ОД с детьми 5-6 лет Тема «В гостях у сказки» Образовательная область: Речевое развитие
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Мажанова Елена Александровна

Конспект образовательной деятельности  по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста по теме "В гостях у сказки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_rr_zima.docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ

образовательной деятельности с детьми 5-6 лет

Тема по календарно-тематическому плану: Зима

Тема   ОД:  «В гостях у сказки»

Образовательная область: Речевое развитие

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Снегурочка»,

сказки «Девочка Снегурочка» в обработке В. Даля, рассматривание иллюстраций к сказке.

Задачи:

1. Развивать у детей связную речь, развивать монологическую речь, мышление, воображение, память, активизировать устную речь, расширять активный словарь: упражнять в подборе однокоренных слов, прилагательных к заданному слову; развивать интонационную выразительность речи; (речевое развитие),упражнять в складывании слов из предложенных букв, чтении.

2. Воспитывать любовь к литературе: к русским народным сказкам, загадкам, формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, развивать творческие способности, расширять кругозор, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение; (художественно-эстетическое развитие).

3. Развивать способность выражать свои эмоции символами; анализировать и оценивать свою работу, развивать эмоциональную отзывчивость, умение работать в команде; (социально-коммуникативное развитие).

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Игровая

Д/ и «Сложи слово»

Коммуникативная

Беседы, вопросы, коллективная работа.

Музыкальная

Музыкальная импровизация «Снежинки»

Восприятие художественной литературы и фольклора

Загадывания загадок, пересказывание  сказки, сочинительство

Методы и приемы

Наглядные: показ кроссворда, демонстрация иллюстраций на экране.

Словесные: приглашение к участию, разъяснение заданий, загадывание загадок, озвучение вопросов.

Практические: разгадывают кроссворд, подбирают символы эмоций и символы времен года, двигаются под музыку, имитируя движение снежинок в воздухе.

Игровые: игры и упражнения по сюжету образовательной деятельности.

Материалы и оборудование

Стимульный материал

Материалы для деятельности детей

Дидактический материал

Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей

Командное приглашение к участию

Сюжетные картинки, иллюстрации, аудиозаписи, наборы букв для составления слов

Карта-задание с кроссвордом, карточки с изображениями снежинки, облака, капли воды; символы – эмоции (грусть, печаль, радость), символы времен года

мультимедиапроектор, магнитофон, ноутбук

Логика образовательной деятельности

 

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Предполагаемые результаты

Мотивациионно-целевой

Обращает внимание детей на экран с кроссвордом, но не обычным. В нем спрятано слово, которое подскажет, куда мы сегодня отправимся. Предлагает его разгадать. Но вопросы в нем тоже не обычные- они в форме загадок. Нужно отгадать загадки, а ответы  вписать в кроссворд.

1. Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко.

Слезы льет бедняжка (Снегурочка)

2. Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался … (Колобок)

3. Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца! («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

4. На лесной опушке

Стояли две избушки.

Одна из них растаяла,

Одна стоит по-старому. («Заюшкина избушка»)

5. Я - богатый, всемогущий,

Очень стройный, страшно злющий,

Но я смерти не боюсь,

Угадайте, как зовусь? (Кощей Бессмертный)

6. Скрипит зубами, водит носом

И русский дух не переносит.

Старуха с костяной ногой

Зовётся … (Бабою-ягой)

В результате складывается слово «Сказка»

Дети смотрят, отвечают на вопросы, отгадывают загадки; следят за появлением букв на экране; читают получившееся в результате слово.

Дети заинтересованы,

повышена мотивация к содержанию ОД; развивается мышление, память.

Содержательно-деятельностный

Показывает знаки-символы на экране, задает вопросы

Какая это сказка?

Кто написал сказку  «Снегурочка»? Почему произведение называем сказкой? Какой вид сказки?

(после ответа детей на экране появляется правильный ответ)

 Отвечают на вопросы; сверяют ответы товарищей с правильным ответом на экране.

 Развивается воображение, мышление, память; частично сформировано умение отвечать на вопрос полным предложением.

Назовите героев этой сказки. (Снегурочка, старик, старуха, подружки)

Почему старик и старуха так назвали свою дочку? (она сделана из снега. )

 Подберите слова, родственные слову «снег».

Отвечают на вопросы; Подбирают слова, родственные слову «снег».

( Возможные ответы детей: снежный, снежинка, снегопад, снежок, подснежник, снеговой, снеговик, снегоочиститель, снегоуборочная)

Расширяется активный словарь:

упражняются в подборе однокоренных слов.

Образуйте признак, подходящий к слову «снег» (белый, пушистый, скрипящий, искрящийся, хрустящий, падающий)

Образуют признак, подходящий к слову «снег»

Упражнять в подборе прилагательных к заданному слову

Показывает иллюстрацию на экране, задает вопрос: как выглядела Снегурочка?

 Дают описание Снегурочки, близкое к тексту, с опорой на иллюстрацию.

Развивается связная

речь; формируется умение давать описательный рассказ.

Предлагает вспомнить, как менялось настроение Снегурочки, обращает внимание на экран:

 Зимой Снегурочка – … (весёлая, радостная, счастливая, смеющаяся, улыбающаяся)

Весной Снегурочка – … (грустная, задумчивая, молчаливая)

 Летом Снегурочка – … (печальная, горько плачущая)

 На экране открываются все 3 картинки.

Подбирают символы эмоций и символы времен года, сверяют свои ответы с ответами, появляющимися на экране.

Учатся замечать и выделять изобразительно-выразительные средства; развивается умение работать в группе; частично сформировано умение характеризовать различные эмоции.

Попробуйте сказать: «Снегурочка растаяла» с разной интонацией:

- вопросительно, грустно, сердито, восхищенно.

Поочередно говорят: «Снегурочка растаяла» с разной интонацией

Развивается интонационная выразительность речи, мимика;

Музыкальная импровизация «Снежинки». Педагог предлагает «самим побыть снежинками, кружащимися в воздухе», в соответствии с музыкой: плавно и медленно или быстро, стремительно, с ветром.

Двигаются под музыку, имитируя движение снежинок в воздухе.

Снимается статическое напряжение, развивается фантазия, воображение; совершенствуется умение переключаться с одного вида деятельности на другой;

Предлагает вам при помощи картинок показать, что происходило в сказке со Снегурочкой.

 - Попробуйте разложить картинки последовательно, как вам кажется, что было сначала, что потом. Но обратите внимание, что завершающих картинок у вас нет. Как вы полагаете, каким может быть завершение этой истории? Что было бы если бы Снегурочка не растаяла? И не превратилась в облако? Что могли бы предпринять дед и баба, чтобы она не растаяла? Варианты могут быть самыми неожиданными…

Можете посовещаться между собой, чтобы выбрать самый лучший вариант, на ваш взгляд. (работают в парах)

В парах последовательно раскрадывают иллюстрации к сказке, придумывают концовку, рассказывают свой вариант завершения истории; остальные слушают, оценивают.

Развиваются коммуникативные навыки: работа в парах, умение выслушать другого; учатся  составлять повествовательный рассказ; развивается монологическая речь, воображение, фантазия.

Предлагает из букв, сложить слова, которые мы сегодня повторяли чаще других и имеют отношение к сегодняшнему путешествию.

(Дети работают в парах, собирают слова «сказка», «снегурочка», «снежинка».)

Работают в парах, выбирают нужные буквы, складывают слова, читают их.

Упражняются в складывании слов из предложенных букв, работают в команде - продолжает формироваться коммуникативный навык.

Оценочно-рефлексивный

С помощью символов предлагает оценить сегодняшнее путешествие, выразить эмоции символами (понравилось путешествие или нет, было  интересно, весело или скучно)

Оценивают проделанную работу, анализируют свое эмоциональное состояние,выбирают нужные символы (эмоции)

Учатся выражать свои эмоции символами, анализировать и оценивать свою работу. Ориентирование на значимость проводимой деятельности.

Создан позитивный настрой.

Приложение 1

Русская народная сказка «Снегурочка»

     Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе — детей у них не было.

Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.

— А что, старуха, — говорит старик, — давай мы себе из снега дочку сделаем.

— Давай, — говорит старуха.

Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежной ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь — а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег — и вышла из сугроба живая девочка.

Обрадовались старики, привели ее в избу. Глядят на нее, не налюбуются.

И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе.

Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. Со всеми ласковая, приветливая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоет — заслушаешься.

Прошла зима.

Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинах, запели жаворонки.

А Снегурочка вдруг запечалилась.

— Что с тобой, дочка? — спрашивает старик. — Что ты такая невеселая стала? Иль тебе не можется?

— Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.

Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели.

А Снегурочка день ото дня все печальнее, все молчаливее становится. От солнца прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше — дождичек.

Раз надвинулась черная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. А как снова выглянуло солнышко и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату.

За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку:

— Идем с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать.

Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха ее уговорила:

— Поди, дочка, повеселись с подружками!

Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело.

А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала.

Побежала она в свой черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко и пропало в небе. Только и услышали подружки, как позади простонало что-то жалобно: «Ау!» Обернулись они — а Снегурочки нет.

Стали они кликать её:

— Ау, ау, Снегурушка!

Только эхо им в лесу и откликнулось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственно образовательной деятельности «Путешествие по сказкам» Образовательная область «Речевое развитие» Приобщение детей к художественной литературе

Развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь....

Конспект образовательного события в старшей группе "Путешествие по сказкам" (образовательная область "Речевое развитие")

Конспект образовательного события в старшей группе "Путешествие по сказкам" (образовательная область "Речевое развитие")....

Конспект образовательной деятельности Тема: «В гости к сказке» образовательная область « Речевое развитие» группа младшая

Аннотация к занятию: «В гости к сказке».Данное занятие проводится с группой детей  младшего дошкольного возраста. Проводя данное занятие знакомлю детей  со сказкой «Заюшкин...

Конспект итоговой НОД "В гости к сказке" (образовательная область "Речевое развитие")

Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» с использованием театрализованной деятельности с детьми группы о...

Методическая разработка "Логическая мозаика" с использованием ИКТ с детьми 4-7 лет с ТНР, в рамках образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Дошкольный период – период сензитивного развития многих психических процессов: внимания. мышления, памяти и восприятия. Развитие психических и познавательных процессов является актуальной пробле...

"Путешествие по сказкам". Образовательная область: «Речевое развитие»

Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам. Формировать навык сотрудничества, доброжелательность....