НОД по познавательно-речевому развитию на тему "Что мы знаем о космосе?"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Районное методическое объединение воспитателей высшей и первой квалификационной категории
«Подходы к организации непосредственно образовательной деятельности в свете ФГТ».
РМО № 2 « НОД в решении задач познавательно-речевого развития».
Познавательно-речевая НОД
«Что мы знаем о космосе»
Воспитатель МБДОУ детского сада № 18
г. Павлово
Харитонова Марина Владимировна
первая квалификационная категория
2012 г.
Пояснительная записка
Тема «Космос» предназначена для детей подготовительной группы и рассчитана на две недели, чтобы полностью охватить и решить поставленные мной задачи. Моя задача – организовать работу так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками.
В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводилась организации игровой деятельности, в которой формируется пространственная ориентация дошкольников и умение применять эти знания на практике. Интересно проходила сюжетно-ролевая игра «Будущие - космонавты» с постройкой из мягких модулей космического корабля, «Собираемся в полёт». Дети придумывали самые разные игровые ситуации.
Ребята с удовольствием играли и в дидактические игры «Большое космическое путешествие», «Летает - не летает», «Солнце и планеты», «Я знаю».
С детьми мы рассматривали детские энциклопедии, иллюстрации о космосе, читали художественную литературу «Незнайка на Луне» Н.Носова, рассказы и стихи о космонавтах В. Степанова, «Первый в космосе» В. Бороздин, «О чём рассказал телескоп» П. Клушанцев. Беседовали на темы: «Профессия – космонавт», «Что такое космос?», «В гостях у солнышка», «Земля – космическое чудо», «Ракета летит к звёздам».
Просматривали мультфильмы «Незнайка на Луне», «Тайна третьей планеты».
Огромный восторг вызвало у детей посещение планетария, приехавшего к нам в детский сад. Ребята перенеслись в удивительное путешествие к звёздам и планетам. Прямо перед ними пронёсся парад звёзд и планет, падение метеорита, вид на вселенную с Луны и многое другое.
Понравилась детям и продуктивная НОД:
-рисование красками и восковыми мелками «Путь к звёздам», «Планеты солнечной системы», «Лунный пейзаж»;
- пластилинография «Наша планета Земля», лепка «Весёлые инопланетяне»;
-коллективная аппликация «Большое космическое путешествие».
Много положительных эмоций вызвало конструирование из бумаги космического корабля, ребята с удовольствием обыгрывали свои поделки.
Большое внимание уделяла работе с родителями. Они с должным уважением приняли участие в создании предметно-развивающей среды, макетов, атрибутов для игр, в подборе художественной литературы, иллюстраций, помогали рисовать рисунки на выставку «Мир космоса». Родители должны подавать пример детям, так как в первую очередь дети учатся у взрослых. Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей вырабатываются твердые знания, умения и навыки.
Список использованной литературы:
1. Горькова Л.Г., Кочергина А.В. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» М.: ВАКО,2005.
2. Скоролупова О.А. «Покорение космоса» Издательство Скрипторий 2006.
3. «Дошкольное воспитание» ж. №2 2012г.
Конспект НОД
по познавательно-речевому развитию
«Что мы знаем о космосе?»
Подготовительная группа.
Цель:
- Формировать элементарные представления о космосе.
Задачи:
Образовательные
- Познакомить детей с праздником Днем космонавтики;
- Углублять и расширять знания детей о космонавтах.
- Формировать элементарные представления о космосе: звездах, созвездиях, планетах.
- Обогащать словарь детей словами: созвездия, Большая и Малая Медведица, Весы, Стрелец, Марс, Венера, Земля, Меркурий, Сатурн, Уран, Плутон, скафандр.
- Развивающие
- Развивать познавательную активность, умение сравнивать, наблюдать, анализировать и делать выводы в процессе экспериментирования, работы с наглядными пособиями.
- Способствовать развитию речи, умению анализировать содержание вопросов, давать полный ответ на них.
- Развивать умение сооружать конструкцию ракеты, умение называть детали постройки.
- Воспитательные
- Способствовать формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, воспитывать чувство взаимопомощи в процессе деятельности в подгруппах;
- Формировать умение слушать высказывания друг друга.
- Методы и приёмы:
Рассказы детей о космонавтах (домашнее задание), художественное слово, загадка, вопросы поискового характера, музыкальное сопровождение, поощрение, самостоятельный выбор заданий, игровые задания с картинками и пазлами, экспериментирование с фонариком, обобщение, самоанализ, презентация.
- Материалы и оборудование:
Проектор, экран, компьютер, музыкальный центр, диск с записью группы «Спейс» «Волшебный полёт»,
набор мягких модулей строителя
картинки с изображением продуктов, одежды, техники,
мольберты, иллюстрации с изображением созвездий
конверты с карточками, фонарики,
презентация со слайдами на космическую тему, 3 конверта пазлов с изображением планеты Земля.
Ход деятельности:
Воспитатель | Предполагаемые ответы детей |
Дети сидят полукругом на стульчиках в шахматном порядке. | |
- Ребята, сегодня необычный день для нашей страны, как вы думаете, почему? - Верно, вы догадались, ребята, сегодня День космонавтики. А кто знает имя первого космонавта? | Наверное, какой-нибудь праздник. Может День космонавтики. Юрий Гагарин. |
На экране появляется фото Ю.А.Гагарина | |
- Молодцы ребята, 12 апреля 1961 года впервые в мире космонавт Ю.А.Гагарин успешно облетел вокруг земли на корабле «Восток». Это было очень важным и радостным событием не только для нашей страны, но и для всего мира. Все люди планеты торжественно приветствовали первого космонавта. Более 50 лет прошло со времен первого полета, и многие космонавты смотрели на нашу землю из космоса. Кроме Юрия Гагарина есть и другие космонавты, о которых расскажут наши ребята, они подготовили небольшие рассказы дома с родителями. Пожалуйста, Настя, про кого ты хочешь рассказать? | Валентина Терешкова – первая в мире женщина космонавт. Она совершила полет в космос на космическом корабле «Восток – 6» и стала шестым по счету советским космонавтом. Она провела 3 суток в космосе, где вела бортовой журнал и делала фотографии горизонта. В день первого полёта в космос она сказала родным, что уезжает на соревнования парашютистов. О полёте они узнали из новостей по радио. |
На экране изображение фото В. Терешковой. | |
-Спасибо, Настя. -А Данила про кого хочет рассказать? | Я хочу рассказать про Германа Титова – это советский космонавт, который тоже совершил космический полет вокруг земли. Герман Титов первый человек, который спал в условиях невесомости, и который запечатлел на кино и фотоплёнку Землю в открытом космосе. |
На экране изображение фото Германа Титова. | |
- Большое спасибо, Данила. -А Леночка тоже нам хочет рассказать о космонавте. | Мне хочется рассказать о второй женщине-космонавте, которая побывала в открытом космосе. Это Светлана Савицкая - она очень смелая и мужественная женщина, работала в отряде лётчиков-космонавтов, была назначена космонавтом-исследователем и совершала полёты на кораблях «Союз Т-5, станции «Салют – 7». |
На экране изображение фото С. Савицкой. | |
-Молодцы, ребята, очень интересные подготовили рассказы. -Дети, а как вы думаете, каким должен быть космонавт? | Космонавт должен быть здоровым. Сильным, трудолюбивым. Выносливым, смелым, отважным. |
- А вы хотели бы стать космонавтами, быть сильными, ловкими, выносливыми, летать в космос, покорять космические дали? | Да, хотим. |
Звучит космическая музыка, группа «Спейс» «Волшебный полёт» на экране появляется изображение космонавтов. | |
-Ребята, вы ничего не замечаете необычного? С нами прямо из космоса, с космической станции выходят на связь космонавты. Они услышали наш разговор о том, что вы хотите в будущем стать космонавтами, покорять космическое пространство, любоваться звездами и поэтому им интересно посмотреть справитесь ли вы с космическими заданиями. - Хотите попробовать, ребята? | Да хотим. |
Я предлагаю вам выполнить 3 задания для этого вам нужно разделиться на 3 группы. - Первое задание построить космический корабль, чтобы он мог полететь в нужном направлении, чтобы в нем было удобно космонавтам. - Второе задание оснастить корабль всем необходимым, для того чтобы полет космонавта был удачным. - Третье задание составить изображение планеты из разрезных картинок. - Кто что выбрал, ребята? Проходите за столы, рассаживайтесь, кто с кем хочет, чтобы вам было удобно, и приступайте к выполнению. | |
Дети выполняют задания, воспитатель помогает, подсказывает ребятам. Группа ребят строит космический корабль на ковре из мягких модулей. | |
- Ребята давайте посмотрим, что у вас получилось? | Мы построили космический корабль для полета в космос. |
- Ребята вам понравился корабль? - Из каких деталей был построен корабль? | Да. Здесь можно увидеть цилиндр, конус, куб, призмы. |
- А вы ребята, отобрали предметы, необходимые в космосе? - Что вы выбрали, расскажите, всем детям. | Мы выбрали скафандр, потому что в космосе нет кислорода, человеку нечем дышать, а ещё там очень холодно. |
Дети размещают картинки на мольберт, рассказывают о них. | |
- Правильно, ведь скафандр состоит из нескольких слоёв, и хорошо защищает космонавта от всех вредных воздействий. - Полина, а ты что выбрала? - Молодцы, ребята, верно, выбрали продукты с герметичной упаковкой и подобрали нужную технику для работы космонавтам. | Я выбирала продукты питания, которые хорошо упакованы, ведь в космосе нет магазинов, а пища космонавту необходима. И ещё мы выбрали компьютер, принтер, фотоаппарат, сканер, рацию для того чтобы космонавты могли передавать информацию на землю и получать команды с Земли. |
- А что получилось у вас ребята? - Вы узнали, что это за планета? Как она называется? | Мы составили планеты из нескольких частей. У всех получилась планета Земля, мы на ней живём. |
Воспитатель приглашает детей поближе посмотреть выполненные задания. | |
- Ребята, вы молодцы отлично справились с заданиями. Я думаю, что вы понравились космонавтам, потому что были дружными, активными, самостоятельными, помогали друг другу. Посмотрите, космонавты даже улыбаются, машут вам руками, прощаются с вами. | До свидания. |
- А теперь попробуйте отгадать мою загадку: «Шла девица из Питера Просыпала кувшин бисера Не соберёт ни царь, ни царица Ни красная девица». | Это звёзды на небе. |
На экране звёздное небо. | |
- Все, верно, посмотрите на экран, здесь вы видите звёздное небо. - А вы любите смотреть на звёздное небо ночью? А как вы думаете можно ли сосчитать звёзды на небе? | Да. Нет. Их очень много. Огромное количество. |
-Да, их несчётное количество. В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано тысячами звёзд. - Какими мы их видим, ребята? | Звёзды нам кажутся маленькими, сверкающимися точками. Они находятся далеко от земли и поэтому, мы видим их такими малюсенькими. |
- Ребята, а вы знаете, почему мы не видим звёзды днём? | Потому что светит солнце. Днём светло. |
- Правильно, а я предлагаю вам это проверить, хотите? - Возьмите со стола в одну руку конверт, в котором лежит карточка с отверстиями, а в другую руку фонарик. Включите его и посветите им сначала одну сторону конверта, а потом на другую. | Да, хотим. |
Воспитатель показывает детям, как нужно сделать, дети фонариком светят на конверт от себя, затем на себя. | |
- Что вы видите, ребята? - Отверстия в картоне не видны через конверт, когда мы светим фонариком на освещённую сторону конверта, но становятся хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другой стороны прямо на нас. Со звёздами происходит тоже самое. Днём они светят, тоже, но небо становиться настолько ярким из-за солнечного света, что свет звёзд затмевается. - Ребята, проходите на стульчики ко мне поближе. | С одной стороны ничего нет. Если посветить фонариком на себя, то видны дырочки. |
Дети проходят на стульчики в полукруг. | |
- Вы знаете, что такое созвездия? | Это когда много звёзд рядышком. Звёзды соединяются в созвездия. |
- Созвездия – это отдельная групп звёзд, у созвездий есть свои имена: Весы, Стрелец, Овен. А может вы знаете, какие-нибудь созвездия, ребята? | Есть Козерог, Близнецы. А я смотрел мультфильм про созвездие Андромеда. |
На экране изображение созвездия. На мольберте иллюстрации созвездий Весов, Стрельца, воспитатель знакомит детей с их названием и предлагает посчитать, из скольких звёзд состоит созвездие. Дети выходят к мольберту и считают указкой звёзды. | |
- Пожалуйста, Лена, сосчитай, сколько звёзд в созвездии Весы? - А Серёжа, сосчитает, сколько звёзд в созвездии Стрельца? А вы, ребята, проверяйте, верно, ли считают Серёжа с Леной, ни одну звёздочку не пропустили. | В этом созвездии 6 звёзд. Всего 10 звёзд. |
На экране изображение Созвездия Большой и Малой Медведицы. | |
- Молодцы ребята, а теперь посмотрите на созвездие Большой и Малой Медведицы (воспитатель показывает указкой) эти созвездия вы можете увидеть сами, на вечернем небе они хорошо видны, звёзды расположены так, что напоминают ковш. - А как вы думаете, для чего людям необходимы знания о звёздах, созвездиях? | Наверное, чтобы больше знать. |
- В наше время, люди редко обращаются к звёздам и созвездиям за помощью, а раньше путешественники и мореплаватели с помощью звёзд находили дорогу к родному берегу. Самая главная звезда, которая указывает путь, называется Полярной и находится в созвездии Малой Медведицы. | |
Воспитатель показывает на экране Полярную звезду. | |
- Ребята, а что ещё кроме звёзд и созвездий есть в космосе? | Есть планеты. Метеориты. Кометы. |
- А сколько планет в солнечной системе, кто знает? | Всего 8 планет. А может 7 или 9. |
- А Настя может сейчас нам назвать все планеты по порядку, и мы узнаем, сколько их на самом деле. | По порядку все планеты назовёт любой из нас. Раз- Меркурий, Два - Венера, Три - Земля, Четыре – Марс, Пять – Юпитер, Шесть – Сатурн, Семь – Уран, За ним – Нептун, он восьмым идёт по счёту, А за ним уже потом и девятая планета под названием Плутон. |
На экране изображение Солнечной системы. | |
- Умница, Настя, перечислила все планеты по порядку. Сколько их всего, ребята? - Ребята подумайте и скажите, чем похожи планеты солнечной системы? | Планет всего 9. Все планеты круглые. Они ещё вращаются вокруг солнца. |
- Верно, все планеты имеют форму шара, и вращаются вокруг солнца. - А чем они отличаются? | Планеты разные по цвету. Они отличаются размером. |
- Напомните мне, ребята, на какой планете мы живём? | Мы живём на планете Земля. |
На экране изображение планеты «Земля» | |
- Наша планета самая разноцветная планета Солнечной системы. И кто знает, может среди вас находится будущий космонавт, который полетит в космос, посмотрит на нашу планету сверху и скажет: «Какая же она красивая»! | |
- Ребята, что вам понравилось сегодня? - Что было интересного? Что вы можете рассказать дома своим близким? | Дети делятся впечатлениями. |
- -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста в ДОУ
Целью познавательно-речевого развития является: -Всестороннее развитие личности ребенка,-приобщение к общечеловеческим ценностям,-формирование творческого воображения, развитие любознательности, ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст /с использованием здоровьесберегающих технологий/
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст/с использованием здоровье...
Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей в старшей группе «Интервью у удивительных животных»
Занятие помогает учить детей формулировать и задавать вопросы, быть внимательными к деталям, а так же развивать самостоятельное построение связного и выразительного высказывания, развивать диалог...
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
Проект по познавательно -речевому развитию "Люби и знай природу!"
Проект направлен на формирование у детей эстетического отношения к окружающему миру....
Конспект интегрированного занятия (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие) Тема: «Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» Старшая группа
Конспект интегрированного занятия(социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие) Тема: «Пересказ эскимосской сказки«Как лисичка бычка обидела»Старшая г...