Подборка игр над развитием фонематического анализа и синтеза у дошкольников.
картотека по логопедии
Подборка коррекционных игр с описанием в таблице.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podborka_igr_po_rabote_nad_fonematicheskim_analizom_i_sintezom.docx | 23.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ
Система логопедической работы по коррекции нарушений фонематического анализа и синтеза предусматривает определённую последовательность речевого материала:
а) ряд гласных звуков;
б) слоги без стечения согласных;
в) слоги со стечением согласных;
г) слова без стечения согласных;
д) слова со стечением согласных.
Логопедическая коррекция по данному разделу осуществляется постепенно: в начале работы с опорой на материализацию (использование различных вспомогательных средств – графических схем слова, звуковых линеек, фишек), на речевое проговаривание (при назывании слов), на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание. В процессе работы детям предлагается выполнить следующие задания: − выделение (узнавание) звука на фоне слова; − вычленение звука в начале, в конце слова; определить первый и последний звук в слове, а также его место (начало, середина, конец слова) на слух и с помощью картинок; − определение последовательности, количества и места звуков в слове по отношению к другим звукам (придумать слова, отобрать картинки с определённым количеством звуков)
Подбор игр в таблице
Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове | Вычленение звука в начале и конце слова, определение его местоположения | Определение последовательности, количества и места звуков в слове по отношению к другим звукам |
Упражнение «Устный словарный диктант» Логопед предлагает детям прослушать слова и поднять карточку с буквой А, как только они услышат слово с данным звуком. Словесный ряд: карта, сковорода, мышь, крыльцо, диван, апельсин, молоко, кошка, тыква, цветы, баранка, Антон. | Упражнение «Какой первый звук в слове?» Логопед произносит слова со звуком [у] сначала в ударной позиции, а затем в безударной. После чего предлагает ребёнку назвать первый звук в словах (значения непонятных слов уточняются). При возникновении затруднений логопед обращает внимание ребёнка на зрительный символ звука [у]. Словесный ряд: утка, ухо, утро, умный, улица, узкий, уж, утренник, удочка… | Игра «Раздели большое слово» Предварительно проводится беседа по тексту стихотворения А. Шибаева «Если взять большое слово»: Если взять большое слово, Вынуть буквы, Раз и два, А потом собрать их снова, Выйдут новые слова. Поиграйте раньше с нами, А потом садитесь сами. Вот из слова ГАСТРОНОМ 80 Вышел важный АСТРОНОМ, Вышел МАГ и вышел ГНОМ, А за ними АГРОНОМ, МОСТ построен на реке, ГРОМ грохочет вдалеке С нижней палубы МАТРОС От причала тянет ТРОС... Сверху лётчику видна Вся родная СТОРОНА... На фланелеграфе представлены буквы разрезной азбуки. Логопед предлагает детям составить слова, используя предложенные слоги: – НИ-СА, НОК-ЩЕ – сани, щенок; |
Игра «Волшебные ключики» Логопед просит ребёнка внимательно рассмотреть картинки и назвать изображённых на них птиц (незнакомые названия уточняются логопедом). Затем предлагает ребёнку найти среди предложенных картинок те, названия которых начинаются со звуков [а] и [у], используя для самопроверки специальные волшебные ключики, которые нужно наложить на изображения с обратной стороны картинок. | Упражнение «Выдели первый звук» Логопед называет ребёнку слова без выделения начального звука и просит повторить их, голосом выделяя первый звук, затем назвать в каждом слове первый звук и показать соответствующий ему символ. | Игра «Звуковые облака» Логопед сообщает детям, что скоро начнётся дождь, но не простой, а звуковой. Вместо обычных капель будут капать капли-звуки, которые нужно вернуть на свои места (назвать получившееся слово). Затем детям предлагается определить, какое место занимает звук [а] в получившихся словах по отношению к другим звукам. |
Упражнение «Найди общий звук» Логопед произносит несколько слов с определённым звуком, выделяя его голосом: Ваня, вагон, диван, совок, клюква, – а затем спрашивает у детей, какой звук есть во всех названных словах. Дети называют звук [в]. После чего логопед предлагает детям определить повторяющийся звук во всех нижеперечисленных словах: флаг, кофта, фазан, фокусник, шкаф – [ф]; банка, клубок, барсук, крабы, Айболит – [б]; | Упражнение «Нарисуй последний звук» Логопед показывает ребёнку картинки и просит назвать их, выделив голосом последний звук. Затем предлагает ребёнку нарисовать в правой части схемы символ соответствующего картинке последнего гласного звука. | Игра «Сколько кружков – столько слогов» Логопед показывает ребёнку рисунок и просит назвать изображённые на нём предметы. Затем предлагает ему нарисовать в каждом прямоугольнике столько кружков, сколько слогов в слове. |
Игра «Где спрятались звуки?» Логопед раскладывает перед ребёнком картинки и предлагает назвать их. Затем просит ребёнка выбрать картинки, в названии которых «спрятались» звуки [ц] и [ч]. | Упражнение «Подбери к картинке схему» Логопед показывает ребёнку рисунок и предлагает назвать изображённые на нём предметы, выделяя голосом первый и последний звуки. Затем логопед просит ребёнка соединить с нужной парой символов каждое изображение. | Игра «Выставка цветов» Логопед поясняет детям, что их попросили помочь организовать выставку цветов – разместить экспонаты в трёх вазах. Если название цветка состоит из одного слога, следует поставить его в первую вазу, если название цветка состоит из двух слогов – поставить его во вторую вазу, а если название из трёх слогов – в третью вазу. |
Игра «Кто внимательнее?» выбираются двое детей, которые встают по обеим сторонам ширмы лицом к остальным детям. Логопед даёт задание: «Я буду называть слова, а Дима будет поднимать руку тогда, когда услышит слово со звуком [з]. А Женя будет поднимать руку, когда услышит слово со звуком [с]. Остальным детям предлагается считать количество правильных и неверных ответов. | Игра «В каком слове спрятался звук?» Логопед предлагает ребёнку рассмотреть рисунок и чётко произнести названия изображённых на нём предметов. Затем просит ребёнка соединить с символом звука [м] те изображения, в названии которых есть этот звук. | Игра «Разложи картинки» Логопед показывает ребёнку картинки, предлагает назвать их, и определить количество слогов и звуков в названных словах. Затем даёт ребёнку задание: «Положи каждую картинку под соответствующей ей схемой». |
Упражнение «Один – много» Логопед предлагает детям: «Я буду называть слово в единственном числе, а вы должны назвать то же слово во множественном числе, например, двор – дворы. Забор – …, комар – …, топор – …, шар – …, стол – …, шуба – …, крест – …». Затем логопед спрашивает детей, какой одинаковый звук появился во всех словах. | Упражнение «Есть звук или нет?» Логопед произносит два слова, показывая при этом зрительный символ согласного звука, а затем предлагает ребёнку выбрать из них и повторить одно, в котором есть звук, обозначенный этим символом. | Игра «Пирамида» Логопед раздаёт детям карточки с изображением пирамидок. Затем предлагает определить сектора центральной части пирамидки и закрасить их таким же цветом, что и крайние части пирамидки, чтобы получилось трёхсложное слово. После чего логопед просит детей прочитать получившиеся слова, определить последовательность и количество звуков в них. |
Игра «Какой звук одинаковый?» Логопед предлагает детям отгадать загадки: −Домик маленький, зелёный Был в руках у Люсеньки. Расколола – и упали На ладонь ей бусинки. (Горох) −Ни окон, ни дверей – Полна горница людей. (Огурец) −Кто стоит на крепкой ножке В бурых листьях у дорожки? Встала шапка из травы, Нет под шапкой головы!. (Гриб) −На ветвях, украшенных снежной бахромой, Яблоки румяные выросли зимой. Яблоки по яблоне весело снуют, Гусениц мороженых яблоки грызут. (Снегири) −Хоть имеет много ножек, Всё равно бежать не может. Вдоль по листику ползёт, Бедный листик весь сгрызёт. (Гусеница) −Наведёт стеклянный глаз, Щёлкнет раз – и помним вас. (Фотограф) Затем логопед даёт детям задание: найти одинаковый звук, встречающийся во всех словах – отгадках. | Игра «Нарисуй дорожку» Логопед показывает ребёнку рисунок и просит произнести названия изображённых на нём объектов. Затем предлагает ребёнку определить, в какой части слова находится звук [т]: в начале, в середине или в конце. И в соответствии с этим нарисовать «дорожки» от каждого слова к соответствующей ему схеме. | Упражнение «Дразнилки» Логопед предлагает детям поиграть в «дразнилки»: «Я буду произносить двустишия, а вы повторяйте их последний слог»: −Чёрный ворон на дубу С белой крапинкой на лбу. БУ От дождя блестит кора, Вдалеке видна гора. РА Нелегко туда пройти, Мост разрушен на пути. ТИ В замке светится окно, А в горах уже темно. НО Превосходная картина. Кто художник? БУРАТИНО. −Эй, держи, хватай! В лесу Ловят рыжую лису. СУ Шум и гам. Народу тьма. Громче всех кричит Кузьма. МА Он без куртки, без пальто, Вместо шапки решето. ТО Из оврага, где ольха, Слышны крики петуха. ХА Изловить лису б неплохо, Да мешает СУМАТОХА. −Тучи давят на поля, Будет воду пить земля. ЛЯ Гладь реки. На берегу Ветер вербу гнёт в дугу. ГУ Слева крыша шалаша, Сложен он из камыша. ША Словно красный сок граната, Над рекой лучи заката. ТА Кто под вербой на картине – Поищи посередине. ЛЯГУШАТА. Логопед просит детей назвать получившиеся слова. Затем предлагает им определить количество звуков в словах. |
Упражнение «Выбери картинки» Логопед предлагает ребёнку рассмотреть картинки и назвать изображённые на них предметы. Затем просит ребёнка выбрать из предложенных картинок те из них, в которых встречается звук «Р». После чего логопед даёт следующее задание: перечислить посуду, в названии которой встречается звук «Р», не повторяя изображённых на картинках предметов. | Игра «Рассели картинки по этажам» Логопед раскладывает перед ребёнком картинки, предлагает рассмотреть их, назвать изображённые предметы, и определить позицию звука [л] в названиях этих картинок. Затем даёт задание: «А теперь «рассели» картинки по этажам: на первый этаж помести картинки, в которых звук [л] находится в начале слова, на второй – картинки, в которых звук [л] находится в середине слова. А на третий этаж – картинки со звуком [л] в конце слова». | Игра «Собираем урожай» Логопед даёт детям задание: «Я буду читать стихотворение, а вы подберите в рифму названия овощей со звуком «К»: Поздним летом в огород Собирается народ. Зрел всё лето урожай. Что собрали? Отгадай! Где весною было пусто, Летом выросла... (капуста) Солнышко светило, чтоб Ярче зеленел... (укроп) Собираем мы в лукошко Очень крупную... (картошку) От дождя земля намокла – Вылезай, толстушка... (свёкла) Из земли – за чуб плутовку! Тянем, сочную... (морковку) Надо поклониться низко, Чтобы вытащить... (редиску) Помогает деду внук – Собирает с грядок... (лук) |
Игра «Найди место звука в слове» Логопед показывает ребёнку карточки, на которых нарисованы автобус, платье, книга, и предлагает назвать, что на них изображено. Затем спрашивает, какой одинаковый звук слышится в названиях предметов. «Правильно – звук [а]. Этот звук есть в названиях всех предметов, но слышится он в разных местах слова», – поясняет педагог. – «Одно слово начинается со звука [а], в другом звук [а] находится в середине, а третье – заканчивается этим звуком». А сейчас посмотри на карточку: под каждой картинкой – полоска из трёх клеточек. Если звук, который я назову, ты услышишь в начале слова, поставь фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку поставь в третью клеточку». | Игра «Перед – между – после» Логопед раскладывает перед ребёнком в ряд карточки с буквами и просит назвать их. Затем предлагает ребёнку, не прерывая голоса, прочитать слово. После чего задаёт вопросы: «Сколько всего букв в слове? Сколько звуков? Какой звук в ряду первый, а какой последний? Какой по счёту звук [р]? Какой звук находится между первым и третьим? Назови пятый звук. Какой звук находится перед ним, а какой после него?» | |
Игра «Добавь недостающую букву» На фланелеграфе представлены слова с пропущенными буквами: ко…, пу…, ра…, лу…, ро…, ма…, ки… Логопед предлагает детям вставить одну из пропущенных букв – К, Г или Х, используя буквенные карточки | Игра «Выбери картинки» Логопед показывает ребёнку картинки и просит выбрать те из них, в которых звук [с] стоит на третьем месте. Затем предлагает назвать «соседей» звука [с] в выбранных словах. После чего просит ребёнка определить, какое место занимает звук [с] в остальных словах. | |
Игра «Подбери слово к схеме» Логопед раскладывает перед ребёнком карточки, объясняя, что означает закрашенная клетка. Затем берёт из стопки по одной картинке, называет, слегка выделяя 77 голосом звук [с] и [ш], а ребёнок определяют позицию звука в слове. Если местонахождение звука соответствует схеме на его карточке, ребёнок берёт картинку и кладёт её на свою карточку. | Упражнение «Обозначь звуки» Логопед показывает детям картинки с изображением фруктов и предлагает выложить схемы слов с помощью цветных фишек. Затем спрашивает, сколько звуков в каждом слове, и какой звук следует за каким. | |
Игра «Шифровальщик» Логопед предлагает ребёнку рассмотреть рисунок и прочитать слово по первым буквам изображённых на нём предметов. | ||
Игра «Назови слово» На фланелеграфе представлены карточки – схемы односложных слов, изображённых звуковыми символами. Логопед предлагает ребёнку внимательно посмотреть на карточки со звуковыми символами и по схемам, слитно, не прерывая голоса, произнести слова. Затем логопед усложняет задание: выставляет на фланелеграф схемы двусложных слов и предлагает ребёнку произнести по ним слова. | ||
Упражнение «Замени звуки» Логопед читает детям стихотворение Я. Козловского и просит заменить звук [с] на [ц] в выделенных словах: Два звука «С» и «Ц» опять Решили в рифмы поиграть. – Эй, баран, подай ОВСА Просит белая…(овца). Видала я ЛИСУ, Ей рыжий цвет к…(лицу). Окрась меня мой СВЕТ, В такой же рыжий…(цвет). Затем логопед предлагает детям назвать получившиеся слова парами (овса – овца, лису – лицу, свет – цвет), и определить местоположение звуков в этих словах. | ||
Игра «Прочитай слова» На фланелеграфе представлены карточки с изображением различных предметов и слов. Логопед предлагает детям прочитать слова, заменяя указанные буквы. Затем логопед предлагает сравнить между собой получившиеся слова и определить местоположение заменённых в них звуков. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на развитие фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Данные игры способствуют развитию навыков фонематического анализа и синтеза слов, развитию психических процессов, совершентсованию эмоционально-волевой сферы, развитию самооценки и самоанализа....
Формирование и развитие фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников.
Представленный материал содержит информацию по выявлению предпосылок дисграфии на почве несфрмированности фонематического анализа и синтеза, а также пути ее профилактики....
Опыт работы на тему"Дидактическая игра как средство развития фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников»
Предлагаемый материал может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений, при подготовке к обучению грамоте детей старших и подготовительных групп, учителям –...
Развитие фонематического анализа и синтеза у дошкольников с ОНР в условиях реализации ФГОС
В статье рассказывается об использовании игровых приемов изанимательного материала для формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР....
Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп. тема: Формирование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза у дошкольников. Пример системы статических и динамических упражнений по артикуляционной моторике с дошкольни
Сначала выполнять упражнение для губ, потом - языка. Следить за качеством и количеством движений: наличием лишних движений, симметричностью, правильностью и точностью, достаточным объемом движения, пл...
«Дидактическая игра как средство развития фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников».
Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры....
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА ДОШКОЛЬНИКОВ.
Игры, предложенные вам ниже, помогут развить фонематический слух, поспособствуют активизации высших психических функций: памяти, внимания, мышления. Играйте с пользой и с удовольствием....