Мнемотехника - эффективный, современный метод развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
статья по логопедии (старшая группа)
Для закрепления звуков в связной речи используется современный прием мнемотехники, обеспечивающий развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, так как они тесно связаны с полноценным развитием речи. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения воспитанников.
Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи. В работе с мнемотехникой логопед использует таблицы, наполненные символами разнообразного характера: геометрические фигуры, символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы).
Использование мнемотаблицы помогает легко заучить стихотворение на любую лексическую тему, при пересказывании рассказа, а также наглядная схема применяется логопедом в качестве плана речевого высказывания. Мнемотаблица, описывающая определенный предмет, заключает в себе символы его наиболее значимых признаков. Такую мнемотаблицу логопед применяет в качестве мнемозагадки.
Коррекционно – логопедическая работа на занятиях по мнемотаблицам обычно строится поэтапно:
- внимательное рассматривание таблицы и разбор картинок, которые на ней изображены;
- побуждение ребенка к пересказу сказки или составлению рассказа с опорой на символы – образы по заданной мнемотаблице;
- графическая зарисовка мнемотаблицы;
- каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.
Одной из задач в работе учителя – логопеда является формирование и развитие у дошкольников связной самостоятельной речи, умения четко, логично, последовательно рассказывать о событиях и явлениях, легко объединяя отдельные элементы речи в единое смысловое и структурное целое. Наиболее сложным видом такой речи для ребенка-дошкольника является монологическое высказывание.
Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Уровень рассказывания определяет готовность ребенка к школьному обучению. Без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать о своих переживаниях, планах невозможно полноценное общение, творчество, саморазвитие личности.
Мнемотаблицы используют для составления описательных рассказов по лексическим темам. При составлении описательного рассказа модели помогают детям самостоятельно определить главные признаки предмета, установить последовательность изложения, удержать ее в памяти. Описательные рассказы составляются детьми в начале занятия или в его конце. Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей.
Часто заучивание стихотворений у детей с речевыми нарушениями вызывает большие трудности. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Суть работы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т. п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений.
Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по пейзажным картинам используется приём фрагментарного рассказывания, который заключается в том, что картина, предложенная для составления рассказа, делилась на четыре части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребёнок, постепенно открывая каждую из четырёх частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет.
Пересказ – более легкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Картинно-графический план выступает здесь как средство мнемотехники.
Мнемотехника также является эффективным приёмом работы над звуками на этапе их автоматизации. Практика показывает, как трудно бывает мотивировать ребенка на многократное произношение одних и тех же слов. Сначала отрабатывается произношение слов парами, Ребенку показывают две картинки с автоматизируемым звуком и предлагают их запомнить. Для этого ребенок должен объединить их в единую ассоциативную картину, то есть составить предложение с этими словами. Важно отметить, что ребенок сам должен придумать ассоциацию, только в этом случае он сможет воспроизвести образ, причем связь может быть нелепая. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и процессы. Когда ребенок запомнит, таким образом, все пары картинок, показывают по одной картинке каждой пары, а ребенок должен припомнить вторую. Количество предлагаемых пар картинок зависит от уровня развития ребенка. На начальном этапе их может быть 3 – 4, постепенно увеличиваем до 10 – 15 пар. Далее можно учить ребенка запоминать цепочку слов. Например при автоматизации звука [Р] можно предложить такие слова: огород, радуга, морковь, картошка, Рая. Для этого картинки выкладываются в ряд, и ребенок должен по порядку называть картинки и объединять их последовательно в рассказ. У детей значительно возрастает интерес к этому этапу логопедических занятий и соответственно повышается их эффективность.
Таким образом, приемы мнемотехники пополняют, обогащают словарный запас, формируют грамматический строй речи, помогают пересказывать тексты, заучивать стихи, придумывать интересные истории.
Литература:
- Большева Т.В.Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство - Пресс, 2001.
- Матюгин И.Ю., Чакоберия Е.И. Школа эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения. – М.: Эйдос, 1994.
- Подлиняев О.Л. Эффективная память. – Издание второе, исправленное: Учебное пособие. – Иркутск: Иркут. гос.пед. ун-т, 2003.
- Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. - Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 1999.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika.docx | 38.04 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня средствами мнемотехники.
Логопедическое занятие по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня средствами мнемотехники.Составление описательного рассказа по теме"Одежда" с опорой на мнемотабли...
Консультация для родителей: «Эффективные методы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения».
Работу по развитию связной речи у детей с нарушением зрения необходимо проводить во всех видах деятельности....
Мастер – класс на тему «Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста».
Цель: познакомить педагогов с использованием мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: - популяризация инновационных идей, технол...
Использование технологии «Мнемотехника» в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста
знакомство педагогов с использованием технологии «Мнемотехника» в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста....
«Использование метода мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. У детей скудный слова...
Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В статье предложены возможные направления в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью одного из популярных методов обучения - мнемотехники, представле...
Мастер класс для родителей детей подготовительной к школе группе «Мнемотехника в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».
Цели:* Повышение педагогической культуры родителей;*Познакомить родителей с приёмом мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми;*Вовлечь родителей в процесс формирования у детей интереса к зауч...