Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе По духовно - нравственному воспитанию Викторина «Что мы знаем о России»
методическая разработка (подготовительная группа)

Стороженко Елена Алексеевна

Актуальность духовно - нравственного воспитания является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка и предполагает становление его отношений к родителям, окружающим, к коллективу, обществу, к Родине. Основная задача нравственного воспитания дошкольников в том, чтобы  требования общества превратить во внутренние стимулы каждого ребёнка, такие как: долг, честь, совесть, достоинство. 

Нравственное формирование человека начинается с рождения. В  элементарные навыки нравственного поведения. Приобретённые ребёнком в дошкольном возрасте формы поведения и отношения к взрослым и сверстникам, нравственные знания и чувства являются  фундаментом, происходит развитие новых форм нравственных отношений, поведения, чувств и сознания. Младший дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат. И воспитание протекает, прежде всего, в повседневной жизни ребёнка, где он привыкает следовать нравственным правилам и может сам убедиться в их необходимости. Поэтому духовно - нравственному воспитанию детей в педагогическом процессе уделяется все больше внимания.

Данная методическая разработка  направлена на углубление представлений дошкольников как о своей Родине -России так и на представления о своей малой Родине - городе Михайловске,его символике,его исторической значимости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

 образовательное учреждение «Детский сад № 36».

Шпаковского муниципального округа

Ставропольского края

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе

По духовно - нравственному воспитанию

Викторина «Что мы знаем о России».

Воспитатель:

высшей категории

Стороженко Елена Алексеевна

г. Михайловск,2024 г.

Введение:

Актуальность духовно - нравственного воспитания является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка и предполагает становление его отношений к родителям, окружающим, к коллективу, обществу, к Родине. Основная задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы  требования общества превратить во внутренние стимулы каждого ребёнка, такие как: долг, честь, совесть, достоинство. 

Нравственное формирование человека начинается с рождения. В  элементарные навыки нравственного поведения. Приобретённые ребёнком в дошкольном возрасте формы поведения и отношения к взрослым и сверстникам, нравственные знания и чувства являются  фундаментом, происходит развитие новых форм нравственных отношений, поведения, чувств и сознания. Младший дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат. И воспитание протекает, прежде всего, в повседневной жизни ребёнка, где он привыкает следовать нравственным правилам и может сам убедиться в их необходимости. Поэтому духовно - нравственному воспитанию детей в педагогическом процессе уделяется все больше внимания.

Данная методическая разработка  направлена на углубление представлений дошкольников как о своей Родине -России так и на представления о своей малой Родине - городе Михайловске,его символике,его исторической значимости.

Целью методической разработки является:

Обобщение и систематизация знания детей о России, воспитание  любви к Родине, гражданско-патриотические чувств,а также любви к своей малой Родине.

Задачи:

-формировать уважительное отношение к государственным символам РФ;

-формировать понятие о государственных и негосударственных символах  России;Ставропольского края,города Михайловска.

-расширить представление о знаменитых россиянах, деятелях культуры, искусства, военачальниках.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе:

 Викторина «Что мы знаем о России».

Оборудование и материалы: атрибуты для проведения викторины, изображения гербов и флагов, изображения с видами городов России, репродукции портретов знаменитых людей, разрезанные картинки с видами достопримечательностей города Михайловска.

Ход занятия:

входят команды, Приветствуют гостей:

Здравствуй , солнце золотое!Здравствуй ,небо голубое! Здравствуй ,лёгкий ветерок!Здравствуй,маленький цветок! Здравствуй утро!Здравствуй день!Нам здороваться не лень!

встают напротив друг друга.

Ведущ: «Ребята, у нас  сегодня не обычное занятие, а викторина  на тему: Что мы знаем о России» в игре участвуют 2 команды: «Васильки» и «Ромашки», оценивать игру будет жюри.

Прошу команды поприветствовать друг друга:

Команда « Васильки»:

Василёк - цветок России,

Он, как небо:синий - синий,

Любит русская душа.

Васильковые глаза.

        Команда «Ромашки»:

Мы - ромашковое поле,

Символ русского раздолья.

Но совсем не горячи

Ромашки белые лучи.

Команды садятся на стулья напротив друг друга. Звонок  «Серой Шейки»

Ведущ: Мы с Вами живём в стране, у которой удивительно красивое имя - Россия!

А вы  знаете почему она так называется?

За зори лесные, умытые росами

За русское поле, с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по - славянски назвали Россия.

Посмотрите, как выглядит наша планета из космоса.

А так выглядит Россия  на глобусе. Посмотрите, какая большая наша страна. Посмотрите, сколько гор, равнин, рек, озёр.

Но , много и других удивительных стран на земле.

Но Россия - особенная, удивительная, необыкновенная. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

Да потому, что она - Наша Родина. А как Вы думаете, что такое Родина? Что означает это слово? (Ответы детей)

Родина - значит родная, как мама и папа. Родина - место, где мы родились, страна, в которой мы живём. Человек может жить во многих странах в течении своей жизни,но Родина у каждого одна.

Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории  как наша. Она расположена сразу в двух частях света - Европе и Азии. Когда, на одном конце страны люди ложатся спать, на другом, уже утро. На севере может идти снег, мести метель, а на юге в это время пригревает солнышко и распускаются цветы.

В нашей стране более тысячи городов  в которых живут миллионы людей. У нашей страны удивительно красивое, родное и близкое для нас название - Россия. Давайте посмотрим, как пишется это название.А теперь попробуйте самостоятельно составить название нашей страны из магнитных букв.

Ведущая (выкладывает название на доске, все вместе дети читают название).

А теперь начнём игру.

Разминка.

Я говорю предложение, а вы заканчиваете.

Наша страна называется…

Граждане   России называются…

Столица России…

Самая известная река…

Самые известные города…

Итак, молодцы, я вижу, что Вы готовы к игре.

Ведущ: 1)Конкурс первый:

Государственные символы России.

Гимн

Что такое гимн? (Главная песня страны).

Кто написал гимн (Александр Александров, Сергей Михалков). Когда можно услышать гимн России.

Звучит гимн. Дети исполняют его стоя.

Флаг.

Какие ещё государственные символы вы знаете?

Вед: Правильно, флаг.

Из каких цветов состоит флаг России.

Стихотворение о флаге расскажет…

Скажите, а где можно увидеть флаг РФ? (ответы детей).

Задание. Перед вами  в конвертах флаги разных стран.

Найдите флаг РФ. Молодцы. Команда…была быстрее.

Ведущ вешает флаг ниже слова Россия.

Герб.

Скажите , ребята, а что изображено на гербе?

        (ответы детей). А где можно увидеть герб? Отвечают представители команд. Жюри оценивает их активность

Задание. Отыскать герб РФ среди гербов других стран.

Ведущ вешает герб ниже слова Россия.

Ведущ

Итак, подведём итоги конкурса:

Гос.символы.

Посмотрите на стенд. Давайте ещё раз повторим  государственные символы .

Итак, вы справились, молодцы.

2)Негосударственные символы России.

Помимо официальных, государственных символов у нашей России есть ещё и негосударственные символы , по этим символам иностранцы сразу понимают ,что речь идёт о России.

Следующий наш конкурс музыкальный . Я включаю музыку,а вы услышав мелодию ,должны догадаться о каком негосударственном символе идёт речь. Выигрывает команда которая догадается первой и ответит правильно.

Итак, слушайте:

3) Следующий конкурс, Литературный-д/з.

Ваше д/з было выучить стихотворения о Родине.

Сейчас представители каждой команды прочтут стихи, которые они подготовили, а жюри оценит - какие стихотворения  вы подобрали и как выразительно прочли.

Много пословиц и поговорок  есть о родине. Сейчас команды по очереди будут вспоминать пословицы и поговорки о Родине. Выигрывает команда, которая назовёт больше пословиц и поговорок. Итак , начнём…

По итогам конкурса победила команда…

4)Конкурс №3 города России.

Россия – самая большая страна мира. В России тысячи городов, посёлков, деревень.

Волшебная палочка перенесёт нас в незнакомый город, в котором мы  будем путешествовать. Вокруг себя повернись в незнакомом городе очутись.

Дети смотрят  в каком городе они оказались и рассказывают про него.

Физминутка «В нашем городе здания высокие»

Какой самый главный город нашей страны? (Москва)

Ведущ показ иллюстрацию Москвы

В Москве находится множество зданий, учреждений, достопримечательностей, площадей.

Главная площадь страны называется «Красная».Почему? (ответы детей)

Здесь проходят официальные мероприятия - праздники  и  концерты.   Здесь находится Кремль.  А на главной башне - Спасской Башне - главные часы - Кремлёвские куранты.

А ещё в нашей стране есть второй по величине и замечательный по красоте город - Санкт-Петербург.

Ведущ показ иллюстрацию Санкт-Петербурбурга.

Он был построен более 300л назад Петром 1.Это северная столица России.

Назовите ещё города России. А в каком крае мы с вами живём. Правильно. В каком  крае мы живём? А как называется главный город нашего края? А что означает его название? В каком городе мы с вами живём?

Почему наш город называется Михайловск?

Задание. Сейчас каждая из команд получит конверты с изображением Михайловска., только они разрезаны в виде пазлов, вам нужно собрать целую картинку. Оценивается быстрота и правильность.

Итак, вы справились, молодцы.

4)Конкурс №5. Знаменитые Россияне.

На стенде портреты знаменитых россиян. Кто вам знаком? Возьмите портреты известных россиян и расскажите, что вы знаете о  них (Ответы детей)

Наша страна гордится своими гражданами, героями, достижениями. Ребята, вы, наверное,  мечтаете вырасти и прославить Россию. Кем Вы хотите стать?

Я вам желаю Вам расти умными, сильными, прославить нашу страну,чтобы мы могли гордиться вами, но и сейчас вы можете внести свой вклад в процветание нашей Родины. А как каждый день стараться узнать что-то новое, чему-то научиться, кому-то помочь и это не просто слова, именно так каждый день, работая над собой, пытаясь стать лучше мы все вместе можем внести вклад в развитие и процветание России.

Итак, подведём итоги нашей викторины: посмотрите на нашу доску и ответьте на вопросы:Как называется наша страна?Какие государственные символы вы знаете?Кто управляет нашей страной?Как его зовут?

_Почему мы любим Россию?

- Почему мы гордимся ею?

-Самые гл.города России.

-Самые известные люди.

Жюри подводит итоги конкурса. Звонок от Серой Шейки. Подарки от Серой Шейки.

Музыкальный подарок от детей. Подарки гостям. Вед:на этом наше занятие подошло к концу.До свидания!

Заключение:Данная методическая разработка была подготовлена ко Дню Народного Единства,в рамках тематической недели « Россия - родина моя» .По данной методической разработке было проведено  итоговое занятие «Путешествие по России».Ребята узнали много нового интересного о достопримечательностях Москвы,Санкт - Петербурга и родного города Михайловска.Узнали о знаменитых россиянах,прославивших Россию своими достижениями.Ребята поняли насколько богата и интересна история родной страны.Они знают символику России: знают значение цветов российского флага,значение символов изображённых на государственном гербе России,с воодушевлением поют гимн России.И это фундамент в воспитании настоящих патриотов своей Родины!

Список литературы:

  1. Арефьев, И. П. Духовно-нравственное воспитание: нерешенные вопросы / И. П. Арефьев // Педагогика. – 2012. – №7. – С. 49-54. – Библиогр. : с. 54 (15 назв.).
  2. Балашов, Д. Е. Пути реализации "Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России" в общеобразовательных коррекционных школах I и II видов [Текст] / Д. Е. Балашов // Социально-гуманитарные знания. – 2012. – №2. – С. 358-364. : схем. – Библиогр. в сносках (5 назв.).
  3. Банников, В. Н. Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся во внеурочной деятельности / В. Н. Банников // Начальная школа. – 2012. – №8. – С. 41-45. Автор статьи подробно останавливается на ценностях и функциях народного искусства. 
  4.  Березка, Т. Мы родом из детства : развитие духовно-нравственного потенциала здоровья дошкольников в условиях детского сада и семьи / Т. Березка, Л. Волошина // Дошкольное воспитание. – 2012. – №12. –
  5. Гончаров, И. Ф. Сущность национальной русской школы : (историко-философский взгляд) / И. Ф. Гончаров // Воспитание школьников. – 2013. – №5. – С. 57-68. Русская школа как один из необходимых путей возрождения души народа, возрождение духовно-нравственной и интеллектуальной самостоятельности.
  6. Гончаров, И. Ф. Сущность национальной русской школы : (историко-философский взгляд) / И. Ф. Гончаров // Воспитание школьников. – 2013. – №5. – С. 57-68. Русская школа как один из необходимых путей возрождения души народа, возрождение духовно-нравственной и интеллектуальной самостоятельности.
  7. Дубинина Н. Н. Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина / Н. Н. Дубинина // Педагогика. – 2012. – №5. – С. 122-124.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие в подготовительной группе по духовно – нравственному воспитанию: «ЗЕМЛЯ ЗАБОТУ ЛЮБИТ».

Комплексное занятие в подготовительной группепо духовно – нравственному воспитанию:«ЗЕМЛЯ ЗАБОТУ ЛЮБИТ».Цель: воспитывать любовь к родной земле, вызывать желание охранять землю, заботиться о ней и её ...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ НА ТЕМУ: «ПРАЗДНИК ХЛЕБНОГО СПАСА»

Цель:1.     Познакомить детей с народно-православным праздником Хлебного Спаса.2.     Дать представление о значении православного праздника Нерукотворного Спаса...

Конспект интегрированного открытого занятия в подготовительной группе по духовно-нравственному воспитанию на тему: « Дорогою Добра».

Формирование эмоционального и морально нравственного благополучия детей, создать эмоциональный контакт между родителями и детьми, умения работать в микрогруппах и находить решения на поставленные вопр...

Открытое занятие в подготовительной группе по духовно -нравственному воспитанию « Спешите делать домой»

Цель:Развитие в ребёнке желания и умения творчески мыслить, анализировать окружающий мир, изучая себя с позиции добра, справедливости, любви. Программные задачи:- формировать нравственную позицию...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Откуда хлеб пошел»

Занятие является интегрированным.  Затрагиваются образовательные  области:социальнщ-коммуникативная, речевая, познавательная, художественно-эстетическая и область физическоо развития....