Правила усвоения ребенком родного языка в естественных условиях.
консультация на тему

Краева Оксана Сергевна

Ребенок поставлен перед необходимостью добывать язык из речи, другого пути овладения языком просто не существует. При этом добываемый материал должен быть определенным образом упорядочен. Интуитивный, неосознанный характер этой деятельности не снижает ее огромной ценности.

Однако правила, добываемые ребенком из речи взрослых, не вполне тождественны тем правилам, которые управляют речевой деятельностью взрослых. Нормативная грамматика исключает подобные формы; детская грамматика, напротив, их порождает.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правила усвоения ребенком родного языка в естественных условиях.  

         

   Чтобы начать говорить на определенном языке, нужно овладеть арсеналом языковых единиц, созданным предшествующими поколениями, а также усвоить правила их использования в речевой деятельности. Правила использования языковых единиц иногда называют «грамматикой». Такое толкование термина «грамматика» предложил в свое время академик Л.В. Щерба, который утверждал, что грамматика есть не что иное, как сборник правил речевого поведения. Однако для речевого поведения, принятого в обществе, необходимо знать также правила выбора и употребления лексических единиц, правила звукового оформления речи, что уже не входит в компетенцию традиционной грамматики, подразделяемой на синтаксис и морфологию. Существуют правила фонетические, правила лексические, регулирующие как выбор нужной единицы, так и возможности ее сочетания с другими, и пр.

При овладении родным языком в естественных условиях все эти правила усваиваются ребенком самостоятельно. Помощь взрослого заключается в большинстве случаев лишь в том, что он в повседневном общении с ребенком поставляет речевой материал, из которого ребенок может черпать необходимую для него информацию.

Ребенок поставлен перед необходимостью добывать язык из речи, другого пути овладения языком просто не существует. При этом добываемый материал должен быть определенным образом упорядочен. Интуитивный, неосознанный характер этой деятельности не снижает ее огромной ценности.

Однако правила, добываемые ребенком из речи взрослых, не вполне тождественны тем правилам, которые управляют речевой деятельностью взрослых. Нормативная грамматика исключает подобные формы; детская грамматика, напротив, их порождает.

К. И. Чуковский был совершенно прав, когда, анализируя удивительный феномен детского словосочинительства, утверждал, что мы кажемся ребенку законодателями, нарушающими свои собственные законы, и дети не виноваты в том, что в грамматике не соблюдается строгая логика. Если бы наш язык был устроен более простым способом, не было бы пространства для детского слово- и формотворчества.

К. И. Чуковский, по сути дела, предвосхитил одно из важных лингвистических открытий последнего времени - обнаружение факта, что язык имеет сложное, по крайней мере, двухступенчатое строение, расчленяясь на так называемую систему и норму. Не используя специальной лингвистической терминологии, он сумел обосновать закономерность детских новообразований и убедить в их правомерности и изначальной правильности.

   Словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие люди. Усваивая речевые шаблоны, дети пытаются понять правила использования приставок, суффиксов, окончаний. При этом они словно непреднамеренно создают новые слова — такие, которых в языке нет, но которые в принципе возможны. Детские неологизмы почти всегда строго соответствуют законам языка и грамматически почти всегда правильны — только сочетания неожиданны.

  Таким образом, словотворчество — один из этапов, который проходит каждый ребёнок в освоении грамматики родного языка.

С возрастом детское словотворчество начинает угасать: к пяти годам ребёнок уже прочно усваивает обороты речи, используемые взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие интонационной выразительности речи у детей ОНР в процессе активного усвоения средств родного языка»

В традиции из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребенка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик освобождается от необходимости контролировать и ...

Усвоение фонетической системы родного языка

Освоение детьми произношения звуков по разным возрастным группам....

КОНСУЛЬТАЦИЯ О СПЕЦИФИКЕ ПРОЦЕССА УСВОЕНИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА ПРИ НАРУШЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ РЕЧИ

laquo;Речевые нарушения у детей» КОНСУЛЬТАЦИЯ  О СПЕЦИФИКЕ ПРОЦЕССА УСВОЕНИЯ РОДНОГО ЯЗЫКАПРИ НАРУШЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ РЕЧИ...

«Как помочь ребёнку в усвоении грамматических категорий родного языка?» Консультация для родителей

Содержание консультации направлено на то, чтобы родители могли помочь детям усвоить некоторые грамматические категории родного языка, используя классические дидактические упражнения. Универсальн...

Статья "Нужно ли учить ребенка родному языку, если он хорошо говорит на нем с детства?"

Статья "Нужно ли учить ребенка родному языку, если он хорошо говорит на нем с детства?"...

Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической...

Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей

Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей...