Речевой этикет как средство развития коммуникативной культуры и социокультуры дошкольников
консультация по развитию речи по теме
В дошкольном возрасте интенсивно усваиваются нравственные чувства детей, развиваются нормы и правила поведения, формируются черты характера и этические навыки, начинается складываться стиль взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому главная задача современного дошкольного образования -формирование навыков культуры поведения дошкольника как основы нравственного становления его личности в будущем.
Формирование культуры поведения в дошкольном возрасте предусматривает ознакомление с правилами и нормами речевого общения, а именно с формулами речевого этикета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoy_etiket_1.doc | 85.5 КБ |
rechevoy_etiket.ppt | 2.52 МБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «ЦРР – д/с№50»
МАСТЕР – КЛАСС «Речевой этикет»
Цель: развивать умение осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия.
Задачи:
- доказать актуальность проблемы речевого этикета в свете ФГОС;
- рассказать о некоторых теоретических вопросах речевого этикета (термины, - правила ведения беседы и правила поведения во время беседы, речевые клише приветствия, извинения, отказа, как говорить комплименты);
- прокомментировать с точки зрения речевого этикета некоторые речевые ситуации.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Орг. момент. Приветствие. Слайд 1
Гипотеза. Проблема речевого этикета намного актуальнее сейчас, чем много лет назад, и требует пристального внимания. Проблема интересует как педагогов, так и родителей.
Слайд 2
Чтобы доказать актуальность выбранной темы, я проведу небольшой опрос.
Слайд 3
Что такое «речевой этикет»? Слайд 4:
Есть несколько научных определений речевого этикета.
1.Речевой этикет — это система специфических языковых знаков (слов, устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских, вежливых, доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуации. Толковый словарь речевого этикета
2.Речевой этикет — условный язык вежливости, субординации, имеющий свой словарь (систему знаков) и грамматику (правила пристойного речевого поведения в обществе) Толковый словарь русского речевого этикета.
3.Речевой этикет — это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях. Русский язык. Энциклопедия.
Слайд 5:
Проще говоря, речевой этикет — это правила о том, как говорить, о чем говорить, где говорить и с кем говорить.
Задание: "Каков человек, такова и его речь" (Сократ).
О чём, по вашему мнению, может рассказать речь человека?
(Об уровне интеллекта и образования; О социальном статусе;О месте рождения и проживания; О мировоззрении и интересах; О воспитании; О характере и привычках.)
Как было.
Слайд 6, 7, 8 (читаю со слайдов)
Как бы мы ни определили это понятие, бесспорно одно: речевой этикет сопровождает человека всю его земную жизнь, от ласкового маминого «Агу» до последнего «Прости».
Первые уроки культуры общения мы получаем от самых близких и дорогих нам людей: мамы, отца, бабушки, няни, воспитателя...
Слайд 9:
«Что надо сказать?» - с этого вопроса — напоминания каждый из нас осваивал жизненно — необходимые правила поведения, общественные обычаи.
«Безобычному человеку с людьми не жить» - гласит русская пословица.
Тот, кто пренебрегает общественно принятыми нормами поведения, в том числе и нормами речевого поведения, не может рассчитывать на уважение окружающих, а, следовательно, и на личный успех в жизни.
Доброжелательность, доброта и приветливость, радушие, гостеприимство по отношению к знакомым и в особенности к незнакомым, вежливость, скромность, учтивость наряду с другими христианскими добродетелями почитались в народе как ценные моральные качества, обладать которыми должен стараться каждый человек. Об этом постоянно и настойчиво напоминала церковь, этому старшие разными способами учили младших.
Слайд 10:
Великий князь Киевский Владимир Мономах (1053-1125), мудрый правитель и доблестный военачальник, оставляя на княжение сыновьям русскую землю, завещал им: «иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне».
... При старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться...
... не свирепствовать словом, не хулить в беседе...
...не много смеяться, стыдиться старших...
...не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите...
Слайд 11:
Подобные наставления находим и в известном памятнике средневековой культуры «Домострой» (16век), ставшем многозначным символом патриархальной Руси. В течение почти четырёхсот лет в домашнем обиходе многих русских дворян, купцов, горожан среднего достатка и служилых людей «Домострой» оставался традиционным путеводителем по домоводству, «обрядником всего, что делать и как жить».
Слайд 12:
«...Если случиться приветить приезжих людей, торговых ли, иноземцев, иных гостей, званых ли, Богом ли данных :богатых или бедных, монахов или священников,- то хозяину и хозяйке следует быть приветливыми и должную честь воздавать по чину и по достоинству каждого человека. Вежливо и благодарно, ласковым словом каждого из них почитать, со всяким поговорить и добрым словом приветить, да есть и пить или на стол выставить, или подать из рук своих с особым приветом, но каждого чем-то выделить и всякого порадовать.
Внимание народа к речевому этикету широко отразилось в произведениях русского фольклора и литературы.
Существуют множество пословиц, поговорок, афоризмов, так или иначе связанных с этой темой.
Слайд 13
Слайд 14:
- Без языка и колокол нем.
- В добрый час молвить, в худой промолчать.
- Говорить не устать, было бы что сказать.
- Кто говорит, тот сеет, кто слушает — собирает.
- На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся.
И тут мы возвращаемся к главному вопросу темы Слайд 15
Как есть.
Слайд 16:
На современное состояние РЭ влияют:
- Национальная специфика
- Уровень культуры
- Ненормативная лексика и молодежный жаргон.
Слайд 17: В каждой культурно-языковой группе присутствуют формулы приветствия и прощания, уважительного обращения к старшим по возрасту или положению.
Слайды 18, 19, 20 (читаю со слайдов)
Проблема РЭ широкомасштабна. Это не только «засорение» русского языка иностранными словами, сленгом и жаргоном, это потеря самобытности русского языка и самобытности нации.
Не зря в опросе присутствовал вопрос о сленге.
РЭ — это Речь и Этикет. А современные дети, да и многие взрослые не задумываясь, употребляют сленговые выражения (т.е. жаргон) в тех ситуациях, когда этого делать не стоит. Сленг, конечно, засоряет язык. Кроме того, в связи с развитием компьютерных технологий и «продвинутостью» юных пользователей, в неформальный язык входит огромное количество компьютерных слов — терминов, спрятанных в сленговых словах.
Слайд 21:
Сравните два отрывка:
«Классный Днепр при клёвой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит он сквозь леса и горы. Не гикнется, не навернётся. Вылупишь зенки свои, откроешь варежку и не сечешь, пилит он или не пилит. Редкая птица со шнобелем дочешет до середины, а если доскачет — так гикнется, что копыта отбросит».
«Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Не замелькнёт, не прогремит. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт вдаль его величественная красота... Редкая птица долетит до середины Днепра...»
Разве можно сравнить сленг и красивый русский язык?
Поговорим о сленговых словечках: откуда они взялись и для чего мы их употребляем в речи – (внимание на слайд).
Слайд 22:
Правильность речи, её точность, логичность, чистота, богатство и выразительность — критерии хорошей речи. Ещё одним немаловажным критерием хорошей речи является уместность.
Бывает, что и образованные люди, прекрасно владеющие языком, речью, не понимают друг друга, не могут договориться, слушают, но не слышат или недостаточно тактичны или деликатны.
Слайд 23:
Задумаемся о том, что происходит с человеком, находящимся в информационном поле сленговых выражений. Мосару Эмото – японский ученый пришел к выводу, что свойства воды меняются в зависимости от информации, что на ней запечатлевается. На воду производилось воздействие как положительной, так и отрицательной информацией. И вода ярко демонстрировала свою реакцию, откликаясь на положительную информацию развертыванием прекрасно структурированных кристаллов. В это же время на информацию, содержащую негативный посыл, вода реагировала соответственно.
Хочется верить, что те, кто ещё говорит на непонятном языке, вырастут из него, как из пеленок, быстрее, а наши беседы им помогут. Частота употребления сленга снижается, когда ведётся целенаправленная работа по развитию речевого этикета. Значит, говорить надо по-русски!
Вывод: Сейчас тема речевого этикета педагогов и воспитателей актуальна как никогда.
В требованиях к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования по ФГОС ясно говориться: У педагогического работника, реализующего программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста (пункт 6) .
Одной из этих основных компетенций является, в том числе, полное овладение навыками речевого этикета.
Слайд 24:
Качества речевого этикета:
- Тактичность.
- Предупредительность.
- Терпимость.
- Доброжелательность.
Средства речевого этикета: комплименты, волшебные слова.
Слайд 25:
Комплимент - любезное, приятное слово, лестный отзыв. Комплимент — одобрение нашей внешности, ума, поступка, работы. Комплимент одобряет и ободряет!
- Как вы хорошо выглядите!
- Вы так прекрасны!
- У вас замечательные глаза!
- А вы такой интересный собеседник!
- Вы так увлекательно рассказываете!
- Вы прекрасный педагог!
Комплименты воодушевляют, но только правильно выраженные.
Слайд 26:
Комплимент:
- не должен быть двусмысленным;
- должен быть «без гипербол», содержать лишь небольшое преувеличение качеств человека;
- должен учитывать собственное мнение человека о себе, касаться тех качеств, которыми человек гордиться. Если же человек не стремиться совершенствовать какое-то качество, не надо касаться его в комплименте;
- должен быть без дидактики, не надо учить в комплименте;
- должен быть «без приправ» - «без ложки дёгтя».
Слайд 27:
Давайте говорить друг другу комплименты!
Задание: Сделайте комплимент соседу
Слайд 28: Волшебные слова
Слайд 29:
Приветствие | Добрый день (утро, вечер)! Здравствуйте! |
Прощание | До свидания! Всего доброго! Всего хорошего! До встречи! (если назначена встреча) Позвольте попрощаться! Счастливого пути (отъезжающему) |
Благодарность | Спасибо! Очень признателен вам! Благодарю! Большое спасибо! Сердечно благодарю (благодарен)! Разрешите поблагодарить вас! |
Просьба | Будьте добры… Будьте любезны… Прошу вас… |
Извинение | Приношу свои извинения… Извините, пожалуйста… Прошу меня простить… Простите, пожалуйста… |
Предложение | Позвольте предложить… Мне хочется предложить вам… Я хотел бы предложить вам… |
Приглашение | Разрешите пригласить вас на… Я приглашаю вас на… От имени…приглашаю вас на… |
Н.Ушаков. Рассказ «Пожалуйста»
Леночка сидела в трамвае. Она все время вертелась и болтала ногами. Ее соседка отодвинулась. Она боялась. что Лена испачкает ей пальто.
– Деточка, сиди спокойно, пожалуйста. Так нельзя себя вести, – заметила Лене старушка, сидевшая напротив.
– А что я сделала? – возразила Лена. – Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.
И она, надувшись, стала смотреть в окно.
– И девочка, и старушка произнесли одно и то же слово – пожалуйста. Но с одинаковой ли интонацией было произнесено это слово? (Выслушать ответы)
– Итак, доброжелательная интонация, мимика, улыбка тоже играют важную роль при общении.
Задание: Теперь попробуйте произнести слово «Здравствуйте» с оттенком:
равнодушия; радости; злости; ехидства; уважения.
Слайд 30:
Казалось, что проще: соблюдай правила, ведущие к успеху общения. А это:
1.Внимание и приветливость по отношению к собеседнику.
2.Соблюдение субординации по возрасту.
3.Учёт ответной реакции собеседника.
4.Разговор на тему, предложенную собеседником, преимущественное выслушивание собеседника, а не говорение.
5.Для создания более доверительной обстановки разговора употребление имени — отчества собеседника.
Слайд 31
Слайды 32, 33, 34, 35 (читаю со слайдов)
Что делать?
Предлагаются разные пути решения проблемы: от «строгой цензуры в СМИ» до «нужно начать с себя». В адрес родителей часто звучит: « Родители! Отложите пульты и телефоны и прочитайте вместе с ребёнком что-нибудь из классики!».
Нам, педагогическим работникам необходимо тесно взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребёнка, следуя требованиям ФГОС создавать образовательные проекты совместно с семьёй. Проводить семинары, практикумы и не только для сотрудников, но и для родителей, а также совместно с родителями и детьми. Ввести «Речевой этикет» в интегрированную НОД, больше читать детям.
Нужно следить за своей речью и правилами поведения, читать соответствующую литературу, работать над собой.
Слайд 36: Требования к речи педагога в ДОУ.
Слайд 37: Слова-паразиты.
Слайд 38:
Домашнее задание: посчитайте свой «запас», а потом детский. Между ними присутствует самая непосредственная, прямая зависимость: «чем больше отдаешь, тем больше получаешь».
Так что же мы отдаем из своего «волшебного запаса» в течение дня воспитанникам? Вспоминаем и считаем!
УТРОМ – «Доброе утро», «Я рада тебя видеть», «Здравствуй», «Как ты себя чувствуешь? »
ЗА ЗАВТРАКОМ, ОБЕДОМ, УЖИНОМ – «Приятного аппетита», «Благодарю», «Спасибо», «Позволь за тобой поухаживать», «Все было очень вкусно».
ВО ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ – «Разреши», «Будь добр», «Пожалуйста», «Извини», «Позволь», «Если тебя не затруднит», «Прошу прошения».
ПОСЛЕ ТИХОГО ЧАСА – «Как спалось? », «Как твое здоровье? ».
ВЕЧЕРОМ – «Добрый вечер», «До свидания», «До завтра», «До встречи», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Всего доброго», «Доброй ночи», «Приятных снов».
Слайд 39: Заключение.
Существует более 200 книг на данную тему. Популярные книги представлены на экране (слайды 40, 41, 42)
Несмотря на соблюдение норм РЭ, недоразумения всё равно случаются. И ещё одной причиной непонимания собеседников является неумение слушать. По мнению психологов, это умение важнее умения говорить.
Предлагаю вам ответить на вопросы теста
Слайд 43:
«Умеете ли вы слушать?»
1. Стараетесь ли вы быстрее прекратить беседу, когда тема или собеседник вас не интересует? Раздражают ли вас манеры собеседника?
2. Может ли неправильное высказывание вызвать у вас раздражение или грубость?
3. Избегаете ли вы вступать в беседу с малознакомыми или незнакомыми людьми?
4. Перебиваете ли вы в разговоре собеседника?
5. Делаете ли вы вид, что слушаете собеседника, а сами в это время думаете о чем- либо другом?
6. Меняете ли вы тон своего голоса, выражение лица в зависимости от того, кто является вашим собеседником?
7.Изменяете ли вы ход разговора, если собеседник коснулся неприятной для вас темы?
8. Поправляете ли вы собеседника, если в его речи встречается неправильное произношение отдельных слов?
9. Бывает ли у вас высокомерный тон по отношению к собеседнику?
«почти всегда» - 2 балла
«в большинстве случаев» - 4 балла
«иногда» - 6 баллов
«редко» - 8 баллов
«никогда» - 10 баллов
Слайд 44:
55 баллов — вы слушатель «среднего уровня»
62 балла - «выше среднего уровня»
более 62 баллов - «Вы отлично умеете слушать людей»
Поздравляю! Вы отлично умеете слушать людей, потому что вы - настоящие профессионалы!
Слайд 45:
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Сегодня мы успели обсудить следующие аспекты проекта:
- проследили развитие темы в произведениях русского народного творчества и произведениях русской литературы;
- доказали актуальность выбранной темы;
- затронули злободневную проблему — сленг;
- рассмотрели основные проблемы, возникающие во время беседы;
- рассказали о важных составляющих речевого этикета
- тренировались говорить комплименты
- провели тест «Умеете ли вы слушать?»
Слайд 46:
И, несмотря на то, что большая часть из рассказанного вам известна, вы, как профессиональные слушатели и настоящие педагоги, были очень внимательны и доброжелательны. Большое вам за это спасибо. Надеюсь, что эти материалы могут пригодиться вам в вашей дальнейшей работе с собой и с детьми.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевое творчество как средство развития коммуникативных навыков у старших дошкольников
Развитие коммуникативных навыков посредством речевого творчества...
Презентация на тему: "Речевые игры как средство развития коммуникативной культуры у дошкольников"
Презентация освещает пробемы в речевом развитии детей, основные цели и задачи речевого воспитания....
Мастер – класс для педагогов: «Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников».
Мастер – класс для педагогов: «Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников»....
Самообразование педагога Гагановой Е.Д. Тема: «Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников»
План по самообразованию педагога Гагановой Елены ДмитриевныТема: «Развитие речи – уроки риторики и речевой этикет».Вид проекта: долгосрочный (1сентября 2021г. – 31 мая 202...
Доклад «Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников».
Риторика – одна из самых древних наук на земле. Риторика возникла как наука об искусной, умной, красивой речи – устной прежде всего. Риторика – это наука о живом, звучащем слове, о п...
16.05.2024г. Мастер – класс для педагогов: «Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников»
Риторика -это наука о живом, звучащем слове, о подготовке и публичном произнесении своей речи....
16.05.2024г. Презентация Мастер – класс для педагогов:«Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников»
quot;...Речевая культура человека - это зеркало его духовной культуры",- В.А.Сухомлинский...