«Речевое развитие дошкольников в разновозрастной группе посредством использования текстильных кукол».
материал по развитию речи на тему

Особенностью контингента моей группы является то, что в ней воспитываются дети с 3 до 5 лет.
У воспитанников разные игровые интересы, уровень развития речи, различный активный словарный запас, общения со сверстниками, взрослыми.
Продуктивно организовать работу по развитию речи мне помогает использование самодельных текстильных кукол.
Откуда  появились  текстильные куклы в нашем cаду ?
 Как и для других пилотных садов, перед нами одной из задач стоит пополнение предметно-развивающей среды. 
В рамках годового плана в нашем ДОУ прошел конкурс ширм. Участие в конкурсе приняли все группы нашего сада. В результате в группах появились по 1-2 ширмы сделанные воспитателями совместно с родителями. 
(слайд 6)
Параллельно конкурсу ширм, в нашем ДОУ прошел конкурс "Воспитатель года", в котором я приняла участие и педагогов привлекло мое хобби - текстильные куклы.  
 (слайд 7) 
В связи с чем, в нашем саду, мною,  было проведено 2 мастер-класса для педагогов ДОУ, по созданию текстильных кукол. 
(слайд 8)
Родители так же заинтересовались куклами и, в рамках работы родительского клуба «Содружество»,так же было проведено 2Мк, для родителей.
(слайд 9)
.После чего мы получили минимум по две куклы в каждой группе.  И стали использовать текстильных кукол в непосредственной образовательной, совместной, самостоятельной деятельности.
Слайд 10
При помощи текстильной куклы дети пополняют активной запас, включенной в общение. Учатся договариваться, решать конфликтные ситуации без драк.Могут обращаться с вопросами и просьбами как друг к другу, так  и к взрослым( удерживают контекст общения)
 
На следующем слайде представлен пример НОД развитие речи тема "Признаки весны"
В процессе использования текстильной куклы воспитанники развивают диалогическую речь, активизируют моторику (управление куклой), осваивают новые значения слов, уместность их употребления в соответствии с контекстом. 
У детей развивается воображение (общение от имени персонажа-куклы), а так же возможность увидеть и осознать точку зрения другого.
(слайд 11-12)
С помощью текстильной куклы, при организации совместной или самостоятельной деятельности, появляются игры, в которых дети воспроизводят действия взрослого, активизируется интерес к сверстникам.Учатся договариваться.
При игре с текстильными куклами у детей развита крупная моторика, они стремятся осваивать различные виды движения, с использованием речевого упражнения. Рука-речь-движение.
(слайд  13-14)
Дети наблюдают за действиями друг друга и подражают друг другу.
(слайд 15)
При использовании текстильной куклы, происходит театрализованная мини постановка(слайд 16)у воспитанников увеличивается познавательная активность, интерес к стихам, песням и сказкам(слайд 17),рассматриванию декораций(слайд 18).
 
Данную работу считаю продуктивной, т.к. по наблюдениям за речевой активностью детей выявила
Обогащения активного словаря;
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; 
Развитие речевого творчества в самостоятельной деятельности, обогащение игровых сюжетов в сюжетно-ролевой игре; 
При использовании текстильной куклы в речевом развитии  детей мы работаем в сотрудничестве с логопедом над следующими моментами
Развитие фонематического слуха;
Понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. 
Трудности возникают при организации очерёдности в высказываниях детей, т.к.волевая регуляция у младших отсутствует, наблюдается полевое поведение (возрастные особенности). Предполагаем создавать такие игровые ситуации, в которых решаются эти проблемы.
Текстильная кукла заняла свое достойное место в речевом развитии дошкольников!(слайд 20)
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_doshkolnikov_v_raznovozrastnoy_gruppe.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги!

 Меня зовут Шевченко Алена Валентиновна, я работаю в  445 детском саду Ленинского района.

Темой моего выступления является:

«Речевое развитие дошкольников в разновозрастной группе посредством использования текстильных кукол».

 (Слайд 1)

Наш детский сад является пилотным учреждением Ленинского района по внедрению ФГОС. Учреждение находится на Троллейном жил массиве.

В ДОУ осуществляется  качественная коррекционная работа с воспитанниками, имеющими нарушения ОпорноДвигательногоАппарата, фонетикофонематическогонедоразвития речи.

(Слайд 2)

Особенностями контингента семей на Троллейном жил массиве, где находится МКДОУ д/с №445, является возрастной состав родителей около тридцати лет. Большое количество семей имеют 2 - 3 детей, преимущественно дошкольного возраста. Большинство семей живёт отдельно от старшего поколения, родители загружены работой большую часть времени.

 Следовательно, запрос семей предусматривает необходимость организовать воспитанникам полное 12 часовое пребывание, организацию активного сотрудничества с социумом. ДОУ будет решать данную задачу, расширяя круг сотрудничающих организаций, а так же сохраняя и углубляя традиции совместной работы с ВНГ(вторая новосиб гимназия), библиотекой им. А. Гайдара.

(Слайд 3)

ДОУ имеет статус комбинированного, т.к. функционируют 4 ортопедические группы для детей с ОВЗ(ограниченными возможностями здоровья), 1 санаторная группа для детей с ослабленным здоровьем, где предусмотрено меньшее количество детей, все группы ДОУ имеют большее число воспитанников, чем предусмотрено нормами и такая тенденция сохраняется.

Следовательно, ДОУ должно организовывать работу так, чтобы обеспечить возросшее число воспитанников качественными услугами, не теряя при этом индивидуального подхода.

Логопункт работает с 40 воспитанниками, а детей, имеющих логопедические проблемы больше в 2 раза. Следовательно, воспитателю необходимо организовывать работу по данному направлению.

(Слайд 4)

В работе педагоги нашего учреждения руководствуются следующими нормативными документами

 В частности, вП.1.6.  говорится о том, что стандарт направлен на решение следующих задач:

создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

Развитие речи осуществляется при реализации области речевое развитие в интеграции с остальными областями.

ФГОС п.2.5Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В целевых ориентирах п.4.6. отмечено, что

ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

(Слайд 5)

Особенностью контингента моей группы является то, что в ней воспитываются дети с 3 до 5 лет.

У воспитанников разные игровые интересы, уровень развития речи, различный активный словарный запас, общения со сверстниками, взрослыми.

Продуктивно организовать работу по развитию речи мне помогает использование самодельных текстильных кукол.

Откуда  появились  текстильные куклы в нашем cаду ?

 Как и для других пилотных садов, перед нами одной из задач стоит пополнение предметно-развивающей среды.

В рамках годового плана в нашем ДОУ прошел конкурс ширм. Участие в конкурсе приняли все группы нашего сада. В результате в группах появились по 1-2 ширмы сделанные воспитателями совместно с родителями.

(слайд 6)

Параллельно конкурсу ширм, в нашем ДОУ прошел конкурс "Воспитатель года", в котором я приняла участие и педагогов привлекло мое хобби - текстильные куклы.  

 (слайд 7)

В связи с чем, в нашем саду, мною,  было проведено 2 мастер-класса для педагогов ДОУ, по созданию текстильных кукол.

(слайд 8)

Родители так же заинтересовались куклами и, в рамках работы родительского клуба «Содружество»,так же было проведено 2Мк, для родителей.

(слайд 9)

.После чего мы получили минимум по две куклы в каждой группе.  И стали использовать текстильных кукол в непосредственной образовательной, совместной, самостоятельной деятельности.

Слайд 10

При помощи текстильной куклы дети пополняют активной запас, включенной в общение. Учатся договариваться, решать конфликтные ситуации без драк.Могут обращаться с вопросами и просьбами как друг к другу, так  и к взрослым( удерживают контекст общения)

На следующем слайде представлен пример НОД развитие речи тема "Признаки весны"

В процессе использования текстильной куклы воспитанники развивают диалогическую речь, активизируют моторику (управление куклой), осваивают новые значения слов, уместность их употребления в соответствии с контекстом.

У детей развивается воображение (общение от имени персонажа-куклы), а так же возможность увидеть и осознать точку зрения другого.

(слайд 11-12)

С помощью текстильной куклы, при организации совместной или самостоятельной деятельности, появляются игры, в которых дети воспроизводят действия взрослого, активизируется интерес к сверстникам.Учатся договариваться.

При игре с текстильными куклами у детей развита крупная моторика, они стремятся осваивать различные виды движения, с использованием речевого упражнения. Рука-речь-движение.

(слайд  13-14)

Дети наблюдают за действиями друг друга и подражают друг другу.

(слайд 15)

При использовании текстильной куклы, происходит театрализованная мини постановка(слайд 16)у воспитанников увеличивается познавательная активность, интерес к стихам, песням и сказкам(слайд 17),рассматриванию декораций(слайд 18).

Данную работу считаю продуктивной, т.к. по наблюдениям за речевой активностью детей выявила

  • Обогащения активного словаря;
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • Развитие речевого творчества в самостоятельной деятельности, обогащение игровых сюжетов в сюжетно-ролевой игре;

При использовании текстильной куклы в речевом развитии  детей мы работаем в сотрудничестве с логопедом над следующими моментами

  • Развитие фонематического слуха;
  • Понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Трудности возникают при организации очерёдности в высказываниях детей, т.к.волевая регуляция у младших отсутствует, наблюдается полевое поведение (возрастные особенности). Предполагаем создавать такие игровые ситуации, в которых решаются эти проблемы.

Текстильная кукла заняла свое достойное место в речевом развитии дошкольников!(слайд 20)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по речевому развитию в младшей разновозрастной группе «Про курочку Рябу»

Программное содержание .• закрепить знание содержания сказки; повторять вслед за взрослым отдельные слова и фразы;• способствовать формированию интонационной выразительности речи;• развивать мелкую мо...

Конспект по речевому развитию во второй младшей группе (посредством театрализации)

Цель: Разработать и экспериментально проверить модель развития речи детей посредством   театрализованной деятельности. Задачи:Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятел...

Познавательно-речевое развитие дошкольников старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности

ull;Цель - совершенствование речевого развития и раскрытии личностного творческого потенциала дошкольников, используя современные инновационные технологии в работе учителя-логопеда....

Центр речевого развития "Говоруша" для разновозрастной группы с ТНР

Для развития речи дошкольников необходима организация речевого центра, стимулирующая речевую активность детей. А также организация единого образовательного пространства  «ребенок - детский ...

Рабочая программа по «Речевому развитию» Для старшей разновозрастной группы ( 5-7 лет.)

Разработка программы осуществлена в соответствии с :Законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ – «Об образовании в РФ»;Конвенцией о правах ребенка ООН;Федеральным государственным образов...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей разновозрастной группе

Развитие у детей интереса к культуре и истории Донского края .Совершенствовать знания детей о жизни казаков, традициях, быте, одежде. Воспитывать патриотические чувства, приобщать к фольклор...

Речевое развитие дошкольников через литературное чтение посредством игры.

laquo;Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы» - гласит народная мудрость. По мнению ведущих педагогов, речь играет важную роль в становлении личности ребенка. Язык и речь ...