Методическая копилка учителя-логопеда по лексической теме «Народные игрушки и традиции» (подготовительная к школе группа)
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Материал для организации коррекционно-образовательного процесса в подготовительной логопедической группе ДОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКДОУ д/с №414 ЦО г. Новосибирска учитель-логопед О. В. Мельникова
Методическая копилка учителя-логопеда
по лексической теме «Народные игрушки и традиции»
(подготовительная к школе группа)
- Материал для совместной деятельности и индивидуальной работы воспитателей логопедической группы с воспитанниками
Лексика | Формирование лексико-грамматических категорий | Формирование связной речи | Форм-е реч-х нав., фонем. воспр. и нав. зв. ан. | Арт., пал., дых. гимнастика | ПБР |
Дети должны усвоить: разные виды росписи, их отличительные черты, иметь навыки элементарной росписи народных игрушек. Лексический материал: роспись, мастера-умельцы, водоноска, тряпичные, глиняные, силуэт, свистульки, кокошник, коромысло, веер, фарфор, керамика, мастера-умельцы, ярмарка, элементы, завиток, сеточка, фон. | Игра «Сосчитай-ка». Посчитайте игрушки от 1 до 5. Игра «Один -много». Не одна лошадка, а много.... (лошадок). Не один павлин, а много....(павлинов). Не один барыня, а много...(барынь). Не одна уточка, а много...(уточек). Не одна свистулька, а много...(свистулек). Игра «Скажи ласково». Свистулька - свистулечка, кукла - куколка, ложка - ложечка, погремушка – погремушечка, лошадь – лошадка, утка – уточка, игрушка – игрушечка. Игра «Из чего сделаны – какие…». Из резины - она резиновые, из пластмассы – пластмассовые, из железа – железные, из дерева – деревянные, из тряпок – тряпичные, из глины – глиняные, из соломы – соломенные, из бересты – берестяные. | Беседа: из чего делали народные игрушки? Какие они? Составление загадок-описаний. Пословицы: В марте щука хвостом лед разбивает. В марте курочка под порожком воды напьется. Март с водою, апрель с травою. | Звуковой анализ односложных и двусложных слов. Нахождение места звука в слове (начало, конец, середина), ударного слога. Работа со слоговой схемой слова, схемой предложения, предлоги, и их схематическое изображение. Дифференциация согласных звуков по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Буква, дифференциация . | Пальчиковая гимнастика Раз, два – Москва. (Хлопки) Три, четыре – мы в Сибири.(/-/) Раз, два, три, четыре, пять – (Соединяем пальчики) Выходить в Москве опять.(Шагают пальчики по слолу) Развитие арт. моторики. «Грибок», «Маляр», «Блинчик с вареньем», «Ветерок» Дыхательная гимнастика «Волшебная ладошка» Психоречевая гимнастика Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки разведем И побежим кругом. | Д\и: Игры «Чем похожи», «Найди различия» (для задания предлагаются два изделия с разными видами росписи) |
- Материал для совместной деятельности и индивидуальной работы с воспитанниками подготовительной логопедической группы
Лексическая тема «Народные игрушки и традиции»
Дети должны усвоить: разные виды росписи, их отличительные черты, иметь навыки элементарной росписи народных игрушек.
Лексический материал: роспись, мастера-умельцы, водоноска, тряпичные, глиняные, силуэт, свистульки, кокошник, коромысло, веер, фарфор, керамика, мастера-умельцы, ярмарка, элементы, завиток, сеточка, фон.
Инструкция воспитателя | Выполняемые действия |
1. Развитие общей моторики | |
Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки разведем И побежим кругом. | По тексту. |
2. Развитие мелкой моторики | |
Раз, два – Москва. Три, четыре – мы в Сибири. Раз, два, три, четыре, пять – Выходить в Москве опять. | Хлопки. /-/ Соединяем пальчики. Шагают пальчики по слолу. |
3. Развитие артикуляционной моторики | |
«Грибок», «Маляр», «Блинчик с вареньем», «Ветерок» | |
4. Развитие фонетико-фонематического восприятия | |
«Кто больше»: подбираем поочерёдно слова, которые начинаются со звуков [л] и [ль]. «Где живёт в слове звук» ([л],[ль] в начале, в середине или в конце слова). «Вспомни имена»: предложите ребёнку вспомнить имена с заданными звуками. «Составь слово»: поупражняйте в выкладывании слов с буквами Л из разрезной азбуки. | |
5. Развитие лексико-грамматического строя речи | |
Игра «Сосчитай-ка». Посчитайте игрушки от 1 до 5. Игра «Один -много». Не одна лошадка, а много.... (лошадок). Не один павлин, а много....(павлинов). Не один барыня, а много...(барынь). Не одна уточка, а много...(уточек). Не одна свистулька, а много...(свистулек). Игра «Скажи ласково». Свистулька - свистулечка, кукла - куколка, ложка - ложечка, погремушка – погремушечка, лошадь – лошадка, утка – уточка, игрушка – игрушечка. Игра «Из чего сделаны – какие…». Из резины - она резиновые, из пластмассы – пластмассовые, из железа – железные, из дерева – деревянные, из тряпок – тряпичные, из глины – глиняные, из соломы – соломенные, из бересты – берестяные. | |
6. Развитие связной речи | |
Беседа: из чего делали народные игрушки? Какие они? Составление загадок-описаний. Пословицы: В марте щука хвостом лед разбивает. В марте курочка под порожком воды напьется. Март с водою, апрель с травою. | |
7. Индивидуальная работа | |
Отслеживать правильность произношения в спонтанной речи у воспитанников группы всех поставленных звуков. Работа над слоговой структурой слова (сложные слова) – Настя, Женя П. , Влад Ш., Матвей Ф. – инд. занятия по автоматизации звуков (см. закладки в тетради). |
- План-конспект
занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи
«Звуки и буква Л»
Цели и задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формировать умения различать звуки в слогах, словах и предложениях.
Коррекционно-развивающие:
- развивать звуко-буквенный анализ;
- закрепить навык слогового анализа и синтеза слов;
- продолжать учить дифференциации мягких и твёрдых согласных звуков изолированно, в слогах, словах;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; нижнедиафрагмальное дыхание и звонкость голоса; фонематический слух и восприятие;
- уточнять и расширять словарь.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать трудолюбие и уважение к труду взрослых..
Оборудование: предметные картинки, буквы, индивидуальные наборы для составления схем, индивидуальные тетради с заданием, цветные карандаши, зеркала, счётные палочки, профили артикуляции звуков.
Ход занятий:
- Орг. момент. Развитие мелкой моторики:
Раз, два – Москва. Три, четыре – мы в Сибири. Раз, два, три, четыре, пять – Выходить в Москве опять. | По тексту. |
- Упражнения для арт. моторики и развития дыхания: «Ветерок», «Парус», «Болтушка».
Введение в тему:
занятие: что общего (звук Л).Характеристика звука Л, уточнение артикуляции.
Буква Л.
занятие: раздели на 2 группы (Л и Ль).Сравнение звуков.
Развитие фонематического слуха: «Хлопни – топни».
Физминутка «Сигналы».
- Работа в тетради:
1 занятие (зв. анализ): луна, калоша. Слоговые схемы, составление предложений, схема предложения.
2 занятие: У лисы лапа.
- «4-й лишний».
6. Итог занятия.
- Материал для фронтальных занятий
луна калоша
_________________ ________________
У лисы лапа.
- Материал для стенда учителя-логопеда
На этой неделе:
- дети продолжат знакомство с буквой Л и звуками Л и Ль; будут дифференцировать эти звуки .
Полезные игры:
- «Кто больше»: подбираем поочерёдно слова, которые начинаются со звуков [л] и [ль].
- «Где живёт в слове звук» ([л],[ль] в начале, в середине или в конце слова).
- «Вспомни имена»: предложите ребёнку вспомнить имена с заданными звуками.
- «Составь слово»: поупражняйте в выкладывании слов с буквами Л из разрезной азбуки.
Тема 3-4 недели марта:
«Народные традиции и игрушки»
- Родителям рекомендуется:
- побеседовать о народных промыслах, игрушках (информацию, презентации можно найти в интернете);
- продолжить закреплять в словаре обобщающее понятие «народные игрушки», гжельская, городецкая, хохломская, дымковская, каргопольская, филимоновская и др. росписи.
2. Продолжаем играть:
Игра «Один -много».
Не одна ложка, а много.... (ложек). Не один павлин, а много....(павлинов). Не один барыня, а много...(барынь). Не одн пднос, а много...(подносов). Не одна свистулька, а много...(свистулек) и т. д.
Игра «Сосчитай-ка». Посчитайте игрушки от 1 до 5.
Игра «Скажи ласково».
Свистулька - свистулечка, кукла - куколка, ложка - ложечка, лошадь – лошадка, игрушка – игрушечка и т. д.
Игра «Из чего сделаны – какие…». Из форфора – фарфоровые, из керамики – керамические, резины - резиновые, из пластмассы – пластмассовые, из железа – железные, из дерева – деревянные, из тряпок – тряпичные, из глины – глиняные, из соломы – соломенные, из бересты – берестяные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД из раздела "Коммуникация" в подготовительной к школе группе на тему "Народная игрушка"
Закрепление знаний детей о народном промысле.Развитие умений составлять последовательные интересные рассказы. Развитие творческих театральных способностей детей....
Календарное планирование. Тема недели "Знакомство с народной культурой и традициями. ". Подготовительная к школе группа.
Ежедневное планирование на неделю (январь )по теме: "Занакомство с народной культурой и традициями" ....
Учебно-методическое пособие комплексного планирования лексической темы :«Насекомые» для детей с ТНР старшего возраста групп компенсирующей направленности
Разработка комплексно -тематической лексической темы: , "Насекомые" для детей старшего дошкольного возраста, посещающих группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи...
Рекомендации родителям по теме "Народная игрушка" для детей подготовительной к школе группе
Интерес к русской культуре, традициям формируется уже в младшем дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте мы продолжаем знакомиться с народными традициями и обычаями, с народным декоративно п...
Паспорт проекта на тему"Народная культура и традиции" (подготовительная группа).
Создание условий для формирования основ патриотического сознания через знакомство с истрией и культурой России, через портенциал произведений и художественных промыслов....
Домашнее задание для дошкольников по лексической теме "Народная игрушка"
Домашнее задание для дошкольников по лексической теме "Народная игрушка"...
Рекомендации для родителей для детей младшего возраста. Лексическая тема "Народная игрушка"
Рекомендации для родителей на тему: «Народная игрушка».Родителям рекомендуется:- Рассказать детям о русских народных игрушках, рассмотреть их на иллюстрациях и в натуральном виде.- Рассмот...