Перспективный план по обучению детей составлению рассказов по картинам, с использованием ТРИЗ
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Перспективный план по обучению детей составлению рассказов по картинам, с использованием ТРИЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_triz.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад «СКАЗКА» городского округа Котельники Московской области
План
по обучению детей составлению творческих рассказов по сюжетной картине, используя технологию ТРИЗ
Составитель:
Учитель-логопед:
Кетрару И.В.
г. Котельники, 2015г.
Пояснительная записка.
Для успешной подготовки ребенка к школе во все без исключения программы воспитания и обучения дошкольников, рекомендованные Министерством образования России, включен раздел по формированию умений самостоятельно составлять рассказ по сюжетным картинам.
По отзывам педагогов, можно сделать вывод, что более неинтересного вида деятельности в детском саду, чем составление рассказа по картине, нет. Но ведь такой вид работы необходим!
Как заинтересовать ребенка?
Мой опыт работы с дошкольниками показывает, что традиционная методика не ведет к развитию самостоятельности детей при составлении творческих рассказов по сюжетной картине.
Детские рассказы бедны
выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые
распространенные и сложные предложения. Тексты изобилуют словами-
повторами ("ну", "потом", "вот"... и т.д.), длительными паузами между
предложениями. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не
строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительными
изменениями. За одно занятие детям приходится выслушивать 4-5 однотипных
рассказов. Детям этот вид деятельности становится неинтересен. Все дети группы не имеют возможности рассказать свой текст — им отводится роль пассивного слушателя. Закономерно возникают вопросы:
Действительно ли надо заставлять детей слушать однообразные
рассказы?
Нужны ли примеры рассказов воспитателя до того, как ребенок сам
составил текст по картине?
Верно, ли выбрана форма обучения детей составлению рассказов?
Совершенно очевидно, что необходимо изменение способов работы педагога на
занятии по обучению дошкольников составлению рассказов по картине.
Возникшее противоречие я решила с помощью адаптированной методики
Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине» (технология ТРИЗ) которая позволяет получить гарантированный результат — усвоение детьми обобщенного способа составления рассказа по сюжетной картине. Это происходит на фоне формирования устойчивого интереса дошкольника к данной речевой деятельности.
Методика составления творческого рассказа по картине предназначена для обучения детей 3,5-7 лет.
Подбор сюжетных картин осуществляется нами на основе общих дидактических требований в соответствии с возрастом детей. Я использую такие сюжетные картины как: «Купание медвежат», «Зимняя прогулка », «Мы играем», «Ранняя весна», «Спасаем мяч», «Кремлевские куранты» и др.
Освоение обобщенных способов составления творческих рассказов по картине происходит по этапам и выглядит как система игровых тренингов со всей группой или с подгруппами детей в течение двух недель картина находится в группе на уровне глаз детей в специально отведенном месте.
Творческая речевая деятельность находится в прямой зависимости от
уровня развития мышления ребенка. Основополагающим моментом в
предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению
рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. В работе с
детьми можно выделить несколько этапов, на каждом из них представлена
какая-либо мыслительная операция, в результате освоения которой у ребенка
развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки по картине.
Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с
педагогом посредством системы игровых упражнений.
Цель: Развитие творческого воображения через интеграцию коммуникативной и продуктивной видов деятельности у старших дошкольников
Содержание этапов работы над картиной
- Этап 1. Определение объектов на картине.(сентябрь)
- Этап 2. Установление взаимосвязей между объектами на картине.(октябрь)
- Этап 3. Составление сравнений, загадок и метафор по картине.(ноябрь)
- Этап 4. Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств. (декабрь)
- Этап 5. Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины.(январь)
- Этап 6. Описание местонахождения объектов на картине. (февраль)
- Этап 7. Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения.(март)
- Этап 8. Преобразование объектов во времени.(апрель)
- Этап 9.Понятие о смысловых характеристиках картины.(май)
Этап 1
«Определение объектов на картине»
Цель: Обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка)
Алгоритм мыслительных действий при определении состава картины
1. Перечисление объектов на картине (в том числе и частей).
2. Моделирование объектов.
3. Группировка по заданному признаку.
4. Обобщение перечисленных объектов.
Для мотивации детей к выделению и называнию объектов на картине используем прием «подзорная труба», «бинокль». Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект, и назвать его. Для определения деталей одного объекта использовали приемы "Аукцион", "Охота за подробностями", "Кто самый внимательный" и др. Игры эти направлены на активизацию внимания детей. При обучении классификационным умениям использовали прием группировки по заданному признаку: рукотворности, природности, функциональности, присутствия определенного цвета, формы и д. Последовательность называния объектов на картине может быть любой.
2 этап
«Установление взаимосвязей между объектами на картине»
Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине.
Алгоритм мыслительных действий при установлении взаимосвязей между объектами на картине
- Выделение двух объектов на картине.
- Обоснование связей между ними.
3. Обобщение наиболее существенных связей, подводящих к осмыслению содержания картины.
Взаимодействие между объектами могут быть установлены на уровне: физических связей (касание, давление...); эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, не любит...); родственных связей (брат — сестра, мама — дети...).
3 этап
"Составление сравнений, загадок и метафор по картине".
Цель: познакомить детей с моделями составления загадок и метафор;
сформировать мыслительные действия ребенка, необходимые для составления
загадок и метафор. Чтобы составить загадку по картине, необходимо выбрать
объект и перечислить его признаки (действия, цвет, форма, размер,
специфические характеристики, части и т.д.). Следует знать основные модели
составления загадок (см. материал, описанный выше).
Алгоритм мыслительных действий при составлении загадок:
1. Выбор объекта на картине.
2. Выбор модели загадки.
3. Подбор характеристик и сравнение с другими объектами.
4. Выбор наиболее удачных сравнений.
5. Связка сравнений в единый текст загадки с помощью речевых оборотов:
"как", "но не". (привести пример)
По окончании работы выразительное чтение загадки.
Алгоритм мыслительных действий при составлении метафор:
1. Выбор объекта на картине.
2. Выбор модели метафоры.
3. Подбор характеристик.
4. Выбор наиболее удачных сравнений и включение их в речевую фразу.
В конце работы демонстрация речевой фразы с последующим объяснением
ее смысла.
4 этап
«Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств»
Цель:
- обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств;
- учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.
Алгоритм мыслительных действий
- «Вхождение в картину».
- Выбор органа чувств, который помогает «путешествовать» по картине.
- Речевая зарисовка ощущений.
В работе с картиной мы используем прием приглашения волшебников-помощников: «Я чувствую запах», «Я пробую на вкус», «Я слышу», «Я вижу», «Я трогаю руками».
Уважаемые педагоги, перед вами картина, посмотрите, каким волшебником вы будете. «Войдите в картину» и опишите свои ощущения от лица любого героя картины или стороннего наблюдателя.
Начинайте речевую зарисовку с фразы: «Я слышу, как…», «Я чувствую запах…» и т.д.
5 этап
«Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины»
Цель: познакомить детей с моделями составления рифмованных текстов,
формировать умение составлять рифмованный текст по содержанию картин.
Для составления рифмованных текстов по содержанию картины можно
обсудить с детьми признаки выбранного объекта, его связи, место действия и
сами действия. В качестве объекта может выступать не только центральный или второстепенный объект, но и обобщенное понятие (дети…, семья…, посуда…) Действия объекта могут быть как реальные, так и предполагаемые. Слова в высказываниях должны рифмоваться. Для создания рифмованного текста можно пользоваться опорой:
Жили-были как-то кто-то,
Ой, какие были кто-то,
Что-то делали они,
На картину посмотри.
И закончив, говори:
"Вот какие кто-то
На картине такой-то…".
Возможны варианты создания рифмованного текста. Он может начинаться со
слов "Если эти кто-то…, то они чего-то…", "Кто-то был такой-то и свершал он то-то…", "Кто-то был такой-то и свершал он то-то, потому что был такой-то…".
Оценка степени удачности созданного текста определяется не только качеством рифмы, но и уровнем интерпретации содержания картины.
Работа строится в определенной последовательности. Сначала с детьми
проводится игра "Рифмоплеты", в которой подбираются
существительные, прилагательные, глаголы, рифмующиеся между собой и
соответствующие содержанию картины. Затем осуществляется побуждение детей составлять двустрочные рифмующиеся фразы. На последнем этапе создается рифмованный текст по содержанию картины в соответствии с предложенным алгоритмом.
6 этап
«Описание местонахождения объектов на картине»
Цель:
- Упражнять детей пространственной ориентировке на картине;
- Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки.
Алгоритм мыслительных действий составления описательного рассказа по местонахождению объекта на картине
- Выбрать объект на картине и описать его местонахождение на плоскости.
- Данный объект описать с точки зрения расположения других объектов по отношению к нему:
а) с позиции постороннего наблюдателя;
б) в роли самого объекта.
Для обучения детей пространственной ориентировке на картине я использую такие игры как:
Игра «Да — нет»
Я загадала объект на картине, а вы с помощью вопросов, сужающих поле поиска в пространстве, установите его местонахождение.
Вопросы задавайте таким образом, чтобы я могла отвечать только «Да» или «Нет»,
Затем детям предлагается выбрать любой объект на картине и описать его местонахождение от лица, данного объекта.
7 этап
«Составление рассказов от лица разных объектов»
Цель:
- обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменений;
- уточнить знания детей о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта;
- упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять, связный творческий рассказ от первого лица.
Алгоритм мыслительных действий
- Выбрать объект (героя) на картине.
- Определить его эмоциональное состояние, настроение или черту характера.
- Войти в образ героя.
- Описать восприятие изображенного на картине от лица выбранного объекта с заданной эмоциональной характеристикой.
- Решение проблемных ситуаций, содержащихся в сюжете картины.
- «Войдите в картину». Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь. Опишите свои чувства.
Через свой рассказ вы можете передать эмоциональное состояние, настроение героя, его характер. При этом используя разнообразные средства
интонационной выразительности речи (мимика, жесты, сила голоса, темп)
Можно предложить детям передать диалоги персонажей картины (мини-
театр).
8 этап
«Преобразование объектов во времени»
Цель:
- развивать у детей мыслительные операции преобразования выбранного объекта во времени;
- упражнять в составлении рассказов о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты;
- развивать творческое воображение через художественно-продуктивную деятельность.
Алгоритм мыслительных действий преобразования объекта во времени.
- Выбрать объект, определить его настоящее, схематизировать.
- Обозначить прошлое (будущее) с учетом классификационной группы.
- Составить рассказ-фантазию о прошлом (будущем) объекта.
- Назвать рассказ.
Обычно картина рассматривается как остановившийся миг. Для
обучения рассказыванию по картине детям предлагали представить, как
развивается сюжет во времени. При этом линия времени у всех объектов своя.
Для преобразования объектов во времени необходимо определить время года и
части суток, изображенные на картине. Выбранный на
картине объект преобразовывается в рамках прошлого и
будущего с учетом классификационной группы. Объекты
растительного мира описываются по линии изменения времен года.
Представители животного мира - в рамках суток. Рукотворные объекты - с
момента появления и вторичного использования. Особое значение придается
длине временного отрезка (далекое - близкое). Составляется рассказ-фантазия:
объект и его изменение во времени. Для обучения детей составлению
рассказов-фантазий с преобразованием объектов во времени использовали
прием перемещения во времени ("Река времени"): выбирается конкретный
объект картины и описывается его настоящее. Далее предлагается подумать,
кем или чем он был в прошлом и что с ним будет в будущем (далеком или
близком) (метод ТРИЗа – системный оператор)
9 этап
"Смысловая характеристика картины".
Цель: развивать мыслительные действия детей, ведущие к объяснению смысла
изображенного на картине; упражнять в умении подбирать название картины,
точно отражающее ее смысл, с помощью пословиц и поговорок; подвести детей
к пониманию того, что содержание картины может иметь не один смысл.
Для более глубокого осмысления содержания картины можно использовали
пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки могут иметь прямой и
иносказательный смысл. Смысл любой пословицы, поговорки так емок, что
предоставляет возможность по-разному толковать его. Поэтому
многозначность пословиц и поговорок позволяет использовать их при
составлении рассказа по картине любого содержания. Важно обосновать свой
выбор. В конечном итоге идет отбор самых подходящих к содержанию данной
картины.
Содержание рассказов-рассуждений детей с использованием
пословиц и поговорок зависит от их жизненного опыта и позиций
рассуждающего. Подготовительный этап включает в себя углубленную работу
по пониманию детьми пословиц и поговорок и обучению объяснять их с точки
зрения опыта ребенка. Осмысление содержания картины детьми строится как
игра "Объясни, почему так названа картина?". Ее организация основана на
методе "Каталог". Воспитателем готовятся листочки бумаги, на которых
написаны разные пословицы и поговорки. Вводится правило: выдерни записку,
прочитаем текст (читает воспитатель или умеющие читать дети), объясни,
почему так назвали картину? Следующая игра "Найди самое удачное название
картины". Ребенку предлагается вспомнить несколько пословиц и поговорок,
выбрать одну-две самых подходящих к содержанию картины, объяснить свой
выбор. Особое внимание здесь уделяется логическим связкам в тексте. В
результате получается рассказ - рассуждение.
Алгоритм мыслительных действий при передаче смысла картины:
1. Выбор пословицы или поговорки.
2. Представить содержание картины через призму выбранной пословицы
или поговорки.
3. Объяснение-рассуждение ребенка, почему эта пословица может быть
названием картины.
4. Целостный рассказ по сюжету картины согласно смыслу пословицы или поговорк
Литература:
- Алексеева ММ., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. — М.: Академ А, 1998.
- Алътшуллер Г.С. Найти идею. — Новосибирск: Наука, 1986.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. — М., 1934.
- Занятия по развитию речи в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада / Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова и др. / Под ред. О.С. Ушаковой. — М.: Просвещение, 1993.
- Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. — М.,1976.
- Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя детского сада. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1982.
- МурашковскаИ.Н., ВалюмсН.П. Картинка без запинки (Методика рассказа по картине). - СПб.: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.
- Нестеренко А.А. Страна загадок. — Ростов-на-Дону: изд-во
Ростовского университета, 1993. - Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: АЗЪ, 1993.
- Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (технология ТРИЗ). – М.: изд-во Аркти, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация: Обучение детей составлению рассказа по картине (технология ТРИЗ).
Семинар-практикум проходил в рамках методической недели по теме: "Развитие речи в условиях детского сада и семьи" 17.02.2014 года.Презентация может быть использована для передачи опыта среди педагогов...
Обучение детей творческим рассказам по картине с использованием технологий ТРИЗ
Материал был представлен в виде консультации для воспитателей детского сада....
Обучение детей составлению рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ
Для детей и их родителей....
мастер-класс для педагогов "Методика обучения детей составления рассказа по картине"
Методы и приемы работы по картине, используя методику ТРИЗ разработанную Генрихом Сауловичем Альтшулером....
«Обучение детей составлению рассказов по картине».
Занятие научит детей составлять сказки, передавать воображаемый сюжет, соблюдая последовательность; описывать сказочных героев, используя в речи элементы сравнения....
Мастер - класс для воспитателей " Обучение детей составлению рассказов по картине"
Данный материал содержит поэтапное обучение детей составлению рассказов по картине в разных возрастных группах. Прилагается памятка для воспитателей....
Обучение детей составления рассказа по картине
К старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Э...