НОД по развитию речи "Моя МАМА"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Чеглакова Наталья Владимировна

НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_zanyatiya_moya_mama_1.02._2017.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект игровой ситуации в старшей группе №8 «Капитошки»

Подготовила: воспитатель Н.В. Чеглакова

«МОЯ МАМА»

Программные задачи:

- развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей;

- обогащать представления о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению следовать им в процессе общения;

- развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия;

- обогащать словарь детей за счёт расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей;

- развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников;

- поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе;

- способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.

Предварительная работа:

- чтение и заучивание стихов о маме;

- рассматривание фотографий из семейных альбомов;

Материалы и оборудование: фотографии мам; сказка «Сердце матери»;  мяч; фломастеры,  акварельные краски,  карандаши,  листы белой бумаги.

Ход ситуации

Дети находятся в игровой комнате, воспитатель подзывает их к себе.

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним и все вместе расскажем, какими бывают мамы. Вам нужно продолжить фразу: «Моя мама самая…» Вы по очереди добавляете к моей фразе по одному слову, например: «Моя мама самая добрая…» Правило одно: никто не повторяет слова других детей.

Дети (по очереди). Моя мама самая добрая,  ласковая, умная, нежная, любящая, трудолюбивая, хозяйственная, весёлая, заботливая, красивая…

Воспитатель. Молодцы, как много хороших слов вы нашли для своих мам! А теперь давайте поиграем.

Игра «Подумайте о маме» Дети встают в круг. Воспитатель с мячом – в центре круга. Поочерёдно он бросает мяч детям и задаёт вопрос о маме, например: «Нужно ли советоваться с мамой?» Если ребёнок считает, что нужно, то ловит мяч. Если кто-то из играющих не согласен с мнением того, кто высказывается, игра останавливается, и все обсуждают этот вопрос.

Вопросы для обсуждения:

- Нужно ли постоянно ждать от мамы подарков?

- Нужно ли жалеть маму?

- Нужно ли хвалить маму?

- Нужно ли интересоваться  делами мамы?

Воспитатель. А теперь послушайте стихотворение, которое называется «Мамочка» (У. Раджаб).

Кто пришёл ко мне с утра?

Мамочка.

Кто сказал: «Вставать пора?»

Мамочка.

Кашу кто успел сварить?

Мамочка.

Чаю в пиалу налить?

Мамочка.

Кто косички мне заплёл?

Мамочка.

Целый дом один подмёл?

Мамочка.

Кто меня поцеловал?

Мамочка.

Кто ребячий любит смех?

Мамочка.

Кто на свете лучше всех?

Мамочка

А как бы вы ответили на эти вопросы?

Дети. Мама, мамочка.

Воспитатель. Я предлагаю вам интересную игру, для этого нужно встать в круг.

Динамическая пауза «Наша мама». Дети встают в круг. Воспитатель предлагает им вспомнить, как мамы заботятся о них. Затем взрослый читает стихотворный текст Татьяны Шорыгиной «Руки мамочки моей», жестикулируя каждую строчку, а дети повторяют за ней.

Руки мамочки моей –

Пара белых лебедей:

Так нежны и так красивы,

Столько в них любви и силы!

Целый день они летают,

Будто устали они не знают.

В доме наведут уют,

Платье новое сошьют,

Приласкают, обогреют –

Руки мамы всё умеют!

Педагог предлагает детям послушать сказку.

Сердце матери

Гуляли как-то дедушка с внуком по лесу, и подошли к поросшему мхом стволу старой березы.
Возле ствола росли три стройные березки-сестрицы.
Присели дедушка с внуком под березками.
Вдруг мальчик услышал подо мхом тихий звук: «Тук-тук-тук».
- Что это стучит внутри поваленной березы, дедушка? - спросил он испуганно.
- Не бойся, малыш! Послушай-ка мой рассказ.
«В лесу росла высокая красавица-береза с тремя маленькими дочками-березками.
- Не волнуйтесь, девочки! - говорила мама-береза, когда в лесу палил зной. - Своими раскидистыми ветвями я защищу вас от жары.
- Прижмитесь ко мне, дочки, чтобы ветер не сломал ваши веточки, - просила мама-береза, когда дул сильный ветер.
Быстро подрастали березки и радовались жизни. Рядом с мамой они ничего не боялись.
Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки затрепетали от страха. Береза крепко обняла их своими ветвями и стала успокаивать:
- Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я - самое высокое дерево в лесу.
Вдруг раздался оглушительный треск. Острая молния ударила прямо в березу и опалила ее ствол. Но береза, помня о том, что нужно защитить от грозы своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер попытались повалить березу, но она выстояла.
Только когда прошла гроза,  и над умытой землей засияло солнце, ствол березы покачнулся. Падая, она прошелестела:
- Не бойтесь, дочки, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой ствол зарастет мхом, но материнское сердце никогда не перестанет в нем биться.
С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом ствол, в котором бьется материнское сердце».

Педагог предлагает детям закрыть глаза и представить старый пень, вокруг которого растут три берёзки, а возле них заросший мхом и травой ствол, в котором бьётся материнское сердце.

Воспитатель. Дети, подумайте и расскажите, как будут жить три дружные сестрицы без мамы?

Дети. Трудно, тяжело, никто не защитит их от солнца, ветра, бури…

Воспитатель. В чём поможет им материнское сердце?

Дети. Оно им своим стуком будет постоянно напоминать, что они одна семья и должны поддерживать и помогать друг другу.

Воспитатель. Представьте, что все деревья – это большая семья. Расскажите, кто в этой семье родители, кто бабушки, кто дети. Например, старые деревья, крючковатые, с полузасохшими ветками, с дуплами и тёмной облупившейся корой, кем приходятся маленькие тонкоствольные стройные берёзы и сосенки? А высокие прямые сосны и белоствольные стройные берёзы, укрывающие своих «малышей» от палящего солнца?

Дети начинают высказывать, дополняя друг друга. Педагог поддерживает первые попытки детей самостоятельно замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников.

Воспитатель. Как вы думаете, почему мама всегда защищает своих детей?

Дети. Мамы всегда заботятся о своих детях, потому что любят их больше всего на свете.

Воспитатель. Подумайте и расскажите, чем вы можете помочь своей маме, если у неё неприятности и плохое самочувствие.

Дети высказываются, если есть необходимость что-то уточнить, педагог задаёт им вопросы. Взрослый поощряет желание детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи.

После того как все дети выскажутся, взрослый предлагает им творческое задание.

Творческое задание «Если мамы нет дома».Дети садятся в круг и по очереди перечисляют все, что мама делает для семьи.
Затем педагог просит детей представить, что их мама ненадолго уехала,  и им пришлось выполнять все ее дела. Дети должны рассказать, как они будут выполнять эти дела.
По окончании упражнения педагог предлагает детям попробовать выполнить дома какие-нибудь из перечисленных дел.

Воспитатель. А теперь давайте каждый нарисует свою маму. Постарайтесь изобразить её за какими-нибудь домашними делами.

Дети вместе с педагогом подходят к столам, на которых приготовлены листы белой бумаги по количеству детей, а также цветные карандаши. Дети рассаживаются за столами и начинают рисовать. По окончании творческой изобразительной деятельности в группе организуется выставка «Моя заботливая мама»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие (изодеятельность+развитие речи) "Мамы разные важны, мамы разные нужны"

Интегрированное занятие для детей подготовительной группы. Дети знакомятся с выставкой репродукций картин о женщине-матери, учатся составлять описательные рассказы по картине, закрепляют уме...

Конспект НОД по развитию речи" Мама,папа,я-дружная семья!"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр Развития Ребенка детский садСт.Северской...

Интегрированное занятие по речевому развитию " Моя мама"

Учить детей на слух запоминать и воспроизводить стихотворение. Донести до детей главную мысль стихотворения, что мама для каждого ребенка самый дорогой человек, и каждый ребенок любит её душой. Учить ...

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по познавательному развитию: "Моя мама лучше всех"

Цель: воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление ей помогать, радовать ее; учить отвечать на вопросы, правильно строить предложения в рассказе о маме; познаком...

Методическая разработка.Проект по сенсорному развитию "Школа мамы и ребенка" в первой младшей группе Тема: "Научим маму сенсорным эталонам".

Проект  по сенсорному развитию "Школа мамы и ребенка" в первой младшей группеТема: "Научим маму сенсорным эталонам".Продукт проекта: ФОТО выставка.Цель: Включить родителей и детей в систему социа...

Занятие по развитию речи " Мамы всякие нужны, Мамы всякие важны."

Занятие по развитию речи с использованием мыслительных карт....

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию "Моя мама" Чтение "Сказка про маму".

Цель: Помочь детям понять содержание сказки, сопереживать героям.Задачи:   Воспитывать доброе, уважительное, внимательное отношение к маме, культуру общения и желание работать в коллект...