Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Зимние забавы-составление описательного рассказа"
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
Прием использования мнемотаблиц /мнемосхем помогает детям логически мыслить (анализировать и систематизировать), логически строить свои высказывания, развивает умение образно и выразительно передавать свое отношение к объектам, развивает образное мышление (благодаря освоению техники кодирования любой информации), развивает все виды памяти (слуховую, зрительную, ассоциативную, словесно-логическую).
Высокая эффективность этого метода заключается в том, что он основан на наглядно-образном мышлении, которое является преобладающим у детей дошкольного возраста, и носит непроизвольный характер запоминания, основанный на эмоциях и интересе ребенка (дети легко могут пересказать увиденную рекламу или сюжет современного мультика, но с трудом воспроизводят стихотворные строки и пересказывают тексты, где требуется произвольное запоминание, с большей ориентацией на слух). Рассматривание предметов, картин помогает детям назвать предметы, характерные признаки, производимые с ними действия. Структура используемой модели помогает создать план высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный советский психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimnie_zabavy_zanyatie.odt | 714.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
«Зимние забавы»
Цель: Побуждать детей вступать в речевое взаимодействие, поддерживать коллективный разговор. Учить детей составлять короткий рассказ с помощью схемы.
Задачи:
Учить детей составлять короткий рассказ о зиме, используя полученные ранее знания и представления;
рассказывать связно, полно и выразительно; использовать для описания зимы образные слова и выражения;
совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления;
расширять словарный запас детей;
воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Оборудование: Картина М.Казаковой «Зимние забавы», картинки на зимнюю тему, схема для составления рассказа.
Ход занятия:
Организационный момент.
Стоят в кругу. О чем мы сегодня с вами будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Загадка:
1.Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь.
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
- зимой –
- Сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года - зиме. Обратите внимание на зимние картины и подумайте, какая бывает зима.
Ответы детей (серебристая, белая, морозная, холодная, длинная, снежная и т. д.)
Дети садятся на свои места.
Беседа:
-Как люди ласково называют зиму? (зимушка).
-А как же называются зимние месяцы? (Декабрь, Январь, Февраль.)
- Какие изменения происходят в природе зимой? (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.)
Развитие связной речи
- Ребята, сейчас я прочитаю рассказ, который называется «Зима» вам необходимо внимательно послушать и постараться его запомнить, чтобы ответить на мои вопросы.
Рассказ воспитателя «Зима»
Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Птицы улетели в теплые края. Звери спрятались в норы. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах и на коньках.
Первичное восприятие рассказа воспитателя:
- Какое наступило время года?
- Что лежит на земле?
- Что происходит с птицами ?
- Куда спрятались звери?
- Кто рад зиме?
- Что делают дети зимой?
Физкультминутка «Зимой». Импровизация движений.
Нам пора передохнуть, потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох)
Покрутили головой, иусталость вся долой!
Раз- два- три- четыре- пять шею надо разминать.
(Вращения головой)
Встали ровно. Наклонились. Раз – вперед, а два – назад.
Потянулись. Распрямились. Повторяем всё подряд.
(Наклоны вперед и назад)
А потом мы приседаем. Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем, наши ноги упражняем.
(Приседания)
Составление по схеме рассказа . Дети самостоятельно составляют рассказ опираясь на схему-мнемотаблицу.
Итог занятия
- Вспомните ребята, о чём мы говорили на занятии?
- Что мы делали?
- Что было трудно?
- Что вам понравилось?
Спасибо, что вы были активны, внимательны.
Сейчас, на прогулке, мы понаблюдаем за птицами и покормим их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Тема «Составление описательного рассказа о зимующих птицах»
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Тема «Составление описательного рассказа о зимующих птицах»...
Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»
Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...
НОД, занятие по развитию речи в старшей логопедической группе Составление описательного рассказа о зимующих птицах
НОД, занятие по развитию речи в старшей логопедической группе Составление описательного рассказа о зимующих птицахЗадачи:Обучающие: ü Упражнять детей в составлении описательного рассказа по схеме...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»
Цель: Развитие умения у детей составлять описательный рассказ об игрушке по наводящим вопросам....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема «Составление описательного рассказа об игрушке»
Цели: «Учить составлять описательный рассказ». Задачи:Образовательные : развивать умение детей связно и последовательно давать описание внешнего вида игрушки опираясь н...