Усвоение фонетической системы родного языка
консультация по развитию речи на тему

Васильковская Зоя Яковлевна

Освоение детьми произношения звуков по разным возрастным группам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usvoenie_zvukoproiznosheniya_4.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

            Усвоение детьми фонетической системы родного языка.

Система работы по формированию правильного произношения надо строить так, чтобы она давала детям возможность постепенно и последовательно овладевать правильным  произношением всех звуков родного языка, помогала вырабатывать четкую дикцию, осваивать ритмико- мелодическую сторону речи. Поскольку звуки произносятся  не изолированно, а в словах, во фразовой речи, эта работа одновременно должна способствовать обогащению и уточнению словаря, воспитанию умений правильно произносить слова любой слоговой структуры( из двух, трёх и более слогов, с открытыми и закрытыми слогами, со стечением согласных. В основе этой системы лежит последовательная отработка гласных и согласных звуков.

К трем годам ребенок уже располагает достаточным по объему активным словарем. Любит много говорить, слушать короткие рассказы, стихи. Но испытывает трудности в произношении многих звуков. Дети многие звуки не произносят, искажают или заменяют .Причиной этого является неточность  движений артикуляционного аппарата. Вместе с тем дети способны замечать неправильное произношение у своих товарищей  т.е. начинают ориентироваться в звуковом  составе слова.

Во второй младшей группе отрабатываются наиболее простые по артикуляции звуки: а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в, .

На этом материале у детей развивается умение правильно и длительно произносить изолированный звук(кроме взрывных), четко произносить и выделять его голосом в слове, говорить в нормальном темпе фразы с этим звуком.

Во второй младшей группе по звуковой культуре речи ставятся такие задачи:

1.Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех  звуков, тренируя его основные движенияво время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми звуками:  а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в .

2. Развивать слуховое внимание, речевой слух, силу и высоту голоса.

3. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, умеренность и размеренный ритм речи.

 

В средней группе после звуков после звуков  Т, Д, Н, К, Г, Х, Ы, отрабатываются более сложные по артикуляции звуки С, СЬ, З, ЗЬ, Ц.

 К четырем годам дети уже усваивают определенные навыкипроизношения отдельных звуко, умение слышать их в слове.

Во средней группе по звуковой культуре речи ставятся такие задачи:

1.Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех  звуков, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми звуками Т, Д, Н, К, Г, Х, Ы.

2. Вызывать и закреплять  или уточнять произношение свистящих звуков: С, СЬ, З, ЗЬ, Ц.

3. Развивать фонематический слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.

4. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп  и размеренный ритм речи.

В старшей группе отрабатываются звуки, которые наиболее поздно появляются в речи детей: Ш, Ж, Ч, Щ, Л, ЛЬ, Р, РЬ и звук Й.

В старшей группе по звуковой культуре речи ставятся такие задачи:

1.Формировать четкость движений органов артикуляционного аппарата  в процессе артикуляционной гимнастики и в работе над звуками:  Ш, Ж, Ч, Щ, Л, ЛЬ, Р, РЬ и звук Й.

2.  . Вызывать и закреплять , а у некоторых детей  уточнять произношение  йотрованных гласных Я, Е, Ё, Ю, шипящих звуков  Ш, Ж, Ч, Щ,  и сонорных Л, ЛЬ, Р, РЬ .

3. Продолжать работу, направленную на развитие фонематического слуха, речевого  дыхания , силы  и высоты голоса.

4. Продолжать работу над четким произношением слов с выделением      голосом отдельных звуков, над  спокойным темпом   и размеренным ритмом  речи.

В подготовительной группе детей обучают дифференциации звуков.  Для дифференциации звуковберут те группы,которые дети наиболее часто смешивают в своей речи. Это свистящие и шипящие звуки (С-Ш,  З-Ж,  Ц-Ч.  СЬ-Щ), звонкие и глухие (З-С.  Ж-Ш,  Б-П,  Д-Т,  Г-К), твердые и мягкие согласные.

В подготовительной группе ставятся такие задачи:

  1. Продолжать работу над четким  ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях.
  2.  Развивать навыки звукового анализа слов.
  3. Развивать умение дифференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки.

Навыки четкого произношения звука, правильного употребления его в речи, умение выделять звук в слове вырабатываются не сразу. Чем меньше возраст ребенка, тем проще должен быть материал и длительнее его отработка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Этапы формирования фонетической системы родного языка у детей дошкольного возраста"

Данная презентация освещает этапы формирования системы родного языка у детей дошкольного возраста в норме, время появления звуков...

«Развитие интонационной выразительности речи у детей ОНР в процессе активного усвоения средств родного языка»

В традиции из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребенка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик освобождается от необходимости контролировать и ...

Правила усвоения ребенком родного языка в естественных условиях.

Ребенок поставлен перед необходимостью добывать язык из речи, другого пути овладения языком просто не существует. При этом добываемый материал должен быть определенным образом упорядочен. Интуитивный,...

КОНСУЛЬТАЦИЯ О СПЕЦИФИКЕ ПРОЦЕССА УСВОЕНИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА ПРИ НАРУШЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ РЕЧИ

laquo;Речевые нарушения у детей» КОНСУЛЬТАЦИЯ  О СПЕЦИФИКЕ ПРОЦЕССА УСВОЕНИЯ РОДНОГО ЯЗЫКАПРИ НАРУШЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ РЕЧИ...

«Как помочь ребёнку в усвоении грамматических категорий родного языка?» Консультация для родителей

Содержание консультации направлено на то, чтобы родители могли помочь детям усвоить некоторые грамматические категории родного языка, используя классические дидактические упражнения. Универсальн...

Статья: Пути формирования полноценной фонетической системы языка в дошкольном возрасте

Пути формирования полноценной фонетической системы языка в дошкольном возрасте....