Технологическая карта "Зимний лес"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Курдюкова Светлана Ивановна

Уточнять и расширять представление о времени года "Зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_1.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

по развитию речи для детей старшей группы

Тема НОД: «Зимний лес»

Цель:  Уточнить и расширить представление о времени года «Зима», о ее приметах; совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных, совершенствовать способности слогового анализа слов.

Задачи:

  1. Воспитательная: 

    - воспитывать способности сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности.

  1. Развивающая:

    - развивать зрительное внимание, восприятие, память, моторику рук, дыхание и правильный речевой выдох, координацию речи с движением.

  1. Образовательная:

    - закреплять знания о зиме и ее приметах, совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных, совершенствовать навыки слогового анализа слов.

Предполагаемые результаты:

Научить детей находить слово, от которого образованы слова, придумывать однокоренные слова, делить слово на слоги с помощью пальчикового упражнения, расширить словарь детей, развивать слуховое внимание, умение выделять отличное по смыслу слово, овладеть умением составлять форму множественного числа.

Принципы воспитания:

  1. Создание положительного эмоционального подъёма
  2. Воспитание  через  взаимодействие

Принципы обучения:

  1. Принцип наглядности
  2. Принцип доступности
  3. Принцип систематичности и последовательности
  4. Принцип сознательности
  5. Принцип научности

Методы воспитания:

  1. Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения:
  • Беседа
  1. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:
  • Создание ситуации успеха
  • Поощрение и порицание
  • Игровые ситуации

Методы обучения:

  1. По источнику получения знаний:
  • Словесные
  • Наглядные
  • Практические
  1. По дидактическим целям:
  • Методы приобретения новых знаний
  1. На основе методологии целостного подхода к деятельности:
  • Методы контроля и самоконтроля

Форма организации: фронтальная, индивидуальная

Дидактические средства:

  • Демонстрационный: мультимедийная установка.  
  • Раздаточный: пластмассовые крышки, схемы, пластиковые стаканчики с пенопластом, трубочки.

Связь НОД с другими образовательными областями:  «Познавательное»

Список литературы:

  1. Л.Г. Горькова. «Комплексные занятия по развитию дошкольников» М. 2005 -112 с.
  2. Детство: [Текст] Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.

План НОД:

  1. Организационный момент
  2. Мотивационно – целевой этап
  3. Восприятие предмета
  4. Физкультминутка
  5. Индивидуальная и практическая работа детей совместно с воспитателем
  6. Анализ детских работ
  7. Подведение итогов

Ход НОД

Конструкт совместной деятельности

Содержание деятельности

Условия, средства

1.Огранизационный момент

Задача: собрать внимание детей

     -Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в зимний лес. А для начала мы вспомним какое настроение у зимы в разное время: мы радуемся первому снегу, ёжимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.

Ответ детей: «Здравствуйте» , дети обращают внимание на воспитателя, слушаю его.

2.Мотивационно – целевой этап

Задача: смотивировать детей на дальнейшую деятельность

1 этап технологии – самоопределение к деятельности

Задача: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность у детей («хочу») ; выделить содержательную область («могу»).

     -Ребята, представьте, что вы снеговики, которые радуются снегу и морозу.

- А теперь мы грустные снеговики весной.

Молодцы! Как точно у вас получилось передать настроение снеговиков.

Ну вот теперь мы с вами отправляемся в сказочное путешествие в волшебный лес. Встали со стульчиков, закрыли глазки, кружимся, как снежинки, и говорим волшебное заклинание.

Надувают щеки, веселое выражение лица

Опустили уголок губ вниз, передали печальный взгляд.

 

3.Восптиятие предмета

Задача: создать зрительный образ, (задача относящаяся ко 2 этапу технологии)

тренировка мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация)

Посмотрите на экран там изображена картинка. Назовите, что вы увидели?

Правильно. Подумайте, от какого слова образованы слова: снежинка, снеговик, Снегурочка, снежок?

Молодцы, а кто из вас может назвать еще слова образованные от слова снег?

Все верно. Молодцы!

А кто знает, какое время года наступило?

Правильно! Теперь снова посмотрите на экран.

Рассматривание картины «В зимнем парке».

- Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

- Верно. Расскажите о земле. Как она выглядит?

- Что вы можете сказать о снеге, лежащем на земле? Какой он? Начните ответ со слова снег.

- Опишите небо. Какое оно?

- Деревья какие?

- Что еще есть на картине?

- Что делают дети?

- Как они одеты? Почему?

- Как вы думаете, детям нравится гулять в зимнем парке?

- Вы хорошо все рассказали. Я приготовила для вас следующее задание. Снова посмотрите на экран.

- Скажите мне, кого дети слепили на прогулке в парке?

- Давайте все вместе произнесем четко и прохлопаем это слово.

- А теперь произнесите это слово по очереди, прохлопывая его.

Снежинка, снеговик, Снегурочка, снежок.

От слова снег

Подснежник, снежная баба, снегопад.

Зима

Зима

Потому что везде снег

Земля вся в снегу

Белый, чистый

Голубое

Деревья голые

Горка, дети

Катаются на санках.

В теплую одежду

Да

Снеговика

Сне-го-вик (хлопают)

Самостоятельно выполняют

4.Физкультминутка

Задача: снять эмоциональное и мышечное напряжение.

 

- Давайте поиграем.

Давай, дружок, смелей, дружок,    

Кати по снегу свой снежок

Он превратится в снежный ком,    

И станет ком снеговиком

Его улыбка так светла

Два глаза, шляпа, нос, метла.                  

Но солнце припечет слегка –                  

Увы! – и нет снеговика

Идут по кругу, изображая, будто катят перед собой снежный ком.

«Рисуют» руками большой круг. .              «Рисуют» снеговика из трех комков.                    Широко улыбаются! Показывают глаза. Прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа.

Медленно приседают.                   Разводят руками, пожимают плечами.

5. Практическая индивидуальная работа детей совместно с воспитателем

Задача: закреплять ранее полученные знания по данной теме

 

    -Ну что, отдохнули, а теперь с новыми силами приступаем к работе.

Я буду называть слова. Они похожи, но одно слово отличается от других. Будьте внимательны.

- Каток, платок, каток, каток.

- Лыжи, лыжник, булыжник, лыжница, лыжня.

- Снежок, снежинка, нежный, снеговик.

Пальчиковое упражнение «Лыжники»

- Вы все верно ответили, и сейчас я превращу вас всех в лыжников. Кто такие лыжники?

- У каждого из вас на столе по две пробки – это лыжи. Указательный и средний пальцы правой руки встают в пробки «как ноги». Двигаем пальчики «как на лыжах, делая по шагу на каждый слог:

Мы едем на лыжах,

Мы мчимся с горы,

Мы любим забавы

Холодной поры!

Лыжники у вас получились отличные! Дома потренируйтесь делать это упражнение.

Упражнение «Вьюга»

-у каждого из вас на столе стаканчики с маленькими крупинками-снежинками. Снег там волшебный и не тает.

- послушайте загадку.

Кто в трубе печной завыл?

Кто ворота отворил?

Кто там воет, завывает?

Все дорожки заметает?

Кто бросает снег в лицо,

Наметает на крыльцо?

(вьюга)

- Хотите устроить вьюгу? Встаньте прямо, левой рукой поднесите стаканчик ко рту, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в стаканчик, не надувая щек. Вот так.

Понравилось?

Продолжаем путешествие по зимнему лесу.

Упражнение «Закончи предложение»

- Давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово снеговик.

Мы решили слепить…

Мы приделали нос-морковку нашему…

Мы показали соседям нашего…

Мы играли с нашим …

Мы рассказали бабушке о…

Молодцы, не ошиблись!

Ну и перед тем, как вернуться в садик нас ждет последнее задание.

Упражнение «Один много» (с мячом)

- Сейчас поиграем в мяч в игру «Один – много»

Я буду говорить вас слово в единственном числе, а вы мне будет отвечать во множественном. Например: Сосулька, а много чего? Правильно сосулек.

- снежок;

- льдинка;

- след;

- снежинка;

- снеговик;

- сугроб;

- мороз;

- метель.

Какие вы сегодня молодцы! Справились со всеми заданиями зимы.

Отвечают на вопросы.

Платок

Булыжник

Нежный

Люди, которые ездят на лыжах.

Выполняют упражнение

Выполняют упражнение 3-4 раза

Дети высказывают свое мнение

Отвечают на вопросы

…снеговика.

…снеговику.

…снеговика.

…снеговиком.

…снеговике.

Игра с мячом

Сосулек

Ловят мяч и отвечают.

6.Анализ детских работ

Задача: напомнить детям о цели и задачах НОД.

8 этап технологии - Рефлексия деятельности (итог занятия).

Задача: организовать самооценку воспитанников, их деятельности на занятии, фиксация степени соответствия поставленной цели

Вот теперь мы с вами можем возвращаться в садик. Закрываем глазки, кружимся и произносим волшебное заклинание. Открыли глазки.

- Вспомните, о чём мы говорили сегодня?

- Какие упражнения и задания выполняли??

- Что понравилось, а что не понравилось?

Ответы детей

7.Подведение итогов

Задача: подвести итог НОД, похвалить отличившихся детей

Ребята, сегодня мы с вами побывали в волшебном лесу, вспомнили, какое настроение может быть у зимы, выполнили такие упражнения как: «Лыжники», «Вьюга», «Один-много». Теперь посмотрите на столы, у каждого из вас на столе лежит смайлик. Возьмите его. Если вам понравилось наше путешествие положите смайлик в красную коробочку, если не понравилось в синюю.

Вы все сегодня поработали отлично. На этом наше занятие закончено, можете быть свободны.  

Слушают

Кладут смайлики в коробочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты тематических, фронтальных и других проверок

Данные технологические краты помогут старшему воспитателю, методисту, заведующему, педагогическому активу и т.п. организовать фронтальную или тематическую проверку образовательного процесса группы, ко...