Занятие Федорино горе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Лапкина Людмила Николаевна

Тема: «Посуда»

(речевое развитие старшая группа)

Цель: Развивать у детей интерес к исследовательской деятельности путем сравнения старинных и современных предметов, вызывать уважительное отношение к истории происхождения старинных предметов, активизировать мыслительную деятельность детей.

 

Ход образовательной ситуации:

В группе появляется персонаж из сказки К. Чуковского «Федорино горе» - Федора.

Федора:    Ребята, я вас хочу пригласить к себе в избу, чтобы вы увидели, какой я порядок везде навела. Посмотрите, что у меня на столе? (Самовар, чайник, кастрюля, чугунок, железные и деревянные ложки). Как это можно назвать одним словом? (Посуда).

Какая она у меня сегодня?  (Чистая, блестящая, вымытая …) Да, я теперь за посудой слежу и очень её люблю.

Федора: Ребята, скажите, пожалуйста, а у вас дома такая же посуда? (ответы детей)

Расскажите, какая у вас дома посуда. А почему у вас нет чугунка или самовара?

Дети: Мы не знаем.

Федора: Давайте вместе попытаемся разобраться, почему сейчас не пользуются чугунком, деревянными ложками, самоваром.

Я хочу предложить вам игру «Хорошо-плохо».

Послушайте загадку и найдите отгадку на столе: «Сколько не мучайся, ни три его, а белей не сделаешь». (Чугунок).

Почему так говорят? (Потому что он чёрный).

Да, я долго его тёрла, мучилась, думала, что он грязный, а он просто чёрный, и белым его не сделаешь. Скажите, из какого материала сделан чугунок? (Из железа).

Значит он какой? (Железный).

Да, он железный. Это хорошо! Почему? (Потому что в печке не сгорит. Потому что он прочный, не сломается …)

Но то, что он железный, - тоже и плохо. Почему? (Чугунок тяжёлый, холодный. Когда нагреется, можно обжечься …).

Хоть он и тяжёлый, можно обжечься, но его можно в печь ставить, в нём можно варить. Какой помощник мне нужен, чтобы не обжечься и легче поднять его? (Ухват).   Да, посуда, в которой я суп варю, не такая как у вас.

Но самое главное – варить в чугунке можно, только если у вас есть … (домашняя печь) (показывает картинку с изображением печи).

А у вас дома есть печь? (ответы детей).

Послушайте еще загадку и найдите отгадку на столе: «Сама не ем, а всех кормлю». (Ложка). Посмотрите, какие у меня ложки на столе? (деревянные, нарядные, красивые …).

 Да, ложки мои деревянные, нарядные, красивые, расписные. Их расписывали народные умельцы. Мы в деревне ложками не только едим, а ещё и играем на них.

Послушайте загадку и найдите отгадку: «Стоит толстяк, подбоченивши бок, шипит и кипит, всем пить чай велит». (Самовар).

Как вы догадались, что это самовар? (Потому что он толстый и из него пьют чай). А из чего вы дома пьёте чай? (Из чайника).

 Что есть у самовара? (Крышка, дно, стенки, две ручки, кран, четыре ножки).

 Какой самовар? (Блестящий, железный, красивый, тяжёлый …).

 Да, это самовар. Он железный, блестящий, красивый. У самовара есть крышка, дно, стенки, две ручки, кран, четыре ножки. В нём кипятят воду и потом пьют чай. Про него есть загадка: «Железный бес на стол залез – четыре ноги, два уха, один нос да брюхо». Для того, чтобы в самоваре закипела вода, в специальный отсек закладываются деревянные щепки и поджигаются.

Федора:  Мы рассмотрели, какая есть у меня посуда, но я ничего не знаю о вашей посуде. В чём ваши мамы варят суп? (В кастрюле).

Какое интересное слово: кастрюля. Какая ещё посуда есть у вас дома?

А в чем вы кипятите воду для чая? (В чайнике)

Интересно какой он чайник.

А едите вы ложками? Такими как у меня?

Дети: Нет. У нас ложки железные.

Федора: Что-то устала я немного устала. Давайте отдохнем и песню русскую споем.

 (Дети играют на ложках и поют песню «Бай-качи-качи-качи»).

Федора: Вы знаете, где делают посуду? (Посуду делают на фабрике, на заводе).

Из каких материалов сделана ваша посуда? (Из дерева, стекла, глины, фарфора …).

Какие интересные материалы. Но я что-то совсем запуталась. Этот чайник и кастрюля  стеклянные?

Дети: Нет. Они железные.

Федора: А как вы догадались?

Дети: Если ими ударить друг о друга, то у них звук как у колокольчика (показывают), а если их поставить на огонь и налить воды, они не лопнут, а нагреют воду.

Федора: А ложки?

Дети: Ложки тоже железные и тоже звенят (показывают).

Федора: Значит и их можно положить на огонь?

Дети: Можно, но они сильно нагреются, и нельзя будет ими есть, нужно подождать, пока не остынут.

Федора: А чашки?

Дети: Это чашка стеклянная, а эта фарфоровая.

Федора: А почему?

Дети: Потому, что в этой чашке видна вода, если положить какой-то предмет, то и его можно увидеть (показывают). А в фарфоровой чашке не видно ничего (показывают). 

Федора: Да, сегодня мы с вами много узнали о посуде. Давайте вспомним, что мы сегодня узнали. А какая посуда есть у меня? А какая посуда есть у вас? А как вы проводили исследования?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskie_igry_dlya_detey.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

  1. «Птички».

Цель: Упражнять детей в умении согласовывать свои слова и действия, активизировать речь детей.

Ход игры:

Рассказываю детям стихотворение:

Летели две птички, Собой невелички. Как они летели, Все люди глядели. Как они садились -Все люди дивились.

Предлагаю двум детям сыграть роль птичек. Все садятся на стулья и слушают слова потешки, которую читаю, а выбранные «птички», имитируют движения настоящих птиц. Затем выбираются новые птички, и упражнение повторяется снова.

  1. «Овощи и фрукты».

Цель: Закреплять умения детей различать и называть овощи и фрукты.

Материал: Две большие карты с изображением фрукта и овоща, картинки овощей и фруктов.

Ход игры:

Раздаю детям большие карты. На одной карте, в середине изображён фрукт, на другой - овощ. Поочерёдно достаю мелкие картинки с изображением различных овощей и фруктов. Дети хором называют овощ или фрукт и закрывают пустые квадраты на своих картах маленькими картинками в соответствии с изображением. Тот из детей, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.

  1. «К дереву беги».

Цель: Найти дерево по названию.

Правило. Бежать к названному дереву можно только по команде «Беги»!

Ход игры:

Называю хорошо знакомое дерево, имеющее яркие отличительные признаки (Ель, берёза, рябина). Прошу детей подбежать к нему. Например:

- Кто быстрей найдёт берёзу?

- Раз, два, три - к берёзе беги!

Дети должны найти дерево и подбежать к любой из берёз, растущих на участке, где проводится игра.

  1. «Вороны».

Цель: Развитие слухового внимания, умение двигаться в соответствии с произносимыми словами; упражнять в правильном произношении звука «Р»; учить говорить то громко, то тихо.

Ход игры: Дети - вороны стоят посреди комнаты и выполняют движения в соответствии с текстом, который произношу нараспев. Слова «кар-кар-кар» произносят все дети. Вот под ёлкою зелёной              Дети бегают по комнате,

Скачут весело вороны:               размахивая руками, как

крыльями. «Кар-кар-кар!» (Громко)______Дети громко произносят,_________

Целый день они кричали, Спать ребятам не давали:

«Кар-кар-кар!» (Громко)

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

«Кар-кар-кар!» (Тихо)

повторяя за воспитателем.

То же.

Дети тихо произносят. Садятся на корточки, руки под щёку - засыпают.

  1. «Птички в гнёздышках».

Цель: Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталки -ваясь друг на друга. Приучать их действовать быстро, по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

Ход игры. Дети сидят на стульчиках, расставленных по углам комнаты, - это гнёздышки. По сигналу воспитателя все птички вылетают на середину комнаты, разлетаются в разные стороны, приседают, разыскивая корм, снова летают, размахивая руками-крыльями. По сигналу «Птички в гнёздышки», дети возвращаются на свои места.

  1. «Чудесный мешочек».

Цель: Закреплять умения различать и называть фрукты, овощи, выделять их характерные признаки.

Ход игры. Ребёнок достаёт овощ. Обследует его, называет.

  1. «Третий лишний».

Цель: Развивать способность анализировать, закреплять умения, различать и называть животных. Умение определять животных относящихся к одному классу (дикие и домашние животные, птицы, насекомые).

Ход игры: На карточках изображены два насекомых (бабочка, кузнечик) и одна птичка; животные (медведь, лиса) и кошка, и т.п. Дети должны определить, кто лишний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие "Федорино горе"

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР...

конспект занятия Федорино горе

Конспект занятия в старшей группе «Посуда» «В гостях у Федоры».Цели: 1. Расширение и обогащение словарного запаса по теме «Посуда».2. Совершенствование грамматического строя речи:- образован...

Конспект занятия "Федорино горе"

Конспект занятия для детей...

Интегрированное физкультурно-логопедическое занятие "Федорино горе"

Материал разработан совместно с инструктором по физвоспитанию в рамках совместной работы по устранению речевой и моторной недостаточности у детей логопедических групп старшего дошкольного возраста. На...

Конспект занятия «Федорино горе».

Цели занятия:Закрепление представлений о посуде, ее многообразии и назначении; расширение словарного запаса; развитие памяти, внимания, логического мышления, восприятия; воспитание эмоциональной отзыв...

логопедическое занятие: Федорино горе

Падежные консрукции: предложный падеж множественного числа имен существительных....

Конспект занятия "Федорино горе"

Это занятие составлено по современной технологии кейс....