Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Зимние забавы-составление описательного рассказа"
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Калак Олеся Петровна

Прием использования мнемотаблиц /мнемосхем помогает детям логически мыслить (анализировать и систематизировать), логически строить свои высказывания,  развивает умение образно и выразительно передавать свое отношение к объектам, развивает образное мышление (благодаря освоению техники кодирования любой информации), развивает все виды памяти (слуховую, зрительную, ассоциативную, словесно-логическую).
    Высокая эффективность этого метода заключается в том, что он основан на наглядно-образном мышлении, которое является преобладающим у детей дошкольного возраста, и носит непроизвольный характер запоминания, основанный на эмоциях и интересе ребенка (дети легко могут пересказать увиденную рекламу или сюжет современного мультика, но с трудом воспроизводят стихотворные строки и пересказывают тексты, где требуется произвольное запоминание, с большей ориентацией на слух). Рассматривание предметов, картин помогает детям назвать предметы, характерные признаки, производимые с ними действия. Структура используемой модели помогает создать план высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный советский психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnie_zabavy_zanyatie.odt714.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

                                  «Зимние забавы»


Цель: Побуждать детей вступать в речевое взаимодействие, поддерживать коллективный разговор. Учить детей составлять короткий рассказ с помощью схемы.

Задачи:

 Учить детей составлять короткий рассказ о зиме, используя полученные ранее знания и представления;

 рассказывать связно, полно и выразительно; использовать для описания зимы образные слова и выражения;

 совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления;

 расширять словарный запас детей;

воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Оборудование: Картина М.Казаковой «Зимние забавы», картинки на зимнюю тему,  схема для составления рассказа.

Ход занятия:

Организационный момент.

Стоят в кругу. О чем мы сегодня с вами будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Загадка:

1.Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь.

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

- зимой –

- Сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года - зиме. Обратите внимание на зимние картины и подумайте, какая бывает зима.

Ответы детей (серебристая, белая, морозная, холодная, длинная, снежная и т. д.)

Дети садятся на свои места.

Беседа:

-Как люди ласково называют зиму? (зимушка).

-А как же называются зимние месяцы? (Декабрь, Январь, Февраль.) 

- Какие изменения происходят в природе зимой? (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.)

Развитие связной речи

- Ребята, сейчас я прочитаю рассказ, который называется «Зима» вам необходимо внимательно послушать и постараться его запомнить, чтобы ответить на мои вопросы.

Рассказ воспитателя «Зима»

Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Птицы улетели в теплые края. Звери спрятались в норы. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах и на коньках.

Первичное восприятие рассказа воспитателя:

- Какое наступило время года?

- Что лежит на земле?

-  Что происходит с птицами ?

- Куда спрятались звери?

- Кто рад зиме?

- Что делают дети зимой?

Физкультминутка «Зимой». Импровизация движений.

 Нам пора передохнуть, потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох)

 Покрутили головой, иусталость вся долой!

 Раз- два- три- четыре- пять шею надо разминать.

 (Вращения головой)

 Встали ровно. Наклонились. Раз – вперед, а два – назад.

 Потянулись. Распрямились. Повторяем всё подряд.

 (Наклоны вперед и назад)

А потом мы приседаем. Это важно, сами знаем.

 Мы колени разминаем, наши ноги упражняем.

 (Приседания)

Составление по схеме рассказа .  Дети самостоятельно составляют рассказ опираясь на схему-мнемотаблицу.

C:\Users\user\Desktop\фот презент\IMG_2256.JPG

Итог занятия

- Вспомните ребята, о чём мы говорили на занятии?

- Что мы делали?

- Что было трудно?

- Что вам понравилось?

Спасибо, что вы были активны, внимательны.

Сейчас, на прогулке, мы понаблюдаем за птицами и покормим их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Тема «Составление описательного рассказа о зимующих птицах»

Конспект НОД  по развитию речи в старшей группе  Тема «Составление описательного рассказа о зимующих птицах»...

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

НОД, занятие по развитию речи в старшей логопедической группе Составление описательного рассказа о зимующих птицах

НОД, занятие по развитию речи в старшей логопедической группе Составление описательного рассказа о зимующих птицахЗадачи:Обучающие: ü Упражнять детей в составлении описательного рассказа по схеме...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»

Цель: Развитие умения у детей составлять описательный рассказ об игрушке по наводящим вопросам....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе  Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема «Составление описательного рассказа об игрушке»

Цели: «Учить составлять описательный рассказ». Задачи:Образовательные : развивать умение детей связно и последовательно давать описание внешнего вида игрушки опираясь н...