Познавательно-творческий проект «Из гусеницы в бабочку»
проект по развитию речи (старшая группа) на тему
Наблюдая за жизнью насекомых, мы стали искать разные книжки, где можно было найти рассказы о них. Нам попалась книга американского писателя Эрика Карла «Очень голодная гусеница», в книге рассказывалось о том, как много кушает гусеница и процессе превращения, и как она потом стала бабочкой. На основе этой книги родилась идея инсценировки этой сказки. Так у нас появилась театрализованная постановка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_3.docx | 46.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-творческий проект «Из гусеницы в бабочку»
Продолжительность проекта: краткосрочный (с 01 сентября по 4октября).
Тип проекта: познавательно – творческий.
Образовательная область: Познание.
Основной вид деятельности: познавательно – исследовательская, продуктивная.
Области интеграции: Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие, Коммуникативно-личностное развитие.
По форме реализации: групповой.
Способы и методы представления: занятия и беседы познавательного характера, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях, наблюдение, чтение произведений художественной литературы, просмотр мультфильмов: «Уроки тетушки Совы (Бабочка)», «Лунтик» серия «Подарок для бабочки». Художественно-творческая деятельность (лепка «Сказочный домик для гусеницы», аппликация «Веселая гусеница», рисование по технике монотипия «Бабочка»).
Участники проекта: Воспитатели? дети, родители.
Возраст детей: 5-6 лет.
Актуальность.
Большинство современных детей редко общаются с природой. Поэтому наш проект направлен на то, чтобы наши дети научились любить и беречь окружающий мир.
Гуляя на площадке с ребятами, мы наблюдали за разными насекомыми: гусеницами, муравьями, жуками, божьими коровками. Дети настолько увлеклись наблюдениями, что у них даже появились необыкновенные «друзья». Детей интересовало, откуда появляются насекомые, чем питаются, сколько и где живут. Мы даже и предположить не могли, что это выльется в целый исследовательский проект.
И мы начали эту работу с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, их влияние на нашу жизнь огромно. Остановитесь, оглянитесь вокруг. Любое насекомое, независимо от размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным.
В ходе обсуждения с детьми, выяснилось, что представления детей об этих насекомых очень скудные. Мы остановились на бабочках, так как эти насекомые оказались самыми загадочными. У детей возникли следующие вопросы: «Бабочка – это насекомое?», «Как появляются бабочки?», «Для чего они нужны?», «Кто у них друзья и есть ли враги?».
Для удовлетворения детского любопытства и развития познавательного интереса нами было решено организовать и провести познавательно-творческую работу с детьми, в рамках реализации проекта «Из гусеницы в бабочку».
Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с жизнью насекомых и их важнейшей ролью в экологической цепи. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно – эти маленькие, беззащитные существа всегда вызывали интерес у детей.
Данный проект поможет дошкольникам окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир летающих и ползающих: букашек, жучков, бабочек – мир насекомых.
Что произойдет в природе, если насекомые исчезнут? Насколько велика их роль в природе?
Гипотеза. Если ребенка научить понимать всю важность роли насекомых в экологической цепи, то он, несомненно, будет ценить и беречь окружающий мир.
Цели и задачи проектной деятельности
Цель проекта: формирование элементарных представлений о бабочках у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
Образовательные:
Расширять и систематизировать знания детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях.
Формировать у детей элементарные представления о гусеницах и бабочках, их строении, пользе и вреде в природе;
учить замечать красоту бабочек и передавать ее в художественно-творческой деятельности (музыке, рисовании, лепке, аппликации). Расширять словарный запас слов (названия насекомых, растений, природных и погодных явлений и т. д.).
Развивающие:
Развивать наглядно-образное мышление, умение обобщать и систематизировать, желание наблюдать, творческое воображение и фантазию; первичные элементарные навыки познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы.
Воспитывающие:
Воспитывать у детей потребность в общении с миром насекомых, не только бабочек, прививать бережное отношение к насекомым и всему живому.
Воспитание отзывчивости и гуманного отношения к окружающей среде и стремления проявлять заботу о сохранении природы.
Планируемый результат
Для детей:
Имеют элементарные представления:
- О бабочках, их строении и видовом многообразии.
- О перемене тела из гусеницы в бабочку.
- Пользе и вреде в природе.
Умеют различать вредных и полезных насекомых.
- Имеют представление о разнообразии насекомых Московской области
Развитие творческих и сценических способностей.
Для родителей:
- Установление партнерских отношений родителей, педагогов, музыкального руководителя;
родителей и детей в организации совместной деятельности в рамках реализации проекта.
- Умение подбирать интересный познавательный и наглядный материал.
- Развитие творческих способностей родителей.
- Формирование интереса к познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Педагогическое просвещение родителей.
Для педагога:
- Повышение качества работы с детьми и родителями.
- Повышение уровня педагогической компетентности.
- Профессиональный рост.
Пополнение наглядно – дидактического материала группы.
Этапы реализации проекта
Подготовительный:
На подготовительном этапе с детьми и родителями проводилась работа по следующим направлениям:
- знакомство детей с произведениями художественной литературы; чтение сказок: Эрика Карла «Очень голодная гусеница», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Муравей и стрекоза», «Росянка — Комариная Смерть», Э. Емельянова «Муха», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка О том, как жила-была последняя Муха», «Сказочка про Козявочку» В.Д. Берестов «Честное гусеничное».
- прослушивание аудио-сказки А. Чайковского «Вальс цветов», Е. Ермолова «Сказка про маленького кузнечика»;
- прослушивание музыкальных произведений;
- подбор иллюстративного и наглядно-дидактического материала;
- пальчиковая гимнастика «Гусеница», «Жуки»;
- разучивание стихотворения «Бабочка капустница» Косов В., «Бабочка» Н. Розбицкая;
- загадывание загадок;
- разучивание скороговорок;
- дидактическая игра «Что сначала, что потом?»;
- сотрудничество с семьей: консультации «Как на прогулке увидеть красоту бабочки?», «Правильное отношение к природе начинается в семье»;
- помощь родителей в оформлении информационно – познавательного альбома «Бабочка»; подготовка к музыкальной сказке «Голодная гусеница».
Аналитический:
В целях систематизации воспитательно-образовательного процесса с детьми нами был разработан календарно – тематический перспективный план.
Практический:
При реализации практического этапа познавательно-творческого проекта «Из гусеницы в бабочку» были использованы следующие способы, методы и средства организации видов детской деятельности:
Способы: Рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях,
наблюдение на прогулке за бабочкой и другими насекомыми,
развивающие игры: «Голодная гусеница»
«Внимательная бабочка», «Чего не хватает?», «Угадай бабочку?», «Чудесные превращения», «Что и сколько?» и т.д.
проблемные ситуации:
«Как появляется бабочка?»,
«Для чего нужны бабочки?».
Методы: Игровой, Наглядный, Моделирования, Показ, Беседа, Диалог.
Средства: Альбом «Бабочка - красавица», схемы - модели «Насекомые», наглядно-дидактическое пособие «Насекомые», дидактические игры из серии: «Приключения бабочки»,
видеотека мультфильмов: «Лунтик» серия «Подарок для бабочки», «Уроки тетушки Совы (Бабочка)», «Дюймовочка», «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и муравей», «Пчелка Майя».
Презентационный
Продукт проектной деятельности - детские творческие работы. Были представлены:
- Выставке детских творческих работ: из пластилина «Сказочный домик для гусеницы»; «Чудесные гусеницы»; работы выполненные красками с помощью техники монотипия «Бабочка - красавица», «Где искать насекомых», «Чудесные превращения».
- В конкурсе детского рисунка «Раскрась бабочку».
- Информационно-познавательном фотоальбоме «Насекомые нашего края».
- Детский спектакль «Голодная гусеница»
Заключительный
На практическом этапе реализации мы старались поддерживать в детях детскую творческую инициативу, это очень важно и необходимо для того, чтобы ребенок поверил в себя, вырос любознательным, активным, добрым, способным преодолевать любые трудности в жизни. Были созданы условия для свободного выбора детьми деятельности и участников совместной деятельности. При реализации проекта мы использовали следующее направление поддержки детской инициативы: инициатива как целеполагание, т.е. все дети участвующие в проекте были включены в разные виды продуктивной деятельности – понятие о превращении гусеницы в бабочку мы закрепили в аппликации «Веселая гусеница», в лепке из пластилина «Сказочный домик для гусеницы», театрализованном представлении «Голодная Гусеница». Дети хорошо усвоили полученные знания о строении и внешнем виде гусениц, бабочек. В изобразительной деятельности ребята в своих рисунках, показали удивительную красоту и совершенство прекрасного творения природы – бабочек, с использованием разных техник рисования.
Познавательная инициатива была реализована детьми при совместном составлении и оформлении информационно - познавательного фотоальбома «Насекомые нашего края», во время дидактических игр из серии «Приключения бабочки», занимательных бесед и познавательных наблюдении, отгадывании загадок, чтении сказок, заучивания стихотворений и т.д. В заключении дети приняли активное участие в спектакле «Голодная гусеница».
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что такая организация обучающего процесса и разнообразие познавательных игр в преподнесении познавательного материала, способствует у детей: развитию наглядно - образного мышления, памяти, речи, внимания,
творческого воображения, вызывает интерес к познавательно – исследовательской деятельности. У детей появилось стремление проявлять заботу о сохранении природы, желание помочь маленьким обитателям.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.
Перспективный план реализации проекта «Бабочка»
Срок проведе-ния | Мероприятие | Цель | Взаимодействие с семьей | Взаимодействие с педагогами |
1 неделя | Рассматривание иллюстраций фотоальбома «Насекомые родного края». | Познакомить детей с особенностями внешнего вида и строения насекомых. Развивать познавательный интерес к жизни насекомых в природе, активизировать словарь новыми названиями: Жук трещалка, Кузнечик зеленый, Майский жук, | Привлечение родителей к сбору и оформлению информационно-познавательного фотоальбома «Насекомые родного края». | Педагогическая копилка: знакомство педагогов с картотекой дидактических игр и упражнений, закрепляющих представления детей о жизни насекомых в природе. |
Рассказ воспитателя: «Могут ли бабочки дружить». | Продолжать знакомить детей с некоторыми видами бабочек, сформировать элементарные представления детей о строении тела бабочки (три части тела, усики, шесть ног). Воспитывать интерес к жизни бабочек в природе. | |||
Чтение стихотворений: «Бабочка капустница» Косов В., «Бабочка» Розбицкая Н. | Учить детей внимательно слушать выразительное чтение стихотворения, понимать смысл, закрепить представления детей о жизни и поведении бабочек в природе. | |||
Прослушивание музыкальной композиции Э. Грига «Бабочка». | Учить определять темп и характер музыки, предложить детям угадать, какое насекомое летает по цветочной поляне. | |||
Упражнение: «Танец бабочек». | Развитие физиологического дыхания. | |||
Рисование «Бабочки» в технике монотипия. | Учить нетрадиционной техникой рисования передавать в рисунке характерные черты строения насекомого бабочки, красоту и изящность. | |||
2 неделя | Беседа «Чудесные превращения» | Познакомить детей с процессом развития бабочки, используя наглядную схему, воспитывать доброжелательное отношение к маленьким соседям на планете. | Привлечение родителей к созданию видеотеки: «Уроки природы для дошколят» (Жизненный цикл бабочек) | Консультация «Наблюдение на прогулке за бабочкой и другими насекомыми» Консультация «Первая помощь при укусах насекомых» |
Пальчиковая гимнастика «Гусеница». | Развивать мелкую моторику пальцев рук, познакомить с особенностями передвижения гусеницы по листочку. | |||
Дидактическая игра «Угадай по описанию». | Закрепит полученные знания детей о внешнем виде и строении бабочек. | |||
Рисование «Маленькие соседи» | Учить детей договариваться, делиться помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию. | |||
Словесная игра «Один - много». | Продолжать формировать правильный грамматический строй речи, упражнять в образовании множественного числа существительных. | |||
Слушание произведения Римский –Корсаков «Полет шмеля», С.Прокофьев «Шествие кузнечиков» | ||||
Аппликация «Веселая гусеница». | Закрепить представления детей о строении, внешнем виде и способе передвижения гусеницы, учить детей располагать правильно предметы на листе. Развивать доброжелательное отношение к природе. Доводить изделие до нужного образа с помощью цветных мелков. Развивать мелкую моторику пальцев рук. | |||
Просмотр мультфильмов: «Лунтик» серия «Подарок для бабочки», «Уроки тетушки Совы (Бабочка)». | Закрепить полученные знания о внешнем виде, строении и размножении бабочек. Доставить детям радость от просмотра, учить делиться впечатлениями. | |||
3 неделя | Наблюдение на участке группы за бабочками. | Расширить представление детей о многообразии о бабочек, учить различать их по внешнему виду, правильно называть. Познакомить с другими обитателями участка. | Создание картотеки подвижных игр. Наблюдение за насекомыми на природе, даче, во дворе. | |
Беседа «Самые маленькие обитатели нашей планеты» | «Любовь к родине начинается с любви к природе». Воспитывать бережное отношение к маленьким обитателям. Учить наблюдательности и трепетного отношения. | |||
Подвижная игра «Бабочки и цветочки». | Развивать координацию движений, учить действовать по сигналу, учить ориентироваться в пространстве, развивать фантазию, воспитывать бережное отношения ко всему живому. | |||
Лепка «Сказочный домик для гусеницы». | Продолжать учить основным приемам лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание; закрепить ранее приобретенные представления о насекомых, развивать мелкую моторику; воспитывать доброту, эмоционально-положительное отношение к насекомым. | |||
Выставка работ из природного материала «Насекомые –наши друзья». | Приобщить родителей к совместной работе с детьми. | Изготовление поделок из природного материала «Насекомые –наши друзья» | ||
Беседа «Для чего нужны бабочки?» | Познакомить детей с важной ролью бабочек в опылении цветов и жизни людей. Продолжать воспитывать интерес к поведению и жизни бабочек в природе. | Помощь родителей в проведении группового конкурса детского рисунка «Раскрась бабочку» Дети и родители знакомятся с новыми форматами работы с книгой и находят ответы на интересующие их вопросы. | Презентация собственной картотеки загадок | |
Просмотр мультфильмов: «Дюймовочка», «Пчелка Майя». | Учить детей внимательно относится ко всему живому, заботиться о меньших существах. | |||
Развивающая игра «Внимательная бабочка». | Развивать зрительное восприятие и внимание детей. | |||
Чтение произведений В.В. Бианки | Знакомство с творчеством, изучить рассказы, познакомить с художественным описанием жизни, повадок животных в природе, получить научно-достоверные знания о живом мире природы, обогатить активизируемую речь. | |||
Загадки, которые мы любим.
| Отгадывание загадок. Учить детей внимательно слушать и понимать загадку, обратить внимание на рифмы подсказки. | |||
Слушание музыки Р.Шуман «Бабочки», разучивание песни В.Шаинский «В траве сидел кузнечик» | Исполнение песен: пение с сопровождением и без него. Развить музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности. | Приобщение детей к музыкальному искусству | ||
ОД «Бабочка» | Закрепить полученные знания детей о внешнем виде и строении бабочек и других насекомых, их разнообразии, роли в природе и жизни людей. Продолжать воспитывать интерес к поведению и жизни насекомых в природе. | Организация выставки детских творческих работ «Насекомые» | Отчет о проделанной работе. | |
Релаксация под звуки природы | Учить детей вслушиваться в звуки музыки. Развивать представления. | |||
Игра «Кто назовет больше действий?» | Учить детей подбирать глаголы, обозначающие действия, закрепить представления детей о поведении бабочек в природе. | |||
4 неделя | Слушание музыкальных произведений: Мендельсон «Весенняя песня», С.Прокофьев «Марш» (фрагмент), П. И. Чайковский «Баркарола», Э. Григ «Утро», Куперен «Бабочка», аудиозапись «Пение птиц». | Учить детей слушать музыкальные произведения, представлять и изображать услышанное в движении, в танце. | ||
Подвижные игры «Мед и пчелы», «Паук и мухи», | Закреплять быструю передачу мяча по кругу , закреплять ходьбу парами, воспитывать организованность и коллективизм развивать моторную память. | |||
Чтение рассказов Д. Мамин-Сибиряк «Сказка О том, как жила-была последняя Муха», «Сказочка про Козявочку» | Посредством произведений способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, бережному отношению к окружающему миру. | Расширять представления родителей о детской литературе. Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений. | Создавать условия для поисково-исследовательской деятельности. | |
Дидактические игры «Назови ласково», «Посчитай насекомых» | Закреплять названия насекомых. Уточнить, расширить и закрепить знания детей о насекомых, закрепить умения детей составлять рассказ-описание по картинному плану. | |||
Подготовка и проведение детского спектакля «Голодная гусеница». Итоговое мероприятие. | Развивать речь детей. Учить передавать повадки насекомых с помощью движений и интонаций. Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, артистичность и выразительность движений. | Для приобщения и развития артистизма, творчества, активности детей. | ||
Презентация проекта «Из гусеницы в бабочку» | Развитие любознательности; развитие способности самостоятельно решать творческие задачи; формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка; развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками) |
Выводы:
Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не количество знаний, а тип их усвоения. Таким образом, внедрение в работу данного познавательно – творческого проекта поможет сформировать у детей знания об окружающем мире и будет способствовать дальнейшему развитию полноценной, творческой, гармонично развитой личности.
В ходе проведения познавательно – творческого проекта, дети всей группы обогатили и пополнили свои знания о насекомых, а именно о бабочках.
Наблюдая за жизнью насекомых, мы стали искать разные книжки, где можно было найти рассказы о них. Нам попалась книга американского писателя Эрика Карла «Очень голодная гусеница», в книге рассказывалось о том, как много кушает гусеница и процессе превращения, и как она потом стала бабочкой. На основе этой книги родилась идея инсценировки этой сказки. Так у нас появилась театрализованная постановка.
Участие детей в проекте позволило им расширить свой кругозор, сформировать элементарные представления о бабочке,
ее строении, особенностях внешнего вида и поведения в природе. Сделать вывод, что бабочка – это насекомое. Узнать о пользе и вреде бабочек. Развить свои творческие способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-творческий, групповой проект. Тема: «Пушистая кошка – мягкие лапки».
Создание условий для успешного развития детей в изучении домашнего животного – кошки. Прививание детям бережного отношения к кошке. Воспитывать чувство сопереживания ко всему живому....
Познавательно-творческий, групповой проект. Тема: «Как я рад, как я рад – утром снова в детский сад!!!»
Содержание проекта направлено на воспитание у детей чувства привязанности к дому, детскому саду, любимым людям. Расширить знания детей о жизни детского сада. Формировать чувства взаимопомощи, дружелюб...
Познавательно-творческий долгосрочный проект «Нам на улице не страшно».
Представляю вашему вниманию познавательно-творческий долгосрочный проект по обучению детей правилам дорожного движения «Нам на улице не страшно»....
Познавательно – творческий групповой проект «Моя семья»
Формирование у детей понятия семья и семейные традиции, повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка....
Проектная деятельность по творчеству А.С.Пушкину». Тип проекта: информационный, познавательный, творческий. Участники проекта :дети, воспитатели, родители, специалисты ДОУ
Расширять знания детей о детстве и юности А.С.Пушкина...
Познавательно-исследовательский творческий проект "Превращение гусеницы в бабочку". Старшая группа 5-6лет
Гусеницы всегда казались мне весьма неприятными существами. Как-то раз, я услышала по телевизору, что «противные гусеницы» превращаются в красивейших бабочек. Я очень удивился этому. Ведь ...
Проект "Превращение гусеницы в бабочку"
ПРЕДСТАВЛЕН МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ ПРОЕКТА:"КАК ГУСЕНИЦА ПРЕВРАЩАЕТСЯ В БАБОЧКУ"...