"Путешествие по ярмарке устного народного творчества"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Батракова Наталия Васильевна

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере творчества художника Е.М. Рачева и русских народных сказок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_yarmarke_ustnogo_narodnogo_tvorchestva.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

Организованной образовательной деятельности по образовательной области

«Речевое развитие» в старшей группе:

Тема: «Путешествие по ярмарке устного народного творчества»

МБДОУ Детский сад № 46

Батракова Наталия Васильевна

г.Городец

2016г.


Цель: 

Продолжить знакомить детей с разными жанрами устного народного творчества: песнями, сказками, загадками, узнавать героев сказок, характеризовать их, замечать красивые цветовые сочетания на иллюстрациях русского художника Е.М. Рачева.

Задачи:

Обобщать активный словарь детей за счет слов, бытующих в старину.

Закреплять знание детей о музыкальных инструментах и умение играть на них (дети  подготовительной группе).

Развивать интерес к русскому фольклору, речь, мышление, любознательность и эстетические чувства детей.

Предварительная работа: 

Использовала литературу: журнал «Ребенок в детском саду» №6 2001г., «Дошкольникам о художниках детской книги» Т.Н. Доронова, Сборник русского фольклора «На Буяне славном острове».

С детьми проведена следующая работа:

Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, посещение библиотеки для пополнения и обновления уголка книги в группе, загадывание загадок, пение русских народных песен, пересказ сказок, выкладывание сказок (кубики), пазлы проведение д/и «Моя любимая сказка», «Расскажи сказку», «Узнай, из какой я сказки?», показ различных видов театров по русским народным сказкам для детей младшей группы, игра на музыкальных инструментах.

Оборудование:

Книга  с русскими народными сказками, бубен, указка, картины с изображением сказочных героев художника Е.М. Рачева, «карусель», музыкальные инструменты

Ход образовательной деятельности

Дети входят в зал, встают. Из глубины веков до нас дошли добрые сказки, хитрые загадки, веселые и грустные песни, шутливые потехи. Все эти виды народного творчества принято называть фольклором – английским словом, которое переводится как «народная мудрость». О фольклоре и будем говорить сегодня на занятии. Но чтобы занятие было интересным, мы отправимся на ярмарку, где из покон веков веселился, водил хороводы и пел песни, катался на качелях и каруселях удалой русский народ.

- Займите место на карусели. (Дети занимают место на «карусели», берут в руки ленточку).

- Дети (хором):

Мы на ярмарке побудем,

Что мы только не увидим.

Карусель с секретом там

Все расселись по местам

Где остановка – там секрет:

Загадки, потешки, песни, смех.

Воспитатель: Наша карусель завертелась. Хоровая игра «Карусели» под музыку.

- А вот и первая остановка, . А какая вы должны догадаться. Послушайте, что я вам прочту: (чтение отрывка из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк).

- Дети, что вы сейчас услышали: сказку, песенку, загадку?

А как думает Даниил?

Сказку

Мы услышали отрывок из сказки «Лисичка сестричка и серый волк»

Правильно. Сказку. И остановка наша называется «Сказочкая»

В мире много сказок –

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

А как вы догадались, что я читала сказку?

Правильно.

Звери не могут разговаривать

 в жизни так не бывает. Звери в жизни не разговаривают, а в сказках могут разговаривать.

Рассмотрите иллюстрации к сказкам и скажите, что здесь необычного?

Звери ходят в одежде

Звери носят одежду и ходят на задних лапках

Дети, в сказках у животных с людьми есть и другое сходство: лиса, как и некоторые люди, хитрая; заяц – трусливый, а иногда и хвастливый. Вы видели когда-нибудь такое существо: длинноухий зайчишка, он стоит как-то по-особенному, вроде бы по-человечьи, и одет как человек – в заплатанный тулупчик. А по характеру – озорник да и только. А вот лиса, разодетая, как на праздник и очень довольна собой. Модница! А медведь в красивом кафтане, сидит черпает ложкой мед. Блаженствует.

Этих зверей нарисовал народный художник, заслуженный деятель искусств Евгений Михайлович Рачев. От его кисти оживают зайцы, лисы, медведи. На них смотришь и любуешься. Все животные звери – герои рисунков Рачева, одеты, как люди. Он одел их для того, чтобы передать характер героев, в которых скрывается реальная жизнь людей. Одни герои простые, добрые, другие злые. Есть хитрые и обманщики, есть такие, которые могут прийти на помощь другому. в своих рисунках художник стремится передать особенности народного быта, природы. Рисунки Рачева яркие, красочные, привлекательные.

Выберите картины к одной сказке и скажите, как она называется? Выбери Артем картины.

Эти картины из сказки «Лисичка сестричка и серый волк»

Какие волшебные слова говорил волк, чтобы больше наловить рыбы?

Ловись рыбка большая и маленькая

Что приговаривала лиса, когда ее вез на спине волк?

Битый не бытого везет

Саша, найди картины из понравившейся тебе сказки?

Это сказка «Кот серый лоб, козел да баран»

Как звери развели костер?

Стукнулись козел с бараном, да так крепко – искры из глаз посыпались, береста и загорелась. Развели они огонь, сели и греются.

А эта картина из какой сказки?

«Маша и медведь»

Как Маша перехитрила медведя?

Залезла в короб

Какую песню она пела?

Не садись на пенек, не ешь пирожок

Как вы думайте, встречаются ли в сказках слова, которые мы в обычной жизни не употребляем?

Давайте вспомним такие слова:

Тридевятое царство, колода меда, девка-чернявка

Несметные сокровища, бабушка-задворенка

Давайте поиграем в слова: я буду называть слово, а вы подбирать к нему сказочное:

Мишка – Косолапый,

Лиса – Патрикеевна,

Петушок – золотой гребешок,

Кощей – Бессмертный,

Зайчишка – трусишка,

Волчок – серый бочок,

Избушка – на курьих ножках.

А теперь вспомним как начинаются русские народные сказки?

Скажи Лена

В некотором царстве,

А как думает Света?

Жили-были

Есть люди хорошие…

Было у отца три сына

Чему нас учат сказки, скажи Таня?

Правильно.

А.С. Пушкин писал: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Действительно, в сказке есть всегда урок, но урок очень мягкий, добрый, чаще всего дружеский совет. Сказка учит отличать добро от зла, хорошее от плохого.

Быть добрыми, помогать другим

Учат быть умными

А знаете ли вы чем похожи все сказки? Что в сказках всегда сильнее: добро или зло? Скажи Валя?

Побеждает добро

В каждой сказке всегда побеждает добро. А сейчас скажем «до свидания» остановке «Сказочная» и отправимся дальше.

Дети занимают места на «карусели».

Хороводная игра «карусели» под музыку.

Вот и следующая остановка. А какая догадайтесь сами. Приехали, опустите ленточки.

Ты катись веселый бубен,

Быстро, быстро по рукам

У кого веселый бубен

Тот загадку скажет нам.

Какая это остановка, скажи Ваня?

Правильно, это остановка загадочная. А вы знаете загадки, давайте вспомним некоторые из них.

Игра с бубном. Дети загадывают загадки.

Без крыльев летят,

Без ног спешат,

Без паруса плывут.

(Облака)

Бабушка старая, вся белая

Лето придет – не глядит на нее

Зима настает – обнимает ее.

(Печь в избе)

Рассыпала Лукерья

Серебрянные перья,

Закрутила, замела

Стала улица бела.

(Метель)

Стоит сад, в нем двенадцать гряд

На каждой гряде по четыре бороздки

На каждой бороздке по семь кочешков

(Год, месяц, дни недели)

На заре зарянской,

Катится шар вертянский,

Никого его не обойти не объехать.

(Солнце)

Золотой хозяин с поля идет,

Серебрянный пастух на поле идет,

Мелкое стадо гонит.

(Солнце, месяц, звезды)

А сейчас я вам загадаю загадки, а отгадки покажу. Они спрятались в коробке. (загадки о музыкальных инструментах).

Круглый, яркий и тугой

Есть и голос – бас густой

А басит он лишь тогда

Когда бьют его в бока.

Деревянные дубинки

Выбивают дробь по спинке

Но ему совсем не больно

Рад он очень и доволен.

(Барабан)

Тянется, а не резина

С кнопками, а не машина

Песни поет, а не радио.

(Гармошка)

Не возьмешь – она молчит,

Дуешь – сразу зазвучит.

(Дудка)

Маленький, удаленький

Громко звенит

(Колокольчик)

В лесу выросла

Из лесу вынесли,

На руках плачет,

А на полу скачет.

(Балалайка)

Загадочная

Молодцы, все загадки отгадали!

Да

А хотите поиграть на них?

Хотим

Следующая остановка «Песенная»

Всегда русский народ любил песни веселые и грустные и много пел их. Вам знакома русская народная песня «Патока с имбирем». Давайте мы ее исполним (исполнение песни «Патока с имбирем» под музыку.) молодцы дети. Весело вы умеете песни петь. Ну вот и остановка «Песенная» закончилась. Закончилось и наше путешествие по русской ярмарке. Но со сказками, песнями, загадками мы не прощаемся. Вы еще не раз встретитесь с этими драгоценными дарами русского народного творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию детей. Тема: "Путешествие в страну устного народного творчества"

НОД по познавательно-речевому развитию детей. тема: "Путешествие в страну устного народного творчества"....

Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)

Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)...

Конспект интегрированного занятия для средней группы «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)

Закрепление знаний детей о порядковом счёте, о количественном счёте используя различные анализаторы, о сравнении чисел. Закрепление знаний о цифрах и геометрических фигурах, о величине предметов, испо...

Устное народное творчество. Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание дошкольников

Описание проекта Вид проекта: познавательно-игровой Тип проекта: информационно-творческий Продолжительность: краткосрочный (срок реализации проекта 14 дней) Участники проекта: группа детей среднего до...

Конспект занятия на первую квалификационную категорию "Путешествие в страну устного народного творчества"

Конспект занятия на первую квалификационную категорию "Путешествие в страну устного народного творчества" в группе общеразвивающей направленности для детей 6 - 7 лет....

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...

Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ. Деловая игра: «Использование устного народного творчества в работе с детьми».

Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ. Деловая игра: «Использование устного народного творчества в работе с детьми»....