Мелкая моторика рук как средство развития речи детей дошкольного возраста
статья на тему
Всем педагогам дошкольного образования известно, что мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются: внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Также психологами доказано, что развитие мелкой моторики напрямую влияет на речь ребенка и на развитие руки, способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует темп, учит соблюдению речевых пауз и снижает психическое напряжение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_melkaya_motorika_ruk.docx | 19.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Пестерева Сардана Ивановна,
воспитатель
МБДОУ детский сад №39 «Ромашка»
дополнительные группы «Остуоруйа дойдута».
Мелкая моторика рук как средство
развития речи детей дошкольного возраста
Всем педагогам дошкольного образования известно, что мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются: внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Также психологами доказано, что развитие мелкой моторики напрямую влияет на речь ребенка и на развитие руки, способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует темп, учит соблюдению речевых пауз и снижает психическое напряжение.
Но, к сожалению, по моим наблюдениям, у многих детей дошкольного возраста, в частности у детей моей группы, где я работаю, слабо развиты мелкие мышцы руки, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх-низ, ближе - дальше, над-под, около-внутри. У большинства детей отмечается общее моторное отставание. Поэтому, считаю, что деятельность в подготовительной группе особенно необходимо наполнить различными играми с мелкими предметами (пазлы, мозаика, конструкторы, бусины и пр., пальчиковыми играми, массажами кистей и пальцев, лепкой, аппликацией) и дополнительными занятиями, где есть художественный труд (использование сыпучих материалов, мелких предметов, природных материалов, лоскутков ткани, лент и пр.). Это будет являться регулярным и эффективным массажем подушечек пальцев, самих пальцев, кистей рук, что способствует общей подготовке руки к письму, развитию творческих способностей, развитию внимания, умения контролировать свои движения, ориентироваться в пространственных характеристиках.
Основные упражнения, которые помогут ребенку усовершенствовать свои навыки.
1. Пальчиковая гимнастика. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев (например, инсценировка сказок «Три медведя», «Лисичка – сестричка и волк», и др.). Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. В подготовительной группе дети могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т. д.
Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно, необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки.
Продолжительность пальчикового тренинга в подготовительной группе 10-15 минут в день.
2. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Детям очень нравится составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Также можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д.
3. Работа с бумагой. Оригами. Плетение.
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги. Материалом для плетения могут быть прутья ивы, солома, шпон, а так же бумага, тонкий картон, ткань, тесьма, лента и др. Ребенку можно предложить сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика. На занятиях оригами эффективно использовать сказки-подсказки, они развивают интерес, облегчают изготовление и запоминание при выполнении игрушек, ведь механические задания (провести линию сгиба, сложить пополам, сложить уголок к центру) заменяются осмысленными, с точки зрения сюжетно-игрового замысла, действием. В качестве оборудования используют листы бумаги разных цветов и готовые книги по технике оригами.
4. Графические упражнения.
Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовит руку ребенка к обучению письму. Важно, чтобы графические задания имели образно-смысловую значимость. С этой целью для рисования выбираются такие объекты как волны, радуга, клубы дыма, чешуйки у рыб. Здесь можно взять задание и на дорисовывание недостающих деталей у цветов и предметов, обводка лекал, заштриховка и раскрашивание контурных изображений, картинок в альбомах для раскрашивания. Предусматривается постепенный переход к работе по заданной схеме действия, например: «Нарисуй волны, большие и маленькие, три большие волны и три маленькие». Затем усложняется работа по дорисовыванию орнаментов и лабиринтов.
Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям, рисуя орнаменты по клеточкам. При этом ведется обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка. Также хочу отметить, что работа по развитию мелкой моторики должна быть активной и главное систематической. Именно в этом случае она дает ощутимые положительные результаты: будет оказывать стимулирующее влияние на речевое развитие ребенка и конечно поможет подготовить руку к письму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический опыт на тему : «Значение мелкой моторики пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста».
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, р...
«Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей раннего возраста
Игры с пальчиками...
Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи детей дошкольного возраста »
laquo;Ум и речь ребенка находится на кончиках пальцев», сказал, когда то известный педагог В.А.Сухомлинский....
Статья "Мелкая моторика рук как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Всем педагогам дошкольного образования известно, что мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются: внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигател...
Мелкая моторика рук как средство развития речи детей дошкольного возраста
Мелкая моторика рук как средство развития речи детей дошкольного возраста...
Мелкая моторика рук, как средство развития речи детей дошкольного возраста
Обучающие игры и игровые технологии, как средство развития речи детей дошкольного возраста...
Мелкая моторика рук как средство развития речи детей дошкольного возраста
Всем педагогам дошкольного образования известно, что мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются: внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигател...