ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ИНТОНАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Савинова Нина Васильевна

 

КОНСПЕКТ НОД  ПО

ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И

ИНТОНАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ РЕЧИ

ДЛЯ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,

НА ТЕМУ:

«ВОЛШЕБНЫЙ ЧАЙ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель:

- формировать умение детей использовать полученные интонационные  умения в различных ситуациях (пользоваться высотой, силой голоса, изменять темп, ритм);

- формировать умения и навыки, активно

пользоваться мимикой и жестами;

- правильно пользоваться речевым дыханием,

отрабатывать длительный выдох;

- уточнить артикуляцию и отработать чёткое

произнесение гласных звуков;

- развивать зрительно-пространствнную ориентацию,

воображение;

- воспитывать интерес к речевой деятельности,

доброту и смелость;

ОБОРУДОВАНИЕ:

Изображение замка, дерево, маски поросят, самовар,  дудочка,

колокольчик, игрушка – змея, король, королева,

принц, принцесса – фигурки из театра, мудрый филин,

дерево,  д/и: «Собери цветок», «Где позвонили»,

«Сдуй бабочку», «Доскажи словечко», игра-показ:

«Маленький кролик».

Структура и содержание НОД:

В: дети, с каких слов начинаются все русские сказки?

Дети: все сказки начинаются со слов «Жили-были».

В: сегодня я тоже хочу пригласить вас в сказку, но

эта сказка необычная.

В одном сказочном королевстве жил-был король, и

звали его «О». Он был очень важный и говорил:

«о-о-о», а когда сердился, говорил очень громко: «о-о-о».

В-ль: Ваня, как говорил король,  Аня, а когда сердился

король, как говорил?

Дети отвечают, изменяя темп и ритм голоса.

У него была жена, королева. Она была добрая, нежная и

ласковая. И звали её «И».

И даже, когда она была строгая, голос у неё всё равно

Звучал нежно – «и-и-и».

В-ль: Олеся повтори, как говорила королева, когда была добра и нежная. А Андрей скажет нам, как говорила королева,

когда была строгая.

У них были дочка – принцесса и  сынок – принц.

 Принцессу звали «А», а принца «Э».  С утра до вечера они бегали в

королевском саду и радуясь, кричали: принцесса – «а-а-а»,

а принц – «э-э-э», ребята повторите, как кричала

принцесса – весело и громко,  а принц кричал тихо и

медленно – тихо и медленно. Ответы детей.

Однажды они попали под холодный проливной дождь и

простудились. Они стали кашлять и чихать, и никто не мог

их вылечить. Король издал указ, и приказал своим

секретарям – свинкам его напечатать: «О-о-о», выходит

двое детей, и произносят громко эти звуки, имитируя при

этом руками работу на машинке.

В-ль: как на пишущей машинке две хорошенькие

свинки: туки-туки-туки-тук  (тихо, медленно).

туки-туки-туки-тук (тихо, медленно), дети повторяют

за воспитателем, и постукивают, и похрюкивают.

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк (громко, быстро),

хрюки-хрюки-хрюки-хрюк (громко, быстро), дети

повторяют за воспитателем.

В-ль: у короля был верный слуга – филин, он сообщал

королю, обо всем,  что происходит в королевстве. Он кричал

очень громко: «у-у-у»,

Соня повтори, как кричал филин.

Полетел филин с указом в поисках доктора, а вечером сообщил королю, что секрет лечения знает мудрый змей, который живёт в дремучем лесу, под волшебным деревом. Давайте,

ребята пойдём к мудрому змею, (дети идут по кругу под музыкальное сопровождение) и спросим его совета,

как помочь выздороветь принцу и принцессе.

Отправляемся в путь, перед нами волшебное море, чтобы перебраться на другой берег, нужно преодолеть

«Звуковые волны».

Д/И: «Где позвонили?»

ПРАВИЛА: дети встают в круг, закрывают глаза. Воспитатель даёт одному ребёнку колокольчик, и просит его позвенеть.

Дети открывают глаза, и определяют, откуда был звук,

тоже самое с дудочкой, с бубном, играем 2-3 раза.

Смотрите, появился волшебный мостик, давайте

пойдём дальше по этому волшебному мостику, (по дорожке

проходим с детьми).

Ребята, мы оказались с вами, на волшебной поляне.

Что на ней растёт?

Дети: цветы!

Д/И: «СДУЙ БАБОЧКУ»

ПРАВИЛА: дети берут по одному цветку.

Ребята, кто сидит на ваших цветочках? Ответы детей.

А давайте подуем на них, как ветер. Вспомните, как правильно нужно набирать воздух и выдыхать его (не поднимать

плеч, не надувать щёк, тянуть губы трубочкой),  может быть

бабочки нам покажут дорогу к мудрому змею. Дети дуют.

В-ль: от нашего ветра разлетелись все лепесточки у

цветочков, давайте их соберём.

Д/И: «Собери цветок»

ПРАВИЛА, в-ль: на жёлтой серединке будут лепесточки, с

картинками, которые начинаются на звук «А», дети

собирают, проверяем, закрепляем. На зелёной

серединке будут жить лепестки с картинками,

которые начинаются на звук «У».

Слышится шипение змея: воспитатель сначала громко,

а потом тихо имитирует, просит детей повторить  так же. ЗМЕЙ: зачем, вы, разбудили меня?

ДЕТИ: помоги нам вылечить принца и принцессу.

ЗМЕЙ: да, вы смелые дети, я вам помогу, не каждый ко

мне может добраться, но вы добрались. Прежде чем я

вам помогу, вы должны выполнить одно моё задание.

Змей просит детей поиграть с ним в игру:

«ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО!»

В-ль: давайте поиграем со змеем.

Воспитатель срывает с дерева лепесточки и читает:

«Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны,

Так приятен он на вкус,

И зовут его… (арбуз)

 

Он плывёт по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам добрый друг,

Электрический… (утюг).

 

ЗМЕЙ: вы, не только смелые, но и умные, за это я вам

дарю старинный самовар с чаем из лечебных трав.

Дети благодарять змея.

В-ль: этот волшебный чай, с лечебными травами, мы

отнесём королю с королевой.

Ребёнок рассказывает стихотворение:

«Золотеет самовар, от боков пылает жар!

Утром, днём и вечером, угостит он всех чайком –

вкусным, ароматным, с запахом мятным!»

В-ль: король и королева, мы с ребятами приготовили вам

сюрприз, дети встаньте в круг, сейчас мы с вами покажем стихотворение: «МАЛНЬКИЙ КРОЛИК»,

«Маленький кролик по имени Толик,

Всех нас смеяться заставил до колик:

Прыгал за белкой, за уткой скакал,

Лапкой тюльпан, поднимал, как бокал.

Ах, как, смешно его уши торчали!

Мы хохотали, души в нём не чая,

Но на опушке, заметив лису,

Он подмигнул нам и скрылся в лесу!

Рефлексия: воспитатель спрашивает у

детей – ребята, а вам понравилось наше путешествие? А что было для вас самым интересным, а самым трудным, самым лёгким?

Ответы детей.

В-ль: ребята, кому было весело возьмите вот из этих

тарелочек,  весёлые смайлики, а кому было грустно, грустные смайлики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_neposredstvennoy_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                              

Цель и задачи мастер-класса:

  • Совершенствовать знания педагогов о технологии ТРИЗ;
  • Показать способы моделирования объектов и явлений неживой природы (ММЧ);
  • Повысить компетентность в сфере инновационных технологий.

ФГОС указывает на то, что «в настоящее время в системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой образовательной деятельности  дошкольников, направленные на решение жизненных задач».

- Уважаемые коллеги,  я хочу в рамках данного мастер - класса представить Вашему вниманию метод. Это метод - Моделирование Маленькими Человечками (ММЧ), который помогает мне реализовать задачи:

  • Развитие познавательно-исследовательской деятельности;
  • Формирование первичных представлений детей о явлениях и процессах, происходящих в неживой природе;
  • Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
  • Развитие воображения и творческой активности;
  • Развитие умения моделировать объекты и явления неживой природы.

На первый взгляд, может  показаться сложным, но если разобраться, уверяю – это очень увлекательно, интересно, результативно. Как для детей, так и для педагога. «Метод Маленьких Человечков» разработан на основе синектики (символической и личной аналогии), позволяющий наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов; представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы, предметов. Объяснять внутреннее строение тел и их свойства можно так: «Тела, окружающие нас состоят из человечков, но они очень малы и мы их не можем увидеть. Маленькие человечки – молекулы, из которых состоят вещества. Они постоянно движутся. В твердом теле человечков очень много, они держатся за руки и стоят близко друг к другу, в жидкостях человечки стоят свободнее и между ними могут «пройти» другие человечки, а в газах расстояние между человечками самое большое.

Почему человечки?

  • Могут думать, производить действия, вести себя по-разному;
  • У них разные характеры и привычки, они подчиняются разным командам;
  • При моделировании можно поставить себя на их место, почувствовать и понять через действия, ощущения, взаимодействия.

Обозначения целесообразно придумывать и нарисовать вместе с детьми, тогда символы лучше запомнятся и будут им понятны. Но есть определенные правила, которым надо следовать:

  • Человечки твердого вещества: дерева, камня, стекла, ткани, пластмассы обладают общим свойством – держат форму, они держатся за руки, причем человечки камня держатся крепче, чем человечки стекла(на карточках-символах руки этих человечков опущены вниз).
  • Человечки жидкого вещества: молока, чая, воды, киселя и т.д. – человечки капельки; они принимают форму того сосуда, в который их наливают: эти человечки не держатся за руки; руки у них на поясе;
  • Человечки газообразного вещества постоянно в движении: они все время куда-то бегут, летят(газ, пар, дым).

С чего начать?

1   этап - построение с детьми простейших моделей;

2 этап – моделирование взаимодействий двух веществ;

3 этап – моделирование сложных взаимодействий и состояния окружающих предметов, переход их из одного состояния в другое.  

Построение с детьми простейших моделей можно начинать со средней группы

Виды моделей маленьких человечков.

  • Роли маленьких человечков исполняют дети;
  • Карточки с изображением маленьких человечков. Это заранее заготовленные карточки: плоские изображения МЧ или схематично нарисованными.
  • Кубики с изображением маленьких человечков;
  • Схематичное изображение МЧ, которые рисуют сами дети.

Игры с педагогами.

Сейчас мы отправимся с вами в страну маленьких человечков, которые живут в разных городках.

- Вы знаете, что это за маленькие человечки?

Твердые человечки крепко держатся за руки, чтобы ничего не произошло, чтобы никто и ничто не могло проскользнуть между ними.

Жидкие человечки держат руки на поясе, но касаются друг друга локтями, чтобы между ними можно было проскользнуть.

Газообразные или бегущие человечки живут в различных запахах, пузырьках жидкости. Они все время летают, т.е. бегают.

(Отбираю воспитателей, которые будут со мной играть)

Итак, по этой тропинке (маркер ТТ) пройдут в первый город те,

кто состоит из твердых природных человечков. Вы называете себя (объект, состоящий из твердых человечков). Например, «я – камень…». (Называя себя, педагоги проходят по тропинке в город твердых человечков)

- Твердые МЧ  сильные, крепкие, умеем держать свою форму).

Путь наш продолжается дальше, а на пути – город жидких человечков (тропинка с маркером Ж).

Педагоги, проходя по дорожке, называют себя.

- Хорошо ли вам здесь, в своем городке, жидкие человечки?

(Они любят течь, литься, менять форму, путешествовать, смешиваться).

Дорога привела нас к городу самых веселых газообразных человечков. Надо в него пройти. Жители страны газообразных человечков, проходите по тропинке! (Проходя, воспитатели называют себя: я –запах от цветка, я – запах от духов, я – воздушинка из пара, туман и т.д.)

А как вам живется в своем городе? (Мы не прочь везде побывать, не любим «сидеть» на месте, любим движение! Мы хотели бы подружиться с другими человечками.)

 Второй этап – моделировании взаимодействий двух веществ, можно начинать осваивать с детьми старшего дошкольного возраста. И я предлагаю вам

отправиться в следующий город, в город смешанных Человечков. Наденьте шапочки с маркерами своих городов и, объединившись в пары, тройки, назовите себя.

ТЖ – вода в стакане, лед в воде…

ТГ – воздушный шарик,

ГЖ – минеральная вода, лимонад, пузырьки воздуха в воде…

ТГЖ – человек, растение, животное, аквариум…

Все, что окружает нас, и мы сами состоим из маленьких человечков, разница только в количестве разных человечков и в каждом отдельном объекте и их связях.

Игры.

«Назови твердое» - упражнять в умении подбирать объекты по агрегатному состоянию.

«Замри» -  игра на умение моделировать  твердые и жидкие  вещества.

«Маленькие человечки» - умение быстро реагировать на сигнал «твердые», «жидкие», «газообразные».

«Волшебная  дорожка» - упражнять в умении подбирать объекты по двум признакам агрегатному состоянию и цвету.

Игра «Кубики» - (на гранях которого изображены фигурки "маленьких” человечков и знаковые взаимодействия между ними) помогает совершать малышу первые открытия, проводить научно – исследовательскую работу на своем уровне, знакомиться с закономерностями живой и неживой природы. С помощью таких "человечков” дети составляют модели «Водоем” и т.д.

В подготовительной группе в непосредственно образовательной деятельности по О.О. «Познавательное развитие» при объяснении детям круговорота воды в природе можно использовать сказку.

Приключение дождевых капелек.

«Жили – были в тучке маленькие капельки-человечки. Их было очень много. Они были веселые, непоседливые, легкие. Однажды, разыгравшись, они даже не заметили, что оторвались от тучки и падают на землю. Но и на земле им не захотелось расставаться друг с другом. И те капельки – человечки, что упали далеко, побежали к своим друзьям. А когда собрались все вместе, получился ручеек.  Обрадовались, что они опять все вместе, зажурчали, зашептались и побежали дальше, посмотреть, что там?

Бежали, бежали и прибежали к реке. Хорошо, что река была расположена ниже того места, где упали человечки – капельки, а то бы вверх было очень тяжело бежать, не добежали бы человечки до своих родственников.

А в речке таких же водных человечков еще больше. Обрадовались они встрече и давай веселиться, прыгать, перескакивать друг через друга. Речка забурлила, зашумела. Но постепенно человечки устали и успокоились. Решили отдохнуть. И вдруг почувствовали, как похолодало. Это морозные человечки очень хотели с ними поиграть, но пока водные прыгали, морозные не могли их ухватить, подойти к ним. А теперь, когда водные человечки устали и успокоились, морозные сели рядом, обняли  водных. Водные, почувствовав, что замерзают, стали прижиматься друг к другу чтобы согреть МЧ. Они так тесно прижались, что превратились  в лед. Но человечки не расстраивались. За лето они устали и захотели отдохнуть. Человечки знали что пройдет время и вновь пригреет солнце им станет тепло и можно будет бегать и кувыркаться играть в любые игры. И даже навестить бабушку – тучку. После прослушивания сказки – дети строят изменчивую модель переход из одного вещества в другое.

- А сейчас вы самостоятельно попробуете создать модели, используя ММЧ.

Задание по группам:

 1 группа – создание модели - стакан с водой;

 2 группа- создание модели - стакан воды со льдом;

 3 группа –создание модели- стакан с лимонадом.

Где можно еще использовать ММЧ?

  • в режимных моментах;
  • НОД по О.О. «Познавательное развитие» - формирование элементарных математических представлений. Можно измерять предметы по длине, закреплять понятия «больше - меньше», «тяжелее - легче» и т.д.
  • В изобразительной деятельности – смешивание цвета.
  • В О.О. «Развитие  речи» - детям  предлагается модель из различного сочетания гласных и согласных человечков.
  •  маленькими человечками можно моделировать социальные отношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ИНТОНАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НА ТЕМУ: «ВОЛШЕБНЫЙ ЧАЙ».

Данный материал предназначен для логопедов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. В игровой форме у детей можно развить и сформировать ыонематический слух и интониционность речи, что оч...

Значение фонематического слуха в развитии речи детей среднего дошкольного возраста

Статья по развитию речи дошкольников для воспитателей и родителей. Формирование правильного звукопроизношения тесно связано с развитием фонематического слуха....

План самообразования. Тема: Использование элементов логоритмики для развития речи детей среднего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи.

Преодоление речевого нарушения у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы, моторики и речи, через музыкально-логоритмическую деятельность....

Сюжетно-ролевые игры в средней группе, как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Одной из основных задач воспитания и образования является развитие связной речи и формирование речевой культуры дошкольников. Однако, развитие речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий не...

Методические рекомендации по развитию фонематического слуха и звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в ДОУ

В дошкольном образовании огромное внимание уделяется развитию речи детей с момента поступления их в детский сад, в том числе и пристальное внимание уделяется развитию фонематического слуха и звуковой ...

Консультация для родителей средней группы «Игры и упражнения для развития речи детей среднего дошкольного возраста»

В консультации описана важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста; методы использования пальчиковой гимнастики, словесной игры в жизни ребёнка....

План по самообразованию в средней группе «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

«Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по-настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты» К.С. Станиславский ...