Развитие артикуляционного аппарата
план-конспект занятия по развитию речи на тему

 Измайлова Диляра Хайдаровна

Упражнения на развитие артикуляционного аппарата

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uprazhneniya_na_razvitie_artikulyatsionnogo_apparata.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                               

Упражнения на развитие артикуляционного аппарата

 

                                                                     

                                                                       

Ознакомление детей с основными органами артикуляционного аппарата.

Тема: Знакомство с органами артикуляционного аппарата и их основными движениями.

Цель: Познакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, зубами, языком, нёбом и с основными движениями языка (поднимать язык вверх, опускать вниз, направлять к углам рта).

Воспитатель, обращаясь к детям, спрашивает: «Чем мы говорим? («Ртом».) Правильно, ртом. А чем мы снимаем пищу с ложки? («Губами».) А чем кошка лакает молоко? («Язычком».) Вот и послушайте сказку о Весёлом язычке.

Жил да был Весёлый язычок, У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это рот. Вот какой интересный дом был у Весёлого язычка. Чтобы Весёлый язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбается и показывает детям зубы.) Как называется эта дверка? («Зубы».) Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно, открывать первую дверку. (Улыбается, показывая верхние и нижние передние зубы.)

Однажды захотелось Весёлому язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрывает губы и предлагает детям сделать то же самое), а затем вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался — холодно на улице, лето прошло. В домике у Весёлого язычка есть постелька, где он спит. (Обращает внимание детей на то, как спокойно лежит язык.) Пока не будем его будить, пусть Язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем первую. Наш Язычок очень весёлый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. (Обращает внимание детей, что потолок — это нёбо. Просит погладить нёбо языком.) На следующий день Язычок решил ещё раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз и, почувствовав, что стало холоднее, ушёл в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем вторая. Вот и вся сказка про Весёлого язычка.

Воспитатель просит детей показать, как открывались и закрывались дверки домика, как спал Язычок, как он смотрел влево, вправо, вверх, вниз.

Методические указания: Во время занятия обращать внимание на каждого ребёнка, проверять, как он выполняет упражнения.

Развитие речевого дыхания

Тема: Развитие длительного целенаправленного ротового выдоха.

Цель: Добиваться умения направлять воздушную струю посередине языка.

Предшествующая работа: У детей отрабатывался длительный ротовой выдох.

Подготовительная работа: Воспитатель заготавливает стеклянные пузырьки (по количеству детей) высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1—1,5 см, прикрепляет к ним наклейки с именами детей.

Игра «Чей пароход лучше гудит?»

Каждому ребёнку дают чистый пузырёк. Воспитатель говорит: «Дети, послушайте, как гудит мой пузырек, если я в него подую. (Гудит.) Загудел как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Воспитатель по очереди обращается к каждому ребёнку, а затем предлагает погудеть всем вместе.

Методические указания: Чтобы погудеть в пузырёк, надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка. Пузырёк касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. Если гудок не получается, значит, ребёнок не соблюдает одно из данных требований. Каждый ребёнок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова.

Развитие речевого слуха

Тема: Развитие умения различать высоту голоса.

Цель: Учить детей на слух различать низкий, средний и высокий голос.

Предшествующая работа: Проводилась работа по развитию высоты голоса.

Подготовительная работа: Воспитатель подбирает несколько картинок с изображениями персонажей из сказки «Три медведя» (Михаилы Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки).

Игра «Угадай, кто сказал»

Каждый ребёнок получает по картинке с изображением одного из медведей. Воспитатель произносит фразы из текста сказки, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михаилу Ивановичу. Дети поднимают соответствующие картинки.

Методические указания: Для того чтобы активизировать внимание детей, воспитатель нарушает последовательность высказываний персонажей, принятую в сказке.

Игра «Пузырь»

Дети стоят тесным кругом, наклонив головы вниз, имитируя ненадутый пузырь. Затем, медленно поднимая головы и отходя назад, они растягивают круг, приговаривая: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся». Образуется большой круг. По сигналу воспитателя «воздух выходит» или «пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося звук {ф} и подражая выходящему воздуху.

Методические указания: Во время игры нужно следить, чтобы дети растягивали круг постепенно. После сигнала «лопнул» следить, чтобы дети не бежали, а шли («воздух медленно выходит в маленькую дырочку»). Следить, чтобы при произнесении звука {ф} дети не надували щёки (пузырь выпускает воздух, а не надувается). Чтобы лучше видеть, как выполняют дети это упражнение, и слышать, как они произносят звук {ф}, можно проводить игру подгруппами. Дети, не занятые в игре, наблюдают за играющими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы для развития артикуляционного аппарата

В плане собраны скороговорки и чистоговорки для работы с детьми второй младшей группы, которые можно использовать вне занятий и как индивидуальную работу по развитию звуковой культуры речи....

Упражнения для развития артикуляционного аппарата

Эти упражнения могут быть использованы как воспитателями так и логопедами в работе с детьми с проблемами произношения....

Перспективный план работы для развития артикуляционного аппарата

речевые упражнения подобраны с учетом возраста детей и уровня подготовленности. Могут быть использованы воспитателями как индивидуальная работа с детьми имеющими проблемы с произношением....

Игры для развития артикуляционного аппарата

консультация  для  родителей...

Перспективный план работы для развития артикуляционного аппарата в 1 младшей группе

Скороговорки и чистоговорки для работы с детьми, которые можно использовать как индивидуальную работу по развитию звуковой культуры речи. ...

Развитие артикуляционного аппарата в рамках изучения лексических тем у дошкольников с общим недоразвитием речи

Данная статья для педагогов, работающих в дошкольных учреждениях, родителей, для всех, кто заинтересован в коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи. В ней раскрывается актуальность данно...