Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей разновозрастной группе
методическая разработка
Развитие у детей интереса к культуре и истории Донского края .Совершенствовать знания детей о жизни казаков, традициях, быте, одежде. Воспитывать патриотические чувства, приобщать к фольклорному искусству: колыбельные, потешки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №15 «Золотой петушок» г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по
познавательно-речевому развитию в старшей разновозрастной группе
«В гости к казакам»
Подготовила:
воспитатель Козырева Е.В.
Тема: «В гости к казакам»
Цели и задачи:
1. Развитие у детей интереса к культуре и истории Донского края.
2. Закрепить понятие семья, родственники, предки, Родина, герб семьи. Совершенствовать знания детей о жизни казаков, традициях, быте, одежде. Закрепить знания о временах года, домашних животных, домашних птицах. Формировать представление о весенних работах на земле (посадка лука, проращивание картофеля).
3. Упражнять в умении лепить из соленого теста вареники.
4. Активизировать и обогащать словарь детей: утварь, чугунок, подворье, папаха, шаровары, фуражка, рубаха.
5. Воспитывать патриотические чувства, приобщать к фольклорному искусству: колыбельные, потешки.
Предварительная работа: рассматривание фотоальбомов «Моя семья», изготовление гербов семьи, слушание народных казачьих песен, рассматривание фотографий казаков, беседы с детьми.
Оборудование: платки, папаха, фуражка, кукла (казак, казачка, сундук, костюм казака, рубель, люлька, куклы из тряпок, подворье с животными по временам года, картошка для опыта, лук для посадки, фартуки, соленое тесто для вареников, аудиозапись народных казачьих песен, 2 корзинки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я хочу вам что-то показать. Вы знаете что это? (показывает на герб на стене).
Дети: Герб семьи.
Воспитатель: Правильно. Недавно вы дома придумывали и рисовали с мамами и папами герб своей семьи. И мы сделали такую красивую выставку на фоне знамени «Всевеликого войска Донского». А что это за альбомы лежат? Это выставка ваших семейных фотоальбомов с фотографиями вашей семьи.
Воспитатель: Ребята, скажите, что такое семья (мама, папа, близкие люди). Скажите, как можно назвать близких вам людей (семья, родственники).
Правильно, близкие люди – это мама, папа, бабушка, дедушка. Это родственники.
А у бабушки и у дедушки были свои мамы и папы – это дальние родственники, родичи, предки.
Ребята, я предлагаю вам отправиться в гости. (Показывает на дом) Как вы думаете, куда мы сейчас с вами попадем?
Правильно, в этот дом. Но мы с вами живем на Дону, где живут донские казаки. А на Дону дом называют - курень. Это казачий курень. Давайте рассмотрим курень, в которой живет старинная казачья семья. Но для этого нам нужно надеть на голову казачьи головные уборы. Папахи и фуражки наденут мальчики, а платочки девочки, я тоже вместе с вами накину платочек на плечи. А теперь надо повернуться вокруг себя, сказать: «Время, время, остановись, к нашим предкам повернись»
(Дети надевают папахи, фуражки, набрасывают на плечи платочки, кружатся вокруг себя, проговаривая слова).
Воспитатель: Вот теперь вы казачата, а я казачка. Мы попали в прошлое казаков.
Воспитатель: Давайте поприветствуем хозяина дома. Кто это? (казак)
А вы знаете, чем занимался казак? (добывал пищу, работал в поле, защищал свою Родину, обучал боевого коня (показ фото).
Воспитатель: Посмотрите, в казачьем курене для нас есть сюрприз (Воспитатель достает сундучок). Но чтобы он открылся, нужно сказать волшебные слова: «Чок, чок, чок – ты откройся, сундучок» (дети повторяют).
Воспитатель: Посмотрите, вот настоящий костюм казака. Красивый костюм?
– Да.
Воспитатель: Что казак надевает на голову?
– Папаху.
– Что казак надевает на себя? У казаков длинный мундир темно-синего цвета. На стоячем воротнике и обшлагах рукавов мундира вшивалась красная окантовка. Темно-синие шаровары, отделанные красным кантом, заправлялись в сапоги. Головными уборами служили папахи и фуражки.
Воспитатель: А как называют женщину казака?
– Казачка.
– Чем занимается казачка?
–Ходит за водой к колодцу, стирает, готовит, гладит.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как казачка в старину гладила белье? Ведь раньше не было утюгов, как сейчас с паром, а гладили вот этим предметом (показывает рубель).
И название у него интересное – рубель. Давайте вместе скажем - рубель.
Дети повторяют.
Воспитатель: Посмотрите, какой он ребристый. (Воспитатель на каталку наматывает мятое полотенце, с силой проводит по нему рубелем, белье становится гладким).
Дети пробуют гладить рубелем.
Воспитатель: Давайте заглянем в курень. Ой, что это? (Люлька.)
– Для чего она нужна? (Чтобы деток качать.)
– Дети казаков спали вот в таких люльках, а играли вот такими куклами.
Вы возьмите этих кукол и покачайте их вместе со мной.
Воспитатель качает в люльке куклу и поет колыбельную песню вместе с детьми.
А баю – баю – баю, дед ушел за рыбою,
Бабушка коров доить, а отец дрова рубить.
А –а – а. Березонька у окна,
Расшумелась она. Березонька скрип да скрип,
Наша дочка сладко спит. А – а –а
Доченька уснула, ваши куколки тоже отнесите на кровать.
Ребята, я же совсем забыла! Расшумелось, проголодалось во дворе мое богатое хозяйство. Хотите посмотреть? Пойдемте.
А ну-ка, скажите мне, кто живет на моем подворье?
– Свиньи, куры, утки, коровы, козы, овцы, лошади.
Воспитатель: Посмотрите, какое время года на этом дворе?
– Зима.
– Сегодня у нас очень интересный день. Сегодня последний день зимы.
А завтра наступит долгожданная весна. Вы рады приходу весны?
Весной становится теплее, радостно и весело, просыпается вся природа.
Вот сейчас мы выйдем на полянку и порадуемся приходу весны.
Инсценировка потешки: «Картошка».
Дети: Как под горкой под горой,
Торговал старик золой (поют с усмешкой)
Старик: Картошечка моя,
Вся поджаренная (нахваливает картошку)
Старик злится на детей и догоняет их.
Дети убегают (повтор 2 раза).
Воспитатель: Чтобы картошка была крупная, вкусная, за ней нужно ухаживать. Картошку сажают весной в землю, но не какую попало, а отбирают хорошую, здоровую с крепкими ростками, которые проращивают на свету (показ детям).
Воспитатель: Ребята, что кроме картошки можно посадить на огороде?
Дети: Огурцы, лук, морковь и другие овощи.
Воспитатель: А вот я уже кое-что вырастила на своем огороде. Хотите узнать что? Ну, тогда добро пожаловать на мой огород!
Посмотрите, какой у меня вырос лучок (зеленый, сочный, густой).
Давайте рядышком на грядке посадим еще лучок (посадка лука).
Ты расти, расти лучок,
Золотистый бочок.
Хорошо тебя польем,
Витамины соберем.
(дети проговаривают слова)
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо потрудились, а теперь помоем руки.
Теки вода не туда, а сюда.
Не на рубашку, не к стене.
А в ладошки ко мне.
Воспитатель: Дети, руки вытирайте рушниками.
Воспитатель: А сейчас за ваш труд мне хочется угостить вас настоящим казачьим блюдом – варениками с картошкой. Любите вареники?
– Да!
– Тогда быстренько мои помощники все на кухню, подкатывайте рукава, надевайте фартуки.
Лепка из соленого теста
Из чего лепят вареники? Из теста.
Вот мое тесто мягкое, белое, оно полежало и подошло. Мы сейчас его разомнем, сделаем лепешки. Внутрь вареника положим начинку ( крашеное тесто), картошечку с лучком и слепим красивый вареник, пальчиками прищипываем края. Зачем нужно прищипывать края?
Дети: Чтобы вареник не расклеился и картошка не выпала из него.
Воспитатель: Складываем вареники на блюдо.
Пальчиковая гимнастика.
Взяли мы стакан воды, в мисочку налили.
А потом яичко вбили. Чуть-чуть посолили.
Мы просеяли муку. Тесто замесили.
Для начинки мы картошку с луком положили.
Скалкой тесто раскатали. И кружочки делать стали.
Нет, мы вовсе не шалили. Мы вареники лепили.
Воспитатель включает песню казачьего хора «Варенички».
- Варенички слепили, а теперь можно потанцевать (дети танцуют).
Воспитатель: А теперь подойдите все ко мне, вам понравилось наше путешествие в прошлое?
– Да!
Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Мы сейчас снимем наши головные уборы, повернемся вокруг себя и скажем: «Время, время, повернись, в наше время возвратись» (дети повторяют слова).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной непосредственно-образовательной интегративной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе "Путешествие в зимний лес"
Конспект совместной деятельности с детьми младшей группы по экологии, предствленный в форме открытого показа на районном методическом объеденении...
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности Тема: "Наши пернатые друзья". (старшая разновозрастная группа)
Цели:Развивать умения детей распознавать птиц по повадкам и внешнему виду. Закрепить знания детей о последовательности в развитии птиц (яйцо – птенец – птица). Упражнять детей в классификации птиц на ...
Творческий проект. Конспект непосредственной образовательной области по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе на тему:«Знакомство с театром»
· Познакомить детей с видами театра, вызвать интерес к театрализованной деятельности....
Конспект непосредственной образовательной области по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе на тему: «Цирк»
обогащение личного опыта детей в процессе знакомства с культурным пространством цирка, расширение и систематизирование знания детей о цирке, его профессиях, животных, атрибутах....
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности с применением ИКТ в старшей группе не тему«Паровоз загадок»
Цель: создать условия к развитию устойчивого интереса к музыкальной деятельности детей. Задачи:1. Развивать музыкально-двигательные способности детей (ритмичность, координацию движений, про...
Конспект организованной образовательной деятельности педагога с детьми в старшей разновозрастной группе на тему «Загадочный воздух и его свойства»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25229474","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Конспект организованной образовательной деятельности педагога с детьми в старшей разновозрастной группе на тему «Такие разные камешки»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25229723","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...