Конспект НОД по развитию монологической речи во второй младшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему
формирование у детей монологической речи на тему рассказывание по игрушке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasskazyvanie_po_igrushke_-_kopiya.docx | 44.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию монологической речи во второй младшей группе
Цель: формирование у детей монологической речи
Программные задачи:
Обучающие:
- Учить детей составлять описание игрушек, называть характерные признаки и действия, подводить к составлению короткого рассказа на тему из личного опыта.
- Учить детей строить простые предложения и давать полные ответы на вопросы воспитателя.
Развивающие:
- Развивать речь детей, мышление, расширять представления об окружающем мире.
- Обогащать словарь детей правильными названиями окружающих предметов (игрушки), их свойств, действий, которые с ними можно совершать, учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
- Продолжать знакомить детей с термином «слово», закреплять произношение звука «с» в словах и фразах, вслушиваться в звучание этих слов.
Воспитывающие:
- Воспитание внимания к собственной речи, интереса к занятиям по развитию речи.
Словарная работа:
Шерстка, царапки, тропинка
Методические приемы:
показ, беседа, вопросы, загадки, рассматривание картины, игровая мотивация, художественное слово.
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций в картинках, чтение художественной литературы, загадывание загадок.
Ход занятия.
Этапы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Методы и приемы |
Вводная часть | Заранее расставить декорации (елочки, кустики, цветы). - Ребята я приглашаю вас отправиться по сказочному лесу. (Звучит запись пение птиц, шум леса) – Ребята, а что это под елкой такое красивое лежит? По дорожке дети шли, Мешочек по пути нашли А мешочек не простой, Он волшебный – вот какой. - Ой ребята, а он завязан, давайте его развяжем. - Это нам волшебный лес приготовил сюрприз, мешочек развяжется только тогда , когда дети отгадают загадку: «Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки». Кто это? (добиваться точного ответа – это кошка) Достаю кошку. | Дети идут по коврикам (имитация травки) Мешок Дети пытаются развязать мешок, но не могут Кошка | Мотивация Сюрпризный момент Художественное слово Загадывание загадок |
Основная | - Ребята, кто это? -Давайте хорошенько рассмотрим нашу кошку -Опишите, какая кошка? -Что есть у кошки? - Посмотрите какие у кошки глаза?
- А какая у кошки шерстка? - Какими словами можно сказать о кошке. Какая она? Что умеет делать кошка? - Вы много слов сказали о кошке и все они звучат по-разному, послушайте кошка какая пушистая. Скажите вместе тихим голосом: кошка, затем индивидуально. - Кошечка загрустила, ищет своего детеныша, как называется детеныш кошки? Кто у нее? Кошка большая, а котенок маленький. Давайте, вы превратитесь в маленьких котят, а я в маму – кошку. Физ. минутка. Танец котят под музыку. После физ. минутки предложить придумать кличку кошке. - Как её зовут? - Давайте, ребята, расскажем про кошку, опишем какая она? Это ... кошка, её зовут … Мурка. Зеленые глаза у неё…, шерстка … мягкая, пушистая. Она любит лакать … молоко. Умеет … ловить мышей. Мне … она очень нравится. Чистоговорки - К нашей кошке прилетела оса. Са – са – са, прилетела оса Кошка прогнала осу, су – су – су. - Дети, а давайте я вас научу, как кошка ловит мышей. Я буду мама – кошка, а вы – котятки. Сначала котятки стерегут мышь - сидят тихо, прислушиваются, а потом подкрадываются к мышке и быстро делают прыжок (1 – 2р.) - Ребята, а вы знаете, что в лесу живут разные зверята? (воспитатель из мешочка достает игрушки животных) - Как одним словом назвать? (зайку, мишку и т.д.) - Даша, пригласи свою игрушку к нам на прогулку. Как ты скажешь? | Кошка Мягкая, белая Носик, глазки, ушки, лапки, хвостик Зеленые Мягкая, пушистая Пушистая, ласковая, ловкая, хитрая прыгать, ловить мышей, царапаться, лакать молоко дети хором проговаривают, индивидуально котенок, котята выполняют физминутку Мурка После рассказа воспитателя, 2-3 рассказа детей Дети повторяют громко, шепотом, хором и индивидуально Игра дети называют их, берут в руки. Игрушки Зайка, идем с нами на прогулку, мы будем вместе играть | Вопросы Беседа Игра Рассказ воспитателя Рассказ детей Наводящие вопросы Игра |
Заключительная | -Давайте, дети, возвращаться назад в группу, по нашей тропинке. - Ребята, кого мы с вами видели? - Чем мы с вами занимались? | Дети доходят до края тропинки и прощаются с гостями. Ответы детей | Подведение итогов |
Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы по речевому развитию на прогулке.
На тему: «Наблюдения за божьей коровкой»
Цель.
Расширять знания и представления об особенностях внешнего вида божьей коровки; Задачи:
Развивающие:
- развивать обобщенные представления детей о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе, и имеющих типичное строение;
- способствовать систематизации представлений о многообразии насекомых (особенности внешнего строения, места обитания, способы передвижения, питание) ;
- развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок;
Обучающие:
- учить детей бережно относиться к насекомым, любоваться их красотой;
- совершенствовать опыт употребления предлогов с пространственным значением посредством игры «Где спрятались насекомые? ».
Воспитывающие:
- воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, на лугу, на поляне;
- воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому
Материал и оборудование:
игрушка «Божья коровка», бумажные «божьи коровки», бубен, выносной материал
Словарная работа:
Стрекочет, предостерегающая, подкрылья, тля
Предварительная работа:
Чтение природоведческой литературы, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, схем, моделей, изготовление поделок из природного материала «божья коровка»
Ход наблюдения
Этапы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Методы и приемы |
Вводная часть | - Ребята, где мы с вами находимся? . - Что мы здесь делаем? | - На территории нашего садика. - На нашем веселом участке. - Прыгаем, играем, веселимся, наблюдаем за насекомыми. | Беседа |
Основная | . - А вы, ребята, какие насекомые знаете? Назовите. -Молодцы! Я буду загадывать загадки о насекомых, а вы отгадайте.
2. Осенью в щель забьется, а весной проснется. Вокруг носа вьется, а в руки не дается. - Молодцы! Я проверю сейчас, какие насекомые вы знаете. Игра с мячом «Назови насекомое». - Спасибо. Продолжаем отгадывать загадки. Вы готовы? 3. Я – зеленый конек, скачу вдоль и поперек! Я скачу, как лечу, а еще я стрекачу. 4. Черен, а не ворон, Рогат, а не бык, С крыльями, а не птица. - Правильно! Много насекомых знаете. Отгадываем дальше. 7. Надевает эта крошка Платье красное в горошек. И лететь умеет ловко, Это… - Ребята, посмотрите, кто у нас сегодня в гостях (показ игрушки - поделки «божья коровка») . - Узнаете? Это божья коровка. Мы часто встречались с божьими коровками во время прогулок. - Какого она цвета? Воспитатель говорит о том, что божьи коровки бывают не только красными с чёрными пятнышками, но ещё и жёлтые с чёрными пятнышками, и оранжевые с белыми пятнышками. - Сколько у нее ног? - Из скольких частей состоит ее тело? . - Божья коровка- это маленький жучок. У него на спинке крылья, может летать, ножки тонкие маленькие. Она никогда не прячется от врагов. Окраска божьей коровки предостерегающая. Ярко одета, видно её из далека, хотя очень маленькая. Никого не боится, знает, что её съесть нельзя. Птицы знают, что насекомые с такой окраской — несъедобные. При опасности жучок выделяет молочко, которое плохо пахнет. Оно-то и отпугивает его врагов. У божьей коровки выпуклое овальное тело, ярко-красная или оранжевая спинка, украшенная черными точками. Божья коровка умеет ловко ползать, ножки тонкие маленькие. Может и летать, даже на большие расстояния: у нее есть маленькие крылышки, а под ними жесткие коричневые полупрозрачные подкрылья. Божья коровка — хищник, она поедает других насекомых, очень вредных для сельского хозяйства, и поэтому приносит людям большую пользу. Божьи коровки на обед и на ужин с удовольствием поедают огромное количество тли, любят угоститься червяками, паутинными клещиками, личинками жуков-листоедов, которые живут на садовых деревьях. Люди давно считают божьих коровок своими помощниками. Поэтому убивать их нельзя, их нужно беречь. На зиму божьи коровки прячутся под корой деревьев, в сухих корягах или зарываются в землю. - Давайте вспомним потешку-стишок про божью коровку Разминка - Замечательно! А теперь мы поиграем в игру «Божьи коровки и ветер». Светит солнышко – «божьи коровки» летают, ветер подует – прячутся. - Молодцы! Продолжаем играть. - Следующая игра называется «Где спряталась божья коровка? ». Когда я скажу «Кто быстрее найдет божью коровку? », вы начинаете искать божьи коровки везде – на веточках деревьев, и кустиков. Если найдете – осторожно возьмите на руки. А когда зазвенит бубен – вернитесь на свои места, в круг. - Ребята, давайте поищем, где спряталась божья коровка? - А кто из вас знает, что означают точки на крылья у коровки? Точки рассказывают не о возрасте жучка, а о его «имени». Коровка с двумя точками так и называется – двуточечная, с пятью – пятиточечная и т. д. - Ребята, чтобы наши божьи коровки жили на нашем участке и защищали наши деревья и кустики от вредных насекомых что нужно сделать? - Спасибо! Молодцы! Сейчас я предлагаю вам вернуться в группу и нарисовать божьих коровок на выставку | Дети называют насекомых Пчела Комар Играют Кузнечик Жук Божья коровка красного-с чёрными пятнышками Шесть - Из трех частей: голова, грудь, брюшко. Божья коровка (ритмично покачивают ладонями) Улети на небо (делают взмахи перекрещёнными кистями рук) Принеси нам хлеба (машут кистями рук на себя) Черного и белого (ритмично хлопают в ладоши) Только не горелого (грозят указательным пальцем) Дети, изображая полет, медленно бегают, плавно машут руками и жужжат Под (на, за, перед) листочками спрятаны «божьи коровки», сделанные из бумаги). Дети находят «насекомое», звенит бубен, ребята встают в круг, называют его и говорят, где оно спряталось: под (на, за, перед) листочком. Не прогонять их, не убивать | Вопросы Загадывание загадок Игра Художественное слово Показ Беседа Рассказ воспитателя Художественное слово Беседа Вопросы Похвала |
Заключительная | - Ребята, за кем мы с вами наблюдали сегодня на прогулке? - Что нового вы узнали? | Ответы детей | Подведение итогов |
Конспект НОД чтения природоведческой литературы в старшей группе К.Г. Паустовского «Кот – ворюга».
Цель:
Формирование грамматический строй речи и развивать диалогическую речь.
Задачи:
Обучающие:
- Знакомство с творчеством К.Г.Паустовского;
- Учить анализировать текст произведения.
- формировать умение целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием
Развивающие:
- Развитие навыков связной речи.
- Развивать у детей интерес к чтению художественной литературы.
Воспитывающие:
- Прививать детям доброту, честность, трудолюбие
Обогащение словаря:
Отчаяние, чулан, жестяная, кукан, вздуть, ливерной, тесовую, протоков, подпалинами, голенастый.
Демонстрационный материал:
Иллюстрации к рассказу
Ход НОД:
Этапы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Методы и приемы |
Вводная | Сегодня мы познакомимся с произведением К.Г.Паустовского. Название произведения я говорить вам не буду, вы попробуйте догадаться сами. Первое слово вы узнаете, разгадав загадку: Острые ушки, на лапках подушки, Усы, как щетинка, дугою спинка, Днём спит, на солнышке лежит. Ночью бродит, на охоту ходит. (кот) Первое слова в заголовке - кот. Второе слово вы узнаете, если внимательно послушаете начало произведения и назовете кличку кота. Чтение первого и второго абзацев - Кто внимательно слушал и догадался как полностью звали кота? -Сегодня мы с вами познакомимся с произведением «Кот – ворюга» Паустовского. | Кот Кот – бандит, вор и т.д. | Загадывание загадок Мотивация |
Основная | Чтение произведения. Физкультминутка. Предложить детям показать кошек с разными характерами. Вопрос: За какие проделки так назвали Кота? Вопрос: Какой смысл имеет слово ворюга в рассказе? Давайте вспомним, каким был кот в начале рассказа и в конце. Вопрос: Как вы думаете, почему кот перестал воровать? Вопрос: Как вы думаете этот рассказ весёлый или грустный? Почему так решили? В народных сказках животные обладают, как правило, постоянной характеристикой: заяц – трусливый, лиса – хитрая, волк – жадный, медведь – неуклюжий. А вот к коту отношение неоднозначное. В одних сказках он называется уважительно, по имени-отчеству – Кот Котофеич. В других – помощник тёмных сил (обычно Бабы Яги). Как правило, кот находчив, независим. Это животное стало героем сказки Р. Киплинга “Кошка, которая гуляет сама по себе”, Ш. Перро “Кот в сапогах”, басен И. Крылова, сказа П. Бажова “Серебряное копытце”. Во всех произведениях кот уверен в себе, решителен, независим. Вопрос: Каким вы увидели кота в начале рассказа
Вопрос: Какой характер? Поведение? Вопрос: А как, по-вашему, относится к нему автор? Вопрос: Что же побуждает кота на столь внезапное проявление благородства? Как же изменился кот? Вы наверно обратили внимание, что в рассказе не показано, как кот изменился внешне? Какой он стал, ребята? | Выполнение разминки Рыжий, разорвано ухо, отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно-рыжий, белые подпалины на животе, нахальные глаза Обворовывал, ловко прятался, потерял совесть, бродяга, бандит, бандитские проделки, грозно выл, отчаянный поступок, ужасающий вой, босяцкие выходки, притворно выл, как подземный дух, ругался под домом, издавал хищное щёлканье, вцепился мёртвой хваткой, отчаянно упирался, В словах автора слышится, скорее всего, изумление, удивление, а в конце рассказа – даже восхищение. Ведь кот, от которого не ждали ничего хорошего, «даже совершил благородный и неожиданный поступок»: наказал петуха, наглым образом воровавшего кашу. Бывший ворюга добром платит за добро: за воровство его не наказали, его накормили и попытались перевоспитать. Мудрым в этой ситуации оказался мальчик Лёнька. Он понимает, что наказание кота не исправит, и предлагает путь добра. фыркал и терся головой об пол (означало веселье) мирно захрапел совершил благородный и неожиданный поступок дрожал от негодования передней лапой бил петуха ходил как хозяин и сторож требовал благодарности Это не важно, главное – его поведение. Теперь кот не просто сам соблюдает порядок, но и следит за дисциплиной во дворе. Это не значит, что кот стал ручным и совсем уж домашним: “ходил по дому и саду, как хозяин и сторож”, “требовал благодарности”. Оставшись таким же самоуверенным, всю силу своего характера он направляет на добрые дела. довольный, веселый, доверчивый, добрый | Беседа по содержанию рассказа. Обобщение Беседа |
Заключительная | - Как вы думаете, для чего Константин Паустовский написал этот рассказа? Он хотел, чтобы мы поняли одну очень важную вещь, какую? | Изменило кота – добро людей | Подведение итогов |
Кот – ворюга
Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось, наконец, установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.
Это был кот, потерявший всякую совесть, кот — бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой.
Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей.
Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали. Мы ходили около них и ругались, но рыбная ловля все равно была сорвана.
Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота.
Деревенские мальчишки помогали нам в этом. Однажды они примчались и, запыхавшись, рассказали, что на рассвете кот пронесся, приседая, через огороды и протащил в зубах кукан с окунями.
Мы бросились в погреб и обнаружили пропажу кукана; на нем было десять жирных окуней, пойманных на Прорве.
Это было уже не воровство, а грабеж средь бела дня. Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки.
Кот попался этим же вечером. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу.
Мы начали трясти березу. Кот уронил колбасу, она упала на голову Рувиму. Кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл.
Но спасения не было, и кот решился на отчаянный поступок. С ужасающим воем он сорвался с березы, упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом.
Дом был маленький. Он стоял в глухом, заброшенном саду. Каждую ночь нас будил стук диких яблок, падавших с веток на его тесовую крышу.
Дом был завален удочками, дробью, яблоками и сухими листьями. Мы в нем только ночевали. Все дни, от рассвета до темноты, мы проводили на берегах бесчисленных протоков и озер. Там мы ловили рыбу и разводили костры в прибрежных зарослях.
Чтобы пройти к берегу озер, приходилось вытаптывать узкие тропинки в душистых высоких травах. Их венчики качались над головами и осыпали плечи желтой цветочной пылью.
Возвращались мы вечером, исцарапанные шиповником, усталые, сожженные солнцем, со связками серебристой рыбы, и каждый раз нас встречали рассказами о новых босяцких выходках рыжего кота.
Но, наконец, кот попался. Он залез под дом в единственный узкий лаз. Выхода оттуда не было.
Мы заложили лаз старой рыболовной сетью и начали ждать. Но кот не выходил. Он противно выл, как подземный дух, выл непрерывно и без всякого утомления.
Прошел час, два, три… Пора было ложиться спать, но кот выл и ругался под домом, и это действовало нам на нервы.
Тогда был вызван Ленька, сын деревенского сапожника. Ленька славился бесстрашием и ловкостью. Ему поручили вытащить из-под дома кота. Ленька взял шелковую леску, привязал к ней за хвост пойманную днем плотицу и закинул ее через лаз в подполье.
Вой прекратился. Мы услышали хруст и хищное щелканье — кот вцепился зубами в рыбью голову. Он вцепился мертвой хваткой. Ленька потащил за леску. Кот отчаянно упирался, но Ленька был сильнее, и, кроме того, кот не хотел выпускать вкусную рыбу.
Через минуту голова кота с зажатой в зубах плотицей показалась в отверстии лаза.
Ленька схватил кота за шиворот и поднял над землей. Мы впервые его рассмотрели как следует.
Кот зажмурил глаза и прижал уши. Хвост он на всякий случай подобрал под себя. Это оказался тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.
Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил:
— Что же нам с ним делать?
— Выдрать! — сказал я.
— Не поможет, — сказал Ленька. — У него с детства характер такой. Попробуйте его накормить как следует.
Кот ждал, зажмурив глаза.
Мы последовали этому совету, втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, заливное из окуней, творожники и сметану.
Кот ел больше часа. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас и на низкие звезды зелеными нахальными глазами.
После умывания он долго фыркал и терся головой о пол. Это, очевидно, должно было обозначать веселье. Мы боялись, что он протрет себе шерсть на затылке.
Потом кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел.
С этого дня он у нас прижился и перестал воровать.
На следующее утро он даже совершил благородный и неожиданный поступок.
Куры влезли на стол в саду и, толкая друг друга и переругиваясь, начали склевывать из тарелок гречневую кашу.
Кот, дрожа от негодования, прокрался к курам и с коротким победным криком прыгнул на стол.
Куры взлетели с отчаянным воплем. Они перевернули кувшин с молоком и бросились, теряя перья, удирать из сада.
Впереди мчался, икая, голенастый петух-дурак, прозванный «Горлачом».
Кот несся за ним на трех лапах, а четвертой, передней лапой бил петуха по спине. От петуха летели пыль и пух. Внутри его от каждого удара что-то бухало и гудело, будто кот бил по резиновому мячу.
После этого петух несколько минут лежал в припадке, закатив глаза, и тихо стонал. Его облили холодной водой, и он отошел.
С тех пор куры опасались воровать. Увидев кота, они с писком и толкотней прятались под домом.
Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож. Он терся головой о наши ноги. Он требовал благодарности, оставляя на наших брюках клочья рыжей шерсти.
Мы переименовали его из Ворюги в Милиционера.
Хотя Рувим и утверждал, что это не совсем удобно, но мы были уверены, что милиционеры не будут на нас за это в обиде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МАЛЫМИ ФОЛЬКЛОРНЫМИ ФОРМАМИ»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МАЛЫМИ ФОЛЬКЛОРНЫМИ ФОРМАМИ»...
Конспект по развитию связной речи во второй младшей группе «Рассказывание детям народной сказки «Петушок и бобовое зернышко».
Конспект по развитию связной речи "Рассказывание детям народной сказки "Петушок и бобовое зернышко"....
Формирование познавательных способностей и развитие связной речи во второй младшей группе через проектную деятельность
Развитие речи - одна из главных задач воспитателя в детском саду....
Развитие диалогической речи во второй младшей группе (мнемотаблицы)
Развитие диалогической речи во второй младшей группе (мнемотаблицы)...
Доклад на тему " Формирование монологической речи во второй младшей группе.
Развитие монологической речи...
Конспект НОД по развитию монологической речи во второй младшей группе
Конспект НОД по развитию монологической речи во второй младшей группе...
Конспект НОД по развитию монологической речи во второй младшей группе
Конспект НОД по развитию монологической речи во второй младшей группе...