Усвоение фонетической системы родного языка
консультация по развитию речи на тему
Освоение детьми произношения звуков по разным возрастным группам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usvoenie_zvukoproiznosheniya_4.docx | 18.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Усвоение детьми фонетической системы родного языка.
Система работы по формированию правильного произношения надо строить так, чтобы она давала детям возможность постепенно и последовательно овладевать правильным произношением всех звуков родного языка, помогала вырабатывать четкую дикцию, осваивать ритмико- мелодическую сторону речи. Поскольку звуки произносятся не изолированно, а в словах, во фразовой речи, эта работа одновременно должна способствовать обогащению и уточнению словаря, воспитанию умений правильно произносить слова любой слоговой структуры( из двух, трёх и более слогов, с открытыми и закрытыми слогами, со стечением согласных. В основе этой системы лежит последовательная отработка гласных и согласных звуков.
К трем годам ребенок уже располагает достаточным по объему активным словарем. Любит много говорить, слушать короткие рассказы, стихи. Но испытывает трудности в произношении многих звуков. Дети многие звуки не произносят, искажают или заменяют .Причиной этого является неточность движений артикуляционного аппарата. Вместе с тем дети способны замечать неправильное произношение у своих товарищей т.е. начинают ориентироваться в звуковом составе слова.
Во второй младшей группе отрабатываются наиболее простые по артикуляции звуки: а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в, .
На этом материале у детей развивается умение правильно и длительно произносить изолированный звук(кроме взрывных), четко произносить и выделять его голосом в слове, говорить в нормальном темпе фразы с этим звуком.
Во второй младшей группе по звуковой культуре речи ставятся такие задачи:
1.Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков, тренируя его основные движенияво время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми звуками: а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в .
2. Развивать слуховое внимание, речевой слух, силу и высоту голоса.
3. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, умеренность и размеренный ритм речи.
В средней группе после звуков после звуков Т, Д, Н, К, Г, Х, Ы, отрабатываются более сложные по артикуляции звуки С, СЬ, З, ЗЬ, Ц.
К четырем годам дети уже усваивают определенные навыкипроизношения отдельных звуко, умение слышать их в слове.
Во средней группе по звуковой культуре речи ставятся такие задачи:
1.Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми звуками Т, Д, Н, К, Г, Х, Ы.
2. Вызывать и закреплять или уточнять произношение свистящих звуков: С, СЬ, З, ЗЬ, Ц.
3. Развивать фонематический слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.
4. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.
В старшей группе отрабатываются звуки, которые наиболее поздно появляются в речи детей: Ш, Ж, Ч, Щ, Л, ЛЬ, Р, РЬ и звук Й.
В старшей группе по звуковой культуре речи ставятся такие задачи:
1.Формировать четкость движений органов артикуляционного аппарата в процессе артикуляционной гимнастики и в работе над звуками: Ш, Ж, Ч, Щ, Л, ЛЬ, Р, РЬ и звук Й.
2. . Вызывать и закреплять , а у некоторых детей уточнять произношение йотрованных гласных Я, Е, Ё, Ю, шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ, и сонорных Л, ЛЬ, Р, РЬ .
3. Продолжать работу, направленную на развитие фонематического слуха, речевого дыхания , силы и высоты голоса.
4. Продолжать работу над четким произношением слов с выделением голосом отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи.
В подготовительной группе детей обучают дифференциации звуков. Для дифференциации звуковберут те группы,которые дети наиболее часто смешивают в своей речи. Это свистящие и шипящие звуки (С-Ш, З-Ж, Ц-Ч. СЬ-Щ), звонкие и глухие (З-С. Ж-Ш, Б-П, Д-Т, Г-К), твердые и мягкие согласные.
В подготовительной группе ставятся такие задачи:
- Продолжать работу над четким ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях.
- Развивать навыки звукового анализа слов.
- Развивать умение дифференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки.
Навыки четкого произношения звука, правильного употребления его в речи, умение выделять звук в слове вырабатываются не сразу. Чем меньше возраст ребенка, тем проще должен быть материал и длительнее его отработка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Этапы формирования фонетической системы родного языка у детей дошкольного возраста"
Данная презентация освещает этапы формирования системы родного языка у детей дошкольного возраста в норме, время появления звуков...
«Развитие интонационной выразительности речи у детей ОНР в процессе активного усвоения средств родного языка»
В традиции из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребенка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик освобождается от необходимости контролировать и ...
Правила усвоения ребенком родного языка в естественных условиях.
Ребенок поставлен перед необходимостью добывать язык из речи, другого пути овладения языком просто не существует. При этом добываемый материал должен быть определенным образом упорядочен. Интуитивный,...
КОНСУЛЬТАЦИЯ О СПЕЦИФИКЕ ПРОЦЕССА УСВОЕНИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА ПРИ НАРУШЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ РЕЧИ
laquo;Речевые нарушения у детей» КОНСУЛЬТАЦИЯ О СПЕЦИФИКЕ ПРОЦЕССА УСВОЕНИЯ РОДНОГО ЯЗЫКАПРИ НАРУШЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ РЕЧИ...
«Как помочь ребёнку в усвоении грамматических категорий родного языка?» Консультация для родителей
Содержание консультации направлено на то, чтобы родители могли помочь детям усвоить некоторые грамматические категории родного языка, используя классические дидактические упражнения. Универсальн...
Семинар-практикум «Фонетическая система русского языка»
Семинар-практикум для педагогов ДОУ...
Статья: Пути формирования полноценной фонетической системы языка в дошкольном возрасте
Пути формирования полноценной фонетической системы языка в дошкольном возрасте....