все вместе кричат Заклички:
(Музыка 7 Заклички)
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко!
Там, твои детки
Кушают котлетки.
Солнышко, солнышко,
Выгляни на бревнышко:
Дам тебе меду
Целую колоду.
Уральский хоровод (поют с движениями)
На лугу у ворот,
Где рябина растет.
Мы в тенечке, холодочке
Завели хоровод.
Про Урал мы споем.
В гости всех позовем.
Землянику и чернику
Собирать в лес пойдем.
Неспроста говорят,
Что Урал наш богат
Изумруды и алмазы
Ярче солнца горят.
Кто у нас побывал,
Кто наш край повидал –
Не забудет, не забудет
Голубой наш Урал!
Прибаутка с действием (шеренга на шеренгу)
А кто у вас большой? (первые)
А кто у вас меньшой? (вторые)
Мы все подрастем, (первые)
Да в лесочек пойдем.
Дров на топку мы нарубим,
Да домой привезем.
Коромысло возьмем, (вторые)
Да на речку пойдем.
Мы в избу воды наносим,
Да гулять все пойдем.
Батюшке да матушке (все вместе)
Поклонимся с добром!
(Катенька все равно грустит, и ребята «убегают», т.е. садятся на стульчики) (Катенька тоже уходит)
(Музыка 8 Действие третье)
9 Слайд презентации
Действие третье
(Появляется Данила, который подходит снова к горе и продолжает рассматривать камни.)
(Данила поднимает голову и видит Хозяйку медной горы)
Хозяйка: Ну что, Данила-мастер, не вышла твоя дурман-чаша?
Данила: Не вышла…
Хозяйка: А ты не вешай голову, другое попытай.
Данила: Не могу больше, измаялся весь, не выходит.
Покажи каменный цветок!
Хозяйка: Показать просто, да потом жалеть станешь.
Данила: Не отпустишь меня из горы?
Хозяйка: Почему не отпущу? Дорога открыта, да только молодцы обратно ко мне и ворочаются!
Данила: Покажи, сделай милость! Без цветка каменного мне жизни нет!
Хозяйка: Ну, коли так, пойдем, Данила-мастер, в мой каменный сад!
(Музыка 9 Хозяйка показывает Даниле свое царство)
10 Слайд презентации
(Хозяйка ведет Данила по своим сокровищам и предлагает ему бросить ради них все)
Хозяйка:
Свои сапфиры, изумруды
Я положу к твоим ногам!
Так ослепительно сверкают.
Скажи: «Прощай! – своим мечтам.
Данила:
Да, спору нет, они прекрасны,
Ценю такую красоту!
Но соблазняешь ты напрасно.
Я не отдам свою мечту!
Хозяйка:
Добро, Данила, мастер славный,
Искатель неземной красы.
Секрет цветка тебе открою.
Вот пред тобою он, смотри!
(Музыка 10 «Красота цветка»)
(Хозяйка снимает ткань и открывается цветок. Данила рассматривает цветок, поражается его красоте.)
(Музыка 11 Звуковой эффект падающих камней, грома)
(Хозяйка взмахивает рукой, гора смыкается)
(Музыка 12 Музыка села)
11 Слайд презентации
Действие четвертое
(Изба сестер Катеньки. Каждая занимается своими делами)
1 сестра - Люда (поет колыбельную, укладывая Настю-куклу спать)
Колыбельная – (фоном голос воспитателя)
Ай, люли, люлиньки,
Прилетели гуленьки.
Сели в люльку гуленьки,
Спели песню Уленьке!
2 сестра - Олеся (возится у печки с пирогами)
Потешка – (фоном голос воспитателя)
Уж я доченьке пирог испеку,
Уж я доченьке румяненький,
На нем корочка пшеничная,
А начиночка яичная,
А помазочка сметанковая,
Моя доченька да ладненькая!
3 сестра - Вера (подходит к люльке и делает потягунушки кукле Настеньке)
Пестушка – (фоном голос воспитателя)
Потягунушки, порастунушки,
Поперек толстунушки,
В ножки ходунушки,
В ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок!
(Музыка 12 Музыка села)
(Входит Катенька, грустная, садится на лавочку. Сестры подходят к ней)
2 сестра - Олеся: Ну что ты, Катенька, голову повесила? Чай все Данилу своего ждешь?
Катенька: Жду Данилушку. Милей его на всем белом свете нет.
(Заходят братья Катеньки, кланяются)
1 брат - Адиль: Ну, здорово, девоньки. А ты, Катенька все грустишь? Сейчас я тебя развеселю…
(Музыка 13 Небылица)
Небылица:
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота,
Выскочила палка с бабкою в руке
И давай дубасить коня на мужике.
Лошадь ела сало, а мужик овес,
Лошадь села в сани, а мужик повез.
(все слушают, а Катя все равно грустит)
(Музыка 13 Небылица)
2 брат - Данил: А я сейчас сказку вам расскажу.
Докучная сказка:
Жили-были баран да овца,
Поставили они стожок сенца.
Не начать ли сказку с конца?
(Катенька еще больше загрустила, да в сторону смотрит)
(14 Катя ищет Данилу)
1 сестра - Люда: Да неужто не видите, все одно ей.
3 сестра - Вера: Да ты посмотри, сколько женихов-то за тобой ухаживают.
Катенька: Не надобно мне никаких женихов. Данилы лучше все равно нет.
(Катенька убегает, сестры и братья тоже уходят)
(14 Катя ищет Данилу)
12 Слайд презентации
Действие пятое
(Появляется Катенька, ищет Данилу в лесу)
Катенька: Данилушка! Где ты? Отзовись!
(Появляется Хозяйка Медной горы)
Хозяйка: Ты зачем сюда забралась?
Катенька: Отдавай жениха моего, Данилушку!
Хозяйка: Знаешь ли ты, с кем говоришь?
Катенька: Знаю, только не боюсь тебя, разлучница!
Хозяйка: Ну, ищи, если найдешь, Данила будет твой!
Катенька: (идет, ищет Данила) Данилушка, родимый мой, покажись мне!
(Данила выходит к Катеньке, которая от радости, бросается к нему на шею)
Катенька: Данилушка, нашла я тебя!
Данила: Катенька, невеста моя!
(Музыка 15 Звуковой эффект падающих камней, грома)
13 Слайд презентации
(Появляется Хозяйка Медной горы)
(Музыка 16 Стихотворение. И до конца инсенировки)
Хозяйка: Подожди! А ну, Данила-мастер, выбирай. С невестой пойдешь – все мое забудешь. Здесь останешься – Катеньку и людей забыть придется.
Данила: Не могу забыть. Я Катеньку свою каждую минуту помню.
Хозяйка: Так тому и быть. Твоя взяла, Катенька. Бери своего мастера. А за смелость твою и любовь есть у меня для тебя подарок. (показывает малахитовую шкатулку) Пусть у Данилы все мое в памяти останется. Ты, Данила, про гору мою людям не сказывай. И ты, Катерина, думать забудь, что я у тебя жениха сманивала. Сам он пришел.
Катенька: Прости, Хозяюшка, если что.
Данила: Прощай! (кланяются в ноги и уходят)
14 Слайд презентации
Уральские камни. Полина Д.
Уральская природа нам привычна.
Чего же на Урале нашем нет?
Богаты мы богатством необычным, 15 Слайд презентации
И манит нас камней прекрасных свет.
Всей радугой цветов сияют кварцы, 16 Слайд презентации
Зеленым блеском яркий изумруд. 17 Слайд презентации
Не устаю я вами восхищаться. 18 Слайд презентации
Жаль, что без денег вас не отдадут
Восхищена я нежным хризопразом 19 Слайд презентации
Люблю кошачий глаз, амазонит, 20 Слайд презентации
Берилл и чароит чаруют разом, 21 Слайд презентации
Волнует взгляд бажовский малахит. 22 Слайд презентации
Они такие для меня родные...
Спасибо, добрый дедушка Бажов, 23 Слайд презентации
Ты оценить помог дары земные.
Они прелестны. Не хватает слов.
III Заключительная часть 24 Слад презентации
Расказчица:
Хозяюшка медной горы хоть и суровая была, но добрых и честных людей подарками одаривала. Вот и для вас она кое-что передала (награждение – шкатулочка с мармеладками). Любите свой край, берегите его. И он откроет вам свои богатства. Главное помните: труд да усердие горы сворачивают, а чистое бескорыстное сердце любые трудности преодолевает.
(Дети встают и вместе с рассказчицей и ее помощницей кланяются и уходят)
(Представление детей в ролях.)
Все вместе: Прощевайте, люди добрые.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инсценировка сказеи "Теремок" вторая младшая группа
Русская народная скахка "Теремок" в стихах, с возможностью задействовать всех детей группы....
«Путешествие в страну уральского фольклора» (конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе)
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе (социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие детей)...
Комплексно-тематическое планирование«В гостях у Хозяйки Медной горы» (неделя Урала, уральские горы, сказы Бажова, культура и традиции нашего края, народы, животный и растительный мир Урала)
Воспитывать патриотические чувства, приобщать к культурному наследию родного края; формировать чувство гордости за свой родной край. Формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Б...
Тема: Русский фольклор через инсценировку потешек.
Цели: продолжать знакомить детей с русским фольклором; учить инсценировать песни, потешки; учить говорить от имени персонажей; учить различать интонации музыки; побуждат...
Русский фольклор через инсценировку потешек
Цели: продолжать знакомить детей с русским фольклором; учить инсценировать песни, потешки; учить говорить от имени персонажей; учить различать интонации музыки; побуждать к двигательной импровизации....
«Путешествие в страну уральского фольклора» (конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе)
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну уральского фольклора"Программное содержание:Познакомить с характерными чертами уральског...
Конспект инсценировки сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце».
Цель: Познакомить детей со сказом «Серебряное копытце».Совершенствовать интерес к художественному слову и театрализованной деятельности.Воспитывать любовь к малой родине....