ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ИНТОНАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
КОНСПЕКТ НОД ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И
ИНТОНАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ РЕЧИ
ДЛЯ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,
НА ТЕМУ:
«ВОЛШЕБНЫЙ ЧАЙ».
Цель:
- формировать умение детей использовать полученные интонационные умения в различных ситуациях (пользоваться высотой, силой голоса, изменять темп, ритм);
- формировать умения и навыки, активно
пользоваться мимикой и жестами;
- правильно пользоваться речевым дыханием,
отрабатывать длительный выдох;
- уточнить артикуляцию и отработать чёткое
произнесение гласных звуков;
- развивать зрительно-пространствнную ориентацию,
воображение;
- воспитывать интерес к речевой деятельности,
доброту и смелость;
ОБОРУДОВАНИЕ:
Изображение замка, дерево, маски поросят, самовар, дудочка,
колокольчик, игрушка – змея, король, королева,
принц, принцесса – фигурки из театра, мудрый филин,
дерево, д/и: «Собери цветок», «Где позвонили»,
«Сдуй бабочку», «Доскажи словечко», игра-показ:
«Маленький кролик».
Структура и содержание НОД:
В: дети, с каких слов начинаются все русские сказки?
Дети: все сказки начинаются со слов «Жили-были».
В: сегодня я тоже хочу пригласить вас в сказку, но
эта сказка необычная.
В одном сказочном королевстве жил-был король, и
звали его «О». Он был очень важный и говорил:
«о-о-о», а когда сердился, говорил очень громко: «о-о-о».
В-ль: Ваня, как говорил король, Аня, а когда сердился
король, как говорил?
Дети отвечают, изменяя темп и ритм голоса.
У него была жена, королева. Она была добрая, нежная и
ласковая. И звали её «И».
И даже, когда она была строгая, голос у неё всё равно
Звучал нежно – «и-и-и».
В-ль: Олеся повтори, как говорила королева, когда была добра и нежная. А Андрей скажет нам, как говорила королева,
когда была строгая.
У них были дочка – принцесса и сынок – принц.
Принцессу звали «А», а принца «Э». С утра до вечера они бегали в
королевском саду и радуясь, кричали: принцесса – «а-а-а»,
а принц – «э-э-э», ребята повторите, как кричала
принцесса – весело и громко, а принц кричал тихо и
медленно – тихо и медленно. Ответы детей.
Однажды они попали под холодный проливной дождь и
простудились. Они стали кашлять и чихать, и никто не мог
их вылечить. Король издал указ, и приказал своим
секретарям – свинкам его напечатать: «О-о-о», выходит
двое детей, и произносят громко эти звуки, имитируя при
этом руками работу на машинке.
В-ль: как на пишущей машинке две хорошенькие
свинки: туки-туки-туки-тук (тихо, медленно).
туки-туки-туки-тук (тихо, медленно), дети повторяют
за воспитателем, и постукивают, и похрюкивают.
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк (громко, быстро),
хрюки-хрюки-хрюки-хрюк (громко, быстро), дети
повторяют за воспитателем.
В-ль: у короля был верный слуга – филин, он сообщал
королю, обо всем, что происходит в королевстве. Он кричал
очень громко: «у-у-у»,
Соня повтори, как кричал филин.
Полетел филин с указом в поисках доктора, а вечером сообщил королю, что секрет лечения знает мудрый змей, который живёт в дремучем лесу, под волшебным деревом. Давайте,
ребята пойдём к мудрому змею, (дети идут по кругу под музыкальное сопровождение) и спросим его совета,
как помочь выздороветь принцу и принцессе.
Отправляемся в путь, перед нами волшебное море, чтобы перебраться на другой берег, нужно преодолеть
«Звуковые волны».
Д/И: «Где позвонили?»
ПРАВИЛА: дети встают в круг, закрывают глаза. Воспитатель даёт одному ребёнку колокольчик, и просит его позвенеть.
Дети открывают глаза, и определяют, откуда был звук,
тоже самое с дудочкой, с бубном, играем 2-3 раза.
Смотрите, появился волшебный мостик, давайте
пойдём дальше по этому волшебному мостику, (по дорожке
проходим с детьми).
Ребята, мы оказались с вами, на волшебной поляне.
Что на ней растёт?
Дети: цветы!
Д/И: «СДУЙ БАБОЧКУ»
ПРАВИЛА: дети берут по одному цветку.
Ребята, кто сидит на ваших цветочках? Ответы детей.
А давайте подуем на них, как ветер. Вспомните, как правильно нужно набирать воздух и выдыхать его (не поднимать
плеч, не надувать щёк, тянуть губы трубочкой), может быть
бабочки нам покажут дорогу к мудрому змею. Дети дуют.
В-ль: от нашего ветра разлетелись все лепесточки у
цветочков, давайте их соберём.
Д/И: «Собери цветок»
ПРАВИЛА, в-ль: на жёлтой серединке будут лепесточки, с
картинками, которые начинаются на звук «А», дети
собирают, проверяем, закрепляем. На зелёной
серединке будут жить лепестки с картинками,
которые начинаются на звук «У».
Слышится шипение змея: воспитатель сначала громко,
а потом тихо имитирует, просит детей повторить так же. ЗМЕЙ: зачем, вы, разбудили меня?
ДЕТИ: помоги нам вылечить принца и принцессу.
ЗМЕЙ: да, вы смелые дети, я вам помогу, не каждый ко
мне может добраться, но вы добрались. Прежде чем я
вам помогу, вы должны выполнить одно моё задание.
Змей просит детей поиграть с ним в игру:
«ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО!»
В-ль: давайте поиграем со змеем.
Воспитатель срывает с дерева лепесточки и читает:
«Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его… (арбуз)
Он плывёт по простыне,
Как кораблик по волне.
Он хозяйкам добрый друг,
Электрический… (утюг).
ЗМЕЙ: вы, не только смелые, но и умные, за это я вам
дарю старинный самовар с чаем из лечебных трав.
Дети благодарять змея.
В-ль: этот волшебный чай, с лечебными травами, мы
отнесём королю с королевой.
Ребёнок рассказывает стихотворение:
«Золотеет самовар, от боков пылает жар!
Утром, днём и вечером, угостит он всех чайком –
вкусным, ароматным, с запахом мятным!»
В-ль: король и королева, мы с ребятами приготовили вам
сюрприз, дети встаньте в круг, сейчас мы с вами покажем стихотворение: «МАЛНЬКИЙ КРОЛИК»,
«Маленький кролик по имени Толик,
Всех нас смеяться заставил до колик:
Прыгал за белкой, за уткой скакал,
Лапкой тюльпан, поднимал, как бокал.
Ах, как, смешно его уши торчали!
Мы хохотали, души в нём не чая,
Но на опушке, заметив лису,
Он подмигнул нам и скрылся в лесу!
Рефлексия: воспитатель спрашивает у
детей – ребята, а вам понравилось наше путешествие? А что было для вас самым интересным, а самым трудным, самым лёгким?
Ответы детей.
В-ль: ребята, кому было весело возьмите вот из этих
тарелочек, весёлые смайлики, а кому было грустно, грустные смайлики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_neposredstvennoy_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx | 21.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель и задачи мастер-класса:
- Совершенствовать знания педагогов о технологии ТРИЗ;
- Показать способы моделирования объектов и явлений неживой природы (ММЧ);
- Повысить компетентность в сфере инновационных технологий.
ФГОС указывает на то, что «в настоящее время в системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой образовательной деятельности дошкольников, направленные на решение жизненных задач».
- Уважаемые коллеги, я хочу в рамках данного мастер - класса представить Вашему вниманию метод. Это метод - Моделирование Маленькими Человечками (ММЧ), который помогает мне реализовать задачи:
- Развитие познавательно-исследовательской деятельности;
- Формирование первичных представлений детей о явлениях и процессах, происходящих в неживой природе;
- Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
- Развитие воображения и творческой активности;
- Развитие умения моделировать объекты и явления неживой природы.
На первый взгляд, может показаться сложным, но если разобраться, уверяю – это очень увлекательно, интересно, результативно. Как для детей, так и для педагога. «Метод Маленьких Человечков» разработан на основе синектики (символической и личной аналогии), позволяющий наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов; представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы, предметов. Объяснять внутреннее строение тел и их свойства можно так: «Тела, окружающие нас состоят из человечков, но они очень малы и мы их не можем увидеть. Маленькие человечки – молекулы, из которых состоят вещества. Они постоянно движутся. В твердом теле человечков очень много, они держатся за руки и стоят близко друг к другу, в жидкостях человечки стоят свободнее и между ними могут «пройти» другие человечки, а в газах расстояние между человечками самое большое.
Почему человечки?
- Могут думать, производить действия, вести себя по-разному;
- У них разные характеры и привычки, они подчиняются разным командам;
- При моделировании можно поставить себя на их место, почувствовать и понять через действия, ощущения, взаимодействия.
Обозначения целесообразно придумывать и нарисовать вместе с детьми, тогда символы лучше запомнятся и будут им понятны. Но есть определенные правила, которым надо следовать:
- Человечки твердого вещества: дерева, камня, стекла, ткани, пластмассы обладают общим свойством – держат форму, они держатся за руки, причем человечки камня держатся крепче, чем человечки стекла(на карточках-символах руки этих человечков опущены вниз).
- Человечки жидкого вещества: молока, чая, воды, киселя и т.д. – человечки капельки; они принимают форму того сосуда, в который их наливают: эти человечки не держатся за руки; руки у них на поясе;
- Человечки газообразного вещества постоянно в движении: они все время куда-то бегут, летят(газ, пар, дым).
С чего начать?
1 этап - построение с детьми простейших моделей;
2 этап – моделирование взаимодействий двух веществ;
3 этап – моделирование сложных взаимодействий и состояния окружающих предметов, переход их из одного состояния в другое.
Построение с детьми простейших моделей можно начинать со средней группы
Виды моделей маленьких человечков.
- Роли маленьких человечков исполняют дети;
- Карточки с изображением маленьких человечков. Это заранее заготовленные карточки: плоские изображения МЧ или схематично нарисованными.
- Кубики с изображением маленьких человечков;
- Схематичное изображение МЧ, которые рисуют сами дети.
Игры с педагогами.
Сейчас мы отправимся с вами в страну маленьких человечков, которые живут в разных городках.
- Вы знаете, что это за маленькие человечки?
Твердые человечки крепко держатся за руки, чтобы ничего не произошло, чтобы никто и ничто не могло проскользнуть между ними.
Жидкие человечки держат руки на поясе, но касаются друг друга локтями, чтобы между ними можно было проскользнуть.
Газообразные или бегущие человечки живут в различных запахах, пузырьках жидкости. Они все время летают, т.е. бегают.
(Отбираю воспитателей, которые будут со мной играть)
Итак, по этой тропинке (маркер ТТ) пройдут в первый город те,
кто состоит из твердых природных человечков. Вы называете себя (объект, состоящий из твердых человечков). Например, «я – камень…». (Называя себя, педагоги проходят по тропинке в город твердых человечков)
- Твердые МЧ сильные, крепкие, умеем держать свою форму).
Путь наш продолжается дальше, а на пути – город жидких человечков (тропинка с маркером Ж).
Педагоги, проходя по дорожке, называют себя.
- Хорошо ли вам здесь, в своем городке, жидкие человечки?
(Они любят течь, литься, менять форму, путешествовать, смешиваться).
Дорога привела нас к городу самых веселых газообразных человечков. Надо в него пройти. Жители страны газообразных человечков, проходите по тропинке! (Проходя, воспитатели называют себя: я –запах от цветка, я – запах от духов, я – воздушинка из пара, туман и т.д.)
А как вам живется в своем городе? (Мы не прочь везде побывать, не любим «сидеть» на месте, любим движение! Мы хотели бы подружиться с другими человечками.)
Второй этап – моделировании взаимодействий двух веществ, можно начинать осваивать с детьми старшего дошкольного возраста. И я предлагаю вам
отправиться в следующий город, в город смешанных Человечков. Наденьте шапочки с маркерами своих городов и, объединившись в пары, тройки, назовите себя.
ТЖ – вода в стакане, лед в воде…
ТГ – воздушный шарик,
ГЖ – минеральная вода, лимонад, пузырьки воздуха в воде…
ТГЖ – человек, растение, животное, аквариум…
Все, что окружает нас, и мы сами состоим из маленьких человечков, разница только в количестве разных человечков и в каждом отдельном объекте и их связях.
Игры.
«Назови твердое» - упражнять в умении подбирать объекты по агрегатному состоянию.
«Замри» - игра на умение моделировать твердые и жидкие вещества.
«Маленькие человечки» - умение быстро реагировать на сигнал «твердые», «жидкие», «газообразные».
«Волшебная дорожка» - упражнять в умении подбирать объекты по двум признакам агрегатному состоянию и цвету.
Игра «Кубики» - (на гранях которого изображены фигурки "маленьких” человечков и знаковые взаимодействия между ними) помогает совершать малышу первые открытия, проводить научно – исследовательскую работу на своем уровне, знакомиться с закономерностями живой и неживой природы. С помощью таких "человечков” дети составляют модели «Водоем” и т.д.
В подготовительной группе в непосредственно образовательной деятельности по О.О. «Познавательное развитие» при объяснении детям круговорота воды в природе можно использовать сказку.
Приключение дождевых капелек.
«Жили – были в тучке маленькие капельки-человечки. Их было очень много. Они были веселые, непоседливые, легкие. Однажды, разыгравшись, они даже не заметили, что оторвались от тучки и падают на землю. Но и на земле им не захотелось расставаться друг с другом. И те капельки – человечки, что упали далеко, побежали к своим друзьям. А когда собрались все вместе, получился ручеек. Обрадовались, что они опять все вместе, зажурчали, зашептались и побежали дальше, посмотреть, что там?
Бежали, бежали и прибежали к реке. Хорошо, что река была расположена ниже того места, где упали человечки – капельки, а то бы вверх было очень тяжело бежать, не добежали бы человечки до своих родственников.
А в речке таких же водных человечков еще больше. Обрадовались они встрече и давай веселиться, прыгать, перескакивать друг через друга. Речка забурлила, зашумела. Но постепенно человечки устали и успокоились. Решили отдохнуть. И вдруг почувствовали, как похолодало. Это морозные человечки очень хотели с ними поиграть, но пока водные прыгали, морозные не могли их ухватить, подойти к ним. А теперь, когда водные человечки устали и успокоились, морозные сели рядом, обняли водных. Водные, почувствовав, что замерзают, стали прижиматься друг к другу чтобы согреть МЧ. Они так тесно прижались, что превратились в лед. Но человечки не расстраивались. За лето они устали и захотели отдохнуть. Человечки знали что пройдет время и вновь пригреет солнце им станет тепло и можно будет бегать и кувыркаться играть в любые игры. И даже навестить бабушку – тучку. После прослушивания сказки – дети строят изменчивую модель переход из одного вещества в другое.
- А сейчас вы самостоятельно попробуете создать модели, используя ММЧ.
Задание по группам:
1 группа – создание модели - стакан с водой;
2 группа- создание модели - стакан воды со льдом;
3 группа –создание модели- стакан с лимонадом.
Где можно еще использовать ММЧ?
- в режимных моментах;
- НОД по О.О. «Познавательное развитие» - формирование элементарных математических представлений. Можно измерять предметы по длине, закреплять понятия «больше - меньше», «тяжелее - легче» и т.д.
- В изобразительной деятельности – смешивание цвета.
- В О.О. «Развитие речи» - детям предлагается модель из различного сочетания гласных и согласных человечков.
- маленькими человечками можно моделировать социальные отношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ИНТОНАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НА ТЕМУ: «ВОЛШЕБНЫЙ ЧАЙ».
Данный материал предназначен для логопедов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. В игровой форме у детей можно развить и сформировать ыонематический слух и интониционность речи, что оч...
Значение фонематического слуха в развитии речи детей среднего дошкольного возраста
Статья по развитию речи дошкольников для воспитателей и родителей. Формирование правильного звукопроизношения тесно связано с развитием фонематического слуха....
План самообразования. Тема: Использование элементов логоритмики для развития речи детей среднего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи.
Преодоление речевого нарушения у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы, моторики и речи, через музыкально-логоритмическую деятельность....
Сюжетно-ролевые игры в средней группе, как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста
Одной из основных задач воспитания и образования является развитие связной речи и формирование речевой культуры дошкольников. Однако, развитие речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий не...
Методические рекомендации по развитию фонематического слуха и звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в ДОУ
В дошкольном образовании огромное внимание уделяется развитию речи детей с момента поступления их в детский сад, в том числе и пристальное внимание уделяется развитию фонематического слуха и звуковой ...
Консультация для родителей средней группы «Игры и упражнения для развития речи детей среднего дошкольного возраста»
В консультации описана важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста; методы использования пальчиковой гимнастики, словесной игры в жизни ребёнка....
План по самообразованию в средней группе «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
«Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по-настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты» К.С. Станиславский ...