Конспект открытого занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Конспект открытого занятия в подготовительной групе на тему:«Русские народные художники-пейзажисты XIX века – И.Левитан, А.Саврасов, И.Шишкин»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx | 284.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по развитию речи
«Русские народные художники-пейзажисты XIX века – И.Левитан, А.Саврасов, И.Шишкин»
Подготовила воспитатель: Начевкина Любовь Сергеевна.
Интеграция областей: коммуникация, познание, развитие речи, социализация, художественное творчество.
Цель: приобщить детей к прекрасному миру живописи. Научить рассматривать картину, рассказывать о ее содержании, чувствовать красоту художественной репродукции картин.
Задачи: стимулировать в процессе познавательного общения детскую любознательность, стремление самостоятельно рассуждать, учить рассматривать репродукцию картин, отвечать на поставленные вопросы. Развивать связную речь, творческое воображение. Воспитывать интерес к искусству, умение чувствовать ее красоту, расширять знания о жанре изобразительного искусства – пейзаже.
Словарная работа: пейзаж, золотая нива, шедевр.
Предварительная работа: чтение литературных произведений о природе, стихов о временах года, рассматривание репродукций картин - И. Левитан «Март», «Золотая осень», А. Саврасов «Грачи прилетели», И.Шишкин «Рожь». Слушание произведений А.И.Чайковского «Времена года»
Ход.
Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в Третьяковскую галерею. Людям всегда хотелось сохранить что-то необычное, красивое, что показать детям, внукам. У нас много музеев, но есть музей, в котором собраны только картины – Третьяковская галерея.
- Как называется такой музей? - Картинная галерея.
Здесь собраны картины великих русских художников. Мы поговорим об изобразительном искусстве, о живописи, о жанре Пейзаж.
Павел Михайлович Третьяков был предпринимателем. Коллекционирование картин стало смыслом всей его жизни.
- Портрет. – Фасад.
Сегодня вы будете экскурсоводами и расскажете гостям о русском пейзаже.
- Что такое пейзаж? - На картине изображена природа, сельская, городская жизнь.
- Если видишь на картине нарисована река
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется пейзаж.
Итак, в путь!
Исаак Ильич Левитан.
- Назовите знаменитые картины Левитана. – «Март», «Золотая осень».
Исаак Ильич Левитан - знаменитый художник, родился в XIX веке. Жизнь у него была очень трудная, в юности он остался сиротой. Юноша был очень трудолюбивым и поступил в Московское художественное училище. Его девиз: «Пишите, изучайте, но главное – чувствуйте». Многие картины Левитана находятся в Третьяковской галерее. Это достояние и гордость России.
Картина «Март»
- Что изображено на картине? - Дом, лошадь, природа, деревья, снег.
- Это какой пейзаж? - Деревенский (дома с крылечками).
- Назовите основные признаки весны. – Светит яркое солнце, тает снег, снег рыхлый и мягкий, яркое голубое небо, скворечник, появились проталины.
- Какие деревья изобразил художник? – Сосны, березы, от деревьев падает тень.
- Расскажите о лошади на картине. – Лошадь отдыхает от тяжелого рабочего дня, может быть она перевозила дрова.
- Какие чувства испытываете вы, глядя на эту картину? – Весеннее настроение, радостное, светлое.
Знаменитую картину «Март» написал Левитан. Светит яркое весеннее солнышко, под его лучами тает снег, он становится рыхлым и мягким. На деревьях еще нет листочков. Крестьяне уже повесили скворечники. Лошадь, запряженная в сани, греется на солнышке. Вся природа замерла в ожидании весны.
Картина «Золотая осень»
Давайте поговорим о знаменитой картине «Золотая осень».
- Что изобразил художник? – Природу: деревья, река, село, небо.
- Какие краски использовал художник, чтобы передать красоту осеннего леса? - Багряную, желтую, красную, оранжевую, как у А.С.Пушкина «В багрец и золото одетые леса»
- Что можно сказать о траве? - Начала желтеть.
- Расскажите о реке. – Вода в реке прозрачная и чистая, отражаются прибрежные кусты.
- Что виднеется вдали? - Село, поле.
- Опишите небо.
- Какие чувства вызывает у вас эта картина?
Сила Левитана в том, что он заставляет нас всматриваться и природу и передает нам свою любовь к Родине.
На картине мы видим зеленый бугристый склон. Вода в реке прозрачная и чистая, в ней отражаются прибрежные растения. Трава начала желтеть. Березы вовсю принарядились в желтые «сарафанчики» и горят на солнышке. Вдали виднеется село и поле, на котором посеяна озимая рожь. Глядя на эту картину становится веселее и теплее на душе. Левитан изобразил во всей красе русский осенний пейзаж. Я была в Третьяковской галерее и эта картина мне очень понравилась.
- А еще природу можно изобразить в музыке, давайте представим, что мы сейчас в таком лесу и потанцуем.
- На картине осень. Дорогой наряд.
Лес, поляна, травы – золотом горят.
Стройные осинки – что за дивный стан!
Нарядились тоже в яркий сарафан.
Редкие листочки не хотят меняться,
Им придется тоже перевоплощаться.
Описала осень я вам так, слегка,
Не забудьте речку, небо, облака!
Не забудьте выразить вы к картине чувство,
Ведь достойны этого и осень и искусство.
Речкой пусть струится сочиненья речь –
Ну, а как иначе наш язык сберечь?!
Продолжаем путешествие.
Картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели».
- Что изобразил художник?
- Опишите грачей. – Шумные, крикливые, суетливые, беспокойные.
- О чем они кричат? - На крыльях весну принесли, сообщают всем, что они вестники весны.
- На что похожи гнезда? - На шапки.
Картина Ивана Ивановича Шишкина «Рожь».
Мы еще знаем великого пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина.
- Что мы видим на картине? - Рожь.
- Какая она? - Спелая, золотая, тяжелые колосья наклонились к земле.
- Что вы можете сказать о соснах? - Великаны, высокие, красивые, могучие, охраняют как богатыри наши поля, нашу Родину.
- Что такое золотая нива? - Это ветерок колышет колосья.
- Шишкин – мастер изображать мельчайшие детали. Какие вы заметили?
- А как о Шишкине говорили за границей?
Перед нами самая знаменитая картина Шишкина «Рожь». Она написана в Елабуге, в родных местах художника. На переднем плане изображена рожь. Каждый колосок наклоняется к земле. От дуновения ветерка колышется золотая нива. Ласточка летает очень низко, скоро будет дождь (по народной примете). Дорога, уходящая вдаль – это символ нелегкого крестьянского труда. Могучие, высокие, красивые сосны – это мощь и богатство русского народа, величие и красота русской земли. Шишкин писал: «Раздолье, простор, угодье. Рожь. Божья Благодать. Русское богатство». Эта картина находится в Третьяковской галерее.
Итог.
Ребята, мы сегодня мысленно побывали в Третьяковской галерее.
- Какая картина вам больше всего понравилась?
- Почему?
Что же объединяет этих великих пейзажистов-художников?
- Большая любовь к природе, к нашей необъятной Родине.
- Любить Родину – это как? - Любить родителей, любить свой край, любить природу, заботиться и беречь природу.
Спасибо, дорогие ребята, за интересное путешествие в Третьяковскую галерею.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по развитию речи на тему"Развитие речи детей с помощью театрализованной деятельности по русской народной сказке"Петушок и бобовое зернышко""(для детей средней группы)
Автор конспекта воспитатель Кочадзе Ирина Владимировна...
Конспект открытого занятия по развитию речи «Воспитание звуковой культуры речи и грамматически правильной речи в сюжетно – ролевой игре» с детьми седьмого года жизни. Тема: «На приеме у логопеда»
Цель: Упражнять детей в различении на слух и дифференциации знакомых звуков С – З. Задачи: Развивать фонематический слух и восприятие; Учить дифференцировать звуки С-З и упражнять в от...
Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)
Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...
Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы. Развитие связной речи дошкольников в условиях реализации ФГОС. Тема: «Занятие о хлебе»
Цель: сформировать у старших дошкольников представление о хлебе как о главном продукте питания....
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну"...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»
Знакомство детей с различными жанрами устного народного творчества....
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...