Консультация по речевому развитию
консультация по развитию речи (средняя группа) на тему
Консультация по развитию речи.
Сюжетно - ролевая игра служит для тренировки и закрепления правильных навыков речи и поведения у дошкольников в усложненных условиях, является мостиком для переноса навыков речи в обычные условия, В этих играх ребенок приобретает навык правильно держать себя в различных речевых ситуациях, у него воспитывается правильное отношение к окружающим и к своему месту в коллективе.
Использование игр - драматизации (театрализованных игр) направлено на развитие коммуникации ребенка.
Характерной особенностью игр-драматизаций является то, что в них дети имеют возможность выражать свои мысли, фантазировать, передавать впечатления об окружающем. В них главное - свободная спонтанная речь, уверенность в себе, чувство своей ценности в коллективе.
Драматизация творчески упражняет и развивает самые разнообразные способности и функции: речь, интонацию, формирует мотивацию к процессу говорения, воспитывает внимание к речевому оформлению мыслей, развивает воображение, память, наблюдательность, внимание, ассоциации, двигательный ритм, пластичность.
Невозможно переоценить роль дидактических игр в развитии речи детей. Дидактические игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, подготовить к успешному усвоению русского языка в школе. Особенностью дидактических игр является использование их в основном для достижения узкой конкретной цели. Например, игры на развитие речевого дыхания, игры на развитие мелкой моторики пальцев рук, игры на развитие произношения звуков и т.д. Но в то же время, возможно их объединение для увеличения целей и задач. Для примера рассмотрим серию игр с пятью картинками, с помощью которых возможно воздействовать на различные стороны речи и другие психические функции.
Проведение дидактических игр включает:
1) ознакомление детей с содержанием игры;
2) объяснение хода и правил игры;
3) показ игровых действий, в процессе которых педагог учит детей правильно выполнять действия;
4) определение роли взрослого в игре;
5) подведение итогов игры.
По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно – печатные игры и словесные игры.
1. Предметные игры – это деревянные конусы из разноцветных колец, шары, матрешки, грибки и т.д. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.
2. Настольно – печатные игры могут быть разделены на несколько видов:
а) парные картинки;
б) лото (обогащают словарь);
в) разрезанные картинки и складные кубики (игры направлены на развитие внимания, на уточнение представлений, на соотношение между целым и частью);
г) домино (в игре развивается память, сообразительность);
д) игры типа «лабиринт» (развивают пространственную ориентацию).
3. Словесные игры. Игры развивают внимание, сообразительность, связную речь.
Дидактические игры с точки зрения логопедических целей условно делятся на 2 группы:
1. д.игры, способствующие развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза и подготовке к обучению грамоте;
2. д.игры, направленные на формирование лексики – грамматической стороны речи.
Одним из важнейших условий успешного обучения в ходе дидактических игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры должны проводиться эмоционально, непринужденно, с использованием наглядного материала: предметов, игрушек, схем, картинок, панно и т.д.
Детям сложно усвоить такие понятия, как «предложение», «слово», «слог», «звук». На помощь приходят игры. Для выработки навыка практического деления слов на слоги, проводятся д/игры: «Договори слово», «Кто больше?» Педагог произносит первый слог, а дети второй. Д/игра «Пирамида» - здесь на панно, изображающее пирамиду, выставляются картинки с 1, 2, 3 слогами.
При знакомстве со звуком можно использовать д.игры «Живые звуки», где дети изображают звуки; «Цепочка слов» (определяя 1-й и последний звук в слове, дети составляют цепочку слов), «4-й лишний» (называют картинку на другой звук); «Найди пару» (подбирают слова, отличающиеся одним звуком).
Дидактические игры в работе по формированию лексико-грамматических категорий используются в основном при изучении различных лексических тем на каждой неделе. Например, тема «Фрукты». Дидактическая игра «Один – много» (образование множественного числа существительных); д/игра «Большой – маленький» (образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов); д/игра «Веселый счет», «Дразнилка» (согласование числительных от 1 до 5 с существительными); д/игра «Назови сок, варенье» (образование относительных прилагательных); д/игра «Узнай по описанию» (составление описательной загадки. Овальный, твердый, кислый, желтый, кладут в чай. Что это?). На различение овощей и фруктов д/игра «4-й лишний» и т.д.
Таким образом, дидактические игры, развивающие речь детей, разнообразны и многофункциональны. Необходимо соблюдать их основные принципы.
Основные принципы дидактических игр.
Дидактическая игра должна опираться на программный материал, должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов. Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игр должны быть ясны и понятны детям.
Пособия, используемые при проведении игр, должны быть внешне привлекательными. Условия игры и количество пособий, используемых в ней, должны обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс.
Использование дидактической игры делает непосредственную образовательную деятельность более живой, интересной, результативной.
Напоследок, хотелось бы сказать, что развивать речь детей можно и нужно в любой игре. Играя с детьми важно самому педагогу стараться говорить чисто, ясно, выразительно, не торопясь, грамматически правильно строить предложения. Ведь педагог является образцом (эталоном) правильной речи для ребенка. Во время игры педагог должен стараться не обрывать ребенка, даже если он допускает ошибки в речи. Не перебивайте и не торопите ребенка с речевыми трудностями, дайте ему выразить свои мысли в игре. Играя с детьми необходимо поддерживать стремление ребенка к общению, поощрять даже за незначительные успехи и самому радоваться этим успехам. Важно быть осторожным, чтобы нечаянно не обидеть ребенка с проблемами в речи, чтобы у ребенка не возник страх ошибиться, говоря что-либо. Но ребенок в игре развивается не только в детском саду. Родители тоже могут и в состоянии заняться развитием речи ребенка через речевые игры.
Напоследок, хотелось бы сказать, что развивать речь детей можно и нужно в любой игре. Играя с детьми важно самому педагогу стараться говорить чисто, ясно, выразительно, не торопясь, грамматически правильно строить предложения. Ведь педагог является образцом правильной речи для ребенка. Во время игры педагог должен стараться не обрывать ребенка, даже если он допускает ошибки в речи. Не перебивайте и не торопите ребенка с речевыми трудностями, дайте ему выразить свои мысли в игре. Играя с детьми необходимо поддерживать стремление ребенка к общению, поощрять даже за незначительные успехи и самому радоваться этим успехам. Важно быть осторожным, чтобы нечаянно не обидеть ребенка с проблемами в речи, чтобы у ребенка не возник страх ошибиться, говоря что-либо. Но ребенок в игре развивается не только в детском саду. Родители тоже могут и в состоянии заняться развитием речи ребенка через речевые игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_razvitiyu_rechi.docx | 17.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация по развитию речи.
Сюжетно - ролевая игра служит для тренировки и закрепления правильных навыков речи и поведения у дошкольников в усложненных условиях, является мостиком для переноса навыков речи в обычные условия, В этих играх ребенок приобретает навык правильно держать себя в различных речевых ситуациях, у него воспитывается правильное отношение к окружающим и к своему месту в коллективе.
Использование игр - драматизации (театрализованных игр) направлено на развитие коммуникации ребенка.
Характерной особенностью игр-драматизаций является то, что в них дети имеют возможность выражать свои мысли, фантазировать, передавать впечатления об окружающем. В них главное - свободная спонтанная речь, уверенность в себе, чувство своей ценности в коллективе.
Драматизация творчески упражняет и развивает самые разнообразные способности и функции: речь, интонацию, формирует мотивацию к процессу говорения, воспитывает внимание к речевому оформлению мыслей, развивает воображение, память, наблюдательность, внимание, ассоциации, двигательный ритм, пластичность.
Невозможно переоценить роль дидактических игр в развитии речи детей. Дидактические игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, подготовить к успешному усвоению русского языка в школе. Особенностью дидактических игр является использование их в основном для достижения узкой конкретной цели. Например, игры на развитие речевого дыхания, игры на развитие мелкой моторики пальцев рук, игры на развитие произношения звуков и т.д. Но в то же время, возможно их объединение для увеличения целей и задач. Для примера рассмотрим серию игр с пятью картинками, с помощью которых возможно воздействовать на различные стороны речи и другие психические функции.
Проведение дидактических игр включает:
1) ознакомление детей с содержанием игры;
2) объяснение хода и правил игры;
3) показ игровых действий, в процессе которых педагог учит детей правильно выполнять действия;
4) определение роли взрослого в игре;
5) подведение итогов игры.
По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно – печатные игры и словесные игры.
1. Предметные игры – это деревянные конусы из разноцветных колец, шары, матрешки, грибки и т.д. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.
2. Настольно – печатные игры могут быть разделены на несколько видов:
а) парные картинки;
б) лото (обогащают словарь);
в) разрезанные картинки и складные кубики (игры направлены на развитие внимания, на уточнение представлений, на соотношение между целым и частью);
г) домино (в игре развивается память, сообразительность);
д) игры типа «лабиринт» (развивают пространственную ориентацию).
3. Словесные игры. Игры развивают внимание, сообразительность, связную речь.
Дидактические игры с точки зрения логопедических целей условно делятся на 2 группы:
1. д.игры, способствующие развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза и подготовке к обучению грамоте;
2. д.игры, направленные на формирование лексики – грамматической стороны речи.
Одним из важнейших условий успешного обучения в ходе дидактических игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры должны проводиться эмоционально, непринужденно, с использованием наглядного материала: предметов, игрушек, схем, картинок, панно и т.д.
Детям сложно усвоить такие понятия, как «предложение», «слово», «слог», «звук». На помощь приходят игры. Для выработки навыка практического деления слов на слоги, проводятся д/игры: «Договори слово», «Кто больше?» Педагог произносит первый слог, а дети второй. Д/игра «Пирамида» - здесь на панно, изображающее пирамиду, выставляются картинки с 1, 2, 3 слогами.
При знакомстве со звуком можно использовать д.игры «Живые звуки», где дети изображают звуки; «Цепочка слов» (определяя 1-й и последний звук в слове, дети составляют цепочку слов), «4-й лишний» (называют картинку на другой звук); «Найди пару» (подбирают слова, отличающиеся одним звуком).
Дидактические игры в работе по формированию лексико-грамматических категорий используются в основном при изучении различных лексических тем на каждой неделе. Например, тема «Фрукты». Дидактическая игра «Один – много» (образование множественного числа существительных); д/игра «Большой – маленький» (образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов); д/игра «Веселый счет», «Дразнилка» (согласование числительных от 1 до 5 с существительными); д/игра «Назови сок, варенье» (образование относительных прилагательных); д/игра «Узнай по описанию» (составление описательной загадки. Овальный, твердый, кислый, желтый, кладут в чай. Что это?). На различение овощей и фруктов д/игра «4-й лишний» и т.д.
Таким образом, дидактические игры, развивающие речь детей, разнообразны и многофункциональны. Необходимо соблюдать их основные принципы.
Основные принципы дидактических игр.
Дидактическая игра должна опираться на программный материал, должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов. Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игр должны быть ясны и понятны детям.
Пособия, используемые при проведении игр, должны быть внешне привлекательными. Условия игры и количество пособий, используемых в ней, должны обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс.
Использование дидактической игры делает непосредственную образовательную деятельность более живой, интересной, результативной.
Напоследок, хотелось бы сказать, что развивать речь детей можно и нужно в любой игре. Играя с детьми важно самому педагогу стараться говорить чисто, ясно, выразительно, не торопясь, грамматически правильно строить предложения. Ведь педагог является образцом (эталоном) правильной речи для ребенка. Во время игры педагог должен стараться не обрывать ребенка, даже если он допускает ошибки в речи. Не перебивайте и не торопите ребенка с речевыми трудностями, дайте ему выразить свои мысли в игре. Играя с детьми необходимо поддерживать стремление ребенка к общению, поощрять даже за незначительные успехи и самому радоваться этим успехам. Важно быть осторожным, чтобы нечаянно не обидеть ребенка с проблемами в речи, чтобы у ребенка не возник страх ошибиться, говоря что-либо. Но ребенок в игре развивается не только в детском саду. Родители тоже могут и в состоянии заняться развитием речи ребенка через речевые игры.
Напоследок, хотелось бы сказать, что развивать речь детей можно и нужно в любой игре. Играя с детьми важно самому педагогу стараться говорить чисто, ясно, выразительно, не торопясь, грамматически правильно строить предложения. Ведь педагог является образцом правильной речи для ребенка. Во время игры педагог должен стараться не обрывать ребенка, даже если он допускает ошибки в речи. Не перебивайте и не торопите ребенка с речевыми трудностями, дайте ему выразить свои мысли в игре. Играя с детьми необходимо поддерживать стремление ребенка к общению, поощрять даже за незначительные успехи и самому радоваться этим успехам. Важно быть осторожным, чтобы нечаянно не обидеть ребенка с проблемами в речи, чтобы у ребенка не возник страх ошибиться, говоря что-либо. Но ребенок в игре развивается не только в детском саду. Родители тоже могут и в состоянии заняться развитием речи ребенка через речевые игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация "Нарушения речевого развития ребёнка"
В данной консультации представлены рекомендации для родителей детей, имеющих нарушения речи....
Консультация "Познавательно - речевое развитие дошкольников"
консультация для педагогов...
Консультация по речевому развитию дошкольников на основе моделирования
Дети дошкольного возраста, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно ...
консультация по речевому развитию для педагогов
сообщение для воспитателей нашего детского сада, которое я подготовила к нашему пед. совету...
Консультация «Познавательно-речевое развитие дошкольников во взаимосвязи устного народного творчества и экспериментальной деятельности»
Главное достоинство экспериментов в том, что они позволяют ребёнку взглянуть на мир, окружающий его, под другим углом, несколько с другой стороны. Увидеть новое в уже известном и ,возможно, поме...
Консультация: "Связь речевого развития с развитием всех других сторон психики человека"
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребёнка полноценной психики и дальнейшего правильного её развития....