НОД по познавательно-речевому развитию на тему "Что мы знаем о космосе?"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Харитонова Марина Владимировна

НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_poznavatelno-rechevogo_razvitiya.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Районное методическое объединение воспитателей высшей и первой квалификационной категории

«Подходы к организации непосредственно образовательной деятельности в свете ФГТ».

РМО № 2 « НОД в решении задач познавательно-речевого развития».

Познавательно-речевая НОД

«Что мы знаем о космосе»

                                                               

                                                                Воспитатель МБДОУ детского сада № 18          

                                          г. Павлово

                                                                                            Харитонова Марина Владимировна                                

                                                                                        первая  квалификационная  категория

2012 г.

Пояснительная записка

        Тема «Космос» предназначена для детей подготовительной группы и рассчитана на две недели, чтобы полностью охватить и решить поставленные мной задачи. Моя задача – организовать работу так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками.

    В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводилась организации игровой деятельности, в которой формируется пространственная ориентация дошкольников и умение применять эти знания на практике. Интересно проходила сюжетно-ролевая игра «Будущие - космонавты» с постройкой из мягких модулей космического корабля, «Собираемся в полёт». Дети придумывали самые разные игровые ситуации.

     Ребята с удовольствием играли и в дидактические игры  «Большое космическое путешествие», «Летает - не летает», «Солнце и планеты», «Я знаю».

    С детьми мы  рассматривали   детские энциклопедии, иллюстрации о космосе, читали художественную литературу «Незнайка на Луне» Н.Носова, рассказы и стихи о космонавтах В. Степанова, «Первый в космосе» В. Бороздин,  «О чём рассказал телескоп» П. Клушанцев. Беседовали на темы: «Профессия – космонавт», «Что такое космос?», «В гостях у солнышка», «Земля – космическое чудо», «Ракета летит  к звёздам».

     Просматривали мультфильмы «Незнайка на Луне», «Тайна третьей планеты».

    Огромный восторг вызвало  у детей посещение планетария, приехавшего к нам в детский сад. Ребята  перенеслись в удивительное путешествие  к звёздам и планетам.  Прямо перед ними пронёсся парад звёзд и планет, падение метеорита, вид на вселенную с Луны и многое другое.

Понравилась детям и продуктивная  НОД:

-рисование красками и восковыми мелками «Путь к звёздам»,  «Планеты солнечной системы»,  «Лунный пейзаж»;

- пластилинография «Наша планета Земля», лепка «Весёлые инопланетяне»;

-коллективная аппликация «Большое космическое путешествие».

Много положительных эмоций вызвало  конструирование из бумаги космического корабля, ребята с удовольствием обыгрывали свои поделки.

    Большое внимание уделяла работе с родителями. Они с должным уважением приняли участие в создании предметно-развивающей среды, макетов, атрибутов для игр, в подборе художественной литературы, иллюстраций,  помогали рисовать рисунки на выставку «Мир космоса». Родители должны подавать пример детям, так как в первую очередь дети учатся у взрослых. Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей вырабатываются твердые знания, умения и навыки.

Список использованной литературы:

1. Горькова Л.Г., Кочергина А.В. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» М.: ВАКО,2005.

2. Скоролупова О.А. «Покорение космоса» Издательство Скрипторий 2006.

3.  «Дошкольное воспитание» ж. №2 2012г.

Конспект НОД

 по познавательно-речевому развитию

«Что мы знаем о космосе?»

Подготовительная группа.

Цель:  

         - Формировать элементарные представления о космосе.

Задачи:

Образовательные

  • Познакомить детей с  праздником Днем космонавтики;
  • Углублять и расширять знания детей о космонавтах.
  • Формировать элементарные представления о космосе: звездах, созвездиях, планетах.
  • Обогащать словарь детей словами: созвездия, Большая и Малая Медведица, Весы, Стрелец, Марс, Венера, Земля, Меркурий, Сатурн, Уран, Плутон, скафандр.

  • Развивающие
  • Развивать познавательную активность, умение сравнивать, наблюдать, анализировать и делать выводы в процессе экспериментирования, работы с наглядными пособиями.
  • Способствовать развитию речи, умению анализировать содержание вопросов, давать полный ответ на них.
  • Развивать умение сооружать  конструкцию ракеты, умение называть детали постройки.

  • Воспитательные
  • Способствовать формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, воспитывать чувство взаимопомощи в процессе деятельности в подгруппах;
  • Формировать  умение слушать высказывания друг друга.

  • Методы и приёмы:

Рассказы детей о космонавтах  (домашнее задание), художественное слово, загадка, вопросы поискового характера, музыкальное сопровождение,  поощрение, самостоятельный выбор заданий, игровые задания с картинками и пазлами, экспериментирование с фонариком, обобщение, самоанализ, презентация.

  • Материалы и оборудование:

Проектор, экран, компьютер, музыкальный центр, диск с записью группы «Спейс» «Волшебный полёт»,

набор мягких модулей строителя

картинки с изображением продуктов, одежды, техники,

мольберты, иллюстрации с изображением созвездий

конверты с карточками, фонарики,

презентация со слайдами на космическую тему, 3 конверта пазлов с изображением планеты Земля.

Ход деятельности:

Воспитатель

Предполагаемые ответы детей

Дети сидят полукругом на стульчиках в шахматном порядке.

- Ребята, сегодня  необычный  день для нашей страны, как вы думаете, почему?

- Верно, вы догадались, ребята, сегодня День космонавтики.

А кто знает имя первого космонавта?

Наверное, какой-нибудь праздник.

 Может День космонавтики.

Юрий Гагарин.

На экране появляется  фото Ю.А.Гагарина

- Молодцы ребята, 12 апреля 1961 года впервые в мире космонавт Ю.А.Гагарин успешно облетел вокруг земли на корабле «Восток». Это было очень важным и радостным событием не только для нашей страны, но и для всего мира. Все люди планеты торжественно приветствовали первого космонавта. Более 50 лет прошло со времен первого полета, и многие  космонавты смотрели на нашу землю из космоса. Кроме  Юрия Гагарина есть и другие космонавты, о которых  расскажут  наши ребята, они подготовили небольшие рассказы дома с родителями.

Пожалуйста,  Настя, про кого ты хочешь рассказать?

Валентина Терешкова – первая в мире женщина космонавт. Она совершила полет в космос на космическом корабле «Восток – 6» и стала шестым по счету советским космонавтом. Она провела 3 суток в космосе, где вела бортовой журнал и делала фотографии горизонта.  В день первого полёта в космос она сказала родным, что уезжает на соревнования парашютистов. О полёте они узнали из новостей по радио.

На экране изображение  фото В. Терешковой.

-Спасибо, Настя.

-А Данила про кого хочет рассказать?

Я хочу рассказать про Германа Титова – это советский космонавт, который тоже совершил космический полет вокруг земли.

Герман Титов  первый человек, который спал в условиях невесомости, и который  запечатлел на  кино и фотоплёнку  Землю  в открытом космосе.

На экране изображение  фото Германа Титова.

- Большое спасибо, Данила.

-А Леночка тоже нам хочет рассказать о космонавте.

Мне хочется рассказать о второй женщине-космонавте, которая побывала в открытом космосе. Это Светлана Савицкая - она очень смелая и мужественная женщина,  работала в отряде лётчиков-космонавтов, была назначена космонавтом-исследователем и совершала полёты на кораблях «Союз Т-5, станции «Салют – 7».

На экране изображение  фото С. Савицкой.

-Молодцы, ребята, очень интересные подготовили рассказы.

-Дети, а как вы думаете, каким должен быть космонавт?

Космонавт должен быть здоровым.

Сильным, трудолюбивым. Выносливым, смелым, отважным.

- А вы хотели бы стать космонавтами, быть сильными, ловкими, выносливыми, летать в космос, покорять космические дали?

Да, хотим.

Звучит космическая музыка, группа «Спейс» «Волшебный полёт» на экране появляется изображение космонавтов.

-Ребята, вы ничего не замечаете необычного? С нами прямо  из космоса, с космической станции выходят на связь космонавты. Они услышали наш разговор о том, что вы хотите в будущем стать космонавтами, покорять космическое пространство, любоваться звездами и поэтому им интересно посмотреть справитесь ли вы с космическими заданиями.

- Хотите попробовать, ребята?

Да хотим.

Я предлагаю вам выполнить 3 задания для этого вам нужно разделиться  на 3 группы.

- Первое задание построить космический корабль, чтобы он мог полететь в нужном направлении, чтобы в нем было удобно космонавтам.

- Второе задание оснастить корабль всем необходимым, для того чтобы полет космонавта был удачным.

- Третье задание составить изображение планеты из разрезных  картинок.

- Кто что выбрал, ребята? Проходите за столы, рассаживайтесь, кто с кем хочет, чтобы вам было удобно, и приступайте к выполнению.

Дети выполняют задания, воспитатель помогает, подсказывает ребятам.

Группа ребят строит космический корабль на ковре из мягких  модулей.

- Ребята давайте посмотрим, что у вас получилось?

Мы построили космический корабль для полета в космос.

- Ребята вам понравился корабль?

- Из каких деталей был построен корабль?

Да.

Здесь можно увидеть цилиндр, конус, куб, призмы.

- А вы ребята, отобрали предметы, необходимые в космосе?

- Что вы выбрали, расскажите, всем детям.

Мы выбрали скафандр, потому что в космосе нет кислорода, человеку  нечем дышать, а ещё  там очень холодно.

Дети размещают картинки на мольберт, рассказывают о них.

- Правильно, ведь скафандр состоит из нескольких слоёв, и хорошо защищает космонавта от всех вредных  воздействий.

- Полина, а ты что выбрала?

-  Молодцы, ребята, верно, выбрали продукты с герметичной упаковкой и подобрали нужную технику для работы космонавтам.

Я выбирала продукты питания, которые хорошо упакованы, ведь в космосе нет магазинов, а пища космонавту необходима.

И ещё мы выбрали компьютер, принтер, фотоаппарат, сканер, рацию для того чтобы космонавты могли передавать информацию на землю и получать команды с Земли.

- А что получилось у вас ребята?

- Вы узнали, что это за планета? Как она называется?

Мы составили планеты из нескольких частей.

У всех получилась планета Земля, мы на ней живём.

Воспитатель приглашает детей поближе  посмотреть выполненные задания.

- Ребята, вы молодцы отлично справились с заданиями. Я думаю, что вы понравились космонавтам, потому что были дружными, активными, самостоятельными, помогали друг другу. Посмотрите, космонавты даже улыбаются, машут вам руками, прощаются с вами.

До свидания.

- А теперь попробуйте отгадать мою загадку:

«Шла девица из Питера

Просыпала кувшин бисера

Не соберёт ни царь, ни царица

Ни красная девица».

Это звёзды на небе.

На экране звёздное небо.

- Все, верно, посмотрите на экран, здесь  вы видите звёздное небо.

- А вы любите смотреть на звёздное небо ночью?

А как вы думаете можно ли сосчитать звёзды на небе?

Да.

Нет.

Их очень много.

Огромное количество.

-Да, их несчётное количество. В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано тысячами звёзд.

- Какими мы их видим, ребята?

Звёзды нам кажутся  маленькими, сверкающимися точками.

Они находятся далеко от земли и поэтому, мы видим их такими малюсенькими.

- Ребята, а вы знаете, почему мы не видим звёзды днём?

Потому что  светит солнце.

Днём светло.

- Правильно, а я предлагаю вам это проверить, хотите?

- Возьмите со стола в одну руку конверт, в котором лежит карточка с отверстиями, а в другую руку фонарик. Включите его и посветите им сначала одну  сторону конверта,  а потом на другую.

Да, хотим.

Воспитатель показывает детям, как нужно сделать, дети фонариком светят на конверт от себя, затем на себя.

- Что вы видите, ребята?

- Отверстия в картоне не видны через конверт, когда мы светим фонариком на освещённую сторону конверта, но становятся хорошо заметными, когда свет от фонаря  направлен с другой стороны прямо на нас. Со звёздами происходит тоже самое. Днём они светят, тоже, но небо становиться настолько ярким из-за солнечного света, что свет звёзд затмевается.

- Ребята, проходите на стульчики ко мне поближе.

С одной стороны  ничего нет.

Если посветить фонариком на себя, то видны дырочки.

Дети проходят  на стульчики в полукруг.

- Вы знаете, что такое созвездия?

Это когда много звёзд рядышком.

Звёзды соединяются в созвездия.

- Созвездия – это отдельная групп звёзд, у созвездий есть свои  имена: Весы, Стрелец, Овен. А может вы знаете,  какие-нибудь созвездия, ребята?

Есть Козерог,

Близнецы.

А я смотрел мультфильм про созвездие Андромеда.

На экране  изображение созвездия.

На мольберте иллюстрации созвездий Весов, Стрельца, воспитатель знакомит детей с их названием и предлагает посчитать, из скольких звёзд состоит созвездие.

Дети выходят к мольберту и считают  указкой звёзды.

- Пожалуйста, Лена, сосчитай, сколько звёзд в созвездии Весы?

- А Серёжа, сосчитает,  сколько звёзд в созвездии Стрельца? А вы, ребята, проверяйте, верно, ли считают Серёжа с Леной, ни одну звёздочку не пропустили.

В этом созвездии 6 звёзд.

Всего 10 звёзд.

На экране изображение Созвездия Большой и Малой Медведицы.

- Молодцы ребята, а теперь посмотрите на созвездие Большой и Малой Медведицы (воспитатель показывает указкой) эти созвездия вы можете увидеть сами, на вечернем небе они хорошо видны, звёзды расположены так, что напоминают ковш.

- А как вы думаете,  для чего людям необходимы знания о звёздах, созвездиях?

Наверное, чтобы больше знать.

- В наше время, люди редко обращаются к звёздам и созвездиям за помощью, а  раньше путешественники и мореплаватели с помощью звёзд находили дорогу к  родному берегу. Самая главная звезда, которая указывает путь, называется Полярной и находится в созвездии Малой Медведицы.

Воспитатель показывает на экране Полярную звезду.

- Ребята, а что ещё кроме звёзд и созвездий есть в космосе?

Есть планеты.

Метеориты.

Кометы.

- А сколько планет в солнечной системе, кто знает?

Всего 8 планет.

А может 7 или 9.

- А Настя может сейчас нам назвать все планеты по порядку, и мы узнаем, сколько их на самом деле.

По порядку все планеты назовёт любой из нас.

Раз- Меркурий,

Два -  Венера,

Три - Земля,

Четыре – Марс,

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

За ним – Нептун, он восьмым  идёт по счёту,

А за ним уже потом и девятая планета под названием Плутон.

На экране изображение Солнечной системы.

- Умница, Настя, перечислила все планеты по порядку. Сколько их всего, ребята?

- Ребята подумайте и скажите, чем похожи планеты солнечной системы?

Планет всего 9.

Все планеты круглые.

Они ещё вращаются вокруг солнца.

- Верно, все планеты имеют форму шара, и вращаются вокруг солнца.

- А чем они отличаются?

Планеты разные по цвету.

Они отличаются размером.

- Напомните мне, ребята, на какой планете мы живём?

Мы живём на планете Земля.

На экране изображение планеты «Земля»

- Наша планета самая разноцветная планета Солнечной системы. И кто знает, может среди вас находится будущий космонавт, который полетит в космос, посмотрит на нашу планету сверху и скажет: «Какая же она красивая»!

- Ребята, что вам понравилось сегодня?

- Что было интересного?

Что вы можете рассказать дома своим близким?

Дети делятся впечатлениями.


        -  -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста в ДОУ

Целью познавательно-речевого развития является: -Всестороннее развитие личности ребенка,-приобщение к общечеловеческим ценностям,-формирование творческого воображения, развитие любознательности, ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст /с использованием здоровьесберегающих технологий/

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому  развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст/с использованием здоровье...

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей в старшей группе «Интервью у удивительных животных»

Занятие помогает учить детей формулировать и задавать вопросы, быть внимательными к деталям, а так же развивать самостоятельное построение связного и выразительного высказывания, развивать диалог...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Проект по познавательно -речевому развитию "Люби и знай природу!"

Проект направлен на формирование у детей эстетического отношения к окружающему миру....

Конспект интегрированного занятия (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие) Тема: «Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» Старшая группа

Конспект интегрированного занятия(социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие) Тема: «Пересказ эскимосской сказки«Как лисичка бычка обидела»Старшая г...