НОД по развитию речи в старшей группе "Путешествие по Волшебной стране словесных игр"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Кожанова Валентина Николаевна

Всегда найдется время поиграть с детьми в словесные игры. Многие  игры помогают детям утвердиться в роли знатока, в роли сочинителя. Игры можно подобрать по одной теме или объединить разные игры в игровой сюжет. И лучше всего для этого подходят занятия-путешествия, в которых бывают неожиданные встречи, возникают препятствия, которые можно продолеть только выполнив задания! 

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД  образовательной области «Развитие речи» в старшей группе

Тема – Путешествие в Волшебную страну словесных игр

Цель: закрепить в словесных играх разнообразную речевую деятельность – умение сочинять небылицы, называть слова-синонимы, антонимы,  определять непоследовательность в классификации. Активизировать словарь словами определениями. Развивать воображение, память.

Подготовка материалов – нарисованная карта страны Словесных игр с изображением замков – небылиц, Загадки-складки, замок Виллины. Отдельная область – царство Бастинды. Магнитофон или телефон  для записи небылиц. Игрушка Кот Котофеич. Фанты для игры на каждого ребёнка.

Ход образовательной деятельности:

Ребята, вы любите путешествовать? А в какие страны можно путешествовать? Какие виды транспорта помогут туда добраться? Слышали ли вы о  Волшебной стране словесных игр. Хотите там побывать?

Попадём мы туда с помощью волшебной палочки и слов-заклинаний. «Крекс-фекс-пекс», - взмах  …  и мы остались в группе. Ребята, мы не подготовились к путешествию. Надо произнести волшебное заклинание Феи Вежливости – (делаем пальцами на лице самомассаж)

Лобик, лобик, просыпайся – занимайся, занимайся

Глазки, глазки, просыпайтесь – занимайтесь, занимайтесь

Носик, носик, ты дыщи, – 1, 2, 3!

Ротик, ротик, не болтай, когда нужно отвечай

Ручки, ручки, не толкайтесь – занимайтесь, занимайтесь!

Чтобы нам попасть в Волшебную страну нужно всем четко проговаривая окончания сказать чистоговорку (по выбору воспитателя).

1.Маланья-болтунья молоко болтала, болтала, выбалтывала, выбалтывала, да не выболтала.

2. Ва-ва-ва, ва-ва-ва - вот высокая трава.

Вы-вы-вы, вы-вы-вы - даже выше головы.

Ве-ве-ве, ве-ве-ве - васильки видны в траве.

Ву-ву-ву, ву-ву-ву - васильков букет нарву.

3. Встретиться Змей и Змея захотели.

Встретиться Змей и Змея не сумели.

Змей в облаках, а Змея на земле.

Надо бы Змею спуститься к Змее.

Вот карта Волшебной страны, но она закрыта на замочек. Чтобы его открыть, надо вспомнить и назвать вкусное слово, холодное слово, острое, звенящее, зимнее, доброе слово.

Замечательно, замочек открылся.

Я беру вновь волшебную палочку, говорю волшебные слова и мы с вами в Волшебной стране словесных игр. Нас приглашает к себе добрая волшебница этой страны Виллина.  А ведь  на карте есть и область, где живёт злая волшебница. Вспомните, как звали злую волшебницу в знакомой вам сказке о  девочке Элли и её путешествии в Страну чудес. (Бастинда).

Назовите ещё добрых и злых сказочных героев, о которых вы слышали в других сказках.

Это замок Небылиц. Зайдём туда ненадолго, и вы сможете рассказать там свои небылицы. Все небылицы записывает Ученый кот в толстую книгу и, читает их гостям по вечерам.

 Дети сочиняют свои небылицы, воспитатель записывает их на магнитофон (телефон).

  - У нас за окошком на высокой банановой пальме живет очень симпатичный толстенький бегемот.

-  На нашей березе вместо яблок растут шоколадки и конфеты. И когда они созревают, наш кот лазит на березу и достает их нам.

- Мы  вчера с мальчишками ходили на море и увидели динозавра. Он был совсем мирный, ловил рыбу. Мы угостили его пряниками, и  забрали его домой. Теперь у нас есть домашний динозавр.

- Как-то раз я шла в магазин и тут навстречу мне летит синий крокодил и плачет. Его наша собака испугала, сказала громко: Кукареку!!!.

Ловко у нас с вами получилось небылицы сочинять – очень смешно и забавно. А дальше идём в замок Загадки-складки.

Воспитатель читает по своему выбору стихи-добавлялки «Скажи в рифму».

1.Говорит коза, что козы
Очень любят нюхать розы.
Только почему-то с хрустом
Нюхает она… (капусту).

2.На луну он ночью воет,

Глуп, кто дверь ему откроет.

Съест бельчат и зайцев полк

Очень злой зубастый … (волк)

3.Все слова он повторяет,

Что услышит — то и знает.

Не дразни и не ругай,

Будет вежлив… (попугай)

4. Друг зверей и друг детей

Добрый доктор ... Айболит

5. Кукарекает спросонок

Милый, добрый …. Петушок

6. Чик-чирик! Чик-чирик! -

Кто поднял веселый крик?

Эту птицу не пугай!

Расшумелся … Воробей

Посмотрите,  какая уютная полянка для привала. Давайте сделаем здесь небольшую остановку и разомнёмся.

Проводится  разминка в стихотворной форме.

Мы похлопаем в ладошки
И зубами постучим.
Поморгаем мы глазами,
Как тигрёнок порычим.
Пошагаем весело,
А теперь присядем.
Покачаем головой
И обратно встанем.
Поднимаем руки вверх.
Ну-ка, покружились.
Снова ровно постоим.
И низко поклонились.

 Посмотрите кто к нам пришёл! Кукла Кота Котофеича просится поиграть с детьми.

 Воспитатель проводит игру  «Родственные слова», что значит  близкие по смыслу. Воспитатель называет первое слово, дети подбирают родственные слова, а Кот Котофеич запутывает их.

Кот-Котофеич – котишко – коток – котяра – РЫБКА

Пушистый – пушок – пушинка – ЛОХМАТЫЙ

Черный – черныш – чернушка – ЧЕРТ

Веселый – веселинка – веселье – ВЕСЛО

 Вторая игра с мячом в кругу – «Скажи наоборот».

Ритмическое упражнение «Дождь». 

Дождь, дождь, дождь с утра. (Хлопки чередуются со шлепками по коленкам)

Веселится детвора! (Легкие прыжки на месте)

Шлеп по лужам, шлеп – шлеп (Притопы)

Хлоп в ладоши, хлоп – хлоп. (Хлопки)

Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)

А скорее догоняй! (Убегают от дождика). Кот убегает от дождя и грома.

Вот мы и пришли к дворцу доброй Виллины.

За лесами, за горами сундучок есть с чудесами  - смотрите здесь сундучок, а в нём фанты и записка от волшебницы. Присаживаемся на стульчики. Вот вопросы от Виллины и условие – фант можно получить за правильные ответы, которые надо произносить по одному, не повторять ответ товарища.

 - Что может быть красным? – помидор, мак, яблоко, вишня.  Фиолетовым, желтым и т.д.

Дикие звери это – медведь, тигр, заяц, лиса, волк, ёжик, бобер.

Транспорт это – корабль, катер, автобус, троллейбус, самолет.

Животные, живущие в Африке – крокодил, лев, бегемот, жираф, зебра.

- «Скажи одним словом»  - (Стол, стул, диван, кресло – мебель. Ландыш, роза, астра, одуванчик – цветы).

- «Назови четвертый лишний» -  (Стол, стул, диван, телевизор. Ромашка, василек, колокольчик, подосиновик).

- «Это правда или нет»?  -  (У слона есть рога. Акула живет в аквариуме. Жираф самое маленькое животное. 2 умножить на 2 будет 4. Слон боится мышей. Черепаха может обогнать зайца. У лисы пушистый хвост.)

Вот сундучок с играми и опустел. А нам пора возвращаться из Волшебной страны словесных игр  в группу. Вам понравилось в этой стране?

Давайте покажем своё расположение, любовь  жителям страны. Потрите свои ладони друг о друга крепко-крепко, быстро-быстро. Потеплели ладони? Прижмите их к сердцу,  этим вы  окрасите их своею любовью. А теперь поднимем руки вверх открытыми ладонями и скажем 3 раза «Мир, добро, любовь всем»!

Взмахиваю волшебной палочкой, говорим волшебные слова и возвращаемся  из путешествия по Волшебной стране словесных игр. Карта Волшебной страны опять закрылась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи для старшей группы "Путешествие в страну Красивой речи"

Открытое занятия подготовила и показывала на конкурс воспитатель года....

Конспект ООД в интеграции образовательных областей (развитие речи и познание) на тему: « Волшебная Страна посуды» ( младшая группа)

Цель: развитие речи в интеграции образовательных областей.Задачи:Образовательные - продолжать учить названия и назначение предметов посуды и их классификацию; понимать обобщающие слова (посуда);- прод...

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: " Путешествие в страну красивой речи"

1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.4. формирова...

Занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект занятия на конкурс "Воспитатель года 2016" по развитию речи в старшей группе по ФГОС...

Занятие по развитию речи на тему: «Путешествие в волшебную страну Слов» в старшей группе.

Цель:1. Систематизировать знания по развитию речи;2. Развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать внимание и воображение детей, логическое мышление;3. Способствовать воспитанию усидчиво...

Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе «Волшебные странички».

Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе «Волшебные странички».Цель: развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества.Задачи:Обр...

Газета с играми по развитию речи для второй младшей группы ""Волшебная страна

В газете по развитию речи  «Волшебная страна» представлен игровой развивающий материал для использования в совместной и самостоятельной деятельности с детьми младшей группы для индиви...