"Сказочные" занятия для детей младшей группы с ТНР
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме

Васина Светлана Алексеевна

Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребёнка. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову. В сказке подробно излагается схема последовательно выполняемых действий. Это важно для ребёнка, ведь чтобы усвоить связь между причиной и следствием, ему необходимо прослеживать каждый шаг от начала пути до его завершения. Комплексные занятия позволяют поиграть в сказку. Играя, ребёнок способен понять и оценить поступки героев сказки, осудить поступки отрицательных героев. В занятия включены упражнения на развитие мелкой моторики и зрительного внимания,которые необходимы детям с ОНР,  элементы математики, ритмические упражнения, зрительно-конструктивные. Но одни и теже упражнения быстро надоедают ребёнку, особенно если ему 3-4 года. Здесь на помощь и приходит сказка. Возможности сказки настолько велики, что позволяют использовать "сказочные" занятия с детьми разного возраста и с различным уровнем речевого развития. Использование русских народных сказок при условии творческого подхода к ним вызывает эмоционально положительный настрой у ребёнка, позволяет создать условия для многократного повторения одних и тех же упражнений. И превратить  занятия в увлекательную игру, что является залогом успешности в сложной коррекционной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида для детей с нарушением речи № 3 «Речецветик»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по сказке «Курочка ряба»

(Младшая речевая группа)

Разработчик: воспитатель высшей квалификационной категории

Васина Светлана Алексеевна

                                             

                                                          г. Зеленогорск, 2015 г.

Образовательные задачи: формирование умения слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него; закрепление словесного обозначения величин и навыков счёта; закрепление навыка скатывания круглых предметов из пластилина.

Коррекционно-развивающие задачи: обогащение словаря; расширение семантических полей в рамках задуманного сюжета; развитие зрительно-конструктивной деятельности, мелкой моторики.

Воспитательная задача: воспитание доброжелательного отношения и сочувствия к персонажам сказки.

Оборудование: фигурки настольного кукольного театра, перья курицы и вороны, деревянное яйцо, пластилин, картинка на которой изображены пила, молоток, топор, настоящий молоток, разрезная картинка - яйцо (из 3-х частей).

Ход: 1. Организационный момент.

 Воспитатель поёт песенку курочки: «Ко-ко-ко!», спрашивает у детей, кто их зовёт. (Курочка) Давайте вместе с ладошками скажем «ку – роч –ка».

Под мелодию песни «Я пеку, пеку, пеку» дети с ладошками поют слог «ко» на всю музыкальную фразу.

На столе – фигурки настольного кукольного театра  закрыты салфеткой.

 «Давайте посмотрим, что там под салфеткой». Воспитатель приоткрывает салфетку, дети заглядывают. Воспитатель закрывает игрушки. «Кто спрятался под салфеткой?» (дети проговаривают с хлопками). «Какая сказка пришла в гости?» (Курочка Ряба).

2. Д/и «Потерялось пёрышко» (дети сидят полукругом на ковре).

Воспитатель показывает детям пёрышки. На наборном полотне – картинка: курочка и ворона.

«Выберите пёрышко, которое потеряла курочка» (предлагаются перья вороны и курицы). Какое оно? (маленькое, пёстрое, серое, лёгкое, воздушное и т.д.) дети подкидывают перья и дуют на них.

-А кто потерял это перо? (ворона) Оно какое? (большоё, чёрное, длинное)

А у кого ещё покрыто тело пёрышками? (у гуся, у воробья и т.д.) Воспитатель вносит игрушку петуха с настоящими перьями. Дети рассматривают.

Вывод: у всех птиц тело покрыто перьями.

Курочка приглашает всех за столы.

Выкладывание сериационного ряда из перьев (от самого большого до самого маленького).

3. Двигательное упражнение.

Дети двигаются по кругу, машут «крылышками» и поют:

Вышла курочка гулять

И горошка поклевать.

- Ко-ко-ко, ко-ко-ко! (дети приседают)

Зёрнышки клевать легко! (дети стучат пальчиками по полу)

- Что любит клевать курочка? (зёрнышки, червячков). Давайте покормим курочку.

Дети катают круговыми движениями зёрнышки из пластилина

 - Сложите угощение для курочки в миску-кормушку (дети перекладывают угощение пинцетным захватом).

Воспитатель обращает внимание детей, что зёрен много, а курочка одна.

4. «Тихо-громко» (регулирование силы голоса) дети сидят на стульях.

Курочка Ряба снесла яичко не простое, а какое (золотое).

- Найдите золотое яйцо. (Воспитатель предлагает ряд из яиц). Скажите, какое оно?

(блестящее, жёлтое, красивое)

- Сколько простых яичек? (много)

- Сколько золотых? (одно)

- Что дед делал с яйцом? (Дед бил-бил, не разбил).

- Что баба делала с яйцом? (Баба била-била не разбила).

- Чем ещё можно бить?

Выберите на картинке, чем можно бить, стучать (топор, молоток, пила). Как стучит молоток? (тук-тук, громко). Послушайте, что стучит громче яйцо или молоток? (яйцо – тихо, молоток – громко). Воспитатель предлагает детям постучать тихо яичком и громко – молотком, сопровождая действия речью (тук-тук), следит за силой голоса.

5. Развитие зрительно-конструктивной деятельности.

- Что произошло с золотым яйцом? (оно разбилось).

- Что стали делать дед и баба? Как об этом говорится в сказке? (Дед плачет, баба плачет).

- Как плакал дед? Покажите. Как плакала баба? Покажите.

- Как курочка успокаивала деда и бабу. Что она сказала? (Не плач дед, не плач баба. Я снесу вам яичко не золотое, а простое).

- Давайте поможем деду и бабе? (сложить яичко из 3-х частей)

Обрадовались дед и баба. Покажите, как они обрадовались.

- Молодцы, ребята! Давайте попрощаемся с Курочкой Рябой.

Список литературы:

  1. В.А. Шарохина «Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе» М. «Прометей. Книголюб» 2001г.
  2. М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет» С-Пб «Паритет» 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение для детей младшей группы «Праздник воздушных шариков» сценарий развлечения в 1 младшей группе.

Развлечение для детей младшей группы «Праздник воздушных шариков»сценарий развлечения в 1  младшей группе. Цель: создать радостное, веселое настроение.Задачи: воспитывать активность, любозна...

Открытое занятие в младшей группе. Образовательная область «Речевое развитие». Организованная образовательная деятельность – Развитие речи. Тема: «Петушок в гостях у детей младшей группы»

Цели: Способствовать развитию речи как средства общения, развивать у детей все функции тесно связанные с речью: мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение...

Занятие по экспериментированию «Зайка в гостях у детей младшей группы». Первая младшая группа. Воспитатель Лобыкина Е.В.

развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с камнями и ватой....

Итоговое родительское собрание во второй младшей группе. «Успехи детей младшей группы».

Младший возраст – важней период в развитии вашего ребенка, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отно...

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей младшей группы по лепке (рельефной) «Бусы для мамы» II младшая группа

1.Воспитывать умение слушать стихотворение, умение сопереживать, воспитывать заботливое отношение к маме.2. Учить детей составлять целое из частей.3. Воспитывать интерес к лепке, учить налеплять на ос...