Лиса в русских народных сказках и природе.
материал по развитию речи (средняя группа) на тему

Ярошко Наталья Константиновна

 Актуальность проблемы развития речи всегда будет иметь место в воспитании детей дошкольного возраста, так как речь является инструментом общения и познания. Освоение языка, грамматического строя речи даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы.  Интеграция образовательных областей«Познание», «Коммуникация», «Чтение Художественной литературы»,«Безопасность», «Музыка», «Физическое развитие».

ЦЕЛЬ: Развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность: формировать образное выразительное умение. (умение подражать повадкам диким животным).

В ходе непосредственно образовательной деятельности решены следующие задачи: Образовательные: закрепить умение пересказывать художественные произведения; закреплять знания о диких животных и их повадках; познакомить с характерными чертами диких животных в устном народном творчестве на примере лисы. Развивающие: развивать умение отвечать на вопрос полным предложением; обобщать и активизировать словарь детей по теме занятия; развивать мышление и внимание;  Воспитательные: воспитывать любовь к русским народным сказкам;Методы и приёмы:- Словесный ( вопросы к детям, художественное слово, повторение и уточнение, напоминание, поощрение);- Наглядный ( использование картинок с изображением диких животных);- Практический ( выполнение поделок из природного материала);

- Игровой ( драматизация сказки « ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА», сюрпризный момент.- Методы контроля ( анализ выполненных заданий, самооценка детьми результатов деятельности)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lisa_v_russkih_skazkah_i_prirode.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

 Лиса в русских сказках и в природе.

Цели :закреплять умение пересказывать художественное произведение.  учить детей отвечать полным предложением; активизировать словарь; развивать связную речь детей; умение рассуждать, воображение, мышление, логику, развивать творческие способности детей; воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Оборудование и материалы : мультимедиа проектор,   компьютер,  маски,   игрушка лисы,   волшебный мешочек.

1. Организационный момент.  Дети стоят в кругу.

Воспитатель: — Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.

Музыкальная композиция «Ладушки»

- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в сказочное путешествие.
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица,
Чуть спугнешь и не найти.

ПЕСНЯ : ПЕСЕНКА ПРО СКАЗКУ.

2. Сюрпризный момент. Появляется волшебный мешочек, в котором спрятана игрушка лисы. Ребята, посмотрите, что это? Правильно, кто-то забыл волшебный мешочек, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать, что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать нескольким ребятам, а они должны назвать, что внутри мешочка. Дети ощупывают мешочек и пытаются отгадать, кто внутри. Правильно, ребята! Это лиса, она прибежала к нам из сказки.  А как вы догадалась, что в мешочке спряталась лиса? (У нее пушистый хвост.)

3. Беседа.  А теперь, ребята, присаживаемся на стульчики и давайте попытаемся описать нашу гостью. Вика, что ты можешь рассказать о шерстке лисы? (Шерсть у лисы мягкая, пушистая, рыжая.) Хорошо,

- МАКСИМ, а что ты нам расскажешь о мордочке лисы? (Мордочка у лисы острая, хитрая, ушки острые, похожи на треугольники.) Молодец.

 А ДАНЯ расскажет нам о хвосте лисы. (Хвост у лисы длинный, мягкий, пушистый.)

-ВЕРОНИКА, а как ты думаешь, зачем лисе такой пушистый хвост? (Хвост у лисы длинный и пушистый, чтобы заметать свои следы.) Молодец,

-Как называют лису в сказках? (лисичка –сестричка, кумушкой, лисой Патрикеевной.)

-Почему ее так называют?( лиса единственный зверь, который имеет такое необычное отчество и так часто встречается в русских сказках.)

-Почему же Патрикеевной зовут лису? (правил когда-то новгородским княжеством ПАТРИКЕЙ, и был он удивительно хитрым и изворотливым. С тех пор о  хитрецах и стали говорить: ПАТРИКЕЕВИЧ или ПАТРИКЕЕВНА. Это имя к лисе пришло не зря: она действительно поразительно хитрый, сообразительный зверь. Теперь и хитрых изворотливых людей иногда называют лисами.) А что можно сказать о характере лисы, какая она в сказках? (Лиса в сказках хитрая, обманщица.) Молодцы, ребята. Лиса прибежала к нам из сказки, а как вы думаете из какой?

 В каких сказках мы с вами встречали лису? (Лисичка со скалочкой, Колобок, Теремок, Рукавичка.) СЛАЙДЫ ПО СКАЗКАМ.№

-Да, действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша гостья прибежала из сказки, где обидела зайца и выгнала его из домика.(заюшкина избушка)

4 Физминутка. ребята, лисичка видит, что вы устали и хочет с вами поиграть. Хотите поиграть с лисой? Тогда встаем в круг.

4. Игра с загадками. лисичка принесла нам с собой загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала слушаем загадку, потом говорим отгадку.

Ведущий показывает слайды.

Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? (Зайка.)

Кто, большой и косолапый,
Мед достал из бочки лапой?
Скушал сладость и реветь.
А зовут его? (Медведь.)

«Ку-ка-ре-ку» кричит он звонко,
Крыльями хлопает громко.
Курочек верный пастух
Как зовут его? (Петух.)

У меня отличный слух,
Острый взгляд и тонкий нюх.
Сразу лезу с кошкой в драку,
Потому что я… (Собака.)

Скачет по болоту
Зеленая квакушка.
Зелененькие ножки.
А зовут ее… (лягушка)

-Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами угадали. А все ли они герои сказки «Заюшкина избушка»? (Нет, лягушка из другой сказки.) Молодцы, ребята, вы хорошо помните сказку «Заюшкина избушка», а теперь давайте ее инсценируем в стихах, как мы с вами учили.

7. Инсценировка сказки. Детям раздаются роли и маски. А теперь, ребятки, превратитесь вы в зверят.

 Жили-были лисичка и зайчик. Решили они построить каждый себе избушку. Лиса построила ледяную , а зайчик лубяную. Но вот пришла весна-красна , и у лисы избушка растаяла.

Лиса: - Ой, ой, ой, сюда, косой! Как же быть? Где домик мой?

Заяц: - Вся изба твоя с крылечком убежала в речку. Очень не переживай,
Ты ко мне переезжай.

Лиса (в сторону говорит):Повезло, скажу косому. Выгоню его из дому. Не хочу с ним вместе жить, Хлеба корочку делить.

Обращается к зайцу: Эй, послушай, милый Зая! Новость есть!

Заяц: — Да ну! Какая?

Лиса: Есть за лесом огород, Там капуста круглый год!

Заяц: Неужели, уже поспела? Ну-ка, ну-ка, побегу и капусту поищу!...........


Это что? Закрыта дверь.

Лиса (выглядывает из домика): Я в избе живу теперь.

Заяц: — Да ведь это домик мой!

Лиса: - Не пущу тебя, косой! Заяц отходит, садиться рядом плачет.

Ведущий: - Строил себе заяц очень крепкий дом,
Да лисица злая поселилась в нём.
Кто не побоится заиньке помочь?
Хитрую лисицу
Кто прогонит прочь?

Появляется собака. Собака: Гав, гав, гав! У меня горячий нрав! Не боюсь ни ссор, ни драк!
Покажи мне, где твой враг?

Заяц:  Вот сидит в моей избушке, вот торчат в окошке ушки.

Собака: Эй, лиса, слышишь лай? Гав, гав, гав, прочь ступай!

Лиса :Как взмахну хвостом, Опалю огнём, берегись!

Собака (трусливо): Ой, совсем забыл, косой! Нужно мне скорей домой!

Ведущий: На пеньке опять сидит. Бедный заинька, грустит. Что же делать, он не знает,
Лапкой слёзки утирает.

Появляется медведь. Медведь: Я Мишка-лежебока, Спал я долго и глубоко.
Не боюсь ни ссор, ни драк! Покажи мне, где твой враг!

Заяц: Вот сидит в моей избушке, Вот торчат в окошке ушки.

Медведь: Эй! Кто там в избе? Вот достанется тебе!

Лиса: Как взмахну хвостом, Опалю огнём, берегись!

Медведь (трусливо): Ой, совсем забыл, косой! Нужно мне скорей домой!(медведь уходит)

ведущий:  Кто не побоится Заиньке помочь? Хитрую лисицу Кто прогонит прочь?
Появляется петушок

Петух: Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку! Я помогу, я помогу! Ты не плачь, не плачь, косой,
Живо справимся с лисой!

Лиса:  Как взмахну хвостом, Опалю огнём, берегись!

Петух: Как тряхну гребешком -И развалится весь дом! У меня есть коса,
Ну-ка, выходи, лиса!

Лиса: Ой, боюсь я петуха! Ой, подальше от греха! Лиса выбегает из домика и бежит в лес.

Заяц:- Ну, спасибо, Петушок! Справиться с лисой помог!
Будем вместе в доме жить, Вместе жить и не тужить!

8. Подведение итогов.- Молодцы. Ребята, а вам понравилась сказка?

 Ну, а нам пора прощаться, И со сказкой расставаться.

ПЕСНЯ : «ПЕСЕНКА ДРУЗЕЙ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Лиса в русских народных сказках"

Знакомство детей с разными образами одного и того же сказочного героя....

«Образ лисы в русских народных сказках»

Работая с детьми нашей группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо зап...

Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора (образ лисы в русских народных сказках)

Материал предназначен для развития образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора...

Презентация "Лиса в русском народном творчестве и природе"

Изучая русские народные сказки о животных, мы заметили, что главной героиней многих сказок является лиса.Мы решили узнать, почему именно этому зверю русский народ посвятил столько сказок и сравнить ,к...

Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе Тема: «Построим избушку для лисички» по русской народной сказке «Заюшкина избушка».

Цель: развитие продуктивной деятельности через аппликацию, формирование целостной картины мира.Задачи:- воспитывать аккуратность в работе при пользовании клеем;- закреплять названия геометрических фиг...