Использование моделей артикуляции звуков при формировании звуковой культуры речи у старших дошкольников.
статья по развитию речи на тему
Статья посвящена проблеме развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Представлен опыт работы апробации методики Валентины Михайловна Акименко «Обучение дошкольников грамоте с применением моделей артикуляции звуков». Раскрывается последовательность применения данной методики в формировании звуковой культуры речи у старших дошкольников и её результативность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Вьюгова Ирина Васильевна | |
Должность | Воспитатель |
Педагогический стаж | 8 лет |
Ученая степень | - |
Отраслевые награды | Почетная грамотат Министерства образования и науки Пермского коая |
Ученое звание | |
Место работы | МБДОУ «Детский сад № 82» |
Почтовый адрес | 617120, Пермский край, Верещагинский район, г. Верещагино, ул. Фабричная 52 |
Телефон | 8 (34254) 3 -17- 77, сот.89028045074 |
e - mail | vugova83@ mail.ru |
Страна | Россия |
Использование моделей артикуляции звуков при формировании звуковой культуры речи у старших дошкольников.
Аннотация
Статья посвящена проблеме развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Представлен опыт работы апробации методики Валентины Михайловна Акименко «Обучение дошкольников грамоте с применением моделей артикуляции звуков». Раскрывается последовательность применения данной методики в формировании звуковой культуры речи у старших дошкольников и её результативность.
Ключевые слова:
Звуковая культура речи, артикуляция, модель артикуляции звуков, фонематический слух.
Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. У современных детей наблюдается задержка в развитии речи, которая обусловленна тем, что родители мало общаются с детьми, дети безконтрольно смотрят мультфильмы, взрослые все больше общаются через интернет и телефон, игнорируя живое общение.
Все эти причины создают предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.
Любое нарушение речи в той или иной степени, может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости в обучении в школе, так как письменная речь формируется на основе устной речи.
Отсюда огромная ответственность лежит как на родителях так и на педагогах, занимающихся формированием речи подрастающего поколения, на это нас нацеливает образовательный стандарт дошкольного образования .
По результатам педагогической диагностики речевого развития у детей в старшей группе, мною были выявлены следующие проблемы:
У 28% детей речь была в норме, с нарушениями звукопроизношения у 28% детей, с нарушением фонематического слуха у 20% детей, с нарушением и звукопроизношения и фонематичского слуха у 24% детей;
Проанализировав результаты педагогической диагностики я сделала вывод что, основными причинами данной проблемы в нашей группе это:
1. Недостаточно эффективные методы в формировании звуковой культуры речи у старших дошкольников, используемые мной в образовательном процессе.
2. Созданная развивающая предметно – пространственная среда группы по образовательной области «Речевое развитие» используется не в полной мере в совместной и самостоятельной деятельности детей.
3. Некомпетентность родителей в вопросах воспитания правильной речи у детей.
Для решения данной проблемы мною были изучен опыт таких известных педагогов как: Алисы Михайловны Бородич «Методика развития речи детей», Анатолия Ивановича Максакова «Правильно ли говорит ваш ребенок», Марины Федоровны Фомичевой «Воспитание у детей правильного произношения» и других авторов.
Меня заинтересовала методика Валентины Михайловны Акименко «Обучение дошкольников грамоте с применением моделей артикуляции звуков».
Для решения данной проблемы мною был разработан проект: «Развиваем речь вместе» в основе которого, лежит методика данного автора.
Целью проекта поставила повысить уровень звуковой культуры речи у старших дошкольников посредстом методики В. М. Акименко «Обучение дошкольников грамоте с применением моделей артикуляции звуков».
Данная цель была реализована через решение следующих задач:
1.Разработка системы методов по формированию звуковой культуры речи.
2. Повышение педагогической компетентности у родителей в развитии звуковой культуры речи.
3. Обогашение развивающей предметно пространственной среды по образовательной области «Речевое развитие» образно – символическим материалом.
Проект был расчитан на 2 года, работа по реализации проекта проводится в 3 этапа:
Цель 1 этапа: изучение и опробация педагогического опыта по развитию звуковой культуры речи у дошкольников, углубленное изучение методики В.М. Акименко.
Цель 2 этапа: реализация цели и задач данного проекта .
Цель 3 этапа: Подведение итогов реализации проекта, сравнительный анализ результатов педагогической диагностики. Обобщение и диссеминация опыта по реализации методики В.М. Акименко.
Модели артикуляции звука - это наглядность, зрительная опора, подсказка. Ребенок смотрит на модель, сознательно пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые связки так, как указанно на модели.
В моделях артикуляции согласных звуков дается характеристика звуков по основным признакам: по наличию или отсутствию вибрации голосовых складок; по месту артикуляции; по наличию или отсутствию подъема спинки языка; по месту резонирования и по способу образования.
Последовательность работы с детьми, используя модели артикуляции звуков:
- произносится и артикулируется звук;
- называют звуки в сплошном потоке. Ребенок показывает модель артикуляции отрабатываемого звука;
- устаналивается соответствие между положением органов артикуляционного аппарата и моделью артикуляции соответствующего звука;
- в слоговом ряду найти лишний, отличающийся одним звуком слог и показать его модель артикуляции;
- подобрать слова на заданную модель артикуляции;
- выделить из текста, стихотворения слова с заданным звуком и показать соответствующую модель;
- выделить звук в слове (в начале, середине и конец), показывая модель артикуляции звука;
- Соотношение модели артикуляции звука с иммитационными движениями (животных, насекомых, птиц, транспорта, людей, музыкальных инструментов и т.д.)
Данную методику я использую в следующих формах организации совместной образовательной деятельности с детьми:
Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, в утренний отрезок времени, как совместно с педагогом, так и самостоятельно с использованием моделей артикуляции звуков.
Игровая деятельность:
Речевые дидактические игры и игры - этюды на перевоплощение ежедневно в режиме дня, как совместной и так самостоятельной деятельности.
Совместная организованная образовательная деятельность по развитию речи.
Модели артикуляции звуков используются в артикуляционной гимнастике и в процессе ознакомления со звуками и буквами.
В рамках проекта мною был разработан кружок «Учимся говорить правильно».
Программа кружка разработана с целью коррекции, развития и совершенствования моторики органов артикуляции, тех детей, у которых нарушение и звукопроизношения и фонематического слуха, который провожу 1 раз в неделю, во второй полочине дня.
Алгоритм занятия кружка:
Интерактивная артикуляционная гимнастика с включением моделей артикуляции звуков.
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.
Дыхательная гимнастика.
Дидактические речевые игры с использованием моделей.
Подражательные игры со звуковым сопровождением и использованием моделей.
Совместно с родителями нам удалось обогатить развивающая предметно – пространственная среда по речевому развитию игровым материалом и образно – символическими материалами, дидакическими пособиями, для закрепления артикуляции звуков и развития фонематического слуха. Которая используется детьми, как в совместной так и в самостоятельной деятельности, что соответствует требованиям государственного образовательного стандарта.
Для повышения педагогической компетентности родителей в развитии звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста были проведенны следующие мероприятия:
1. Практикум «Помоги своему ребенку говорить правильно».
2. Папка – ширма «Знакомство с моделями артикуляции звука по методике В. М. Акименко».
3. Буклеты «Знакомство с моделями артикуляции звука по методике В. М. Акименко».
В результате реализации проекта в течение 2014- 2015 и 2015- 2016 учебного года уровень звуковой культуры речи у детей значительно повысился:
с нарушением звукопроизношения на 8% детей,
с нарушением фонематического слуха на 12% детей;
с нарушением и звукопроизношения и фонематичского слуха у 12% детей;
У тех детей, у которых ещё есть проблемы со звукопроизношением, отмечается положительная динамика. Дети осознают, что им необходимо красиво и правильно говорить, с удовольствием и целеустремленно выполняют все речевые упражнения, используя при этом модели артикуляции звуков.
Литература:
1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии : учебно – метод. Пособие/ В. М. Акименко. Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 105с.
2. Пятница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование выразительных средств языка в формировании звуковой культуры речи. (5-7 лет)
Работа над звуком, от постановки до употребления в самостоятельной речи, это выработка сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определённой системы в занятиях. Занятия п...
Методические рекомендации по формированию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки
Методические рекомендации по формированию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки...
Использование моделей артикуляции звуков при формировании звуковой культуры речи у старших дошкольников.
Статья посвящена проблеме развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Представлен опыт работы апробации методики Валентины Михайловна Акименко «Обучение дошкольников г...
Использование моделей артикуляции звуков при формировании звуковой культуры речи у старших дошкольников.
Статья посвящена проблеме развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Представлен опыт работы апробации методики Валентины Михайловна Акименко «Обучение дошкольников г...
модель развивающей среды, способствующей формированию звуковой культуры речи
Данный материал разработан в помощь воспитателям по формированию звуковой культуры речи у воспитанников. В таблице подобраны пособия для мини-среды, находящиеся в группах....
«Звуки весеннего лес » Конспект по формированию звуковой культуры речи в старшей группе
формирование знаний детей по лексической теме «Весна», создание условий для закрепления навыков правильного произношения звуков [С], [ С’]. ...
Формы формирования звуковой культуры речи. Этапы обучения дошкольников правильному звукопроизношению.
Звуковая сторона речи представляет собой единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. в современной лмтературе рассматриваются несколько аспектов звуко...