НОД в подготовительной группе по духовно-нравственному воспитанию "Колокола России и города Севастополя"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию "Колокола России и города Севастополя" | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе по теме «Колокола России»
Цель:
приобщать к истокам русской народной культуры. Продолжать знакомство с исконно русской традицией – колокольным звоном.
Задачи: - закрепить знаниея детей об истории происхождения колоколов на Руси, колоколов своего города; - расширять представления о колокольне (“Иван Великий” - в Москве), звоннице, разнообразии колоколов по размеру, индивидуальном колокольном звоне каждого колокола; - закрепить понятие о значении колоколов в русской истории, культуре.
Речевая область: -развивать связную речь;
- умение использовать объяснительную речь, речь – доказательство;
- продолжать развивать умение внимательно выслушивать ответы сверстников, помогать им в случае затруднений.
Социально-коммуникативная область:
- Формировать чувство патриотизма, любви к своей Родине;
- воспитывать уважение к русским традициям, почитание колокола как символа русской земли.
Предварительная работа.
- Лепка колокольчиков из пластилина.
- Изготовление открыток
- Оформление презентации.
- Рассматривание иллюстраций с изображением храмовой архитектуры.
- Оформление выставки работ по аппликации и совместной работы родителей с детьми «Куколка-Колокольчик”.
- Экскурсия к колокольне Покровского храма.
- Заучивание потешек о колокольчике.
- Беседа о колокольчиках;
- СХД.
Материал к занятию.
- Видеоаппаратура: ноутбук, проектор, экран.
- Музыкальный центр, диск с записью колокольного звона (звон Пасхальной Москвы – Благовест (Валерий Гаранин), Ростовские звоны).
- Мультимедийная презентация " Колокола России
- Музыкальные колокольчики.
- Дидактическая игра «Колокола и колокольчики».
- Мобильная звонница
Организация.
Дети заходят в зал под колокольный звон и сидят полукругом на стульчиках.
Ход НОД.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, какая красивая шкатулка. Интересно, что в ней находится? Поможет нам узнать загадка, которую я сейчас загадаю вам.
Из земли взяли, на огне грели, опять в землю положили, а как вынули – стали бить, чтоб мог он говорить.
Ответы детей.
Воспитатель. Давайте откроем шкатулку и проверим, правильно вы ответили или нет. Открывает шкатулку.
Рассказ воспитателя с использование мультимедийной презентации.
Воспитатель. Сегодня я хочу поговорить с вами о колоколах. Скажите, где можно увидеть колокола и услышать их? Ответы детей. Ко всему, что связано с колоколами, на Руси всегда относились с особой любовью и почитанием.
Колокола появились не сразу. В древние времена на Руси не было радио и рупоров, ни тем более телевидения. Но случались разные беды, несчастья: приближались враги или возникал пожар, и нужно было срочно созвать народ. И для получения звуковых сигналов, чтобы люди собрались все вместе и узнали о событии, использовались деревянные или металлические доски, по которым ударяли особой колотушкой.
Ребята, а что было вначале? Ответы детей. (Появилось било – это деревянная доска.) Специальный человек ее держал в руках, ходил с нею по селу и бил по ней деревянной колотушкой. Селяне слышали звук било и собирались в специальном месте. А затем что было? (Ответы детей.) (Клепало – это металлическая доска или дуга.) Их вешали на башне или на столбах и так же били по ним колотушкой. В российских селениях, где дома находились далеко друг от друга, звон клепало был слышен на большом расстоянии.
Воспитатель. Как же появились колокола? Ответы детей (Существует легенда, что давным-давно одному мастеру приснился сон, в котором он видел ангела с цветами колокольчиками. От дуновения ветра колокольчики издавали дивные звуки. Динь-дан-дон! Динь-дан-дон! Проснувшись, мастерзахотел создать поющий цветок из металла. Так появились колокола.
- Когда же появились первые колокола? Появились они в 10 веке. Какой сейчас идет век, кто знает? Ответ детей (21 век).
Так вот появился первый колокол более 1000 лет назад.
Отлит он был из меди и олова.
А что означает слово «колокол»? означает - зов, шум, крики.
А все ли колокола одинаковые по размеру? (Ответы детей).
Ребята, колокол – это ударный музыкальный инструмент. Тембр колокольчика - серебристый, нежный, звонкий. Тембр колокола - густой, насыщенный, величавый.
А теперь давайте поиграем в игру «Большие и маленькие колокола».
Дили-дили дили-дон
Слышатся со всех сторон
Весело играем мы
Звонче колокол звени.
- А как вы думаете, где размещают колокола? (На высоких колокольнях или в звонницах).
- Как вы думаете, с какой колокольни звон слышен лучше: с высокой или низкой? Почему? (Предложить подумать, поразмышлять). Чем выше колокольня, тем дальше слышен колокольный звон. Где находится самая высокая колокольня России и как она называется? (Ответы детей). Самая высокая колокольня в России находится в г. Москве и называется она – «Иван Великий». (Обратить внимание детей на экран).
- В древней Москве не разрешалось строить здания выше колокольни Ивана Великого. Как вы думаете, почему? (Предложить высказать свое мнение). - Потому что с ее высоты днем и ночью дозорные обозревали окрестности города на десятки верст вокруг и предупреждали москвичей о приближении врага, о пожаре.
А где находится самая известная звонница? (Ответы детей)
- Самая известная звонница находится г. Ростове. Со всего мира люди приезжают сюда послушать колокольную музыку. (Слушание звона).
Гимнастика для глаз «Солнышко».
Ребята, строение колокола похоже на строение людей. У него есть «уши», «плечи», туловище, которое называют «тулово», «язык»; на туловище располагаются «верхний пояс», «нижний пояс» с орнаментом. (Показ ребёнком на слайде строение колокола).
Воспитатель. Сейчас мы с вами послушаем различные звоны колоколов.
Какие вы знаете звоны колоколов? (Ответы детей).
Благовест – это праздничный церковный колокольный звон, совершается одним колоколом. А ещё какой знаете звон? (Ответы детей).
Набат - звон является символом тревоги, извещает о приближении бедствия – совершаются частые удары в большой колокол. И последний звон? (Ответы детей). Красный звон или его еще называют малиновый – он звучит по поводу радостных и торжественных событий и производится во все колокола.
Физминутка «Колокольчики».
Существует множество разновидностей колокольчиков и их использование в жизни. Давайте внимательно их рассмотрим. (Показ слайда)
Скажите, какой это колокольчик и где он применяется? (Дети смотрят на картинки слайда и рассказывают их применение).
Поддужные (под дугой);
Пожарные - сигнальные
Станционные - при ж/д станциях
Корабельные – рында;
Настольные
Дверные - прикреплялись к двери для звона в прихожей.
Свадебные и рыбацкие;
Пастушьи - на шее скота, для того, чтобы слышать, где корова на выпасе, для оберега от волков
Сувенирные.
Колокола на Спасской башне.
Ребята, давайте создадим коллаж-картину «Колокола и колокольчики в жизни людей». (Дети создают картину).
Воспитатель. Ребята, а кто из вас знает, что такое «Царь-колокол»? Почему он носит такое название? (Предложить подумать и высказать свое мнение, обсудить варианты ответов). - Отлили этот колокол наши русские мастера - Иван Федорович Моторин и его сын Михаил. (Ответы детей)
- Однако этому величественному колоколу не суждено было звонить. Потому что когда Царь-колокол находился в литейной яме, деревянный сарай над ямой загорелся. Во время пожара народ сбежался спасать колокол, боясь, чтобы он не расплавился, стали заливать колокол водой. Колокол был спасен, но у него откололся край. Пробыв в земле 103 года, его подняли на поверхность и поставили на пьедестал. И теперь «Царь-колокол» находится в Кремле - никогда не звонивший памятник колокольного искусства. Вес его 204 тонны, высота 6 метров. Ребята, а какой знаменитый колокол в нашем городе? (Ответы детей Херсонесский). Херсонесский колокол был подарен в год основания города Севастополя. Он был отлит из турецких пушек, взятых в качестве трофея. И на колоколе изображен покровитель моряков святитель Николай. После крымской войны был вывезен в Париж. Находился в Соборе Парижской Богоматери. Его обнаружил консул ЛУИ ГЕ. Он договорился с французскими властями, чтобы они вернули колокол назад на родину. И колокол «пленник», который находился 100 лет в Париже, был возвращён в Севастополь. Потом колокол служил как звуковой маяк и прозвали его туманным колоколом. Сейчас он является памятником истории города Севастополя. В наше время тоже было торжественное событие по восстановлению колокольни возле Владимирского храма в Херсонесе Крещенского колокола. Он является самым большим в Крыму. Его подарил президент России Владимир Путин и бывший президент Украины Виктор Янукович. Ребята, а в каком детском фильме был снят Херсонесский колокол? (Ответы детей). Угадайте персонажа мультфильма, который звонил в колокол. (Картинка Винни Пуха). В какой сказке вы видели свадебные колокольчики («Морозко»).
Ребята, наша встреча подходит к концу. И всё-таки, какое самое важное значение имеют колокола? (Ответы детей) Колокольные звоны исцелят душу и тело, вернут мир и радость. Слушание колокольного звона звонаря.
Рефлексия. Дети выбирают колокольчик с красной ленточкой, если на занятии было интересно и всё получилось. А колокольчик с синей ленточкой, если были затруднения. Дети развешивают колокольчики на декорацию храма с колокольней. Русский народ – гостеприимный народ, гостей без подарков не отпускает. И нашим гостям вы подарите куколки колокольчики, которые вы сделали вместе с родителями с особыми словами- пожеланиями.
«Кто меня купит, тот счастлив будет».
«Кого люблю, тому дарю»
«Звоню, потешаю, еду потешаю»
«Купи меня, я увеселю тебя».
Дети раздают подарки гостям и уходят из зала под колокольный звон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие в подготовительной группе по духовно – нравственному воспитанию: «ЗЕМЛЯ ЗАБОТУ ЛЮБИТ».
Комплексное занятие в подготовительной группепо духовно – нравственному воспитанию:«ЗЕМЛЯ ЗАБОТУ ЛЮБИТ».Цель: воспитывать любовь к родной земле, вызывать желание охранять землю, заботиться о ней и её ...
Конспект развлечения для детей подготовительной группы по духовно – нравственному воспитанию:приобщение детей к русским народным традициям «Зимний вечер на Николу»
Развлечение поготовлено и проведено при участии музыкального руководителя Филипповой Натальи Сергеевны....
Организованно-образовательная деятельность в подготовительной группе по духовно-нравственному воспитанию "Милосердие"
В материале конспект открытого занятия о милосердии...
Конспект интегрированного открытого занятия в подготовительной группе по духовно-нравственному воспитанию на тему: « Дорогою Добра».
Формирование эмоционального и морально нравственного благополучия детей, создать эмоциональный контакт между родителями и детьми, умения работать в микрогруппах и находить решения на поставленные вопр...
Открытое занятие в подготовительной группе по духовно -нравственному воспитанию « Спешите делать домой»
Цель:Развитие в ребёнке желания и умения творчески мыслить, анализировать окружающий мир, изучая себя с позиции добра, справедливости, любви. Программные задачи:- формировать нравственную позицию...
Перспективный план работы с родителями подготовительной группы по духовно-нравственному воспитанию детей
Перспективный план работы с родителями подготовительной группы по духовно-нравственному воспитанию детей. Простой и доступный для работы с родителями....