Конспект занятия на первую квалификационную категорию "Путешествие в страну устного народного творчества"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект занятия на первую квалификационную категорию "Путешествие в страну устного народного творчества" в группе общеразвивающей направленности для детей 6 - 7 лет.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому развитию детей № 101»
г. Оренбурга
Конспект занятия
по развитию речи
Тема: «Путешествие в страну Устного народного творчества»
Образовательная область «Речевое развитие»
Группа общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет.
(Аттестация на первую квалификационную категорию)
Воспитатель: Мерзликина
Наталья
Викторовна
2019 год.
Организационная информация | Примечание (дополни-тельная информация к конспекту) | |||
1. | Доминирующая образовательная область | Речевое развитие. | ||
2. | Вид деятельности детей | - речевая; - игровая; - коммуникативная; - художественно – эстетическая | ||
Методическая информация | ||||
1. | Тема образовательной деятельности | «Путешествие в страну Устного народного творчества». | ||
2. | Методы и приемы реализации содержания занятия | - беседа с детьми, разъяснение; - создание ситуации выбора; - речевая деятельность; - постановка проблемы; - обсуждение; - наблюдение; - поощрение. | ||
3. | Интеграция образовательных областей | - социально-коммуникативное развитие; - речевое развитие; - художественно – эстетическое развитие; | ||
4. | Возрастная группа | 6-7 лет. | ||
5. | Цель: | - совершенствовать умение детей связному и последовательному пересказу теста с опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. - систематизировать и углублять представление детей об устном народном творчестве его видах (потешка, загадка, сказка, народная песня). | ||
6. | Задачи: | |||
6.1 | Образовательные: -учить детей целенаправленно воспринимать текст (с опорой на наглядность); -закрепить навыки грамматически правильного оформления высказываний. -активизировать подбор сравнений и определений, закрепить навыки подбора синонимов, антонимов, родственных слов. | |||
6.2 | Развивающие: -развивать фонематический слух, словесно - логическое мышление, фантазию; -развивать умение интонационно работать с речью; - добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение. | |||
6.3 | Воспитательные: -воспитывать интерес к речевой деятельности; -развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми, умение слушать ответ товарища; -формировать навык самоконтроля и самооценки; -воспитывать желание помочь младшим друзьям | |||
7. | Планируемые результаты: | |||
-умеет определять название литературного произведения (сказка) по графическим схемам; -умеет находить и составлять иллюстрированные картинки к литературному произведению; - способен пересказать текст, используя сложноподчинённые предложения - проявляет интерес к использованию графических схем для рассказывания, - способен сопереживать, проявляет желание оказывать помощь, - охотно участвует в коллективной деятельности, - свободно общается со сверстниками и взрослыми. | ||||
8. | Организация среды для проведения образовательной деятельности | - аудиозапись; - технические средства компьютер; - картинки с потешками; - ширма; - картинки с изображением народных музыкальных инструментов; - мольберт; - картинки с изображением ответов на загадки; - цветные карандаши; - клей – карандаш, клеёнки, салфетки; - фломастеры; - мнемосхемы к сказкам; -разрезные картинки с изображением иллюстраций к сказкам; - буклеты для изготовления книжек – малышек; - коробка с деревянными ложками | ||
9. | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | -рассматривание иллюстраций к литературным произведениям; - беседа «Мои любимые сказки»; - составление графических схем к сказкам и рассказам; - разучивание потешек, пословиц, поговорок; - проведение вечеров загадок; - разучивание народных песен |
Конспект занятия | ||||
I. | Вводная часть | |||
1.1 | Создание проблемной ситуации | В: Ребята, сегодня на мой телефон, прищло голосовое сообщение, а адресовано оно именно вам ребята! В: Вам, интересно от кого оно и о чём в нем говорится? Д: Да, интересно! В: Тогда давайте скорее его прослушаем!!! «Здравствуйте дорогие ребята! К вам обращаемся, мы воспитатели младшей группы. Дело в том, что наши дети очень любят сказки, стихи, загадки. Но мы в своей группе перечитали все книги. Помогите, нам пожалуйста!» | Звучит аудиозапись
| |
1.2 | Целевая установка (с по мощью педагога дети формируют цель своей дея -тельности или принимают цель педагога) | В: Так вот это от кого письмо! Что нам делать? Д: Надо помочь воспитателям и детям младшей группы. Да! Конечно, поможем! | ||
1.3 | Мотивирование к деятельности детей | В: Как же нам помочь ребята? Д: Можно купить книги малышам. В: Но, как же мы купим книги? Денег у нас нет. Д: Можно подарить наши книги детям. В: Как вы думаете, наши книги разве будут интересны малышам? Д: Я думаю, что да. Д: А я думаю, что нет. В: Почему вы решили, что наши книги будут интересны маленьким детям? Д: Потому, что они красочные и красивые. В: Почему Кира ты решила, что наши книги будут неинтересны для малышей? Д: Потому, что они для взрослых детей. В: Правильно. Как мы можем помочь воспитателям младшей группы? Д: Можно сделать книжки – малышки для детей. В: Молодцы, вы очень здорово придумали, как помочь. Но скажу вам по секрету книжки – малышки спрятаны в стране устного народного творчества. Хотите попасть в эту страну? Д: Да! Хотим. В: Тогда давайте произнесём волшебные слова: Пальчиковая гимнастика Начинаем колдовать Дверь замочком открывать Хоть замочек очень крепкий Удивительный и цепкий Мы его покрутим Потом три раза дунем Покачаем раз, два, три Дверь замочек отвори. | Сжимают и разжимают пальцы рук. Соединяют пальцы рук в замок. Дуют на руки 3 раза. Покачивают руками 3 раза. Разводят руки в стороны. | |
II. | Основная часть | |||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний Добывание (сообщение и приятие) нового знания | В: Вот мы и попали в страну Устного народного творчества. Ребята, как вы думаете, почему устное народное творчество так называется? Д: Потому, что его придумал народ, передается из уст в уста. В: Молодцы. А что относится к устному народному творчеству? Д: Сказки, потешки, загадки, народные игры, народные песенки, пословицы, поговорки. В: Молодцы. Посмотрите! Корзинка, а в корзинке маленькие книжки – малышки. Давайте мы их возьмём в руки и хорошо рассмотрим. Ой ребята, а книжки совсем не оформлены. Что нам делать? Д: Самим украсить страницы. В: Правильно, давайте посмотрим какая первая страница. Что это за звуки? Д: Это детский смех. В: Действительно это смеются дети, а как можно рассмешить ребёнка в стране устного народного творчества? Д: Можно прочитать ему потешки. В: А что такое потешка? Д: Это смешное стихотворение или песенка. Д: Кот на печку пошёл Горшок каши нашёл На печи калачи Как огнь горячи Пряники пекутся В лапки не даются. В: Хорошо. Кто ещё прочитает потешку? Д: Пошёл котик на торжок Купил котик пирожок Пошёл котик на улочку Купил котик булочку. Самому ли есть Либо Бореньке снесть? Я и сам укушу Да и Бореньке снесу. В: Молодцы. Чтобы оформить первую страницу нам надо пройти к столам, на которых разложены клеёнки и расставлены фломастеры и клей. Как при помощи клея и фломастеров можно сделать страницу красочной? Д: Можно наклеить картинки с потешками и подписать страницу. В: Правильно. Можете приступать к работе. В: Вот первая страница нашей книги готова. В: Посмотрите, на доске какой – то знак вопроса. Как вы, думаете почему он на доске? Д: Нам надо что – то отгадать или ответить на вопросы. В: Правильно. Обратите внимание на доске находятся картинки, для того, чтобы их получить надо отгадать загадки. Хотите посмотреть, что нарисовано на картинках? Д: Да хотим. В: Тогда отгадываем загадки, но давайте договоримся, отгадывать будем по очереди у нас 10 картинок и вас тоже 10, для того, чтобы наши книжки у нас получились надо отгадать загадки каждому ребёнку. Загадка №1 Удивительный народ! Вместе вышли в огород Вот друг друга держат крепко Потянули…Вот и (Репка) Загадка №2 По тропинке он катился, Своей удалью хвалился, Да попался на носок. Ам, и съеден … (Колобок) Загадка №3 Разбойники белые! Вот беды наделали: В деревню прилетали И мальчика украли. Только смелая сестра Всё равно его нашла. Помогли ей печка, Яблонька и речка. (Гуси – лебеди) Загадка №4 Она по ягоды пошла, Да на домик набрела Дом под старою сосной, В доме жил медведь большой. Заболела б от тоски Да спасли…пирожки. (Маша и медведь) Загадка №5 Жизнь её не весела На болоте век жила Но Иванушка пришёл Со стрелой её нашел. (Царевна – лягушка) Загадка №6 Парень по воду пошёл, В проруби её нашёл. Чудеса теперь кругом: Вёдра поскакали в дом. Берегите братцы ноги: Печка едет по дороге! (По щучьему веленью) Загадка №7 В этой сказке все отлично Дед и баба и яичко Очень рады дед и баба Что у них есть (Курочка Ряба) Загадка №8 Из снега, снега белого Дочку себе сделали. А весна – красна пришла Дочка и растаяла (Снегурочка) Загадка №9 Жила в лесу зверей семья Однажды девочка пришла Очень возмутились звери, Что в их доме спали, ели Назовите поскорей Этих сказочных зверей. (Три медведя) Загадка №10 Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом. Кем же были эти, Маленькие дети? (Семеро козлят) В: Молодцы! Все загадки вы отгадали, а теперь опять пройдём к столам и оформим страницу с загадками. Как мы можем её оформить? Д: Можем наклеить картинки с отгадками. В: Посмотрите, в названии страницы не все буквы заштрихованы, что мы можем сделать с вами? Д: Заштриховать букву. В: Какую букву заштриховала Аня? Аня: Я заштриховала букву З. В: Молодец, какую букву заштриховал Занир? Занир: Я заштриховал букву А. В: Правильно. Молодцы. Послушайте, что это за звуки? Д: Это музыка. В: Правильно. Это народная музыка. А при помощи каких, инструментов может возникнуть народная музыка? Д: Музыка возникает при помощи народных инструментов. В: Правильно! Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть на народных инструментах - ложках. Хоровод «Танец с ложками» В: Скажите, пожалуйста, а мы можем оформить музыкальную страничку? Д: Да можем нарисовать музыкальные народные инструменты. В: Правильно. Какие народные музыкальные инструменты можем нарисовать? Д: Можем нарисовать балалайку, дудочку, колокольчик, гармошку. В: Молодцы. Для выполнения этого задания разделимся на две команды девочек и мальчиков. Мальчики пусть нарисуют дудочку, а девочки колокольчик и сравним, кто аккуратнее и красивее нарисует. В: Вот и готова, третья страница нашей книги. Послушайте, какая красивая музыка. Как вы думаете, откуда она? Д: Это музыка из сказки. В: Как вы догадались, что это музыка из сказки? Д: Она сказочная, волшебная, чарующая. В: Дети вы любите сказки? Д: Да, очень! В: Я их тоже люблю. Где то спряталась сказка, давайте её поищем. «Зрительная гимнастика» Смотрят глазки вправо, влево Смотрят глазки вверх, вниз Что увидел хитрый глазик И куда мы добрались. В: Дети, посмотрите какая замечательная ширма, как вы думаете сказки могут спрятаться за ней? Д: Да могут. В: Хотите посмотреть? Д: Да очень хотим. В: Что это как вы думаете? Д: Это схема к сказке. В: Ребята, кто, угадает какая сказка спряталась в данной схеме? Д: В этой схеме спряталась сказка «Снегурочка». В: Молодцы правильно отгадали. А рассказывать сказки вы умеете? Д: Да умеем. В: Я, предлагаю вам рассказать сказку, но не просто рассказать, а использовать схему сказки. В: Эту сказку вы хорошо знаете. Кто главный герой этой сказки? Д: Главный герой сказки – Снегурочка. В: Кто слепил Снегурочку? Д: Снегурочку слепили старик и старуха. В: Правильно. Почему Снегурочка загрустила, когда наступила весна. Д: Потому, что Снегурочку слепили из снега. В: Что произошло со Снегурочкой? Д: Снегурочка растаяла и превратилась в облако. В: Правильно! Вот мы вспомнили сказку, а теперь я попрошу вас, её рассказать, используя схему сказки. Но давайте договоримся, сказку вы будете рассказывать по очереди, один ребёнок начинает, следующий продолжает и так далее, поэтому слушаем внимательно и следим за сюжетом сказки. Кто первый начнёт? В: Вы молодцы! Замечательно рассказали сказки. Скажите, а мы можем поместить сказки в нашу книгу? Д: Да можем, потому, что у сказки бывают авторские и народные. В: Почему народные сказки называются народными? Д: Потому, что их придумал народ. В: Почему авторские сказки называются авторскими? Д: Потому, что эти сказки придумал автор. В: Молодцы. Нам осталось оформить последнюю страницу наших книжек. Но ребята, как вы думаете, малышам будут понятны схемы для сказок? Д: Нет, не понятны. В: Что же нам делать? При помощи чего мы можем украсить страницу сказок. Д: При помощи иллюстраций. В: Правильно. Для выполнения этого задания нам необходимо разделиться на пары. На столах лежат схемы сказок и иллюстрации к сказкам, изображённых на схемах, разрезанные на части. Чтобы оформить страницу я вам предлагаю взять одну схему на двоих и из разрезных картинок составить иллюстрации к сказке, изображённой на схеме, приклеить иллюстрацию в книжку на страничку для сказок. В: Какая сказка спряталась в схеме у Аделины и Тимофея? Д: У нас сказка «Заюшкина избушка». В: Хорошо! А какая сказка у Евы и Киры? Д: У нас сказка «Гуси - лебеди». В: Отлично! Теперь назовите свою сказку Женя и Аня? Д: У нас сказка «Три медведя». В: Замечательно. Очень хорошие иллюстрации к сказкам у вас получились. Вы молодцы сегодня замечательно потрудились и оформили Прекрасные книжки для малышей.
|
Воспитатель обращает внимание детей на корзинку, спрятанную под салфетку. Дети подписывают название страницы в книжке – малышке. Воспитатель обращает внимание детей на доску. Педагог загадывает загадки детям. Ребёнок, отгадавший загадку снимает картинку с изображением отгадки с доски. Дети проходят за столы и наклеивают картинки с отгадками на страницу в книжку. Воспитатель предлагает детям заштриховать букву в названии страницы. Музыкальное сопровождение динамической паузы. Дети рисуют музыкальные инструменты. Музыкальное сопровождение (звучит сказочная музыка) Воспитатель обращает внимание на ширму. Дети по очереди рассказывают сказку. Дети составляют иллюстрации к сказкам и наклеивают их в книжечку. | |
III. | Заключительная часть | |||
3.1 | Подведение итогов, самостоятельная деятельность детей по закреплению полученных знаний | Рефлексивно-оценочный этап В: А теперь посмотрите у нас на обложке в правом нижнем углу осталось место. Так как мы сегодня были настоящими художниками – иллюстраторами и оформляли книги, я вам предлагаю подписать свои книжки, чтобы малыши знали, чью книгу они будут читать или рассматривать. В: Положите, пожалуйста ваши книжечки в корзинку. А теперь, пора возвращаться назад в детский сад: Тук, тук, тук Тук, тук, тук Наши ушки слышат стук К возвращению готовы? В сад отправимся мы снова. В: Скажите, пожалуйста, в какой стране мы с вами сегодня побывали? Д: Мы были в стране устного народного творчества. В: Вам было интересно во время нашего путешествия? Д: Да интересно. В: А что вам больше всего запомнилось? Д: Нам запомнилось, как мы читали потешки. Д: Мне запомнились загадки. Д: Мне запомнились составление иллюстраций из картинок. В: Хорошо, а какие задания у вас вызвали затруднения? Д: Рассказ сказки по схеме. В: Молодцы вы показали очень хорошие знания. Совершили очень добрый поступок - помогли младшим друзьям. А сейчас я предлагаю вам отнести наши книжки – малышки в младшую группу. | Звучит музыка, обобщение занятия. | |
IV. | Определение перспективы дальнейшей деятельности | |||
4.1 | Добрым быть совсем не просто, Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта не пряник, не конфета. Если доброта как солнце светит, Радуются взрослые и дети. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки»
Предложен конспект занятия для младшей группы по развитию речиЦель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному фольклору на занятиях по развитию речи.Задачи:- Продолжать у...
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки»
Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному фольклору на занятиях по развитию речи....
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки»
Приобщение детей к устному народному фольклору...
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки"
Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному фольклору на занятиях по развитию речи.Задачи:- Продолжать учить детей рассказывать стихотворение вместе с педагогом.- Раз...
План-конспект занятий по развитию речи в младшей группе "Устное народное творчество"
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному фольклору на занятиях по развитию речи....
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе."Устное народное творчество"
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки» Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному фольклору на занятиях по развитию...
Конспект непосредственно - образовательной совместной деятельности по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Устное народное творчество»
Конспект по развитию речи позволит Вам как организатору и куратору образовательного процесса "построить " НОД вместе с детьми и закрепить пройденный материал по ус...