Развитие фонематического анализа и синтеза у дошкольников с ОНР в условиях реализации ФГОС
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Гринь Анна Борисовна

В статье рассказывается об использовании игровых приемов изанимательного материала для формирования фонематических процессов  у дошкольников с ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие фонематического анализа и синтеза у дошкольников с ОНР

в условиях реализации ФГОС

Недоразвитие речи являются серьезным препятствием при овладении грамотой на начальных этапах обучения. Необходимой ступенью в овладении грамотой является формирование звуко-слогового анализа. Когда ребёнок приступает к обучению грамоте, его первоначальное отношение к речи меняется: на место непосредственного восприятия смысла слова становится анализ его звуко-слогового состава. Дети осознают, что: речь состоит из слов, слова из слогов, слоги из звуков речи, обучаются выделению звуков из речи, из состава слова, овладевают процессом объединения звуков в слоги, слогов в слова, слов - в предложения, а также рядом понятий: "предложение", "слово", "слог", " звук", "буква".

Несформированность звукового анализа и синтеза влечет за собой нарушения чтения и письма. Если ребенок не овладел звуковым анализом, он не сможет передать правильно устную речь в письменном виде. Наиболее распространенные ошибки при дислексии – искажения звукослоговой структуры слова и побуквенное чтение.

У детей с нарушениями речи недостаточно сформированы многие неречевые психические функции: логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память и т. д. В ряде случаев у них выявляется чрезмерная эмоциональность, впечатлительность, повышенная утомляемость. что очень трудно бывает удержать внимание детей с нарушениями речи, пробудить у них интерес к содержанию занятия.

Работа по формированию у детей  с общим недоразвитием речи навыков фонематического анализа  и синтеза проводится  по   3 этапам:

1. Подготовительный этап

- формирование фонематического восприятия: различение слов, близких по

   звуковому составу;

- формирование  понятия «звук».

2. Основной этап

- формирование умения интонационно выделять каждый последующий звук

  в слове, определение звуковой последовательности в слове, введение

  фишек для обозначения звуков;

- обучение фиксации звуков цветными фишками, определение позиции звука

  в слове (начало, конец, середина), подбор слов на заданный звук, подбор

  слов с определённой позицией звука в слове;

- выделение звуковой последовательности с построением звуковой схемы

   (модели)  слова фишками  - звуковой анализ слова, формирование умения

   «прочитать» по слогам слово по звуковой схеме (модели) - звуковой синтез

   слова;

- определение ударения в слове, построение слого-ударной схемы слова.

3. Заключительный этап

- включает в себя закрепление пройденного материала.

Необходимо так построить обучающий процесс, чтобы на уровне эмоционального сознания способствовать появлению у детей с нарушениями речи элементарного познавательного интереса к родному языку как учебному предмету, а в дальнейшем и ко всему процессу обучения. Одновременно с этим удастся активизировать их память, внимание, фонематическое восприятие и ряд других высших психических процессов и функций.

Достигнуть же этих целей можно путем использования игровых приемов, занимательного материала, который усложняется на разных этапах обучения.

    Игра "Сколько звуков?". На этом этапе дети способны определять количество гласных звуков при слитном произнесении (один, два или три гласных звука: а, ау, оуи, аэа). Ребенок должен отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышал.

    Игра «Шифровка»

Положить столько красных кружков, сколько гласных звуков в слове.

    Игра "Буквы, по порядку становитесь". Перед малышом лежат карточки с буквами. Взрослый произносит сочетания из гласных звуков сначала по два: ау, иа, затем - по три звука: ауи, иау. Ребенок раскладывает на столе буквы в данном порядке.
   После гласных приступают к анализу согласных звуков. При этом необходимо соблюдать определенную последовательность: сначала дети учатся выделять последний согласный звук из слова. Причем легче всего им удается опознание на конце слова глухих взрывных согласных (п, т, к):  
кот, кнут. паук, каток, танк, мак, жук, лук, веник, суп, тулуп  и т.д.

   Игра «Узнай слово»

Назовите слово,  опуская последний звук, например: «тан..»,  «пау..», «вени..» и т.д. Ребёнок должен добавить последний звук, чтобы получилось слово.

    Дидактическая игра «Паровоз».

 Задание: «Где ты слышишь звук: в начале, середине, конце слова». Букву нужно поставить в соответствующий вагончик. Используются картинки с буквами и изображение паровоза с вагончиками. 

    Игра « Кто больше?»

Найди в комнате предметы, в названии которых есть звук ш (или любой другой звук), будем называть их по очереди: одно слово ты, другое – я.

    Игра « А ну-ка, догадайся!»

Какой одинаковый звук есть во всех словах?

 Шуба, кошка, мышь (звук ш). Жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь.

    Игра «Хлопни - топни»

Задание для ребёнка: если услышишь слово со звуком ш – хлопни в ладоши, а со звуком ж – топни ногами.

Слова: шапка, жук, ежик, кошка, вешалка, лыжи, карандаш, ножницы, лужа, крыша.

   Игра «Исправь ошибку»

Прослушай предложение, найди ошибку, скажи правильно:

Хозяйка сварила зуб. На лугу паслась коса. У девочки болел суп. У девочки длинная коза.

    Игра «Крайние звуки» 

Назвать первый и последний звуки в словах: аист, ослик, угол.

    Игра «Найди и назови нужное слово».
Предложите ребёнку выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки.
С -  Папа купил Лене санки. По дороге движется автобус.
Весной оживает природа.

   Игра «Четвертый лишний »

Ребёнок повторяет за взрослым слова, а затем называет то слово, в котором нет звука, встречающегося в других.

Жук, жираф, мишка, ежик (мишка лишний, в его названии нет звука «Ж» ).

 Санки, самолет, зеркало, солнце (зеркало лишнее, в его названии нет звука «С»

   Дидактическая игра «Рыболовы».

           Дети по очереди магнитной удочкой вылавливают из аквариума рыбок с предметными картинками, называют их и определяют место заданного звука в слове.

                Таким образом своевременно организованная логопедическая работа по формированию и развитию фонематической системы в целом, и фонематического анализа и синтеза в частности, является решающим фактором в предупреждении появления дисграфических ошибок при обучении грамоте и способствует интенсивному развитию навыка чтения.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Данные игры способствуют развитию навыков фонематического анализа и синтеза слов, развитию психических процессов, совершентсованию эмоционально-волевой сферы, развитию самооценки и самоанализа....

Формирование и развитие фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников.

Представленный материал содержит информацию по выявлению предпосылок дисграфии на почве несфрмированности фонематического анализа и синтеза, а также пути ее профилактики....

Опыт работы на тему"Дидактическая игра как средство развития фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников»

    Предлагаемый материал может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений, при подготовке к обучению грамоте детей старших и подготовительных групп, учителям –...

Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп. тема: Формирование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза у дошкольников. Пример системы статических и динамических упражнений по артикуляционной моторике с дошкольни

Сначала выполнять упражнение для губ, потом - языка. Следить за качеством и количеством движений: наличием лишних движений, симметричностью, правильностью и точностью, достаточным объемом движения, пл...

«Дидактическая игра как средство развития фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников».

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры....

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА ДОШКОЛЬНИКОВ.

Игры, предложенные вам ниже, помогут развить фонематический слух, поспособствуют активизации высших психических функций: памяти, внимания, мышления. Играйте с пользой и с удовольствием....