ОД с детьми 5-6 лет Тема «В гостях у сказки» Образовательная область: Речевое развитие
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста по теме "В гостях у сказки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_rr_zima.docx | 29.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ
образовательной деятельности с детьми 5-6 лет
Тема по календарно-тематическому плану: Зима
Тема ОД: «В гостях у сказки»
Образовательная область: Речевое развитие
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Снегурочка»,
сказки «Девочка Снегурочка» в обработке В. Даля, рассматривание иллюстраций к сказке.
Задачи:
1. Развивать у детей связную речь, развивать монологическую речь, мышление, воображение, память, активизировать устную речь, расширять активный словарь: упражнять в подборе однокоренных слов, прилагательных к заданному слову; развивать интонационную выразительность речи; (речевое развитие),упражнять в складывании слов из предложенных букв, чтении.
2. Воспитывать любовь к литературе: к русским народным сказкам, загадкам, формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, развивать творческие способности, расширять кругозор, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение; (художественно-эстетическое развитие).
3. Развивать способность выражать свои эмоции символами; анализировать и оценивать свою работу, развивать эмоциональную отзывчивость, умение работать в команде; (социально-коммуникативное развитие).
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Игровая | Д/ и «Сложи слово» |
Коммуникативная | Беседы, вопросы, коллективная работа. |
Музыкальная | Музыкальная импровизация «Снежинки» |
Восприятие художественной литературы и фольклора | Загадывания загадок, пересказывание сказки, сочинительство |
Методы и приемы
Наглядные: показ кроссворда, демонстрация иллюстраций на экране.
Словесные: приглашение к участию, разъяснение заданий, загадывание загадок, озвучение вопросов.
Практические: разгадывают кроссворд, подбирают символы эмоций и символы времен года, двигаются под музыку, имитируя движение снежинок в воздухе.
Игровые: игры и упражнения по сюжету образовательной деятельности.
Материалы и оборудование
Стимульный материал | Материалы для деятельности детей | Дидактический материал | Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей |
Командное приглашение к участию | Сюжетные картинки, иллюстрации, аудиозаписи, наборы букв для составления слов | Карта-задание с кроссвордом, карточки с изображениями снежинки, облака, капли воды; символы – эмоции (грусть, печаль, радость), символы времен года | мультимедиапроектор, магнитофон, ноутбук |
Логика образовательной деятельности
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей | Предполагаемые результаты |
Мотивациионно-целевой | Обращает внимание детей на экран с кроссвордом, но не обычным. В нем спрятано слово, которое подскажет, куда мы сегодня отправимся. Предлагает его разгадать. Но вопросы в нем тоже не обычные- они в форме загадок. Нужно отгадать загадки, а ответы вписать в кроссворд. 1. Красна девица грустна: Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко. Слезы льет бедняжка (Снегурочка) 2. Перед волком не дрожал, От медведя убежал, А лисице на зубок Все ж попался … (Колобок) 3. Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться? Очень вкусная вода В ямке от копытца! («Сестрица Аленушка и братец Иванушка») 4. На лесной опушке Стояли две избушки. Одна из них растаяла, Одна стоит по-старому. («Заюшкина избушка») 5. Я - богатый, всемогущий, Очень стройный, страшно злющий, Но я смерти не боюсь, Угадайте, как зовусь? (Кощей Бессмертный) 6. Скрипит зубами, водит носом И русский дух не переносит. Старуха с костяной ногой Зовётся … (Бабою-ягой) В результате складывается слово «Сказка» | Дети смотрят, отвечают на вопросы, отгадывают загадки; следят за появлением букв на экране; читают получившееся в результате слово. | Дети заинтересованы, повышена мотивация к содержанию ОД; развивается мышление, память. |
Содержательно-деятельностный | Показывает знаки-символы на экране, задает вопросы Какая это сказка? Кто написал сказку «Снегурочка»? Почему произведение называем сказкой? Какой вид сказки? (после ответа детей на экране появляется правильный ответ) | Отвечают на вопросы; сверяют ответы товарищей с правильным ответом на экране. | Развивается воображение, мышление, память; частично сформировано умение отвечать на вопрос полным предложением. |
Назовите героев этой сказки. (Снегурочка, старик, старуха, подружки) Почему старик и старуха так назвали свою дочку? (она сделана из снега. ) Подберите слова, родственные слову «снег». | Отвечают на вопросы; Подбирают слова, родственные слову «снег». ( Возможные ответы детей: снежный, снежинка, снегопад, снежок, подснежник, снеговой, снеговик, снегоочиститель, снегоуборочная) | Расширяется активный словарь: упражняются в подборе однокоренных слов. | |
Образуйте признак, подходящий к слову «снег» (белый, пушистый, скрипящий, искрящийся, хрустящий, падающий) | Образуют признак, подходящий к слову «снег» | Упражнять в подборе прилагательных к заданному слову | |
Показывает иллюстрацию на экране, задает вопрос: как выглядела Снегурочка? | Дают описание Снегурочки, близкое к тексту, с опорой на иллюстрацию. | Развивается связная речь; формируется умение давать описательный рассказ. | |
Предлагает вспомнить, как менялось настроение Снегурочки, обращает внимание на экран: Зимой Снегурочка – … (весёлая, радостная, счастливая, смеющаяся, улыбающаяся) Весной Снегурочка – … (грустная, задумчивая, молчаливая) Летом Снегурочка – … (печальная, горько плачущая) На экране открываются все 3 картинки. | Подбирают символы эмоций и символы времен года, сверяют свои ответы с ответами, появляющимися на экране. | Учатся замечать и выделять изобразительно-выразительные средства; развивается умение работать в группе; частично сформировано умение характеризовать различные эмоции. | |
Попробуйте сказать: «Снегурочка растаяла» с разной интонацией: - вопросительно, грустно, сердито, восхищенно. | Поочередно говорят: «Снегурочка растаяла» с разной интонацией | Развивается интонационная выразительность речи, мимика; | |
Музыкальная импровизация «Снежинки». Педагог предлагает «самим побыть снежинками, кружащимися в воздухе», в соответствии с музыкой: плавно и медленно или быстро, стремительно, с ветром. | Двигаются под музыку, имитируя движение снежинок в воздухе. | Снимается статическое напряжение, развивается фантазия, воображение; совершенствуется умение переключаться с одного вида деятельности на другой; | |
Предлагает вам при помощи картинок показать, что происходило в сказке со Снегурочкой. - Попробуйте разложить картинки последовательно, как вам кажется, что было сначала, что потом. Но обратите внимание, что завершающих картинок у вас нет. Как вы полагаете, каким может быть завершение этой истории? Что было бы если бы Снегурочка не растаяла? И не превратилась в облако? Что могли бы предпринять дед и баба, чтобы она не растаяла? Варианты могут быть самыми неожиданными… Можете посовещаться между собой, чтобы выбрать самый лучший вариант, на ваш взгляд. (работают в парах) | В парах последовательно раскрадывают иллюстрации к сказке, придумывают концовку, рассказывают свой вариант завершения истории; остальные слушают, оценивают. | Развиваются коммуникативные навыки: работа в парах, умение выслушать другого; учатся составлять повествовательный рассказ; развивается монологическая речь, воображение, фантазия. | |
Предлагает из букв, сложить слова, которые мы сегодня повторяли чаще других и имеют отношение к сегодняшнему путешествию. (Дети работают в парах, собирают слова «сказка», «снегурочка», «снежинка».) | Работают в парах, выбирают нужные буквы, складывают слова, читают их. | Упражняются в складывании слов из предложенных букв, работают в команде - продолжает формироваться коммуникативный навык. | |
Оценочно-рефлексивный | С помощью символов предлагает оценить сегодняшнее путешествие, выразить эмоции символами (понравилось путешествие или нет, было интересно, весело или скучно) | Оценивают проделанную работу, анализируют свое эмоциональное состояние,выбирают нужные символы (эмоции) | Учатся выражать свои эмоции символами, анализировать и оценивать свою работу. Ориентирование на значимость проводимой деятельности. Создан позитивный настрой. |
Приложение 1
Русская народная сказка «Снегурочка» Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе — детей у них не было. Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают. — А что, старуха, — говорит старик, — давай мы себе из снега дочку сделаем. — Давай, — говорит старуха. Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежной ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь — а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег — и вышла из сугроба живая девочка. Обрадовались старики, привели ее в избу. Глядят на нее, не налюбуются. И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе. Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. Со всеми ласковая, приветливая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоет — заслушаешься. Прошла зима. Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинах, запели жаворонки. А Снегурочка вдруг запечалилась. — Что с тобой, дочка? — спрашивает старик. — Что ты такая невеселая стала? Иль тебе не можется? — Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова. Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели. А Снегурочка день ото дня все печальнее, все молчаливее становится. От солнца прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше — дождичек. Раз надвинулась черная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. А как снова выглянуло солнышко и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату. За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку: — Идем с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать. Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха ее уговорила: — Поди, дочка, повеселись с подружками! Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело. А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала. Побежала она в свой черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко и пропало в небе. Только и услышали подружки, как позади простонало что-то жалобно: «Ау!» Обернулись они — а Снегурочки нет. Стали они кликать её: — Ау, ау, Снегурушка! Только эхо им в лесу и откликнулось. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Непосредственно образовательной деятельности «Путешествие по сказкам» Образовательная область «Речевое развитие» Приобщение детей к художественной литературе
Развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь....
Конспект образовательного события в старшей группе "Путешествие по сказкам" (образовательная область "Речевое развитие")
Конспект образовательного события в старшей группе "Путешествие по сказкам" (образовательная область "Речевое развитие")....
Конспект образовательной деятельности Тема: «В гости к сказке» образовательная область « Речевое развитие» группа младшая
Аннотация к занятию: «В гости к сказке».Данное занятие проводится с группой детей младшего дошкольного возраста. Проводя данное занятие знакомлю детей со сказкой «Заюшкин...
Конспект итоговой НОД "В гости к сказке" (образовательная область "Речевое развитие")
Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» с использованием театрализованной деятельности с детьми группы о...
Конспект для второй младшей группы “В гостях у Вовы” (образовательная область “Речевое развитие”)
закрепление правильного произношения звука [В] в словах и фразах....
Методическая разработка "Логическая мозаика" с использованием ИКТ с детьми 4-7 лет с ТНР, в рамках образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Дошкольный период – период сензитивного развития многих психических процессов: внимания. мышления, памяти и восприятия. Развитие психических и познавательных процессов является актуальной пробле...
"Путешествие по сказкам". Образовательная область: «Речевое развитие»
Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам. Формировать навык сотрудничества, доброжелательность....