НОД в подготовительной группе по духовно-нравственному воспитанию "Колокола России и города Севастополя"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

История Царь-колокола и Херсонесского колокола

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе по теме «Колокола России»

Цель:

приобщать к истокам русской народной культуры. Продолжать знакомство с исконно русской традицией – колокольным звоном.

Задачи:  -  закрепить знаниея детей об истории  происхождения колоколов на Руси, колоколов своего города;  - расширять  представления о колокольне (“Иван Великий” - в Москве), звоннице, разнообразии колоколов по размеру, индивидуальном колокольном звоне каждого колокола; - закрепить  понятие о значении колоколов в русской истории, культуре.

Речевая область:  -развивать связную речь;

- умение использовать объяснительную речь, речь – доказательство;

- продолжать развивать умение внимательно выслушивать ответы сверстников, помогать им в случае затруднений.

Социально-коммуникативная область:

- Формировать чувство патриотизма, любви к своей Родине;

- воспитывать уважение к русским традициям, почитание колокола как символа русской земли.

Предварительная работа.

  • Лепка колокольчиков из пластилина.
  • Изготовление открыток
  • Оформление презентации.
  • Рассматривание иллюстраций с изображением храмовой архитектуры.
  • Оформление выставки  работ по аппликации и совместной  работы родителей с детьми «Куколка-Колокольчик”.
  • Экскурсия  к колокольне Покровского храма.
  • Заучивание потешек о колокольчике.
  • Беседа о колокольчиках;
  • СХД.

Материал к занятию.

  • Видеоаппаратура: ноутбук, проектор, экран.
  • Музыкальный центр, диск с записью колокольного звона (звон Пасхальной Москвы – Благовест (Валерий Гаранин), Ростовские звоны).
  • Мультимедийная презентация " Колокола России
  • Музыкальные колокольчики.
  • Дидактическая игра «Колокола и колокольчики».
  • Мобильная звонница

Организация.

Дети заходят в зал под колокольный звон и  сидят полукругом на стульчиках.

Ход НОД.

Воспитатель. Ребята, посмотрите,  какая красивая шкатулка.  Интересно, что в ней находится? Поможет нам узнать загадка, которую я сейчас загадаю вам.

Из земли взяли, на огне грели, опять в землю положили, а как вынули – стали бить, чтоб мог он говорить.

Ответы детей.

Воспитатель. Давайте откроем шкатулку и проверим, правильно вы ответили или нет. Открывает шкатулку.

Рассказ воспитателя с использование мультимедийной презентации.        

Воспитатель. Сегодня я хочу поговорить с вами о колоколах. Скажите, где можно увидеть колокола и услышать их?   Ответы детей.  Ко всему, что связано с колоколами, на Руси всегда относились с особой любовью и почитанием.

 Колокола появились не сразу. В древние времена на Руси не было   радио и рупоров, ни тем более телевидения. Но случались разные беды, несчастья: приближались враги или возникал пожар, и нужно было срочно  созвать народ. И для получения звуковых сигналов, чтобы люди собрались все вместе и узнали о событии,  использовались деревянные или металлические доски, по которым ударяли особой колотушкой.

Ребята, а что было вначале?  Ответы детей. (Появилось било – это деревянная доска.)  Специальный человек  ее держал в руках, ходил с нею по селу и бил по ней деревянной колотушкой. Селяне слышали звук било и собирались в специальном месте.  А затем что было? (Ответы детей.)  (Клепало – это металлическая доска или дуга.)  Их вешали на башне или на столбах и так же били по ним колотушкой. В российских селениях, где дома находились далеко друг от друга, звон  клепало был слышен на большом расстоянии.

Воспитатель. Как же появились колокола?  Ответы детей (Существует легенда,  что давным-давно одному мастеру  приснился сон, в котором он видел ангела с цветами колокольчиками. От дуновения ветра колокольчики издавали дивные звуки. Динь-дан-дон! Динь-дан-дон! Проснувшись, мастерзахотел создать поющий цветок из металла. Так появились колокола.

- Когда  же появились  первые колокола?  Появились они в 10 веке. Какой сейчас идет век, кто знает?   Ответ детей (21 век).

 Так вот появился первый колокол более 1000 лет назад.

Отлит он был из меди и олова.

 А что означает слово «колокол»?  означает - зов, шум, крики.

А все ли колокола одинаковые по размеру? (Ответы детей).

Ребята, колокол – это ударный музыкальный инструмент. Тембр колокольчика - серебристый, нежный, звонкий. Тембр колокола - густой, насыщенный, величавый.

А теперь давайте поиграем в игру «Большие и маленькие колокола».

Дили-дили дили-дон

Слышатся со всех сторон

Весело играем мы

Звонче колокол звени.

- А как вы думаете, где размещают колокола? (На высоких колокольнях или в звонницах).

- Как вы думаете, с какой колокольни звон слышен лучше: с высокой или низкой? Почему? (Предложить подумать, поразмышлять). Чем выше колокольня, тем дальше слышен колокольный звон. Где находится самая высокая колокольня России и как она называется?  (Ответы детей). Самая высокая колокольня в России находится в г. Москве и называется она – «Иван Великий». (Обратить внимание детей на экран).

- В древней Москве не разрешалось строить здания выше колокольни Ивана Великого. Как вы думаете, почему? (Предложить высказать свое мнение). - Потому что с ее высоты днем и ночью дозорные обозревали окрестности города на десятки верст вокруг и предупреждали москвичей о приближении врага, о пожаре.

А где находится самая известная звонница? (Ответы детей)

-  Самая известная звонница находится г. Ростове. Со всего мира люди приезжают сюда послушать колокольную музыку. (Слушание звона).

Гимнастика для глаз «Солнышко».

Ребята, строение колокола похоже на строение людей. У него есть «уши», «плечи», туловище, которое называют «тулово», «язык»; на туловище располагаются «верхний пояс»,  «нижний пояс» с орнаментом. (Показ  ребёнком на слайде строение колокола).

Воспитатель.  Сейчас мы с вами послушаем различные звоны колоколов.

Какие вы знаете звоны колоколов? (Ответы детей).

Благовест – это праздничный церковный колокольный звон, совершается одним колоколом. А ещё какой знаете звон? (Ответы детей).

Набат -  звон является символом тревоги, извещает о приближении бедствия – совершаются частые удары в большой колокол. И последний звон? (Ответы детей). Красный звон или его еще называют малиновый – он звучит по поводу радостных и торжественных событий и производится во все колокола.

Физминутка «Колокольчики».

 Существует  множество разновидностей  колокольчиков  и  их использование в жизни. Давайте внимательно их рассмотрим. (Показ слайда)

Скажите, какой это колокольчик и где он применяется? (Дети смотрят на картинки слайда и рассказывают их применение).
Поддужные (под дугой);

Пожарные - сигнальные          

 Станционные - при ж/д станциях  

 Корабельные – рында;                                  

Настольные

Дверные - прикреплялись к двери  для звона в прихожей.                          

Свадебные и  рыбацкие;                      

Пастушьи - на шее скота, для того, чтобы слышать, где корова на выпасе, для оберега от волков

Сувенирные.

Колокола на Спасской башне.

Ребята, давайте создадим коллаж-картину «Колокола и колокольчики в жизни людей». (Дети создают картину).

Воспитатель. Ребята, а кто из вас знает, что такое «Царь-колокол»? Почему он носит такое название? (Предложить подумать и высказать свое мнение, обсудить варианты ответов). - Отлили этот колокол наши русские мастера - Иван Федорович Моторин и его сын Михаил. (Ответы детей)

- Однако этому величественному колоколу не суждено было звонить. Потому что когда Царь-колокол находился в литейной яме, деревянный сарай над ямой загорелся. Во время пожара народ сбежался спасать колокол, боясь, чтобы он не расплавился, стали заливать колокол водой. Колокол был спасен, но у него откололся край. Пробыв в земле 103 года, его подняли на поверхность и поставили на пьедестал. И теперь «Царь-колокол» находится в Кремле - никогда не звонивший памятник колокольного искусства. Вес его 204 тонны, высота 6 метров. Ребята, а какой знаменитый колокол в нашем городе? (Ответы детей Херсонесский). Херсонесский колокол был подарен в год основания города Севастополя. Он был отлит из турецких пушек, взятых в качестве трофея. И на колоколе изображен покровитель моряков святитель Николай.  После крымской войны был вывезен в Париж. Находился в Соборе Парижской Богоматери. Его обнаружил консул ЛУИ ГЕ. Он  договорился с французскими властями, чтобы они вернули колокол назад на родину.   И колокол «пленник», который находился 100 лет в Париже, был возвращён в Севастополь. Потом колокол служил как звуковой маяк и прозвали его туманным колоколом. Сейчас он является памятником истории города Севастополя. В наше время тоже было торжественное событие по восстановлению колокольни возле Владимирского храма в Херсонесе Крещенского колокола. Он является самым большим в Крыму. Его подарил президент России Владимир Путин и бывший президент Украины Виктор Янукович.  Ребята, а в каком детском фильме был снят Херсонесский колокол? (Ответы детей).  Угадайте персонажа мультфильма, который звонил в колокол. (Картинка Винни Пуха). В какой сказке вы видели свадебные колокольчики («Морозко»).

Ребята, наша встреча подходит к концу. И всё-таки, какое самое важное значение имеют колокола? (Ответы детей) Колокольные звоны исцелят душу и тело, вернут мир и радость. Слушание колокольного звона звонаря.

Рефлексия. Дети выбирают колокольчик с красной ленточкой, если на занятии  было интересно и всё получилось. А колокольчик с синей ленточкой, если были затруднения. Дети развешивают колокольчики на декорацию храма с колокольней.  Русский народ – гостеприимный народ, гостей без подарков не отпускает. И нашим гостям вы подарите куколки колокольчики, которые вы сделали вместе с родителями с особыми словами- пожеланиями.

 «Кто меня купит, тот счастлив будет».

«Кого люблю, тому дарю»

«Звоню, потешаю, еду потешаю»

«Купи меня, я увеселю тебя».

Дети раздают подарки гостям и уходят из зала под колокольный звон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие в подготовительной группе по духовно – нравственному воспитанию: «ЗЕМЛЯ ЗАБОТУ ЛЮБИТ».

Комплексное занятие в подготовительной группепо духовно – нравственному воспитанию:«ЗЕМЛЯ ЗАБОТУ ЛЮБИТ».Цель: воспитывать любовь к родной земле, вызывать желание охранять землю, заботиться о ней и её ...

Конспект интегрированного открытого занятия в подготовительной группе по духовно-нравственному воспитанию на тему: « Дорогою Добра».

Формирование эмоционального и морально нравственного благополучия детей, создать эмоциональный контакт между родителями и детьми, умения работать в микрогруппах и находить решения на поставленные вопр...

Открытое занятие в подготовительной группе по духовно -нравственному воспитанию « Спешите делать домой»

Цель:Развитие в ребёнке желания и умения творчески мыслить, анализировать окружающий мир, изучая себя с позиции добра, справедливости, любви. Программные задачи:- формировать нравственную позицию...

Перспективный план работы с родителями подготовительной группы по духовно-нравственному воспитанию детей

Перспективный план работы с родителями подготовительной группы по духовно-нравственному воспитанию детей. Простой и доступный для работы с родителями....