консультация по речевому развитию для педагогов
консультация на тему
сообщение для воспитателей нашего детского сада, которое я подготовила к нашему пед. совету
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация по речевому развитию дошкольников для воспитателей | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Одно из основных условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, успешного обучения в школе — своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве.
Как показывает практика, для полноценного речевого развития дошкольников, необходимо тесное взаимодействие детского сада и семьи, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласовано. Ему предшествует целенаправленная работа педагогов, в процессе которой родители эпизодически включаются в жизнь группы, приобщаются к проблемам своих детей.
Для достижения единой цели взаимодействие предполагает не только распределение задач между участниками процесса, но и обратную связь. Участвовать в речевом развитии семьи начинают с момента прихода ребёнка в детский сад.
Основные цели взаимодействия педагогов и родителей по вопросам речевого развития дошкольников:
объединение усилий взрослых для обеспечения успешного речевого развития каждого ребенка;
выделение приоритетных линий развития, показ наиболее эффективных методов и приемов работы речевого воспитания, раскрытие возможности переноса полученных педагогических знаний в условия семейного воспитания,
формирование у родителей желания и умения общаться с детьми, руководить детской деятельностью.
Чтобы родители могли активно влиять на речевое развитие ребенка в детском саду, их нужно познакомить с программой развития речи дошкольников в каждой возрастной группе.
Формы взаимодействия детского сада с родителями — это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов взаимодействия детского сада и родителей — установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Традиционные формы взаимодействия - это родительские собрания, лекции, практикумы, педагогические консультации, совместные праздники, педагогические беседы, дни открытых дверей, родительские уголки, анкетирование, папки-передвижки.
Планируя ту или иную форму работы, нужно исходить из представлений о современных родителях готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству.
В связи с этим к формам взаимодействия предъявляются следующие требования: востребованность, оригинальность, интерактивность.
Нетрадиционные формы сотрудничества:
речевые театрализованные праздники, речевые газеты,
журналы, игротеки, семейные газеты, отчетные концерты, совместные занятия,
родительские клубы, интерактивные выставки, викторины, конкурсы, проектная деятельность, презентации.
Одна из наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями по речевому развитию — это речевой театрализованный праздник.
Театрально-игровая деятельность сочетает большое количество средств и способов развития речевых способностей детей. Речевой основой праздника становится то, что готовилось вместе с детьми дома: инсценировка стихотворения, сказки, рассказа. Ребенок — существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить. Основным моментом творческой театрализованной игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.
Родители привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а значит, не помогают им усваивать правильную речь.
Следует показывать родителям в совместной деятельности с детьми, как правильно формировать речь детей, разъяснить им необходимость закрепления достигнутого, нужно объяснить взрослым насколько важны партнерские отношения родителей со своими детьми.
Учитывая большую загруженность родителей домашними делами и накопленную к концу дня усталость, мы предлагаем «Игры на кухне».
Игровые упражнения для развития мелкой моторики.
«Золушка». Вы готовите обед. Предложите ребёнку перебрать горох, рис, гречу.
«Волшебные палочки». Дать ребёнку зубочистки или спички. Ребёнок должен выложить простые геометрические фигуры, предметы, узоры.
Игры на обогащение словаря.
«Волшебные слова». Какие слова можно «вынуть» из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?
«Угадай-ка». Давайте вспомним вкусные (сладкие, кислые, солёные, горькие) слова и угостим ими друг друга. Ребёнок называет вкусное слово и «кладёт» вам в ладошку. Затем вы ему. «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребёнок её заканчивает: — Ворона каркает, а воробей…
Игры на развитие грамматического строя.
«Поварята». Приготовим сок из яблок (яблочный), пирог из рыбы (рыбный), варенье из малины (малиновое) и т. д.
«Упрямые слова». На свете есть упрямые слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, пианино, какао, пальто, метро…). Задавайте ребёнку вопросы и следите, чтобы он не изменял слово.
Игры на развитие слоговой структуры.
«Путаница». Жили-были слова. Однажды они веселились, танцевали и не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги и т. д.).
Такие игры не отнимут у родителей много времени и не требуют специальной подготовки. А ежедневное их применение будет неоценимо для развития речи ребёнка, и покажут ребёнку заинтересованность родителей его проблемами и ещё больше укрепит их взаимоотношения.
Речевая газета
В данной газете содержится информация о конкурсах, событиях детского сада по речевой деятельности, в которых участвовали дети, их творческие работы (стихотворения, сказки, рассказы, картины), рекомендации по проведению речевых игр с детьми дома. Для привлечения внимания родителей к актуальным проблемам речевого развития детей, освещения опыта воспитания культуры речи в семье в детском саду практикуются различные конкурсы между родителями.
Эффективной формой взаимодействия «педагог-родитель-ребенок» стала проектная деятельность. Она предполагает активное сотрудничество детей и взрослых, способствует развитию творчества в разных видах познавательно-речевой деятельности, обеспечивает современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей. Участвуя в разработке и реализации проекта, родители становятся непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса и начинают осознавать свою роль в нем. Темы и содержание проектов определяются педагогами совместно с детьми и родителями на основе определения актуальных задач развития детей конкретной группы, детских интересов.
Например, в проекте «Сказка в нашей семье» можно создать альбом с любимыми сказками, рисунками, фотографиями, статьями о том, как книги помогают в воспитании детей, какие интересные слова и выражения в них встречаются.
Проект «Чудо пальчики» позволит родителям осознать значение развития мелкой моторики руки ребенка для речевого развития и активно включится в изготовление пособий для тренировки рук из подручного материала, проявляя свое творчество.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение — два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показывает, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Из зрителей и наблюдателей родителей нужно обратить в активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация "Нарушения речевого развития ребёнка"
В данной консультации представлены рекомендации для родителей детей, имеющих нарушения речи....
Консультация "Познавательно - речевое развитие дошкольников"
консультация для педагогов...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию для педагогов в старшей группе «Знатоки родной природы»
Цель: расширение представлений о диком животном – зайце, домашнем животном – кроликом, на основе наблюдения за живым объектом....
Мастер-классы по речевому развитию для педагогов ДОУ
В рамках реализации годовой задачи по речевому развитию в нашем детском саду прошли мастер-классы для педагогов по использованию различных технологий по развитию речи детей младшего, среднего и старше...
Консультация: "Связь речевого развития с развитием всех других сторон психики человека"
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребёнка полноценной психики и дальнейшего правильного её развития....
Семинары-практикумы и тренинги по речевому развитию современного педагога
Представлены семинары-практикумы и тренинги по речевому развитию современного педагога...
Консультация по речевому дыханию для педагогов и родителей
Чтобы научить ребенка владеть языком, надо прежде всего научить его правильно дышать: и та и другая функции выполняются одними и теми же органами. Без правильного дыхания, для которого характерны коро...