Конспект НОД по речевому развитию и ознакомлению с художественной литературой средней группе Тема: «Космос»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Сыч Надежда Николаевна

Конспект  НОД  по речевому развитию и ознакомлению с художественной литературой  средней группе  Тема: «Космос»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_razv_rechiword.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД  по речевому развитию и ознакомлению с художественной литературой  средней группе

Тема: «Космос»

Программное содержание:

упражнять в  согласовании  прилагательных с существительными, сущ–х  с числительными (один, два, пять ),обогащать словарный запас сложными словами, словами-признаками, упражнять в  изменении  слов при помощи суффиксов, развивать фонематический слух –умение  различать на слух и называть первый звук в словах,  развивать образность речи, умение рассказывать наизусть стихотворение с помощью мнемотаблицы, составлять предложения из 4 – 5 слов с заданным словом с помощью мнемотаблицы, согласовывать слова в предложении в роде и падеже; воспитывать умение внимательно слушать своих товарищей, дополнять ответы, побуждать к активной речевой деятельность малоактивных детей;з акрепить элементарные представления о космосе; развивать наблюдательность, активность, внимание, познавательный  интерес к космосу; совершенствовать интонационную выразительность речи, умение строить выразительные ответы на вопросы по прочитанным сказкам В.А.Сухомлинского;    развивать мелкую моторику пальцев рук, межполушарное взаимодействие г.м.; улучшать координацию тела.

Предварительная работа: цикл занятий по теме «Космос», чтение сказок В.А.Сухомлинского («Какие на вкус звезды», « До свидания, Солнышко», « Цветок солнца «), («Как пауки хотели закрыть солнце»)и др., заучивание стихотворения о космонавте с помощью мнемотаблицы, наблюдения за солнцем, небом, рассматривание иллюстраций по теме, отгадывание загадок о звездах ,луне, солнце .

Материал: черная ткань, звездочки с предметными  картинками для называния первого звука в слове, мнемотаблицы для составления предложений, для повторения стихотворения, «волшебная коробочка», игрушки и картинки с изображением персонажей сказок (собака, свинья, звезды, подсолнух, солнышко, девочка, божья коровка, ежик, луна, заяц, паук), аудиозапись космической музыки,  книга В.А.Сухомлинского  «Цветок солнца».

Словарь: звездочет, звездопад, звездное, звездолет,  подсолнух, цветок солнца, допытываться, растолковывать, мудреные, пояснять, телескоп.

Ход:

Кинезиологическая  гимнастика :

Раз, два, три, четыре, пять, начинаем  мы  взлетать.

На ракете улетим и всю землю  облетим.

На Луне  мы прилунимся и на Землю возвратимся.

       Ход занятия

Ребята вам знакома эта книга? Кто ее автор ? (В.А.Сухомлинский) Угадайте из какой сказки герои?

В-ль выставляет игрушки или вывешивает картинки с изображением героев сказок :

- звезда, свинья и собака («Какие на вкус звезды»);

- солнце и девочка ( « До свидания, Солнышко» ) ;

-луна и заяц («Как заяц при Луне грелся»);

-  подсолнух ( « Цветок солнца»);

- пауки и солнце («Как пауки хотели закрыть солнце»)

 Вопросы к детям по произведениям  В.А.Сухомлинского:

*  «…На высоком стебле – большой цветок с золотыми лепестками. Он  похож  на….(солнце. Поэтому и зовут его подсолнух - цветок, который поворачивает свою голову за солнышком, провожая его от восхода до заката….)

*  «Собака рассказала свинье, что на небе есть звезды. Свинью это заинтересовала и стала она допытываться…»

Объясните, как вы понимаете  слово «допытываться», «растолковывать», потрясло»? О чем спрашивала у собаки свинья? (Какие они, звезды? Маленькие или большие? Твердые или мягкие? А самое главное, какие они на вкус?...Они сладкие как желуди.)

*Давайте вместе расскажем сказку «Ежик и Луна». (в – ль  достает игрушки – ежика и луну, читает сказку, а дети помогают, досказывая предложения).

 Далее  дети выполняют задания и « собирают» звездочки в волшебную коробочку или мешочек.

2.Загадка                       Бродит одиноко огненное око.

                                         Всюду где бывает, взглядом согревает. (солнце)   или

  Ну-ка,  кто из вас ответит :

                                         Не огонь, а больно жжет,

                                         Не фонарь, а ярко светит,

                                         И не пекарь, а печет.

Задания от солнышка :

Дид.игра  « Семейка солнечных слов»  -  Давайте образуем слова от слова  СОЛНЦЕ:

- Как  можно ласково  назвать солнце? (солнышко );

- Как можно назвать поляну, залитую солнцем? (солнечная поляна);

- Зайчик какой? (солнечный)

Дид. упр. «Какое  солнышко»  

Солнце круглое,  как … (мячик, тарелка, диск и др.)

Солнце ласковое как … (бабушка, мама)

Солнце румяное как… (пирожок, блинчик).  А  еще оно  может  быть солнце?  (красивое, доброе, заботливое, утреннее, горячее, и др.)

Загадка                Искры небо прожигают, а до нас не долетают. (звезды)

  - Давайте поиграем и образуем слова одной семейки от слова  ЗВЕЗДА.

- Как можно ласково сказать про звезду?

- Если на небе много звезд, то мы скажем, какое оно ? (Звездное )

Как называется корабль, который летит к звездам? ( звездолет )

- Как в сказках называют волшебника, который предсказывает по звездам будущее? (звездочет)

скороговорка                       Звездочет считает звезды, засыпает очень поздно.

В-ль предлагает  пройти на звездную поляну и собрать звезды, дети  собирают по одной звезде, на обратной стороне которой –предметная картинка; нужно произнести слово и назвать первый звук в слове. Все  садятся в ракету, построенную из стульев. На стульях лежит по одному солнышку-картинке, в –ль предлагает взять звезду в правую руку, а солнце в левую.

- Кто  летает в космос? (космонавты), и мы станем космонавтами.

- Чу-чу-чу, в космос полететь хочу,

-Им-им-им, на ракете полетим,

- Ды-ды-ды, долетим мы до звезды,

- Ой-ой-ой, затем вернемся мы домой.

-Какой звук вы слышите в начале слова ЗВЕЗДА,  а в начале слова СОЛНЦЕ? Я  буду  называть слова, а  вы, если  услышите в начале слова звук /З/,то поднимайте  звезду ,а если- /С /,то поднимайте солнце. (под спокойную космическую музыку).

А теперь прочитаем наизусть стихотворение, в - ль предлагает детям  рассказать это стихотворение с помощью мнемотаблицы.

В темном небе  звезды светят, космонавт летит в ракете.

День  летит  и ночь летит, и на небо он глядит.

Сверху видит он поля, реки, горы и моря

Видит он весь шар земной, шар земной – наш дом родной.

Физминутка:

На луне жил звездочет,                    ( смотрят в «телескоп» )

он планетам вел учет                        (показывают руками вверх)

Меркурий – раз,                                 (описывают круг руками)

Венера -  два,                                        (хлопок)

Три – Земля, четыре – Марс,           ( присесть )

Пять – Юпитер, шесть – Сатурн ,      ( наклон влево- вправо )

Семь – Уран, восьмой -  Нептун,             ( наклоны вперед – назад )

Девять – дальше всех Плутон                   ( прыжок )

Кто не видит – выйди вон.                         ( развести руки в стороны )

Составление предложения из 4-5 слов с заданным  словом РАКЕТА с помощью мнемотаблицы

Д/и  «1,2,5»,слова-существительные:  спутник, скафандр, космонавт, ракета, звезда, планета, комета.

Сказка про звезду и комету.

Как – то  в зиму, ночкой звездной,

На небе скучали звезды.

Говорит одна звезда:

«Если б только я могла, выше всех светить бы стала,

Никогда бы не устала!

А комета ей в ответ:

«Разве в этом твой секрет?

Ты свети хоть выше, ниже,

Был бы свет твой людям ближе

Что бы детки на Земле

Сказки видели во сне.

- Мы  с вами собрали много звезд, выполняя задания,  давайте вместе создадим  красивое,  ночное,  звездное небо, но сначала  помогите исправить неправильные предложения:

- На черной небе блестят звезды.

- Ночью на небе ярко светит солнце.

- Чтобы увидеть звезды , нужно посмотреть в микроскоп.

Дети на черную ткань выкладывают звездочки и луну(из картона или др. материала) под музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательно - речевому развитию в старшей группе "Полёт человека в космос".

Данный  конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей  логопедической группе нацелен на познавательно - речевое развитие дошкольников. Разнообразная деятельность мотивирует вос...

Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» «Наша Майна в стихах и на картинах» (интеграция речевого развития, нравственного воспитания и художественного творчества детей в процессе восприятия живописи)

Конспект НОД  по ОО «Речевое развитие»«Наша Майна в стихах и на картинах»   (интеграция речевого развития, нравственного воспитания и художественного творчества ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ «КОСМОС»

обобщить полученные знания о космосе; закрепить знания ориентировки в пространстве и на плоскости; продолжить формирование элементарных математических представлений. ...

«Формирование культуры речи и речевого общения посредствам ознакомления с художественной литературой»

Современный речевой  этикет — это правила поведения и речи, помогающие производить приятное впечатление и строить эффективное общение. Они включают в себя культуру речи, вежливость и умение...

Консультация для педагогов : Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах речевого развития и ознакомления детей с художественной литературой»

Активные формывзаимодействия с родителями (законными представителями) детей, направленные на повышение их компетентностиФормы взаимодействияПо вопросам речевого развития детейПо вопросам приобщения де...