Статья: Пути формирования полноценной фонетической системы языка в дошкольном возрасте
статья по логопедии

Кузьмина Елена Борисовна

Пути формирования полноценной фонетической системы языка в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья14.95 КБ

Предварительный просмотр:

Пути формирования полноценной фонетической системы языка в дошкольном возрасте

Речевое развитие детей, их успешное обучение находится в определённой зависимости от организации работы над усвоением элементов знаний из области фонетики. Закономерности устной речи открываются ребенку в связи с изучением фонетического материала.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает, что ребенок овладеет первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка, то есть правильностью звуковой стороны языка.

Фонетические знания и умения необходимы для формирования всех четырёх видов речевой деятельности человека: слушания, говорения, чтения и письма.

Дошкольник при изучении фонетики русского языка сталкивается с трудностями при выделении звуков, их характеристике, произношении звуков. Возникновение этих затруднений и способы их преодоления в области фонетики изучает методика речевого развития дошкольника. Задача учителя-логопеда сформировать фонетические умения с помощью практических методов и в соответствии с возрастными особенностями ребенка.

Младший возраст

Неречевые звуки

Стук молотка – стук

Скрип –пила скрипит

Звон – колокольчик

Хлопки, топот, чередование громкие и тихие

Музыкальные инструменты за ширмой без и без: дудочка, барабан, бубен, цимбалы.

Подражание животным

Гуси – га-га-га

Куры – ко-ко-ко

Собака – гаф –гаф

Корова му-у-у

Лошади – и-и-го-го

Осел – иа-иа

Кошка – мяу-мяу

Кукушка – ку-ку

Лиса – тяф-тяф

Лягушка – ква-ква

Заяц – тя-тя-тя

Гласные звуки

а о у ы и э

плач – а-а-а

укачивание куклы – а-а'-а-а'

гудок паровоза – у-у-у

Тонкая струя воды – и-и-и

Толстая струя воды -  ы-ы-ы

Эхо – э-э-э

Малыш – уа-уа

Успокоить малыша – а-а'-а-а'

Игра «Потерялся в лесу»: (имя) –ау, ответ- ау

Согласные звуки

б,б',в,в',г,г',д,д',з,з',й,к,к',м,м',н,н',п,п',с,с',т,т',ф,ф',х,х',ц.

Песенка осы – з-з-з

Песенка водички – с-с-с

Паровоз – чух-чух-чух

Остановка – ту-ту

Машина би-би-би

Маленький колокольчик – дзинь-дзинь

Колокол – дон-дон

Часы – тик-так

Дудочка – ду-ду-ду

Дождик – кап-кап

Медленно, быстро, тихо, громко

Средний возраст

Гласные звуки

а о у ы и э

 

Согласные звуки

б,б',в,в',г,г',д,д',з,з',й,к,к',м,м',н,н',п,п',с,с',т,т',ф,ф',х,х',ц,

добавляются ч,щ,ш,ж,л'

Жужжание жука – ж-ж-ж

Шипение гуся – ш-ш-ш

Дифференциация: гласные и согласные

Старший возраст

Гласные звуки

а о у ы и э

 

Согласные звуки

б,б',в,в',г,г',д,д',з,з',й,к,к',м,м',н,н',п,п',с,с',т,т',ф,ф',х,х',ц,ч,щ,ш,ж,л'

добавляются л,р,р'

Дифференциация: гласные и согласные

Добавляются мягкие и твердые

Подготовительный возраст

Гласные звуки

а о у ы и э

Гласные буквы   а о у э ы

                               я ё ю е и

Согласные звуки

б,б',в,в',г,г',д,д',з,з',й,к,к',м,м',н,н',п,п',с,с',т,т',ф,ф',х,х',ц,ч,щ,ш,ж,л',л,р,р'

Согласные буквы

б(бэ), в(вэ), г(гэ), д(дэ), ж(жэ), з(зэ), й(ий), к(ка), л(эль), м(эм), н(эн), п(пэ), р(эр), с(эс), т(тэ), ф(эф), х(ха), ц(цэ), ш(ша), щ(ща)

Дифференциация: гласные и согласные

                                мягкие и твердые

Сонорные: л – л'            м – н

                    р – р'           м' – н'

шипящие ч – щ; ш – ж

свистящие с – ц; з – с; з' - с'

шипящие – свистящие ж – з; ш – с; щ – с'; ч - ц


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

коррекция агрессивного поведения путем формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Структурированный методический материал по работе с детской агрессией из личного опыта....

ВОСПИТАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ СИСТЕМЫ РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Воспитание фонематического слуха и фонематического восприятия как средство формирования индивидуальной языковой системы ребёнка младшего дошкольного возраста....

Статья "Проблема формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением методики Т.Э. Тютюнниковой "Доноткино сольфеджио"

В статье поднимается проблема развития певческих сопособностей старших дошкольников. Автор отмечает эффективность в формировании вокальных навыков дошкольников методики Т.Э. Тютюнниковой "Донотки...

Консультация для родителей "Последовательность формирования фонетической стороны речи в дошкольном возрасте"

В последнее время количество детей с нарушениями речи растёт. Кроме того, общему недоразвитию речи сопутствуют ранний детский аутизм или аутистические черты, задержка психического развития, детский це...

Статья Тема: «Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»

Статья Тема: «Формирование пространственных представлений удетей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»...

Система овладения родным языком в дошкольном возрасте как основа формирования глобальных компетенций

ldquo;Главным ресурсом развивающего общества являются люди,не столько подготовленные, сколько развивающиеся непрерывно”.(П.Г. Щедровицкий)Современные дошкольники растут в тот момент време...