Занятие Федорино горе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Тема: «Посуда»
(речевое развитие старшая группа)
Цель: Развивать у детей интерес к исследовательской деятельности путем сравнения старинных и современных предметов, вызывать уважительное отношение к истории происхождения старинных предметов, активизировать мыслительную деятельность детей.
Ход образовательной ситуации:
В группе появляется персонаж из сказки К. Чуковского «Федорино горе» - Федора.
Федора: Ребята, я вас хочу пригласить к себе в избу, чтобы вы увидели, какой я порядок везде навела. Посмотрите, что у меня на столе? (Самовар, чайник, кастрюля, чугунок, железные и деревянные ложки). Как это можно назвать одним словом? (Посуда).
Какая она у меня сегодня? (Чистая, блестящая, вымытая …) Да, я теперь за посудой слежу и очень её люблю.
Федора: Ребята, скажите, пожалуйста, а у вас дома такая же посуда? (ответы детей)
Расскажите, какая у вас дома посуда. А почему у вас нет чугунка или самовара?
Дети: Мы не знаем.
Федора: Давайте вместе попытаемся разобраться, почему сейчас не пользуются чугунком, деревянными ложками, самоваром.
Я хочу предложить вам игру «Хорошо-плохо».
Послушайте загадку и найдите отгадку на столе: «Сколько не мучайся, ни три его, а белей не сделаешь». (Чугунок).
Почему так говорят? (Потому что он чёрный).
Да, я долго его тёрла, мучилась, думала, что он грязный, а он просто чёрный, и белым его не сделаешь. Скажите, из какого материала сделан чугунок? (Из железа).
Значит он какой? (Железный).
Да, он железный. Это хорошо! Почему? (Потому что в печке не сгорит. Потому что он прочный, не сломается …)
Но то, что он железный, - тоже и плохо. Почему? (Чугунок тяжёлый, холодный. Когда нагреется, можно обжечься …).
Хоть он и тяжёлый, можно обжечься, но его можно в печь ставить, в нём можно варить. Какой помощник мне нужен, чтобы не обжечься и легче поднять его? (Ухват). Да, посуда, в которой я суп варю, не такая как у вас.
Но самое главное – варить в чугунке можно, только если у вас есть … (домашняя печь) (показывает картинку с изображением печи).
А у вас дома есть печь? (ответы детей).
Послушайте еще загадку и найдите отгадку на столе: «Сама не ем, а всех кормлю». (Ложка). Посмотрите, какие у меня ложки на столе? (деревянные, нарядные, красивые …).
Да, ложки мои деревянные, нарядные, красивые, расписные. Их расписывали народные умельцы. Мы в деревне ложками не только едим, а ещё и играем на них.
Послушайте загадку и найдите отгадку: «Стоит толстяк, подбоченивши бок, шипит и кипит, всем пить чай велит». (Самовар).
Как вы догадались, что это самовар? (Потому что он толстый и из него пьют чай). А из чего вы дома пьёте чай? (Из чайника).
Что есть у самовара? (Крышка, дно, стенки, две ручки, кран, четыре ножки).
Какой самовар? (Блестящий, железный, красивый, тяжёлый …).
Да, это самовар. Он железный, блестящий, красивый. У самовара есть крышка, дно, стенки, две ручки, кран, четыре ножки. В нём кипятят воду и потом пьют чай. Про него есть загадка: «Железный бес на стол залез – четыре ноги, два уха, один нос да брюхо». Для того, чтобы в самоваре закипела вода, в специальный отсек закладываются деревянные щепки и поджигаются.
Федора: Мы рассмотрели, какая есть у меня посуда, но я ничего не знаю о вашей посуде. В чём ваши мамы варят суп? (В кастрюле).
Какое интересное слово: кастрюля. Какая ещё посуда есть у вас дома?
А в чем вы кипятите воду для чая? (В чайнике)
Интересно какой он чайник.
А едите вы ложками? Такими как у меня?
Дети: Нет. У нас ложки железные.
Федора: Что-то устала я немного устала. Давайте отдохнем и песню русскую споем.
(Дети играют на ложках и поют песню «Бай-качи-качи-качи»).
Федора: Вы знаете, где делают посуду? (Посуду делают на фабрике, на заводе).
Из каких материалов сделана ваша посуда? (Из дерева, стекла, глины, фарфора …).
Какие интересные материалы. Но я что-то совсем запуталась. Этот чайник и кастрюля стеклянные?
Дети: Нет. Они железные.
Федора: А как вы догадались?
Дети: Если ими ударить друг о друга, то у них звук как у колокольчика (показывают), а если их поставить на огонь и налить воды, они не лопнут, а нагреют воду.
Федора: А ложки?
Дети: Ложки тоже железные и тоже звенят (показывают).
Федора: Значит и их можно положить на огонь?
Дети: Можно, но они сильно нагреются, и нельзя будет ими есть, нужно подождать, пока не остынут.
Федора: А чашки?
Дети: Это чашка стеклянная, а эта фарфоровая.
Федора: А почему?
Дети: Потому, что в этой чашке видна вода, если положить какой-то предмет, то и его можно увидеть (показывают). А в фарфоровой чашке не видно ничего (показывают).
Федора: Да, сегодня мы с вами много узнали о посуде. Давайте вспомним, что мы сегодня узнали. А какая посуда есть у меня? А какая посуда есть у вас? А как вы проводили исследования?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskie_igry_dlya_detey.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
- «Птички».
Цель: Упражнять детей в умении согласовывать свои слова и действия, активизировать речь детей.
Ход игры:
Рассказываю детям стихотворение:
Летели две птички, Собой невелички. Как они летели, Все люди глядели. Как они садились -Все люди дивились.
Предлагаю двум детям сыграть роль птичек. Все садятся на стулья и слушают слова потешки, которую читаю, а выбранные «птички», имитируют движения настоящих птиц. Затем выбираются новые птички, и упражнение повторяется снова.
- «Овощи и фрукты».
Цель: Закреплять умения детей различать и называть овощи и фрукты.
Материал: Две большие карты с изображением фрукта и овоща, картинки овощей и фруктов.
Ход игры:
Раздаю детям большие карты. На одной карте, в середине изображён фрукт, на другой - овощ. Поочерёдно достаю мелкие картинки с изображением различных овощей и фруктов. Дети хором называют овощ или фрукт и закрывают пустые квадраты на своих картах маленькими картинками в соответствии с изображением. Тот из детей, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.
- «К дереву беги».
Цель: Найти дерево по названию.
Правило. Бежать к названному дереву можно только по команде «Беги»!
Ход игры:
Называю хорошо знакомое дерево, имеющее яркие отличительные признаки (Ель, берёза, рябина). Прошу детей подбежать к нему. Например:
- Кто быстрей найдёт берёзу?
- Раз, два, три - к берёзе беги!
Дети должны найти дерево и подбежать к любой из берёз, растущих на участке, где проводится игра.
- «Вороны».
Цель: Развитие слухового внимания, умение двигаться в соответствии с произносимыми словами; упражнять в правильном произношении звука «Р»; учить говорить то громко, то тихо.
Ход игры: Дети - вороны стоят посреди комнаты и выполняют движения в соответствии с текстом, который произношу нараспев. Слова «кар-кар-кар» произносят все дети. Вот под ёлкою зелёной Дети бегают по комнате,
Скачут весело вороны: размахивая руками, как
крыльями. «Кар-кар-кар!» (Громко)______Дети громко произносят,_________
Целый день они кричали, Спать ребятам не давали:
«Кар-кар-кар!» (Громко)
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают:
«Кар-кар-кар!» (Тихо)
повторяя за воспитателем.
То же.
Дети тихо произносят. Садятся на корточки, руки под щёку - засыпают.
- «Птички в гнёздышках».
Цель: Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталки -ваясь друг на друга. Приучать их действовать быстро, по сигналу воспитателя, помогать друг другу.
Ход игры. Дети сидят на стульчиках, расставленных по углам комнаты, - это гнёздышки. По сигналу воспитателя все птички вылетают на середину комнаты, разлетаются в разные стороны, приседают, разыскивая корм, снова летают, размахивая руками-крыльями. По сигналу «Птички в гнёздышки», дети возвращаются на свои места.
- «Чудесный мешочек».
Цель: Закреплять умения различать и называть фрукты, овощи, выделять их характерные признаки.
Ход игры. Ребёнок достаёт овощ. Обследует его, называет.
- «Третий лишний».
Цель: Развивать способность анализировать, закреплять умения, различать и называть животных. Умение определять животных относящихся к одному классу (дикие и домашние животные, птицы, насекомые).
Ход игры: На карточках изображены два насекомых (бабочка, кузнечик) и одна птичка; животные (медведь, лиса) и кошка, и т.п. Дети должны определить, кто лишний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие "Федорино горе"
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР...
конспект занятия Федорино горе
Конспект занятия в старшей группе «Посуда» «В гостях у Федоры».Цели: 1. Расширение и обогащение словарного запаса по теме «Посуда».2. Совершенствование грамматического строя речи:- образован...
Конспект занятия "Федорино горе"
Конспект занятия для детей...
Интегрированное физкультурно-логопедическое занятие "Федорино горе"
Материал разработан совместно с инструктором по физвоспитанию в рамках совместной работы по устранению речевой и моторной недостаточности у детей логопедических групп старшего дошкольного возраста. На...
Конспект занятия «Федорино горе».
Цели занятия:Закрепление представлений о посуде, ее многообразии и назначении; расширение словарного запаса; развитие памяти, внимания, логического мышления, восприятия; воспитание эмоциональной отзыв...
логопедическое занятие: Федорино горе
Падежные консрукции: предложный падеж множественного числа имен существительных....
Конспект занятия "Федорино горе"
Это занятие составлено по современной технологии кейс....