Статья: Пути формирования полноценной фонетической системы языка в дошкольном возрасте
статья по логопедии
Пути формирования полноценной фонетической системы языка в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 14.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Пути формирования полноценной фонетической системы языка в дошкольном возрасте
Речевое развитие детей, их успешное обучение находится в определённой зависимости от организации работы над усвоением элементов знаний из области фонетики. Закономерности устной речи открываются ребенку в связи с изучением фонетического материала.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает, что ребенок овладеет первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка, то есть правильностью звуковой стороны языка.
Фонетические знания и умения необходимы для формирования всех четырёх видов речевой деятельности человека: слушания, говорения, чтения и письма.
Дошкольник при изучении фонетики русского языка сталкивается с трудностями при выделении звуков, их характеристике, произношении звуков. Возникновение этих затруднений и способы их преодоления в области фонетики изучает методика речевого развития дошкольника. Задача учителя-логопеда сформировать фонетические умения с помощью практических методов и в соответствии с возрастными особенностями ребенка.
Младший возраст
Неречевые звуки
Стук молотка – стук
Скрип –пила скрипит
Звон – колокольчик
Хлопки, топот, чередование громкие и тихие
Музыкальные инструменты за ширмой без и без: дудочка, барабан, бубен, цимбалы.
Подражание животным
Гуси – га-га-га
Куры – ко-ко-ко
Собака – гаф –гаф
Корова му-у-у
Лошади – и-и-го-го
Осел – иа-иа
Кошка – мяу-мяу
Кукушка – ку-ку
Лиса – тяф-тяф
Лягушка – ква-ква
Заяц – тя-тя-тя
Гласные звуки
а о у ы и э
плач – а-а-а
укачивание куклы – а-а'-а-а'
гудок паровоза – у-у-у
Тонкая струя воды – и-и-и
Толстая струя воды - ы-ы-ы
Эхо – э-э-э
Малыш – уа-уа
Успокоить малыша – а-а'-а-а'
Игра «Потерялся в лесу»: (имя) –ау, ответ- ау
Согласные звуки
б,б',в,в',г,г',д,д',з,з',й,к,к',м,м',н,н',п,п',с,с',т,т',ф,ф',х,х',ц.
Песенка осы – з-з-з
Песенка водички – с-с-с
Паровоз – чух-чух-чух
Остановка – ту-ту
Машина би-би-би
Маленький колокольчик – дзинь-дзинь
Колокол – дон-дон
Часы – тик-так
Дудочка – ду-ду-ду
Дождик – кап-кап
Медленно, быстро, тихо, громко
Средний возраст
Гласные звуки
а о у ы и э
Согласные звуки
б,б',в,в',г,г',д,д',з,з',й,к,к',м,м',н,н',п,п',с,с',т,т',ф,ф',х,х',ц,
добавляются ч,щ,ш,ж,л'
Жужжание жука – ж-ж-ж
Шипение гуся – ш-ш-ш
Дифференциация: гласные и согласные
Старший возраст
Гласные звуки
а о у ы и э
Согласные звуки
б,б',в,в',г,г',д,д',з,з',й,к,к',м,м',н,н',п,п',с,с',т,т',ф,ф',х,х',ц,ч,щ,ш,ж,л'
добавляются л,р,р'
Дифференциация: гласные и согласные
Добавляются мягкие и твердые
Подготовительный возраст
Гласные звуки
а о у ы и э
Гласные буквы а о у э ы
я ё ю е и
Согласные звуки
б,б',в,в',г,г',д,д',з,з',й,к,к',м,м',н,н',п,п',с,с',т,т',ф,ф',х,х',ц,ч,щ,ш,ж,л',л,р,р'
Согласные буквы
б(бэ), в(вэ), г(гэ), д(дэ), ж(жэ), з(зэ), й(ий), к(ка), л(эль), м(эм), н(эн), п(пэ), р(эр), с(эс), т(тэ), ф(эф), х(ха), ц(цэ), ш(ша), щ(ща)
Дифференциация: гласные и согласные
мягкие и твердые
Сонорные: л – л' м – н
р – р' м' – н'
шипящие ч – щ; ш – ж
свистящие с – ц; з – с; з' - с'
шипящие – свистящие ж – з; ш – с; щ – с'; ч - ц
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
коррекция агрессивного поведения путем формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Структурированный методический материал по работе с детской агрессией из личного опыта....
ВОСПИТАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ СИСТЕМЫ РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Воспитание фонематического слуха и фонематического восприятия как средство формирования индивидуальной языковой системы ребёнка младшего дошкольного возраста....
статья"Лингвистические представления о фонематической системе языка"
представления о системе языка...
Статья "Проблема формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением методики Т.Э. Тютюнниковой "Доноткино сольфеджио"
В статье поднимается проблема развития певческих сопособностей старших дошкольников. Автор отмечает эффективность в формировании вокальных навыков дошкольников методики Т.Э. Тютюнниковой "Донотки...
Консультация для родителей "Последовательность формирования фонетической стороны речи в дошкольном возрасте"
В последнее время количество детей с нарушениями речи растёт. Кроме того, общему недоразвитию речи сопутствуют ранний детский аутизм или аутистические черты, задержка психического развития, детский це...
Статья Тема: «Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»
Статья Тема: «Формирование пространственных представлений удетей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»...
Система овладения родным языком в дошкольном возрасте как основа формирования глобальных компетенций
ldquo;Главным ресурсом развивающего общества являются люди,не столько подготовленные, сколько развивающиеся непрерывно”.(П.Г. Щедровицкий)Современные дошкольники растут в тот момент време...