Развитие диалогической речи во второй младшей группе (мнемотаблицы)
материал по развитию речи (младшая группа) на тему

Развитие диалогической речи во второй младшей группе (мнемотаблицы)
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchite_rebyonka_kakim.docx65.53 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ШКОЛА № 384

ДО СП № 3

                     Работа по самообразованию

Тема: Развитие диалогической речи во второй

                             младшей группе (мнемотаблицы)

                                                                                   Воспитатель группы № 9

                                                                      Лобанкова Ольга Александровна

                                               

                                             

                                                Москва 2017г.

        «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам ­ он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

                                                                                                       К. Д. Ушинский

  На сегодняшний день стало популярно для речевого развития детей такое направление как мнемотехника. Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений.

   Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память.              Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.                                                        

Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс     запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.                                                                      

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.                                                                                                          

Связная речь - главный показатель умственного развития и общего кругозора дошкольников, средство общения со сверстниками, а также необходимое условие успешного обучения в дальнейшем. Нам очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании. Связная речь — это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему. Этому необходимо учить дома, на занятиях в детском саду, в свободное время.

 Чтобы дошкольник имел широкий кругозор, полезно много рассказывать ему, читать познавательные книги, энциклопедии, стихи. Богатый словарный запас является основной базой для формирования связной речи у наших детей. Чтобы ребенок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении разных рассказов. Ему предлагаются полезные и интересные виды работ. Один из них - мнемотаблица (схема). Именно наглядные модели служат дошкольникам своеобразным планом для создания монологов.                                                                                          

Слово «мнемотехника» греческого происхождения и означает «искусство запоминания». Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти.                                                                                                        

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, потешек.                                                                                                                      

На каждое слово придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение, потешка зарисовывается схематически.  Детей 2 младшей группы знакомят с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.  Для детей младшего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы: лиса-рыжая плутовка, цыплята-желтого цвета, елка-зеленая.

C:\Users\хХх\Desktop\20170119_154654.jpg

Скачет, скачет воробей, зовет маленьких детей,                Сыпьте крошек воробью, я вам песенку спою!

 Мнемотаблицу можно разрезать и играть в следующие игры:

- восстанавливать последовательность картинок по памяти;

- смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;

- найти лишнюю  картинку;

- определять, где должна находится выпавшая картинка среди других.

            Таким образом, использование мнемотехники расширяет представление детей об окружающем мире, развивает память, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе.

Консультация для родителей

Мнемотехника в переводе с греческого обозначает «искусство запоминания». Это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Использование мнемотехники способствует овладению всеми компонентами речевой системы, увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей.

Мнемотехника помогает развивать:

-ассоциативное мышление

-зрительную и слуховую память

-зрительное и слуховое внимание

-воображение.

Человеческая память устроена так, что в ней крепко удерживаются зрительные образы и ассоциации. Поэтому использование символов при пересказе и заучивании стихотворений помогает лучше и быстрее запомнить текст. Для пересказа сказки или рассказа и заучивании стихотворения наизусть можно составить мнемотаблицы

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Сначала при чтении текста мы выделяем главную мысль в каждом абзаце, и придумываем ей какой- то значок – символ. Если текст небольшой, но его трудно запомнить, можно придумать символы на каждое слово или словосочетание. В результате, после этого можно легко и быстро пересказать текст с опорой на символы.

В таблице можно изобразить главных героев сказки или рассказа, явления природы, какие – либо действия, то есть можно нарисовать всё то, что вы посчитаете нужным. Но изображать нужно так, чтобы нарисованное было детям хорошо понятно.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая. И как я говорила “спрятать” персонажа в графическом изображении. Например: лиса – состоит из геометрических фигур (треугольника и круга). Медведь – большой коричневый круг и т.д. Нужно отметить, если вы сделали, например, волка – изображением зубов, тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу можно усложнить или заменить другой графической заставкой.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МАЛЫМИ ФОЛЬКЛОРНЫМИ ФОРМАМИ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МАЛЫМИ ФОЛЬКЛОРНЫМИ ФОРМАМИ»...

Конспект по развитию связной речи во второй младшей группе «Рассказывание детям народной сказки «Петушок и бобовое зернышко».

Конспект по развитию связной речи "Рассказывание детям народной сказки "Петушок и бобовое зернышко"....

Конспект НОД по развитию монологической речи во второй младшей группе

формирование у детей монологической речи на тему рассказывание по  игрушке...

Открытое занятие по развитию связанной речи во второй младшей группе Тема: «Путешествие в сказку»

На занятии дети учатся  описывать животных, называть их характерные признаки, разгадывать загадки, закрепить знакомые скороговорки, сказки,  отвечать на вопросы воспитателя полным предложени...

Развитие диалогической речи во второй младшей группе

Конспект занятия по развитию диалогической речи во второй младшей группе...

Проект «Развитие монологической и диалогической речи детей второй младшей группы посредством театрализованной деятельности»

Тип проекта: речевойПродолжительность: среднесрочный (2 месяца)Участники проекта:дети второй младшей группы (3 - 4) лет, воспитатели, родители воспитанников....