Консультация "Познавательно - речевое развитие дошкольников"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 4
Утверждаю:______________
«___»__________20___г.
Заведующая ДОУ № 4
К.В. Ильиных
Консультация для педагогов
«Познавательно-речевое развитее дошкольников»
Подготовила:
Старший воспитатель
С.В. Муллаярова
11.03.2013г.
Для реализации на практике познавательно – речевого развития детей, перед педагогами стоят следующие задачи:
1. Формировать элементарные естественно - научные представления об окружающем мире (комплексное представление о природе, многообразие её объектов и проявлений):
Развивать способность к первоначальной систематизации представлений о живой и неживой природе в целом;
Систематизировать представления о сезонных изменениях в живой и неживой природе;
Формировать представления о типичных и нетипичных представлениях сообществ;
Формировать представление о географической карте, глобусе, учить читать элементы географических карт;
Формировать представление о некоторых приборах и приспособлениях;
Учить устанавливать элементарные зависимости выбора технического приспособления от цели действий;
Формировать представление о некоторых технологиях, способах утилизации;
Уточнять представления детей о предметах, их существенных признаках. Учить различать окружающие предметы, знать их назначение, характеризовать материалы, из которых они изготовлены.
2. Учить адекватным, социально-приемлемым способам выражения своего отношения к окружающему, доброжелательному и мотивированному высказыванию своих притязаний.
3. Развивать первичные приемы логического мышления (формировать способность к наблюдению, сравнению, обобщению, классификации, установлению закономерностей, интеграции информации). Развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности.
4. Воспитывать: любознательность, любовь и интерес к родному краю, Родине, природе, уважение к людям труда, творческое созидательное отношение к природе, интерес к путешествию как форме познания окружающего мира.
Данные задачи решаются в образовательных областях таких как: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы». Рассмотрим каждую образовательную область, возможности их интеграции.
Содержание образовательной области "Познание" направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
-сенсорное развитие;
-развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
-формирование элементарных математических представлений;
-формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Связь с другими образовательными областями
Социализация | Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире. |
Здоровье | Расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни |
Труд | Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности |
Художественное творчество | Использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области, расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства |
Музыка | Использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области, расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства |
Коммуникация | Развитие познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми |
Безопасность | Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы |
Чтение художественной литературы | Использование художественных произведений для формирования целостной картины мира, решение специфическими средствами идентичной основой задачи психолого – педагогической работы – формирование целостной картины мира |
Программы, технологии и пособия | Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, В.В. Гербова «От рождения до школы» - М.: Мозаика – Синтез, 2010 Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: книга для воспитателей» - М.: Просвещение, 1989 И.Э. Куликовская «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст» - М.: Педагогическое общество России, 2003 Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет» - М.: Мозаика – Синтез, 2005 ФЭМП Н.А. Арапова – Пискарева «Формирование элементарных представлений» - М.: Мозика – Синтез, 2006-2010 В.П. Новикова, Л.И. Тихонова «Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях : мгровые занятия с детьми в детском саду и начальной школе» - М.: Мозаика- Синтез, 2007 Конструирование Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, В.В. Гербова «От рождения до школы» - М.: Мозаика – Синтез, 2010 Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду» - М.: ТЦ Сфера, 2005 Л.А. Парамонова «Детское творческое конструирование» - М.: Карапуз, 1999 Развитие речи Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, В.В. Гербова «От рождения до школы» - М.: Мозаика – Синтез, 2010 В.В. Гербова «Занятия по развитию речи» _ М.: Просвещение, 1987 Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская «Обучение дошкольников грамоте» - М.: Школа- Пресс, 2002 О.С. Ушакова «Развитие речи дошкольников» - М.: Издательство Института психотерапии, 2001 О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи в детском саду» - М.: Совершенство, 2001 О.С. Ушакова «Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий»- М.: ТЦ Сфера, 2005 |
Содержание образовательной области "Коммуникация" направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
-развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
-развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
-практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Связь с другими образовательными областями
Познание | Развитие познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми |
Социализация | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представление о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения |
Здоровье | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗЛЖ человека |
Труд | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых |
Художественное творчество | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности |
Музыка | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу музыки |
Безопасность | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания |
Чтение художественной литературы | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи |
Физическая культура | Развитие свободного общения со взрослыми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования, игровое общение |
Программы, технологии, пособия | Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, В.В. Гербова «От рождения до школы» -М.: Мозаика – Синтез, 2010 В.В. Гербова «приобщение детей к художественной литературе: для детей с детьми 2-7 лет» - М.: Мозаика – Синтез, 2006 В.В. Гербоваа «Занятия по развитию речи» - М.: Просвещение, 1987 Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская «Обучение дошкольников грамоте» - М.: Школа Пресс, 2002 О.С. Ушакова «Развитие речи дошкольников» - М.: Издательство Института психотерапии, 2001 О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи в детском саду» - М.: Совершенство, 2001 О.С. Ушакова «Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий»- М.: ТЦ Сфера, 2005 Н.А. Ветлугина «Художественное творчество и ребенок» - М.: Педагогика, 1972 |
Содержание образовательной области "Чтение художественной литературы" направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
-формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
-развитие литературной речи;
-приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Связь с другими образовательными областями
Физическая культура |
|
Здоровье | 1.На примере произведений художественной литературы воспитывать у детей привычку следить за своим внешним видом, совершенствовать навыки самообслуживания 2. Воспитывать у детей умение противостоять стрессовым ситуациям, желание быть бодрыми, здоровыми, оптимистичными с помощью произведений художественной литературы 3. Формировать осознанное отношение к своему здоровью, осознания правил безопасного поведения |
Социализация |
|
Безопасность | 1. Учить ребенка умению действовать в новых необычных для него жизненных обстоятельствах 2. Учить детей элементам спортивного ориентирования, обучать правилам безопасного движения по улицам и паркам города 3. Учить детей простейшим способам оказания первой помощи сверстникам в экстремальных ситуациях |
Труд |
|
Познание |
|
Коммуникация |
|
Художественное творчество |
|
Музыка |
|
Программы, технологии, пособия | Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, В.В. Гербова «От рождения до школы» -М.: Мозаика – Синтез, 2010 В.В. Гербова «Приобщение детей к художественной литературе: Для занятий с детьми 2-7 лет» - М.: Мозаика – Синтез, 2006 А.И. Дубровская «Детям о писателях» - Минск: Тесей, 2002 О.С. Ушакова «Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий» - М.: ТЦ Сфера, 2005 Л.А. Кондрыкинская, Т.Н. Вострухина «Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников» - М.: Скрипторий, 2003 |
Познавательно-речевое развитие так же осуществляется: во всех видах образовательной деятельности, в игровой, трудовой и художественной деятельности, и в повседневной жизни дошкольников.
Познавательное развитие дошкольников | Развитие мышления | Различные виды деятельности | Вопросы детей | Занятия по развитию логики |
Развитие творчества | Конструктивное творчество | Театрально – игровое творчество (развитие речевой интонационной выразительности, театрализованные игры) | ||
Формирование специальных способ ориентации | Экспериментирование с природным материалом | Использование схем, символов, знаков |
В группах рекомендуется организовывать мини-выставки, тематика которых соответствует комплексно- тематическому плану работы ДОУ. Экспонаты, в которых обновляются и пополняются при помощи сотрудников детского сада и родителей воспитанников. Благодаря таким выставкам, дети имеют возможность познакомиться с прошлым и настоящим в его многообразии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ (КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ)
Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает все большее значение в современной жизни. Значение сформированности навыков диалогической речи становится наиболее оч...
Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»
Речевое общение - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обр...
Сообщение на тему « Речевое развитие дошкольников в рамках реализации образовательной области « Речевое развитие»
Эта консультация посвящена важнейшей из образовательных областей – речевому развитию дошкольников....
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...
Повышение профессиональной компетентности педагогов по образовательной области «Речевое развитие» в рамках реализации ФГОС ДО посредством внедрения инновационных технологий (техник) по речевому развитию дошкольников
Презентация - проект по повышению профессиональной компетентности педагогов...
Консультация для педагогов дошкольных учреждений «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»
Общение – актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов....