НОД по развитию речи «Космическая одиссея»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Хахалева Светлана Григорьевна

Конспект НОД по речевому развитию "Составление описательных рассказов в подготовительной к школе группе по теме "Космическая одиссея"
 (Фильм о проведенном занятии можно увидеть в разделе ВИДЕО)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_kosmicheskaya_odisseya.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

               Конспект НОД по речевому

                                развитию

Составление описательных рассказов в подготовительной к школе группе

                                по теме

                «Космическая одиссея»

                                                                                Подготовила:

                                                                                Хахалева С.Г.

                                            Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 30»

                                

Цель:  

 - Развивать стремление правильно, отчётливо  и красиво выражать свои мысли:

  - расширять и систематизировать знания детей о космосе;

Задачи:

        - Развивать у детей умение составлять описательные рассказы, пользуясь простыми и сложными предложениями, согласовывая существительные в роде, числе и падеже с другими частями речи;

        -развивать умение использовать в речи эпитеты, сравнения, метафоры, подбирать правильные определения к описываемому объекту;

        - формировать  умение  делать выводы,  размышлять, фантазировать, выражать своё эмоциональное отношение к описываемому объекту;

        - формировать навыки диалогической речи;

         - развивать интонационную выразительность речи:

        - развивать умение слушать и слышать,  понимать содержание речи сверстников и взрослых;

        - воспитывать стремление к познанию нового материала, желание доводить его до сведения сверстников;

        - формировать у детей своё мировоззрение по теме « Космос»:

        - воспитывать желание беречь свою планету, нести ответственность за неё в будущем:

         -  воспитывать навыки организационного поведения;

         - активизировать словарь детей по теме  « Космос»;

Предварительная работа:

        - презентации, беседы, дидактические и совестные  игры  по теме «Космос»;

         - родительские проекты: изготовление поделок  ;

Оборудование и материал:  слайды для интерактивной доски по теме «Космос»,  объёмные модели планет солнечной системы,  кроссворды для каждой команды,  маркеры, маленькое зеркало.

                          Ход занятия.

 Воспитатель:  (организационный момент)

         Заправлены в планшеты космические карты,

        Мы с вами  уточнили  в последний раз маршрут,

        Давайте – ка,  ребята, споёмте перед стартом,

         У нас ещё в запасе  почти  что пять минут.

 Дети исполняют один куплет;  

        Мы верим, друзья, караваны ракет

        Помчат нас вперёд от звезды до звезды,

        На пыльных тропинках далёких планет

        Останутся наши следы.

Вос-ль:

         Для того, чтобы остались  наши следы на тропинках планет, надо, как минимум, слетать в космос. В полёт отправляются две команды: мужская – Созвездие « Колобок» и команда девушек – Созвездие «Звёздочки», которые будут соревноваться в  во  время полёта в своих познаниях, а команда  учёных на Земле буден оценивать результаты их работ.

Участники полёта, помните: К р а с и в у ю   речь – приятно и слушать!

Приветствие команд:

Созвездие  «Звёздочки» - Если очень постараться, если очень захотеть,

                Можно на небо подняться и до Солнца долететь.

                И всерьёз, не  понарошку, познакомиться с Луной,

                Погулять на ней немножко и вернуться вновь домой!

Созвездие «Колобок» - (по ролям)

                Мне сказал конструктор главный: - Будет взлёт не очень плавный..

                 Будет  сердце, может быть,  часто в пятки уходить.

                 --Ааа…, задеру повыше пятки, вот и будет всё в порядке!

                И тогда за весь полёт сердце в пятки не уйдёт.

        Итак, уважаемые эксперты, мы можем отправляться в путь?

        Команды заняли свои места в космическом корабле (мультимедиа на интерактивной доске: космический корабль), обратный отсчёт, запуск.

        Мы в космосе  (изображение космического пространства), мы можем поделиться нашими первыми впечатлениями :  Космос – каким мы его видим?

Команды отвечают поочерёдно:

- в космосе очень холодно                                   в космосе темно, можно сказать-он  чёрный

- в нём много галактик                                           - в нём много созвездий,                              

- в нём много  чёрных дыр                              -  метеоритов и астероидов

- много комет                                         - много солнечных систем
- он бескрайний                                                                                                                                              - он бесконечный.

        Вос-ль: - Эксперты оценивают ответы, а мы продолжаем своё путешествие. Попробуем пофантазировать .. ..   Что я хочу увидеть в космосе?

Созвездие « Звёздочки»:

- Я хочу в космосе пролететь рядом с кометой и ….( импровизированный рассказ ребёнка)

……………………………………………………………………………………………………………………………………………

Созвездие «Колобок»:

- Я хочу побывать на созвездии « Ковш большой медведицы»…..(рассказ ребёнка)

……………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Оценки экспертов.

        Вос-ль:  - А наш полёт успешно проходит по нашей солнечной системе. Кстати, что такое Солнечная система?  (изображение на экране)

Созвездие  «Колобок» описывает:

        - Солнечная система состоит из Солнца, восьми планет и их спутников, и множества комет, метеоритов и астероидов.

Созвездие  « Звёздочки» сравнивает:

        - Если представить, что планета Земля – это наш дом, то Солнечная система, это наш двор.

        Вос-ль: - предлагаю вам загадку:

                                 Ну-ка, кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжёт,

                                 Не фонарь, а ярко светит, и не пекарь, а печёт!( Ответ)

 А что мы знаем о Солнце? (изображение) Короткие рассказы по плану:

1.Что это?

2.Как выглядит?

 3. Чем важно для нас соседство с Солнцем?

        Созвездие «Колобок» :  ( предположительные ответы детей)

        - Солнце - это наша звезда.  Это гигантский шар из раскалённых газов.

 Его можно сравнить с огромным костром, который никогда не гаснет.

Ещё можно сказать, что это море огня.

На поверхности Солнца часто происходят вспышки, взрывы и появляются факелы – протуберанцы.

Созвездие «Звёздочки»:

        -Без солнца не было бы жизни на земле.

 Всё, что происходит на нашей планете, связано с Солнцем – это смена дня и ночи, наступление зимы и лета.

Смотреть на солнце опасно. Можно получить ожёг глаз.

Солнце нам даёт тепло и свет.

Вос-ль:…….и посылает нам «солнечных зайчиков» . Физ-минутка.

 Оценки экспертов.

        Восль-ль:  Облетев вокруг Солнца , мы приблизились к планете, самой ближайшей к солнцу. (изображение Меркурия) Рассказы детей по плану:

        Как называется?

        Как выглядит?

        Что бы ты хотел изменить на ней!   (рассказы детей созвездия «Колобок»)

        В-ль :  Мы совершаем полёт на соседнюю планету  (изображение Венеры)  

 рассказы детей созвездия   «Звёздочки»  по тому же плану.

Оценки экспертов.

        А мы летим дальше. Мы на планете  Марс. А здесь есть жизнь. И нас встречают марсиане.

- Танец инопланетян.

        Позитивные  жители на  Марсе , да и нам пора размяться :  физ-минутка

         « На Луне жил звездочёт», он планетам вёл подсчёт:

        Меркурий – раз,  Венера – два,  три – Земля, четыре – Марс,

        Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,  семь – Уран, восьмой -  Нептун,

        Девять – дальше всех Плутон, кто не верит – выйдет вон.

        Вос-ль:    мы попали в астероидный пояс , необходимо из него выбраться.  Но как?   Ребёнок: - Может помогут космические карты…  карты-кроссворды….надо разгадать !

(у каждой команды своё задание: прочесть название планет)

        Вос-ль: Мы прочесть смогли название планет…но что это , посмотрите как они спорят между собой …  (изображение)

Модель Солнечной системы  -         Диалог Юпитера и  Сатурна   – кто из них краше и важнее..

В-ль: давайте поможем им помириться, ведь в нашей солнечной системе должен быть порядок.

        Ребёнок: - Уважаемые планеты,  вы обе очень значимы для нашей солнечной системы, у каждой из вас свои особенности .  (Краткий рассказ детей о значимости этих планет)

А мы продолжаем свой полёт –  эти планеты – соседи не скучают, а меж собой играют, присоединимся?

Уран  приготовил для гостей  интересную игру со знаками,  « Покажи правильно знак»  ( на доске р-к дотрагивается до нужного знака , остаётся только  нужный - точка , восклицательный и вопросительный)  команды выполняют поочерёдно. Предложения зачитывает вос-ль:

 - Луна – это спутник Земли?

 - Луна – это спутник Земли.

 - Ура! Мы в космосе!

 - Как ярко сияют звёзды!

 - Ковш большой медведицы – это созвездие.

 - Ковш большой медведицы – это созвездие?

- , в чём заключается игра планеты Нептун? « Найди ключевое слово»

(дети определяют ключевое слово в нескольких фразах)

выполняется поочерёдно  каждой командой

 В-ль: -  ну вот , путешествие наше подходит к завершению , эксперты наблюдают за нашей работой.

А нам пора возвращаться в наш дом.  На самую красивую планету в космическом пространстве. Пока мы в полёте, попробуем вспомнить, свои ощущения:

 - как вы считаете, мы успешно справились с заданием в полёте?

-что нам понравилось в космосе?

- кому мы помогли?

- что мы расскажем своим друзьям на Земле?

-А  как мы можем описать нашу планету?

        Есть одна планета – сад

        В этом космосе холодном.

        Только здесь леса шумят,

         Птиц скликая перелётных.

        Лишь на ней одной цветут

        Ландыши в траве зелёной,

        И стрекозы только тут

        В речку смотрят удивлённо….

        Береги свою планету -  

        Ведь другой, похожей , нету!!!

        Вос-ль: У нас есть прекрасная возможность – в этом бескрайнем космическом пространстве зажечь свою звезду. Сделаем это?  Созвездие «Звёзочки» подойдите к звездному небу (на интерактивной доске) и по очереди зажгите свою звезду.  (Так же зажигает и  созвездие «Колобок»)

Исполнение песни « Не уроните шарик!»

        А дети играют с шарами, шары улыбаются им,

        Взрослые дяди тоже играют с шариком земным.

        Дети о чём-то мечтают,  мечты машут им с высоты,

        Взрослые дяди, играя, не разбейте детские мечты…

Не уроните Шарик  - это же наш Дом!!!

Не уроните! Не уроните! А то мы упадём. (Игра с шарами, подключаются  гости)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи "Космическое путешествие"

Уважаемые коллеги. Хочу представить Вашему вниманию конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы на тему: "Космическое путешествие". Я выбрала тему о космосе, так как не смогла остать...

Образовательная игровая ситуация с элементами развития речи "Космический гость"

Конспектобразовательной игровой ситуации с элементами развития речи «Космический гость» подготовительная группа Задачи: коррекционно-образовательные: закрепить знания детей о неречевы...

Конспект ОД по развитию речи "Космическое путешествие"

Конспект ОД по развитию речи для детей с ТНР на основе разработок Н.В. Нищевой....

открытое интегрированное занятие по развитию речи " Космические планеты"

открытое занятие по развитию речи с детьми в средней группе...

Конспект открытого занятия по развитию речи «Космическое путешествие»

Задачи:Образовательные:1. Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;2. Пополнение, расширение, актив...

Конспект итогового занятия для подготовительной группы по развитию речи « Космическое путешествие в поисках азбуки».

Конспект  итогового занятия для подготовительной группы по развитию речи  « Космическое путешествие в поисках азбуки»....