Мелкая моторика рук, как средство развития речи детей дошкольного возраста
консультация по развитию речи (младшая группа)

Аксенова Ольга Владимировна

Обучающие игры и игровые технологии, как средство развития речи детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motorika.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Обучающие игры и игровые технологии, как средство развития речевой сферы дошкольников.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Работа по развитию мелкой моторики проводится с детьми группы раннего возраста. В группу поступают дети, у которых не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

Цель: развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр, дидактических игр, упражнений и разных видов продуктивной деятельности.

Задачи:

Развивающие:

  • формирование произвольных координированных движений пальцев рук, гибкости рук, ритмичности;
  • развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
  • формирование практических умений и навыков; обучение различным навыкам работы с различными материалами.

Обучающие:

  • познакомить детей с разнообразием стихотворных строк, одновременным движением пальцев и формировать правильное звукопроизношение. Учить детей сложным упражнениям пальчиковой гимнастики, работа с каждым пальчиком;
  • стимулировать развитие речи, игровые способности через пальчиковые игры и игры с предметами;
  • обогащать тактильный опыт.

Воспитывающие:

  • воспитывать у детей желание, заинтересованность к пальчиковым играм. Формировать положительно эмоциональный настрой.

Решение задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Используются следующие формы работы:

        -самомассаж кистей рук;

        -пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

        -выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, кинетический песок, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины);

        -упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук;

        -развивающие игры: игры с прищепками, пуговицами, вкладышами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.

-рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание);

 -лепка.

Пальчиковая гимнастика 

Дети знакомятся с различными пальчиковыми играми, которые сочетают в себе музыкальное сопровождение, сопровождение художественным словом, гимнастику с учебными предметами. Также проводятся комплексы пальчиковой гимнастики с учебными предметами, направленные на закрепление умения правильно держать карандаш, кисточку, задания на удержание позы кистей рук. Упражнение по удержанию позы могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Работа с сыпучими материалами

 Дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. Повторение этих упражнений способствует развитию внимания, мышления, тактильной памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся подвижными и гибкими.

Работа со шнурками

 Направлена на развитие мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений, навыков детей, развитие психических познавательных процессов, таких как воображение, восприятие, память, внимание, развитие цветовых ощущений, развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, старательности.

Прищепки

Для создания интереса к играм с прищепками для того, чтобы помочь малышам научиться действовать с ними, изготовили раздаточный и демонстрационный и материал: "Солнышко", "Ежики", "Овощи". Пособия яркие, красочные для малышей. Были подобраны яркие прищепки разных цветов: красные, синие, желтые, зеленые, что позволяет во время игры с ребенком закрепить знание основных цветов.  Прищепки подобраны с рельефом, для того чтобы детям было удобно удерживать прищепку пальчиками. Так как пальчики малыша еще недостаточно сильны, подобрали такие прищепки, которые легко открывать без усилий.

Самомассаж с применением массажного мячика

Дети от такого массажа в восторге, ведь массировать этим мячом можно все: и ручки и ножки, спинку и даже голову. Что не только полезно, но и смешно и увлекательно, когда это протекает в игровой форме и ребенок смеется выполняя простые упражнения.

Для ручек — это конечно же развитие мелкой моторики. Такие небольшие массажные мячики, которые помещаются в маленькую ручку хорошо ее стимулируют, улучшается чувствительность ладошек и пальчиков, что  благотворно влияет на речевой аппарат.

Шнуровка

Шнуровка - это разновидность развивающей игрушки с отверстиями, предназначенными для продевания шнурка. Если говорить о пользе игры со шнуровками для детей, то её сложно переоценить.Развитая мелкая моторика и шнуровка идут рука об руку. Развитие мелкой моторики, самое главное призвание шнуровки, потому, что продевая шнурки через отверстия, ребенок чрезвычайно стремительно оттачивает ловкость своих пальчиков. При помощи шнуровки малыши осваивают элементарные навыки затягивания и развязывания узлов. Кроме того, игра с шнуровкой способствует развитию логического мышления: ребенок должен понимать порядок следования отверстий и веревок.

Лепка 

Включает в себя разные виды лепки (пластилин, соленое тесто), а также изготовление поделок из пластилина, природного и бросового материала. При  лепке из пластилина – разминаются пальцы и ладони рук – а это развитие мозга и даже профилактика болезней!

Работа с кинетическим песком

Включает в себя различные упражнения и игры, которые позволяют: развивать мелкую моторику, совершенствовать сенсорное восприятие, развивать речь, развивать творческое мышление.

Вывод:    

 После освоения содержания работы дети готовы и способны:

   - манипулировать мелкими предметами;

   - застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, молнии;

  - справляться со шнуровкой и нанизыванием пуговиц, шариков на тесьму;

  - владеют  приемами работы с пластилином (круговые, прямые движения, сплющивание, отщипывание), бумагой;

  -согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр, потешек ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз» и т.д.;

- владеют приёмами работы с карандашом, кистью;

- развивается речь: ребенок использует речь, как средство общения, связно объясняет свои действия, запоминает и произносит стихи, потешки и т.д.;

-развитие мелкой моторики и координации пальцев рук достигает  уровня, соответствующего данному возрасту.

- развитие мелкой моторики рук и речи;

- обострение тактильного восприятия;

- развитие концентрации внимания;

- повышение уровня воображения и самооценки;

- расширение и обогащение словарного запаса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт на тему : «Значение мелкой моторики пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста».

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, р...

Мелкая моторика рук как средство развития речи детей дошкольного возраста

        Всем педагогам дошкольного образования известно, что мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются: внимание, мышление, координация, воображение, набл...

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи детей дошкольного возраста »

laquo;Ум и речь ребенка находится на кончиках пальцев», сказал, когда то известный педагог В.А.Сухомлинский....

Статья "Мелкая моторика рук как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Всем педагогам дошкольного образования известно, что мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются: внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигател...

Инновационный педагогический опыт на тему : «Значение мелкой моторики пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста».

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, р...

Мелкая моторика рук как средство развития речи детей дошкольного возраста

Мелкая моторика рук как средство развития речи детей дошкольного возраста...