Речевое развитие дошкольников
статья по развитию речи на тему

В статье кратко описаны пути развития словестного творчества и создание условий в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_doshkolnikov_pastuh_ti.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение г. Иркутска детский сад №157

Речевое развитие дошкольников

Воспитатель: Пастух Т.И

Овладение ребенком связной речью – одна из основных задач дошкольного воспитания. В Программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, основной целью в речевом развитии является: «Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи…»

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей.

«Ф.А.Сохин рассматривал взаимосвязь речевого и умственного аспектов овладения родным языком в дошкольном детстве в нескольких направлениях. Начальные формы мышления дошкольника – наглядно-действенное и наглядно-образное, затем они взаимодействуют со словесно-логическим мышлением, которое постепенно становится ведущей формой мыслительной деятельности. Здесь развивается интеллектуальная функция языка.

Эффективным методом развития речи и интеллекта является моделирование, благодаря которому дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности, обозначая схематически изображения персонажей, выполняемые ими действия и отличительные признаки.

Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как, по данным Л.С. Выготского, Ф.А.Сохина, О.С.Ушаковой, дошкольный возраст – период наиболее интенсивного становления и развития личности. Моделирование – это наглядно-пространственная модель, возможность закодировать текст путем использования картинок, символов, пиктограмм, схем, букв, которая позволяет более полно воспроизвести заданный текст. Важно создать у ребенка зону успеха, то есть уверенность в своих силах, умение успешно выполнять такую сложную деятельность, как рассказывание.

Одним из основных аспектов для достижения цели является предметно-развивающая среда, что бы максимально приблизить ее к возрастным особенностям детей в тесном сотрудничестве с родителями были созданы условия для речевого развития детей:

- оформлены альбомы стихотворений, поговорок,  потешек, загадок сопровождающиеся мнемотаблицами.

-«сундучки» по сказкам, в которых собирается соответствующий материал: игрушки, иллюстрации, разнообразные схемы, детские рисунки и книжки-малышки, оформленные детьми;

-разнообразные виды театров.

Особый творческий интерес дети проявляют к театру, изготовленному в продуктивной деятельности. После прочитанной сказки, рассказа дети изготавливают героев, декорации, что помогает им в более близкой для них атмосфере пересказать, сочинить продолжение, добавить свой замысел в оформлении текста и опираясь на полученный опыт «записать»свою сказку (рассказ) используя схемы.

Побудить к активному участию каждого ребенка высказывать свое мнение, сравнивать, обогащать словарный запас и представление о предмете, связно, последовательно описывать внешний вид, используются дидактические игры, упражнения:  «Узнай, что за зверь», «Скажи какой», «Кто спрятался», «Скажи на оборот», «Чудесный мешочек» и  др.

В дид/игре «Волшебный круг» детям предлагается «закодировать» объект, где по кругу выставляются соответствующие схемы и модели. Карточка с объектом убирается и анализируя «кодовые» знаки дети определяют кто (что) закодирован.

Игра «волшебный круг» способствует не только развитию речи, логического мышления, но и поисковой деятельности.

На формирование понятия о том, что всякое высказывание имеет начало, середину, конец, т. е. строится по определенной схеме, используются модели: «Дом», «Дерево», «Грецкий орех», «Волшебная коробочка».                  Например: модель «Дом»:

Начинаем с детьми строить «Дом», где будет жить наша сказка (рассказ), выставляем фундамент – с чего же все началось – перед детьми ставиться интрига, у детей активизируются воображение, фантазия. Затем идем искать, путешествовать (здесь педагог проявляет мастерство) и дети самостоятельно придумывают сюжеты. Вот наступает вечер (педагог ставит крышу) и все собираются в нашем «Доме», детей подводят к кульминации рассказа. На следующем занятии вновь можно вернуться к модели «Дом» и продолжить, выходя за приделы модели, записывая свой рассказ (сказку) схемами и т.д.

Работая с моделями, выполняя различные игровые задания, у детей формируется знакомство с окружающим миром, интенсивнее развивается активный словарь, логическое мышление, формируется различные языковые системы связей. Устная речь достаточно логична, стройна, интересна по своему содержанию, их рассказы творчески разнообразны, один рассказ не похож на другой. Кроме того, способствует созданию у детей зоны успеха – уверенность в своих силах и выводит на новый уровень речевого развития.

Выбор нужного вида опоры помогает найти личностно-ориентированный путь решения стоящей перед ребенком проблемы. В работе с детьми использую разные виды опор:

  • использование сюжетной картинки (иллюстрации), помогает ребенку точно и быстро воспроизвести текст, так как задействуется слуховая и зрительная память. Читая прозаический или стихотворный текс, обращаю внимание на смысловые элементы текста, отраженные на иллюстрации
  • опорой может служить мемотаблица с изображением символов, пиктограмм, картинок, отражающих главные слова в тексте. Здесь к слуховой памяти присоединяется зрительная и ассоциативная. Таблица позволяет четко организовать воспроизведение текста, помогая ребенку вспомнить все составные части прозаического (стихотворного) текста. Изображения лучше выражать символами, знаками, буквами. Ребенок виде весь ряд, поэтому времени на припоминание затрачивается меньше.
  • предметные картинки, символы, пиктограммы так же позволяют воссоздать текст и описать предмет. Картинки могут изображать предметы, действия, признаки.
  • опорой может служить картографическая съема (методика развития связной речи В.К. Воробьевой). В данном случае используется слуховая, зрительная, ассоциативная память. По этой методике из текста выбираются предметы, они становятся ориентирами рассказа. С помощью ориентиров составляется предметно-графическая схема или план. Стрелки обозначают действия. Пересказ составляют с опорой на данный предметно-графический план. Чтобы обогатить пересказ признаками, в план вводятся новые обозначения – треугольники. Наречия можно обозначить кружками.

Дети взяли снеговые лопаты. Лопатами они сгребали пушистый снег. Из снега построили снежную бабу.

 

        

Систематически применяя модели, иллюстрации при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т.п., у детей появляется интерес к заучиванию стихов, умеют оформлять свою мысль. Словарный запас из пассивного превращается в активный.

Используемая литература:

1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М – Синтез М. 2015

2. О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи». Творческий центр «Сфера» 2011

3.  О.С. Ушакова «Развитие речи детей». Творческий центр «Сфера» 2014

4. «Обучение творческому рассказыванию» Л.М. Граб. Изд. «Учитель»

5. Интернет ресурс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ (КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ)

Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает все большее значение в современной жизни. Значение сформированности навыков диалогической речи становится наиболее оч...

Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»

Речевое общение - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обр...

Сообщение на тему « Речевое развитие дошкольников в рамках реализации образовательной области « Речевое развитие»

Эта консультация посвящена важнейшей из образовательных областей – речевому развитию дошкольников....

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Консультация для педагогов дошкольных учреждений «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»

Общение – актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов....