Технологическая карта "Зимний лес"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Уточнять и расширять представление о времени года "Зима"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_1.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
по развитию речи для детей старшей группы
Тема НОД: «Зимний лес»
Цель: Уточнить и расширить представление о времени года «Зима», о ее приметах; совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных, совершенствовать способности слогового анализа слов.
Задачи:
- Воспитательная:
- воспитывать способности сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности.
- Развивающая:
- развивать зрительное внимание, восприятие, память, моторику рук, дыхание и правильный речевой выдох, координацию речи с движением.
- Образовательная:
- закреплять знания о зиме и ее приметах, совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных, совершенствовать навыки слогового анализа слов.
Предполагаемые результаты:
Научить детей находить слово, от которого образованы слова, придумывать однокоренные слова, делить слово на слоги с помощью пальчикового упражнения, расширить словарь детей, развивать слуховое внимание, умение выделять отличное по смыслу слово, овладеть умением составлять форму множественного числа.
Принципы воспитания:
- Создание положительного эмоционального подъёма
- Воспитание через взаимодействие
Принципы обучения:
- Принцип наглядности
- Принцип доступности
- Принцип систематичности и последовательности
- Принцип сознательности
- Принцип научности
Методы воспитания:
- Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения:
- Беседа
- Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:
- Создание ситуации успеха
- Поощрение и порицание
- Игровые ситуации
Методы обучения:
- По источнику получения знаний:
- Словесные
- Наглядные
- Практические
- По дидактическим целям:
- Методы приобретения новых знаний
- На основе методологии целостного подхода к деятельности:
- Методы контроля и самоконтроля
Форма организации: фронтальная, индивидуальная
Дидактические средства:
- Демонстрационный: мультимедийная установка.
- Раздаточный: пластмассовые крышки, схемы, пластиковые стаканчики с пенопластом, трубочки.
Связь НОД с другими образовательными областями: «Познавательное»
Список литературы:
- Л.Г. Горькова. «Комплексные занятия по развитию дошкольников» М. 2005 -112 с.
- Детство: [Текст] Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.
План НОД:
- Организационный момент
- Мотивационно – целевой этап
- Восприятие предмета
- Физкультминутка
- Индивидуальная и практическая работа детей совместно с воспитателем
- Анализ детских работ
- Подведение итогов
Ход НОД
Конструкт совместной деятельности | Содержание деятельности | Условия, средства |
1.Огранизационный момент Задача: собрать внимание детей | -Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в зимний лес. А для начала мы вспомним какое настроение у зимы в разное время: мы радуемся первому снегу, ёжимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду. | Ответ детей: «Здравствуйте» , дети обращают внимание на воспитателя, слушаю его. |
2.Мотивационно – целевой этап Задача: смотивировать детей на дальнейшую деятельность 1 этап технологии – самоопределение к деятельности Задача: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность у детей («хочу») ; выделить содержательную область («могу»). | -Ребята, представьте, что вы снеговики, которые радуются снегу и морозу. - А теперь мы грустные снеговики весной. Молодцы! Как точно у вас получилось передать настроение снеговиков. Ну вот теперь мы с вами отправляемся в сказочное путешествие в волшебный лес. Встали со стульчиков, закрыли глазки, кружимся, как снежинки, и говорим волшебное заклинание. | Надувают щеки, веселое выражение лица Опустили уголок губ вниз, передали печальный взгляд.
|
3.Восптиятие предмета Задача: создать зрительный образ, (задача относящаяся ко 2 этапу технологии) тренировка мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация) | Посмотрите на экран там изображена картинка. Назовите, что вы увидели? Правильно. Подумайте, от какого слова образованы слова: снежинка, снеговик, Снегурочка, снежок? Молодцы, а кто из вас может назвать еще слова образованные от слова снег? Все верно. Молодцы! А кто знает, какое время года наступило? Правильно! Теперь снова посмотрите на экран. Рассматривание картины «В зимнем парке». - Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете? - Верно. Расскажите о земле. Как она выглядит? - Что вы можете сказать о снеге, лежащем на земле? Какой он? Начните ответ со слова снег. - Опишите небо. Какое оно? - Деревья какие? - Что еще есть на картине? - Что делают дети? - Как они одеты? Почему? - Как вы думаете, детям нравится гулять в зимнем парке? - Вы хорошо все рассказали. Я приготовила для вас следующее задание. Снова посмотрите на экран. - Скажите мне, кого дети слепили на прогулке в парке? - Давайте все вместе произнесем четко и прохлопаем это слово. - А теперь произнесите это слово по очереди, прохлопывая его. | Снежинка, снеговик, Снегурочка, снежок. От слова снег Подснежник, снежная баба, снегопад. Зима Зима Потому что везде снег Земля вся в снегу Белый, чистый Голубое Деревья голые Горка, дети Катаются на санках. В теплую одежду Да Снеговика Сне-го-вик (хлопают) Самостоятельно выполняют |
4.Физкультминутка Задача: снять эмоциональное и мышечное напряжение.
| - Давайте поиграем. Давай, дружок, смелей, дружок, Кати по снегу свой снежок Он превратится в снежный ком, И станет ком снеговиком Его улыбка так светла Два глаза, шляпа, нос, метла. Но солнце припечет слегка – Увы! – и нет снеговика | Идут по кругу, изображая, будто катят перед собой снежный ком. «Рисуют» руками большой круг. . «Рисуют» снеговика из трех комков. Широко улыбаются! Показывают глаза. Прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа. Медленно приседают. Разводят руками, пожимают плечами. |
5. Практическая индивидуальная работа детей совместно с воспитателем Задача: закреплять ранее полученные знания по данной теме
| -Ну что, отдохнули, а теперь с новыми силами приступаем к работе. Я буду называть слова. Они похожи, но одно слово отличается от других. Будьте внимательны. - Каток, платок, каток, каток. - Лыжи, лыжник, булыжник, лыжница, лыжня. - Снежок, снежинка, нежный, снеговик. Пальчиковое упражнение «Лыжники» - Вы все верно ответили, и сейчас я превращу вас всех в лыжников. Кто такие лыжники? - У каждого из вас на столе по две пробки – это лыжи. Указательный и средний пальцы правой руки встают в пробки «как ноги». Двигаем пальчики «как на лыжах, делая по шагу на каждый слог: Мы едем на лыжах, Мы мчимся с горы, Мы любим забавы Холодной поры! Лыжники у вас получились отличные! Дома потренируйтесь делать это упражнение. Упражнение «Вьюга» -у каждого из вас на столе стаканчики с маленькими крупинками-снежинками. Снег там волшебный и не тает. - послушайте загадку. Кто в трубе печной завыл? Кто ворота отворил? Кто там воет, завывает? Все дорожки заметает? Кто бросает снег в лицо, Наметает на крыльцо? (вьюга) - Хотите устроить вьюгу? Встаньте прямо, левой рукой поднесите стаканчик ко рту, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в стаканчик, не надувая щек. Вот так. Понравилось? Продолжаем путешествие по зимнему лесу. Упражнение «Закончи предложение» - Давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово снеговик. Мы решили слепить… Мы приделали нос-морковку нашему… Мы показали соседям нашего… Мы играли с нашим … Мы рассказали бабушке о… Молодцы, не ошиблись! Ну и перед тем, как вернуться в садик нас ждет последнее задание. Упражнение «Один много» (с мячом) - Сейчас поиграем в мяч в игру «Один – много» Я буду говорить вас слово в единственном числе, а вы мне будет отвечать во множественном. Например: Сосулька, а много чего? Правильно сосулек. - снежок; - льдинка; - след; - снежинка; - снеговик; - сугроб; - мороз; - метель. Какие вы сегодня молодцы! Справились со всеми заданиями зимы. | Отвечают на вопросы. Платок Булыжник Нежный Люди, которые ездят на лыжах. Выполняют упражнение Выполняют упражнение 3-4 раза Дети высказывают свое мнение Отвечают на вопросы …снеговика. …снеговику. …снеговика. …снеговиком. …снеговике. Игра с мячом Сосулек Ловят мяч и отвечают. |
6.Анализ детских работ Задача: напомнить детям о цели и задачах НОД. 8 этап технологии - Рефлексия деятельности (итог занятия). Задача: организовать самооценку воспитанников, их деятельности на занятии, фиксация степени соответствия поставленной цели | Вот теперь мы с вами можем возвращаться в садик. Закрываем глазки, кружимся и произносим волшебное заклинание. Открыли глазки. - Вспомните, о чём мы говорили сегодня? - Какие упражнения и задания выполняли?? - Что понравилось, а что не понравилось? | Ответы детей |
7.Подведение итогов Задача: подвести итог НОД, похвалить отличившихся детей | Ребята, сегодня мы с вами побывали в волшебном лесу, вспомнили, какое настроение может быть у зимы, выполнили такие упражнения как: «Лыжники», «Вьюга», «Один-много». Теперь посмотрите на столы, у каждого из вас на столе лежит смайлик. Возьмите его. Если вам понравилось наше путешествие положите смайлик в красную коробочку, если не понравилось в синюю. Вы все сегодня поработали отлично. На этом наше занятие закончено, можете быть свободны. | Слушают Кладут смайлики в коробочки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологические карты тематических, фронтальных и других проверок
Данные технологические краты помогут старшему воспитателю, методисту, заведующему, педагогическому активу и т.п. организовать фронтальную или тематическую проверку образовательного процесса группы, ко...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: « Кем я хочу быть»
Технологическая карта по теме: « Кем я хочу быть»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Мама – самый верный друг»
Технологическая карта по теме: «Мама – самый верный друг»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Профессия - военный»
Технологическая карта по теме: «Профессия - военный»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Праздник вежливости»
Технологическая карта по теме: «Праздник вежливости»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Дружат люди всей земли…..»
Технологическая карта по теме: «Дружат люди всей земли…..»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Как содержать книги в чистоте и порядке» (исследовательская деятельность)
Технологическая карта по теме: «Как содержать книги в чистоте и порядке» (исследовательская деятельность)...